Урок: Самуил Майкапар. «Тревожная минута», «Раздумье»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

1-е занятие Программное содержание. Обогащать представления детей о разных чувствах, существующих в жизни и выраженных в музыке. Ход занятия: Самуил Майкапар родился более ста пятидесяти лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на рояле. Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах. Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую консерваторию. Стал писать, сочинять музыку, в том числе и для детей. Очень известен его детский фортепианный цикл «Бирюльки». Вслушайтесь в само звучание этого слова – оно ласковое, нежное, музыкальное. Давным-давно «Бирюльки» - была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички: чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные. П е д а г о г. Послушайте две пьесы композитора С. Майкапара. Они называются «Тревожная минута» и «Раздумье». Какой характер этих пьес, похожи ли они между собой? (Исполняет две пьесы.)
Иконка файла материала 54.docx
Самуил Майкапар. «Тревожная минута»,  «Раздумье» 1­е занятие Программное содержание. Обогащать  представления детей о разных чувствах,  существующих в жизни и выраженных в музыке. Ход занятия: Самуил Майкапар родился более ста пятидесяти  лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре  сестры, с детства занимались музыкой. Его мама  очень хорошо играла на рояле. Занятия музыкой у  мальчика начались с шести лет, а с девяти лет  Майкапар принимал участие в концертах.Когда он подрос, то поступил учиться в  Петербургскую консерваторию. Стал писать,  сочинять музыку, в том числе и для детей. Очень  известен его детский фортепианный цикл  «Бирюльки». Вслушайтесь в само звучание этого  слова – оно ласковое, нежное, музыкальное. Давным­давно «Бирюльки» ­ была любимая игра  детворы. На стол высыпались кучкой очень  маленькие вещички: чашечки, кувшинчики,  половнички и другие предметы домашней утвари.  Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные. П е д а г о г. Послушайте две пьесы композитора С. Майкапара. Они называются «Тревожная минута»  и «Раздумье». Какой характер этих пьес, похожи  ли они между собой? (Исполняет две пьесы.)Д е т и. Нет, не похожи. Первая быстрая, грустная,  а вторая тоже немного грустная, но спокойная. П е д а г о г. Да, пьесы не похожи одна на другую,  хотя обе выражают грустное настроение. Грусть  эта разная. Первая пьеса грустная и  встревоженная, беспокойная, а во второй  слышится светлая грусть, музыка задумчивая,  сосредоточенная. (Исполняет фрагменты.) Когда человек волнуется, беспокоится о чём­то, ему не  сидится на месте, хочется двигаться, его сердце  начинает биться быстрее, одна и та же мысль не  даёт покоя. Так и в этой музыке (исполняет  фрагмент пьесы «Тревожная минута») быстро  мелькают короткие отрывки мелодии, выражая  чувство тревоги, беспокойства. А в пьесе «Раздумье» какая мелодия? (Исполняет фрагмент.)Д е т и. Плавная. П е д а г о г. Послушайте обе пьесы ещё  раз. (Исполняет их.) Вот как по­разному может  звучать в музыке грустное настроение. Так же и в  жизни, бывает светлая грусть и встревоженная, и  грусть­скорбь. 2­е занятие Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности,  создающие образ, интонации музыки, близкие  речевым. Ход занятия: П е д а г о г. Вы слушали две пьесы С. Майкапара.  Они разные по содержанию, по выраженным в них  переживаниям. (Исполняет фрагменты, дети  вспоминают названия пьес.)Как вы думаете, почему эти пьесы называются  именно так? (Исполняет фрагменты.) Д е т и. Первая пьеса тревожная, быстрая, а вторая  спокойная, задумчивая. П е д а г о г. Да, в пьесе «Тревожная минута»  мелодия прерывистая, не плавная, состоит из  коротких интонаций, двух звуков (исполняет  фрагмент мелодии). Они направлены то вниз и  звучат жалобно (исполняет первые два звука  мелодии), то вверх, и тогда звучат неуверенно,  беспокойно, вопросительно (исполняет фрагмент мелодии). Эти интонации мелодии, то жалобные,  то вопросительные, чередуются и создают  встревоженный, грустно­вопросительный характер  музыки. Аккомпанемент тоже состоит из  мелькающих двух звуков, которые вторят мелодии. Он тоже звучит трепетно,встревоженно. (Исполняет фрагмент  аккомпанемента.) А почему композитор назвал вторую пьесу  «Раздумье»? Д е т и. Пьеса задумчивая. П е д а г о г. Да, в ней выражено настроение  грустного раздумья, размышления. Она  сосредоточенная, неторопливая. Интонации  музыки и интонации речи похожи. Когда человек о  чём­то вслух размышляет, он говорит медленно,  тихо, неторопливо, а когда он взволнован, речь его  быстрая, часто прерывается остановками. Так же и в музыке тревожный или задумчивый характер  создаётся разными интонациями. В первой пьесе  эти интонации жалобные, взволнованные,  беспокойная мысль тревожит человека. Втораяпьеса неторопливая, размеренная, как и спокойная  речь. (Исполняет обе пьесы.) 3­е занятие Программное содержание. Учить детей различать форму музыкальных произведений, слышать  кульминации. Ход занятия: П е д а г о г. Вспомните, когда вы слушаете сказку, то в ней всегда есть самое захватывающее место,  где её героев ожидают самые сильные  переживания. Это кульминация сказки. После неё  наступает развязка: в сказке обычно побеждает  добро. Но не всегда ­ бывают и грустные сказки. Так же и  в музыке. Если вы прислушаетесь, вы поймёте, о  чём она рассказывает, ведь в ней меняетсянастроение, повествуется о разных переживаниях,  только не словами, а звуками. Послушайте  внимательно пьесу С. Майкапара «Тревожная  минута» и скажите, меняется ли настроение  музыки. (Исполняет фрагмент.) Д е т и. В середине музыка звучит громче,  тревожнее. П е д а г о г. Да, первая и последняя части пьесы  выражают настроение взволнованное, жалобное,  тревожное. Музыка тихая и трепетная, мелодия  прерывистая… А в средней части музыка  становится настойчивой, ещё более беспокойной,  громкой. Здесь находится кульминация пьесы ­ самое  напряжённое звучание ­ настойчивый  взволнованный вопрос (исполняет  фрагмент). Музыка замедляется и даже совсемостанавливается, звучит громко, напряжённо.  (Исполняет фрагмент.) Третья часть пьесы  похожа на первую, но она короче. А как  заканчивается пьеса? (Исполняет последние  шесть тактов.) Д е т и. Страшновато, таинственно. П е д а г о г. Да, мрачные, низкие, отрывистые  звуки говорят нам о том, что тревога не  прошла. (Исполняет пьесу целиком.) А в пьесе «Раздумье» характер музыки меняется?  Сколько в ней частей? (Исполняет пьесу.) Д е т и. В начале и в конце музыка спокойная, а в  середине звучит настойчивее, громче. В пьесе три  части. П е д а г о г. Правильно, первая часть спокойная,  задумчивая, немного грустная. Прислушайтесь,мелодия повторяется дважды. Второй раз она  звучит немного по­другому, тише, вкрадчивее,  робко (исполняет фрагмент). В средней части  музыка звучит громче, настойчивее, с волнением. В этой пьесе тоже есть кульминация. Но не всегда  она бывает громкой. Она бывает и тихой, как эта.  Музыка вдруг поникает, звучит с сожалением,  грустно замирает на одном звуке. (Исполняет  фрагмент.) После кульминации возвращается  мелодия первой части. Но как она теперь  звучит? (Исполняет фрагмент.) Д е т и. Тихо, отрывисто. П е д а г о г. Музыка стала похожа на грёзу, мечту,  звучит зыбко, нежно. (Исполняет фрагмент.) А  как заканчивается пьеса? (Исполняет фрагмент.) Д е т и. Спокойно и печально.П е д а г о г. Вот так: по­разному может быть  передано грустное настроение, с тревогой или как  грустное раздумье. (Исполняет пьесы.) Вольфганг Амадей Моцарт. Тематическая  беседа­концерт П е д а г о г. Вы знаете уже несколько  произведений гениального австрийского  композитора Вольфганга Амадея Моцарта.Музыку Моцарта можно сравнить с ярким,  ослепительным солнечным лучом, так полна она  жизнелюбия и света. Вспомним «Турецкое рондо»  из сонаты № 11. Как переливается, искрится и  лучится эта музыка! (Звучит фрагмент.) Но есть у Моцарта и произведения взволнованного, скорбного, драматичного характера. Симфонию №  40 можно отнести к их числу. Как красивы и  разнообразны мелодии, которые звучат в этой  симфонии! (Звучит фрагмент четвёртой части.) Великий русский композитор Пётр Ильич  Чайковский писал, что Моцарт есть высшая точка,  до которой красота досягала в музыке. Музыкальные способности Моцарта проявились  очень рано и с такой яркостью, что его называли  чудо­ребёнком. В четыре года он играл на разных  музыкальных инструментах, в пять лет сочинял, а вшесть лет уже давал собственные концерты,  разъезжая по разным странам. Маленький Моцарт поражал слушателей своими  сочинениями, своей виртуозной игрой. У него была необыкновенная музыкальная память: он  запоминал большие концертные программы, мог  повторить только что услышанное произведение. Сначала Вольфганг Амадей Моцарт занимался у  своего отца Леопольда Моцарта, скрипача,  органиста и педагога, позже – у одного из сыновей  знаменитого Иоганна Себастьяна Баха ­ Иоганна  Кристиана Баха. С детства Моцарт учился игре на клавесине.  Клавесин ­ это старинный инструмент,  предшественник фортепиано. По виду он похож на  небольшой рояль, но с несколькими клавиатурами.  Звук у клавесина гораздо тише, мягче, чем у рояля,и не такой певучий. Он напоминает негромкое  позвякивание. Сейчас вы услышите сонату для клавесина и  флейты, которую написал Моцарт. Музыка то  праздничная, торжественная, то светлая, нежная,  то шутливая. (Звучит фрагмент первой части  сонаты Си­бемоль мажор для клавесина и  флейты.) Моцарт достиг в игре на клавесине  необыкновенного мастерства. Ещё совсем  мальчиком он играл на нём как мастер­ виртуоз. (Фрагмент звучит  повторно.)Одновременно Моцарт учился игре на  скрипке и органе, учился сочинять музыку. В его произведениях, в основном ещё по­детски  наивных, радужных и светлых, уже звучали  сильные и глубокие чувства. Послушайте, какскорбно, жалобно, печально звучит третья часть  этой сонаты ­ менуэт. Какая красивая мелодия.  Интонации её повторяются грустно, серьёзно,  строго и печально. (Звучит фрагмент третьей  части.) С трудом верится, что эту музыку написал  маленький мальчик ­ так искренни и разнообразны  переживания, выраженные в ней! В те времена существовало правило, согласно  которому прежде чем заслужить репутацию  композитора, надо было проявить себя в качестве  исполнителя. Отец Моцарта ­ Леопольд Моцарт  везёт сына в поездку по разным городам Европы ­ в Вену, Париж, Лондон. Концерты проходят с  удивительным, шумным успехом. Леопольд  Моцарт писал: «Мой мальчуган... умеет в своём  восьмилетнем возрасте всё, что можно требовать  от человека сорока лет».Во время этих блестящих гастролей и были  написаны «Шесть сонат для клавесина и флейты»,  фрагменты одной из которых вы сейчас слышали.  Это далеко не первые произведения Моцарта. Они  отличаются разнообразием настроений,  изобретательностью. Послушайте, как интересно звучит клавесин в  Рондо Ре мажор. Моцарт использует редко  применяемый у клавесина верхний регистр,  который звучит серебристо, перезвончато.  Изящная, лучистая мелодия напоминает  переливчатый звон колокольчиков. (Звучит  фрагмент Рондо Ре мажор). За свою короткую жизнь Моцарт написал  множество удивительных произведений, в которых  достиг наивысшего мастерства. Это симфонии,  сонаты, концерты, оперы.Как искрится задором, светится юмором финал  дивертисмента Ре мажор. (Звучит фрагмент.) Как торжественен и праздничен концерт для  скрипки с оркестром Ре мажор. (Звучит  фрагмент.) Несмотря на раннее блестящее признание таланта,  жизнь Моцарта была полна тревог, невзгод, прошла в бедности и нужде. Умер Вольфганг Амадей Моцарт очень рано,  совсем молодым, когда ему было всего тридцать  пять лет. Последним сочинением Моцарта был знаменитый  «Реквием» (траурное произведение для хора и  оркестра). Послушайте одну из частей «Реквиема»  ­ «Лакримоза». Лакримоза в переводе с латинского языка означает «слёзная». Это молитва, просьба о  милосердии в скорбный день. Послушайте, какжалобно поют скрипки, как строго и сурово на их  фоне звучит хор. (Звучит «Лакримоза».) Музыка Моцарта ослепляет солнечностью и  заставляет плакать людей, говорящих на разных  языках, но одинаково чувствующих красоту и  любящих музыку. Когда вы вырастете, вы  обязательно расскажете о Моцарте своим детям,  будете вместе с ними слушать его неумирающие  произведения... (Звучит фрагмент 40­й  симфонии I часть.) Музыкальный порыв1­е занятие Программное содержание. Расширять  представления детей о чувствах человека,  существующих в жизни и выражаемых в музыке. Ход занятия: П е д а г о г. В любом музыкальном произведении  выражены чувства, переживания, настроения  человека. Иногда уже само название пьесы  указывает на те или иные настроения. Например,  «Тревожная минута», «Раздумье» С. Майкапара,  «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Материнские  ласки» А. Гречанинова и многие другие. Грусть,  радость, нежность, беспокойство, тревога и другие  чувства выражены в них. Сегодня вы услышите ещёдва произведения с подобными «говорящими»  названиями. Первое написал композитор Р. Шуман, второе, С.  Прокофьев. Эти имена вам знакомы. Р. Шуман ­  немецкий композитор, дирижёр, педагог, который  жил в прошлом веке. С. Прокофьев ­ современный  русский композитор, пианист, дирижёр. Первая  пьеса называется «Порыв», вторая ­ «Раскаяние».  Что такое порыв, как бы вы объяснили это слово? Д е т и. Когда сильно дует ветер. П е д а г о г. Да, в непогоду ветер иногда налетает  внезапно, порывисто. Эти порывы могут  прекращаться и снова налетать, обрушиваться  шквалом, сметая всё на своём пути. Но Роберт  Шуман не назвал свою пьесу «Порыв ветра», а дал  ей название «Порыв». Поэтому можно думать, что  композитор подразумевал порыв в душе человека ­внезапное, сильное, резкое, пылкое проявление  какого­то чувства, горячее стремление сделать  что­то, воодушевление, подъем или смятение  чувств. Порывистость ­ это внезапная смена  настроений человека: устремлённость к чему­то,  радость, нежность или гнев. Послушайте пьесу  «Порыв» Р. Шумана и скажите, как меняется  настроение в ней. (Звучит запись.) Д е т и. Музыка взволнованная, громкая, потом  нежная, мягкая. П е д а г о г. Да, взволнованный, смятенный,  бурный, бушующий порыв сменяется то  радостным, счастливым, восторженным чувством,  то нежностью, лаской, то вновь стремительно и  яростно обрушивается шквал звуков. (Пьеса  звучит повторно.)П е д а г о г. А теперь послушаем пьесу С.  Прокофьева «Раскаяние». Что такое раскаяние? Д е т и. Когда человек жалеет о том, что совершил  плохой поступок. П е д а г о г. Да, если человек понимает, что  поступил нехорошо, и сожалеет об этом,  раскаивается, чувство вины мучает его, не даёт  покоя. В пьесе С. Прокофьева «Раскаяние»  повторяются похожие интонации, как одна и та же  неотвязная мысль. Послушайте. (Исполняет  пьесу.) Какая это музыка по настроению? Д е т и. Грустная, жалобная. П е д а г о г. Да, музыка звучит как грустное  раздумье. Послушайте пьесы «Порыв» и  «Раскаяние» ещё раз. (Исполняются  произведения.)2­е занятие Программное содержание. Учить детей различать смену настроений и их оттенки в музыке. Ход занятия: П е д а г о г. Мы говорили о том, что порыв может  быть и в природе, и в жизни человека. В природе ­  это сильный, внезапный вихрь, порыв ветра.  Душевный порыв ­ это резкая перемена  настроения, внезапно нахлынувшее сильное  чувство, устремление. Пьеса «Порыв» входит в сборник Р. Шумана  «Фантастические пьесы». Известно, что Р. Шуман  был фантазёром, выдумщиком, не случайно именно ему принадлежит создание этого сборника. Слушая эту пьесу, можно себе представить  фантастическую картину взбунтовавшейсяприроды или просто слушать, следя за сменой  чувств, настроений: стремительность и сила всё  время сменяются трепетной нежностью. Первая,  порывистая тема проходит несколько раз. При  повторениях она звучит ещё более настойчиво,  сильно, мощно. Второй раз эта мелодия появляется перед средней частью пьесы. Какой характер  средней части? (Исполняется фрагмент.) Д е т и. Спокойный, нежный, потом игривый. П е д а г о г. Правильно. Средняя часть пьесы сама  состоит из трёх частей: крайние части спокойного,  ласкового характера, а серединка ­ игривая,  шутливая, шаловливая. (Звучит фрагмент.) Но вот в конце средней части пьесы появляются  тревожные, настороженные интонации. Всё  затихает, как перед грозой, и вдруг начинают  тревожно мелькать обрывки первой порывистойтемы, всё громче, настойчивее, и вот, наконец,  возвращается (в третий раз) порывистая мелодия,  открывая третью, последнюю, часть пьесы, которая повторяет первую. (Звучит  фрагмент.) Последний раз тема­порыв появляется в самом конце пьесы, заканчивает её,  утверждается, снова налетая как вихрь ­ внезапно,  бурно и мощно. Она словно сметает мелодию,  выражающую чувство нежности, трепетности,  душевности, тепла. (Звучит пьеса.) Теперь давайте вспомним пьесу С.  Прокофьева «Раскаяние». Мы говорили о том, что  в ней выражено чувство печали, сожаления. В  музыке повторяются одни и те же интонации, но  они звучат по­разному, то в низком регистре, то  высоко, и различные оттенки настроений  сменяются в этой музыке. В начале мелодиясумрачная, сосредоточенная, сердитая, даже как  бы с чувством досады (исполняет 1­2­й такты),  одни и те же звуки повторяются по нескольку раз,  твердятся на разные лады. Музыка звучит то  задумчиво, мягко, как размышление, то  вопросительно (исполняет 3­4­й такты), то  жалобно (играет 5­6­й такты), то с  тревогой (играет 7­8­й такты), то вдруг  слышатся жалобные вздохи, печаль,  сожаление (звучат 9­10­й такты), то даже  отчаяние (исполняет 11­12­й такты), то музыка  становится тёмной и грустной (играет 15­16­й  такты, исполняет пьесу повторно). Сейчас послушайте ещё одну пьесу, в которой, как  ясно уже из названия, тоже выражено грустное  настроение. Она называется «Слеза». Написал её  великий русский композитор Модест ПетровичМусоргский. Грусть бывает разная. Какие  настроения выражены в этой пьесе? (Исполняет  её.) Д е т и. Музыка грустная, печальная, жалобная. П е д а г о г. Да. Пьеса начинается со вступления,  оканчивается заключением. Вступление звучит  грустно­задумчиво, неторопливо (исполняет  фрагмент). Как меняется настроение музыки,  сколько частей в пьесе? (Исполняет пьесу.) Д е т и. Три части. В середине музыка спокойная,  не грустная. П е д а г о г. Правильно. Средняя часть звучит как  грёза, мечта, светло, нежно и прозрачно.  Кружевная мелодия вьётся вокруг одних и тех же  звуков ­ мечтательно, задумчиво, ласково, мягко,  мило, сердечно, безмятежно. (Звучитфрагмент.) Но вот снова появляются грустные  интонации и мелодия звучит жалобно, понуро,  тоскливо. (Исполняет фрагмент.) А как  заканчивается пьеса? (Звучит заключение.) Д е т и. Не грустно, светло. П е д а г о г. В конце пьесы есть заключение. Оно  похоже на вступление, но отличается окончанием.  Вступление заканчивается неуверенно,  вопросительно, мечтательно, а заключение ­  просветлённо, успокоенно, с надеждой на то, что  грустные дни минут. После слёз у человека часто  наступает облегчение. (Исполняет вступление и  заключение, потом всю пьесу.) 3­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  таким жанром музыки, как ноктюрн.Ход занятия: П е д а г о г. Вы уже умеете различать оттенки  настроений в музыке. Мы сравнивали разные  грустные пьесы (звучат фрагменты). Сейчас послушайте пьесу великого русского  композитора Михаила Ивановича Глинки. Она  называется «Разлука». В этой пьесе есть  подзаголовок ­ «Ноктюрн». Ноктюрн – это  лирическая пьеса с певучей, песенной мелодией. В  переводе с французского языка nocturne означает  «ночной». Поэтому можно сказать, что ноктюрн ­  это ночная песня. Но песня, которая не поётся, а  играется на каком­нибудь музыкальном  инструменте, например, на фортепиано. Какое  настроение выражено в этой  музыке? (Исполняется пьеса.) Д е т и. Музыка нежная, грустная.П е д а г о г. Пьеса «Слеза» М. Мусоргского тоже  грустная. Как эти пьесы отличаются по  настроению? (Исполняются фрагменты.) Д е т и. «Слеза» печальная, а «Разлука»  взволнованная. П е д а г о г. Да. Обе пьесы начинаются со  вступления задумчивого, нежного характера. Сама  мелодия ноктюрна звучит сначала задушевно,  сердечно, грустно, но вскоре появляется волнение,  трепетность, беспокойство: одна и та же жалобная  интонация, повторяясь, поднимается выше,  становится настойчивой. Мелодия ноктюрна звучит то высоко и нежно, то в  низком регистре, тепло, задушевно, более  мужественным густым тембром, то снова  переходит в верхний регистр и звучитвзволнованно, проникновенно, горячо, с большим  чувством, ярко. (Исполняются фрагменты.) Сейчас вы познакомитесь с другим ноктюрном ­ П.  Чайковского. Вы послушаете его в двух  исполнениях: на фортепиано и в переложении для  виолончели с оркестром. Какая музыка по  характеру? (Исполняет фрагмент на  фортепиано.) Д е т и. Взволнованная, грустная. П е д а г о г. А в исполнении на виолончели с  оркестром? (Звучит запись.) Д е т и. На виолончели мелодия звучит ярче. П е д а г о г. На фортепиано ноктюрн звучит  прозрачнее, светлее, мягче, потому что мелодия  играется в более высоком регистре, нежно. А на  виолончели ­ ниже, гуще, трепетнее. Сочетаниевиолончели с оркестром создаёт другие краски.  Струнные инструменты звучат теплее, насыщеннее. Виолончель поёт низко, задушевно, тепло,  трепетно, как бы низким мужским голосом. В  средней части музыка становится светлее,  возбуждённее, быстрее. А в третьей части пьесы,  которая с некоторыми изменениями повторяет  первую, к голосу виолончели очень красиво  присоединяется флейта. Она разговаривает с  виолончелью, оплетает звучание нежными  кружевами тонкой извилистой мелодии. (Звучит  фрагмент, затем вся пьеса в двух исполнениях.) Йозеф Гайдн. Соната № 7 ре мажор1­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  сонатным циклом. Ход занятия: П е д а г о г. Вам знакомо слово соната. Сначала  оно означало «произведение для музыкального  инструмента», в отличие от вокального  произведения, которое называлось кантата. Позже  сонатой стали называть крупные музыкальные  произведения, состоящие из нескольких  завершённых частей (трёх или четырёх). Каждая из частей имеет свой характер, круг  настроений. В первой части сталкиваются разные образы,  контрастные мелодии ­ темы, которые, словно  персонажи в сказках, мирно разговаривают илиссорятся, скрашивают друг друга о чём­то. Вторая  часть медленная, часто задумчивая, печальная,  сосредоточенная. Третья бывает шутливой,  игривой, живой, блестящей. Сегодня вы услышите одну из сонат Йозефа Гайдна – известного австрийского композитора. Он жил  примерно в то же время, что и В. А. Моцарт,  дружил с ним. Музыка Гайдна тесно связана с народным  искусством Австрии. Она жизнерадостна,  добродушна, остроумна, в ней много света, юмора.  Соната № 7 ре мажор состоит из трёх частей.  Какой характер музыки в каждой части? (Звучит  соната.) Д е т и. Первая часть весёлая, радостная, вторая ­  печальная, грустная, третья ­ шутливая, озорная.2­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  сонатной формой, первой частью сонатного цикла. Ход занятия: П е д а г о г. Вы ознакомились с сонатой ре мажор  Й. Гайдна, слушали все три части. Сегодня мы  послушаем первую часть и поговорим о ней  подробнее. Первая часть сонаты состоит из трёх  разделов. В первом разделе композитор показывает нам основные темы ­ мелодии, каждая из них имеет свой характер. Этот раздел называется экспозиция, что означает ­  показ. Вы, наверное, слышали выражение:  «экспозиция картин на выставке», то есть показ  картин. В экспозиции сонаты все основные темы (а  их, как правило, четыре) предстают перед нами.Второй раздел называется разработка. В нём темы  развиваются, варьируются, разрабатываются,  сталкиваясь друг с другом. Последний, третий раздел ­ реприза повторяет  первый (экспозицию), с некоторыми изменениями.  Основные темы экспозиции называются так:  главная партия, связующая, побочная и  заключительная. Главная и побочная партии  контрастны между собой, между ними ­  связующая. Заключительная партия часто  перекликается по характеру с главной. Она  завершает экспозицию. Давайте послушаем сначала одну экспозицию  первой части сонаты и постараемся различить  характер основных тем. (Звучит экспозиция.  Педагог по ходу звучания говорит детям о  появлении той или иной темы, затем сам играеткаждую тему отдельно, дети определяют  характер музыки: главная партия (1­8­й такты)  жизнерадостная, искристая, праздничная,  звонкая; связующая партия (9­16­й такты)  торжественная, решительная, уверенная,  напористая; побочная партия (17­21­й такты)  робкая, нежная, лёгкая, лучистая;  заключительная партия (22­41­й такты)  энергичная, блестящая, бодрая, волевая. После  этого экспозиция звучит повторно.) П е д а г о г. В разработке главная партия звучит  совсем по­другому. Она теряет свою уверенность и блеск, звучит в более низком регистре, неуверенно, сумрачно, таинственно, прерывается  вопросительными, мягкими интонациями. Потом  музыка становится решительнее, настойчивее,  беспокойнее, появляется заключительная партия. Вконце разработки снова возвращается главная  партия, неуверенная, затаённая, но с наступлением  репризы словно прорывается яркий свет, который  снимает все тревоги и беспокойства, главная  партия звучит жизнерадостно, сверкая. За ней  снова проходят все темы экспозиции,  утверждается радостное, праздничное настроение. 3­е занятие Программное содержание. Познакомить детей со  второй и третьей частями сонатного цикла. Ход занятия: П е д а г о г. Сегодня вы послушаете вторую и  третью части сонаты Й. Гайдна. Скажите, какие  они по характеру? (Исполняются 2­я и 3­я  части.)Д е т и. Вторая часть медленная, грустная,  задумчивая, мрачная. Третья ­ очень весёлая,  шутливая, порхающая, забавная. П е д а г о г. Вы уже знакомы с формой рондо.  Слушали «Турецкое рондо» В. А. Моцарта. Третья  часть сонаты Й. Гайдна тоже написана в форме  рондо. Основная мелодия ­ рефрен, беспечная,  живая, игривая, стремительная несколько раз  повторяется, ей на смену приходят контрастные  эпизоды. Рефрен начинается легко,  изящно (исполняет 1­8­й такты), потом в  серединке появляется мимолётная  грусть (исполняет 9­12­й такты), и снова музыка  искрится весельем (исполняет 13­20­й такты). Рефрен появляется три раза: в начале, в середине и в конце части. Между его появлениями звучат два  эпизода. Один строится на перекличкерешительных, властных аккордов и нежной,  воздушной мелодии (исполняет 21­40­й  такты). Второй эпизод светлый, радостный,  безмятежный, в конце его музыка как будто  заблудилась, потерялась: один и тот же звук  повторяется неуверенно, затаённо, но вот снова  стремительно врывается рефрен, весело, с шуткой,  жизнерадостно, с блеском заканчивая сонату. Когда слушаешь эту прекрасную музыку,  вспоминаются строки, посвящённые русскому  композитору, пианисту­виртуозу, педагогу,  дирижёру Антону Григорьевичу Рубинштейну. Игры упоительной звуки текли. Мы в нежном восторге внимали. Все радости неба, все горе земли Те звуки в себе отражали. Пленять нас и трогать им было дано:Пред ними стихали сомненья, И было так много обид прощено И пролито слёз умиленья! О, пусть нас уносит волшебной игрой Туда, в те надзвёздные дали, Где нет ни вражды, ни тревоги земной, Ни зла, ни борьбы, ни печали! Это стихотворение написал великий князь  Константин Константинович Романов,  принадлежавший к царствующему дому,  замечательный русский поэт и музыкант. Свои  стихи он подписывал инициалами К. Р. В. А. Моцарт. Симфония № 40 соль минор1­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  жанром симфонии. Ход занятия: П е д а г о г. Вы много раз слышали 40­ю  симфонию В. А. Моцарта. Наверняка эта музыка  нравится вам. Она очень красивая, душевная,  трепетная. Недавно вы познакомились с сонатой ре мажор Й. Гайдна. Симфония ­ эта та же соната, но  написанная для оркестра. В ней несколько частей,  чаще всего четыре. Первая часть, как и соната,  пишется в сонатной форме: состоит из трёх  разделов (экспозиции, разработки и репризы). В экспозиции ­ несколько тем (главная, связующая, побочная и заключительная), которые как бы  являются «действующими лицами» илиперсонажами повествования. У каждой из них свой характер. Вторая часть симфонии ­ медленная, лирическая. Третья ­ менуэт (иногда вместо менуэта в  симфонии бывает скерцо). Четвертая часть – финал ­ быстрая, стремительная. Послушайте первую часть симфонии, постарайтесь проследить за тем, как меняется характер музыки  при появлении новых мелодий­тем. (Звучит  первая часть, педагог привлекает внимание  детей к смене настроений. Затем дети  слушают вторую, третью и четвертую части  симфонии во фрагментах и определяют  характер музыки.) 2­е занятиеПрограммное содержание. Познакомить детей с  первой частью симфонического цикла. Ход занятия: П е д а г о г. Сегодня мы послушаем первую часть  симфонии и поговорим о ней поподробнее ­ о  характере, настроениях основных мелодий и  разделов этой части. Какого характера главная  тема? (Звучит фрагмент.) Д е т и. Нежная, взволнованная. П е д а г о г. Да, трепетная, задушевная,  взволнованная, молящая тема всё время  прерывается решительными и угрожающими  интонациями. После главной звучит связующая  партия ­ настойчивая, энергичная,  активная. (Звучит фрагмент.)Побочная партия мягкая, нежная, робкая, изящная, трогательная, она звучит легко, прозрачно,  воздушно. (Звучит фрагмент.) Заключительная партия сердито, напористо  сметает этот островок нежности и покоя. Она  похожа на главную тему, но звучит более  тревожно, беспокойно, взволнованно. (Звучит  фрагмент.) Так заканчивается первый раздел сонатной формы  ­ экспозиция. Второй раздел ­ разработка. Она вся построена  только на главной теме. Но её характер всё время  меняется. То она звучит неуверенно, робко,  нерешительно, тревожно, то жалобно. Внезапно  мелодию перебивает напористая, мужественная,  решительная тема. (Звучит фрагмент.) В концеразработки жалобно мелькают интонации главной  темы, всё затихает, замирает. Начинается реприза. (Звучит фрагмент.) Реприза  похожа на экспозицию, но она ещё более  драматичная, смятенная, встревоженная. (Звучит  фрагмент.) 3­е занятие Программное содержание. Познакомить детей со  второй, третьей и четвёртой частями  симфонического цикла. Ход занятия: П е д а г о г. Как звучит вторая часть симфонии  Моцарта, какая она по  настроению? (Исполняется фрагмент.) Д е т и. Спокойная, задумчивая.П е д а г о г. Да, эта часть проникнута настроением мечтательности, она светлая, зыбкая. Третья часть симфонии ­ менуэт. Менуэт ­ это  старинный французский танец, который  исполняется маленькими шажками, церемонно, с  поклонами и приседаниями. Этот же менуэт  совсем не похож на галантный танец, он скорее  напоминает суровое шествие, звучит грозно,  встревоженно, сурово, решительно, мощно.  (Звучит фрагмент.)Средняя часть менуэта  прозрачная, безоблачная, светлая, нежная,  ласковая, воздушная (звучит фрагмент). Четвёртая часть симфонии (финал) перекликается  по настроению и по интонациям мелодий с первой  частью. Стремительная, мечущаяся тема  прерывается грозными аккордами, взволнованными и драматичными. (Звучит фрагмент.) Затемнаступает просветление, звучит лучистая, нежная  тема. (Звучит фрагмент ­ побочная партия.) И  снова музыка становится беспокойной, тревожной,  смятенной, гневной, возбуждённой. (Звучит  фрагмент заключительной партии, разработки.)Музыкальный момент 1­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  жанром музыки ­ музыкальный момент. Ход занятия: П е д а г о г. Вы знаете, что музыкальные  произведения могут быть написаны в разных  жанрах: прелюдия, ноктюрн, юмореска. Сегодня я  познакомлю вас с ещё одним музыкальным жанром  ­ музыкальный момент. Музыкальный момент ­ это  небольшая инструментальная пьеса, в которой  могут быть выражены разные переживаниячеловека: лёгкая грусть и грусть­скорбь,  взволнованность и тревога.  Впервые в музыке это название ­ музыкальный  момент ­ появилось у крупнейшего австрийского  композитора Франца Шуберта. Шуберт писал  музыку, в которой разные чувства человека  выражены с необыкновенной искренностью и  простотой. Любимый жанр Ф. Шуберта ­ песня. В  своих песнях композитор раскрывал все тонкости  души человека, его огромный внутренний мир. Одну из песен Ф. Шуберта вы уже знаете. Это  знаменитая «Ave, Maria». (Звучит фрагмент.) Ф. Шуберт создал и крупные произведения:  симфонии, увертюры, сонаты, хоры, и небольшие  пьесы для фортепиано: экспромты, вальсы,  музыкальные моменты. Любовь композитора к  песне проявилась и в том, что он умел в своихпроизведениях создавать очень красивые и  разнообразные мелодии. Ф. Шуберт учился музыке с восьми лет ­ пел в  хоре, играл на органе. Позже он преподавал,  сочинял свою замечательную музыку. Умер Ф.  Шуберт очень рано, совсем молодым человеком, в  31 год. Он умер в бедности и нищете. Но музыка  его за душевность, простоту и искренность любима людьми всего мира. Послушайте «Музыкальный момент» Ф. Шуберта  фа минор и скажите, какая музыка по  характеру. (Пьеса исполняется педагогом или  звучит в записи.) Д е т и. Шутливая, нежная, добрая. П е д а г о г. Вы услышали, какая в этой пьесе  красивая мелодия ­ изящная, танцевальная, милая,обаятельная. Она звучит то с нежной грустью, то  шутливо, то ярко, решительно, игриво, то очень  хрупко и легко. В этой музыке много украшений  (мелких, лёгких звуков), которые придают ей  утончённость и изысканность, делают её очень  красивой. (Исполняет фрагмент.) Этой пьесой  любуешься как драгоценной, тонко и с  мастерством сделанной вещью, хочется  рассматривать в ней каждый узор и завиток,  следить, как она искрится и переливается. (Звучит фрагмент, затем вся пьеса целиком.) А сейчас послушайте другой «Музыкальный  момент. Его написал русский композитор Сергей  Васильевич Рахманинов. Какая по настроению эта  пьеса? (Звучит запись.) Д е т и. Таинственная, жалобная, грустная.П е д а г о г. Да, в этом «Музыкальном моменте»  выражено чувство душевного смятения,  порывистости, безысходной печали. (Пьеса звучит повторно.) 2­е занятие Программное содержание. Учить детей  сравнивать контрастные пьесы одного жанра,  расширять представления детей о чувствах  человека. Ход занятия: П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали две  пьесы «Музыкальный момент» разных авторов ­  австрийского композитора Франца Шуберта и  русского композитора Сергея Васильевича  Рахманинова.Рахманинов ­ знаменитый русский композитор был  и великим пианистом­виртуозом. Слава о нём  разносилась по всему миру. Он давал концерты как пианист и дирижёр в России и за рубежом. С.  Рахманинов начал заниматься музыкой очень рано,  в четыре года, сначала со своей матерью, потом с  другими педагогами, он с увлечением и любовью  сочинял музыку. С. Рахманинова считают  продолжателем идей творчества П. Чайковского,  как бы его «музыкальным наследником». Его произведения, как и музыка П. Чайковского,  искренни и лиричны, в них с открытостью, ярко  выражены разные человеческие чувства. Поражает  красота и разнообразие мелодий С. Рахманинова.  Они славятся своей «бесконечностью», широтой,  похожи на русские просторы. Большое значение в  его музыке играет ритм ­ иногда чёткий, иногдасуровый и властный. Когда мы слушаем музыку С.  Рахманинова, перед глазами часто встают образы  русской природы. Неслучайно композитора  называли «Левитаном русской музыки». Его  произведения также поэтичны, как картины  замечательного русского художника И. Левитана.  Но в них, пожалуй, больше трагического и  драматичного, чем в лирических пейзажах  художника. С. Рахманинов написал много крупных  произведений: оперы, симфонии, концерты,  сонаты, кантаты для хора и оркестра. Он создал и  множество фортепианных пьес, а также романсов.  Послушайте «Музыкальный момент» № 2 ми­ бемоль минор С. Рахманинова, с которым вы  познакомились на прошлом занятии, и скажите, как меняется настроение музыки? (Звучит запись.)Д е т и. Сначала музыка нежная, грустная,  взволнованная, жалобная, а в середине ­ грозная,  страшная, мрачная и жалобная. П е д а г о г. Да, в пьесе три части. Она начинается  и заканчивается порывисто, смятенно. На фоне  таинственных, стремительно несущихся,  мелькающих, беспокойных, мятущихся звуков  мелодия жалуется, плачет, молит о чём­то. В  средней части слышны грозные, бушующие  интонации. Мощные аккорды ­ остановки  прерывают движение, звучат зловеще, неумолимо,  мятежно, гневно, как яростные порывы ветра, а  мелодия жалобно разговаривает с ними. И снова  слышится музыка первой части пьесы: на зыбком,  ажурном, обволакивающем фоне (как будто  сыплется и сыплется снег, и метель заносит всё  вокруг) трепетно и жалобно звучит мелодия. Боль,чувство печали не утихают к концу пьесы, и  мелодия по­прежнему звучит щемяще и  пронзительно горестно, жалобно, с мольбой. В  самом конце пьесы слышен отчаянный вопрос и  мрачные, грустные аккорды ­ в  ответ. (Исполняется фрагмент, затем вся пьеса  целиком.) А какого характера «Музыкальный момент» Ф.  Шуберта? (Исполняется пьеса.) Д е т и. Изящный, лёгкий, танцевальный. П е д а г о г. Как меняется характер музыки? Д е т и. В середине она звучит ярче, смелее. П е д а г о г. Средняя часть пьесы похожа на  вариации. В первой вариации мелодия звучит  звонко, игриво, беспечно (играет 11­18­й  такты), а во второй ­ ликующе, восторженно,жизнерадостно (играет 19­26­й такты). Но вот  снова появляется начальная мелодия ­ нежная,  грациозная, обаятельная, с оттенком светлой  грусти, лучистая и трогательная, добрая,  приветливая, ласкающая. Постепенно начинают  многократно повторяться отдельные интонации  мелодии, она как бы удаляется, прощается с нами,  звучит всё мягче, нежнее, неувереннее, робко,  затихает и исчезает в конце. (Звучит  фрагмент.) Эта пьеса совсем небольшая,  короткая. Музыка как бы промелькнула и исчезла. Послушайте «Музыкальный момент» Ф. Шуберта и попробуйте движениями рук передать смену  характера музыки. (Звучит пьеса.) 3­е занятиеПрограммное содержание. Учить детей  передавать характер музыки в двигательных  импровизациях. Ход занятия: П е д а г о г. Мы сравнивали с вами два  «Музыкальных момента» ­ Ф. Шуберта и С.  Рахманинова. Эти произведения, хоть и носят одно название ­ «Музыкальный момент», очень разные  по настроению. В «Музыкальном моменте» С.  Рахманинова выражена целая буря чувств ­  смятение, порыв, отчаяние, мольба, а пьеса Ф.  Шуберта ­ милая, тонкая, изящная,  танцевальная. (Исполняются пьесы, дети  высказываются о характере частей пьес.) Пьеса Ф. Шуберта танцевальная и изящная.  Давайте потанцуем под музыку, попробуем  передать в движениях её характер. (Звучит пьеса.)Тематическое занятие «Шутка» 1­е занятие Программное содержание. Учить детей различать оттенки одного настроения в пьесах с похожими  названиями: шутка, юмореска. Ход занятия: П е д а г о г. У человека может быть разное  настроение: иногда ему грустно, а иногда,  наоборот, хочется пошутить, повеселиться. Шуткаможет быть разной ­ добродушной, безобидной или задиристой, ехидной, насмешливой. Мы с вами на прошлых занятиях слушали «Шутку» И. С. Баха. Какая это музыка по  настроению? (Исполняется пьеса.) Д е т и. Весёлая, добрая, шутливая. П е д а г о г. Да, музыка эта добрая, светлая,  изящная, очень красивая. Сейчас вы послушаете  другую пьесу с похожим названием ­ «Юмореска»  П. Чайковского. Юмореска (от слова юмор) ­ это  пьеса шутливого  характера, пьеса с юмором, то  есть шутка. Давайте сравним её с «Шуткой» И. С.  Баха. Такая же она добрая и безобидная? (Звучит  запись.) Д е т и. Нет, она задиристая, дразнящая.П е д а г о г. В этой музыке чувствуется не такой  добродушный юмор, как в «Шутке» И. С. Баха. В  ней слышна насмешка, дразнящие интонации.  Музыка весёлая, задорная, игривая, бойкая, но  одновременно и поддразнивающая. Она  отрывистая, колючая, насмешливая. В ней слышны  неожиданные акценты, замедления. (Звучит  фрагмент.)А в средней части характер музыки  меняется. (Исполняется средняя часть.) Д е т и. Музыка становится немного грустной. П е д а г о г. Да, плавная, напевная мелодия  средней части звучит немного жалобно, обиженно.  Прислушайтесь, поддразнивающие интонации не  исчезают, а продолжают мелькать, как бы  разговаривают с жалобной мелодией, продолжают  её задирать, обижать, передразнивать ­ укольчатые, отрывистые. В музыке слышен диалог грустных,обиженных интонаций и  поддразнивающих. (Звучит фрагмент.) Третья часть «Юморески», как и первая ­ бойкая,  задиристая, ехидная. В конце пьесы музыка как бы  растворяется, исчезает, звучит легко,  полётно. (Звучит фрагмент.)Послушайте обе  пьесы ещё раз. (Звучит запись.) 2­е занятие Программное содержание. Учить детей различать оттенки одного настроения в пьесах с похожими  названиями: шутка, юмореска, скерцо. Ход занятия: П е д а г о г. Мы говорили с вами о том, что шутки  бывают разные: добродушные, безобидные или  задиристые, ехидные, насмешливые. Вы слушали  две пьесы с похожими названиями ­ «Шутку» И. С.Баха и «Юмореску» П. Чайковского. Они разные  по характеру: первая ­ добродушная, вторая ­  насмешливая, колкая. (Звучат фрагменты.) Сейчас вы услышите ещё одну пьесу П. И.  Чайковского. Она называется «Скерцо». Скерцо в  переводе с итальянского языка означает «шутка».  Видите, сколько разных названий пьес означают  примерно одно и то же: «Шутка», «Юмореска»,  «Скерцо». Послушайте «Скерцо» П. Чайковского и скажите, какая это шутка ­ добродушная или не  очень. (Звучит запись.) Д е т и. Музыка сердитая. П е д а г о г. Да, музыка сердитая, мчащаяся,  колючая, острая, фантастическая. А меняется ли  характер музыки? (Исполняется фрагмент  средней части.)Д е т и. Да, в середине музыка звучит очень  красиво и нежно. П е д а г о г. Мелодия средней части  необыкновенно красива: очень добрая,  мечтательная, взволнованная, грустная, просящая.  Она как бы расцветает и перепивается  разноцветными красками. Но вот опять налетают  злые силы и сметают, разрушают эту красоту,  насмехаются над ней. (Звучит «Скерцо».) Давайте сравним ещё две пьесы с одинаковым  названием «Юмореска». Одна «Юмореска»  современного русского композитора Родиона  Щедрина, другая ­ чешского композитора  Антонина Дворжака. Какой характер этих  пьес? (Звучат две «Юморески».) Д е т и. Первая озорная, а вторая добрая, нежная.П е д а г о г. Правильно. В пьесе Р. Щедрина  слышны то осторожные, вкрадчивые, шкодливые  интонации, то жёсткие, сердитые. Жёсткие,  твёрдые интонации как бы отпугивают мягкие,  крадущиеся интонации, которые исподтишка,  ластясь, затевают какое­то озорство.  Подкрадывающиеся звуки снова тихонько, но  назойливо и упрямо продолжают своё кривляние,  насмешку, озорство, пока в конце их как  назойливую муху не прихлопнул жёсткий  аккорд. (Пьеса звучит повторно.) А «Юмореска» А. Дворжака добродушная, мягкая, изящная, шутливая. Мелодия легко подпрыгивает,  порхает ­ игривая, грациозная. В средней части  музыка более напевная и ласковая. Давайте  движениями рук покажем, как меняется характер  музыки: в крайних частях пьесы движения будутострыми, короткими, а в средней ­ более  плавными, размашистыми. (Можно предложить  детям потанцевать под эту музыку.) Вот видите, как по­разному можно выразить в  музыке шутливое настроение. Шутка бывает  невинной, добродушной, лёгкой или насмешливой,  озорной. Грусть и радость в музыке, как и в жизни,  имеют разные оттенки настроений. Вольфганг Амадей Моцарт. Турецкое рондо 1­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  формой рондо.Ход занятия: П е д а г о г. Мелодия, которую вы сейчас  услышите, любима многими людьми. Она очень  известна и популярна во всем мире. «Турецкое  рондо» Вольфганга Амадея Моцарта привлекает  красотой мелодий, изяществом, блеском. В этом  произведении В. А. Моцарт изобразил удары  большого турецкого барабана, неизвестного в те  времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo alla  turca») часто звучит в виде самостоятельной пьесы, хотя написано оно было как третья часть сонаты  для фортепиано. Рондо ­ это произведение, состоящее из  нескольких частей, одна из которых, главная,  повторяется, несколько раз. Рондо в переводе с  французского языка означает «хоровод», или  движение по кругу. Основная мелодия,повторяясь, образует как бы замкнутый круг. В  промежутках между повторениями основной темы  звучит другая по характеру музыка ­ эпизод.  Эпизодов тоже может быть несколько.  Происхождение рондо связано с древними  хороводными песнями, в которых хор повторял  один и тот же припев, а солисты исполняли разные  эпизоды. «Турецкое рондо» иногда называют  «Турецким маршем» (хотя сам Моцарт так его  не назвал). Название «Турецкий марш» появилось  из­за того, что эта музыка очень ритмичная и  напоминает марш, хотя в ней чувствуется и  танцевальность. Послушайте «Турецкое рондо» Моцарта и  скажите, какая это музыка по  характеру. («Турецкое рондо» исполняется на  фортепиано или звучит в записи.)Д е т и. Музыка веселая, танцевальная, нежная,  иногда громкая, торжественная. П е д а г о г. Да, основная тема радостная, светлая,  полетная, но в рондо есть эпизод другого  характера ­ торжественный,  ликующий. (Исполняется повторно.) 2­е занятие Программное содержание. Учить детей различать трехчастную форму рефрена и эпизода, подбирать  музыкальные инструменты, соответствующие по  тембру характеру музыки (оркестровка). Ход занятия: П е д а г о г. На прошлом занятии вы  познакомились с «Турецким рондо» В. А. Моцарта. Как меняется характер музыки? (Звучит рондо.)Д е т и. Сначала музыка нежная, веселая, потом  торжественная, громкая. П е д а г о г. Основная тема (она называется  рефрен) рондо повторяется. Она чередуется с  эпизодом другого характера. В этом рондо и  основная тема, и эпизод состоят из трех частей.  Основная тема нежная, воздушная, изящная  (исполняет фрагмент). В этой теме есть серединка, которая звучит ярче, звонче,  увереннее (исполняет фрагмент, 9­16­й  такты). На каком инструменте можно сыграть  начало рондо, чтобы подчеркнуть искристый,  радостный характер музыки? Д е т и. На металлофонах, колокольчиках. П е д а г о г. А в серединке, когда музыка звучит  ярче, звонче?Д е т и. На треугольнике. П е д а г о г. Давайте сыграем вместе первую,  основную тему ­ рефрен. (Дети оркеструют  рефрен.) В этом рондо эпизод тоже состоит из трех частей.  Он начинается и заканчивается яркой,  решительной, призывной, торжественной,  праздничной мелодией, сопровождающейся  аккомпанементом, который похож на удары  турецкого барабана ­ четкие и  энергичные. (Исполняет фрагмент, 25­32­й  такты.) А середина эпизода, какого  характера? (Исполняет фрагмент, 33­56­й  такты.) Д е т и. Нежная, быстрая, игривая, легкая.Педагог. Да, мелодия эта состоит из быстрых,  стремительных, летящих звуков в непрерывном  движении. Она легкая, живая, полетная,  лучистая. (Исполняет фрагмент повторно.) Но  вот опять турецкий барабан настойчиво, сильно,  решительно сопровождает торжественную  мелодию. (Звучит фрагмент, 57­64­й такты.) Кто хочет подыграть на барабане и бубнах в такт  музыке, в начале и конце эпизода, когда звучит  торжественная мелодия? (Дети оркеструют  начало эпизода.) А в середине эпизода, на каких инструментах  можно подыграть лёгкой и воздушной мелодии? Д е т и. На колокольчиках, треугольнике. П е д а г о г. Давайте вместе сыграем эпизод. Я ­ на фортепиано, а вы сначала на барабанах и бубнах, ав середине – на колокольчиках и треугольнике.  (Дети оркеструют эпизод.) Потом первая тема ­ рефрен и эпизод ­  повторяются ещё раз, но эпизод «теряет» свою  серединку, лёгкую, воздушную, ажурную,  подвижную мелодию. Он звучит не полностью, а  только его начало (с сопровождением турецкого  барабана). Эта торжественная, праздничная  музыка как бы утверждается. Заключительная  часть рондо, которая называется кода, звучит  радостно, решительно, энергично. Подыграйте мне  на всех инструментах сразу в конце рондо. (Дети  оркеструют коду, потом все рондо целиком.) 3­е занятиеПрограммное содержание. Учить детей различать контрастные части рондо, оркестровать пьесу,  передавать характер музыки в движениях. Ход занятия: П е д а г о г. Мы говорили с вами, что рондо  произошло от древних хороводных песен, в  которых хор повторял главную тему, а солисты  исполняли разные куплеты. Давайте встанем в  круг, в хоровод. Под звучание первой, главной  темы ­ рефрена вы будете маршировать, легко и  изящно, как подсказывает вам музыка. В средней  части рефрена и в эпизоде вы будете хлопать в  ладоши ­ звонко или легко, а солисты внутри круга  будут импровизировать свои движения,  соответствующие характеру музыки. (Одни дети  двигаются под музыку, другие оркеструют  пьесу.)Людвиг ван Бетховен. Весело – грустно 1­е занятие Программное содержание. Рассказать детям о  том, что музыка передает разное настроение  людей (веселое, грустное, нежное, игривое). Ход занятия: П е д а г о г. У каждого человека может быть то  или иное настроение: весёлое или грустное,  спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе  солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ.  Поругала мама за какую­нибудь провинность или  сломалась любимая игрушка, и настроение  становится грустным, печальным.