Урок: Самый значительный жанр вокальной музыки

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки - опере как синтетическому виду искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации картин, фото.
Иконка файла материала 5.docx
Самый значительный жанр вокальной музыки Цели урока: Формировать   познавательный   интерес   к   самому   значительному   жанру   вокальной музыки ­ опере как синтетическому виду искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия    интонаций, музыкальных тем.  Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации картин, фото. Ход урока: Организационный момент: Звучит   вступление   «Рассвет   на   Москве­реке»   из   оперы   М.   Мусоргского «Хованщина». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Я открывал трепещущей рукой больших театров расписные двери…»                                                   (С. Данилов)Сообщение темы урока: ­   Не   правда   ли,   ребята,   когда   попадаешь   в   огромный,   сверкающий   огнями   зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью! Сегодня на уроке мы будем говорить об опере. Работа по теме урока, 1. Опера ­ сплав искусств. ­ Оркестранты уже настраивают инструменты. И пёстрый шум этот обещает нечто таинственное,   чудесное...   Но   вот   свет   меркнет.   Вспыхивает   рампа.   Светильники скрестили   лучи   на   бархатном   занавесе,   расшитом   золотыми   узорами.   Дирижёр взмахнул палочкой, и звуки оркестра слились в удивительную увертюру. Большинство опер начинается с увертюры (от фр. слова «ouverture» ­ открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса. Увертюра передает идейный замысел∙ оперы,   вводит   слушателей   в   эмоциональную   сферу   спектакля,   где   музыкальные темы являются основными характеристиками героев и развернутся в дальнейшем в опере в большие сцены. Занавес   медленно   поднимается,   и   мы   оказываемся   на   солнечной   площади   в испанском городе Севилье, или в Древнем Киеве на свадьбе Руслана и Людмилы, либо в тенистом саду имения Лариных, а то и вовсе на дне морском ­ каждый раз в новом, похожем на сказку мире.Мелодичная   музыка,   прекрасные   голоса,   красочные   декорации,   костюмы, сценические эффекты ­ всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за драматичной, порой трагической судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело   смеёмся   вместе   с   ними.   Воздействие   оперы   огромно.   При   всей   своей сложности она предельно доходчива. Опера не только в доступной, «зримой» форме раскрывает какое­то жизненное явление, но помогает силой музыки проникнуть в его глубину ­ мы ощущаем, какие горячие чувства, какие душевные порывы скрыты за ним. Музыка, не спрашивая  вашего  согласия, проникает  в сердца  и вызывает восторг или слезы сочувствия. Опера   ­   это   чудодейственный   сплав   многих   искусств.   И   музыка   играет   в   нём ведущую роль. Ведущую, но не исключительную. Как   в   литературе   существует   повесть,   роман,   драма,   так   и   в   музыке   есть   свои крупные   жанры   ­   оратория,   опера,   балет.   В   этом   ряду   больше   всего   связана   с литературой   опера:   во­первых,   она   обязательно   предполагает   литературный первоисточник   ­   художественное   произведение   или   специально   написанное либретто, во­вторых, большинство оперных фрагментов предназначается для пения хором,   различными   вокальными   ансамблями   или   солистами.   Таким   образом, словесный   текст,   его   содержание,   композиция   и   звучание   играют   при   создании оперы первостепенную роль.История оперы отражает все многообразие литературных образов и идей. Огромное количество великих произведений прозы и поэзии зазвучало в музыке, иногда лишь дополняющей их содержание средствами, недоступными слову, но значительно чаще ­   возносящей   их   в   область   самоценной   музыкальной   интерпретации,   дающей   им собственную жизнь в искусстве. «Пиковая дама» А. Пушкина и П. Чайковского, «Кармен» П. Мериме и Ж. Бизе, «Снегурочка»   А.   Островского   и   Н.   Римского­Корсакова   ­   вся   эта   великая литература и великая музыка существуют независимо, не вторгаясь в область друг друга, но находясь в вечном животворящем культурном диалоге. Но   для   того   чтобы   опера   состоялась,   написать   музыку   на   литературный   сюжет недостаточно.   Опера   –   синтетический   вид   искусства,   её   исполнение   ­   всегда спектакль, поэтому огромную роль в её создании приобретают театральное действие и декоративное оформление. Оперный   исполнитель   должен   быть   не   только   хорошим   певцом,   но   и   актёром   ­ недаром   с   оперой   связывали   свою   творческую   деятельность   такие   выдающиеся артисты,   как   Ф.   Шаляпин,   Л.   Собинов,   А.   Нежданова,   И.   Козловский   и   многие другие. Выдающиеся художники нередко работали над оформлением оперных декораций. Богатство образного содержания оперы, ее психологическая глубина и красочнаяизобразительность музыки, эффектность театрального представления, популярность у публики ­ все это привлекало лучшие творческие силы живописцев. Это далеко не полный перечень выдающихся имён, связанных с историей оперы, способствующих   ее   расцвету.   Занавесы,   костюмы,   декорации   ­   каждый   элемент оперного представления входил в единую художественную концепцию спектакля, наряду со словом и музыкой участвовал в создании целостного образа музыкальной драмы. 2. История оперы. Первый   музыкальный   спектакль   с   пением   был   поставлен   в   итальянском   городе Флоренция   в   1594   году.   Сюжетом   для   него   послужил   греческий   миф   о   борьбе Аполлона с чудовищем ­ змеем Пифоном; Такие представления сначала назывались музыкальной   сказкой,   потом   музыкальной   драмой.   Прошло   немало   лет,   пока   их стали именовать музыкальным произведением (opera in musica), и наконец, осталось одно слово опера (по латыни «opus») ­ деяние, труд, сочинение. Поначалу   спектакли   предназначались   только   для   придворной   знати.   Но   позже   в разных   странах   стали   открываться   музыкальные   театры,   доступные   для   более широких слоёв городского населения, и опера постепенно заняла важное место в жизни общества. 3. Что такое либретто?Прежде   всего,   композитору   необходимо   либретто.   Мы   привыкли   считать,   что либретто ­ это содержание оперы. Это не совсем точно. На самом деле либретто ­ полный   словесный   текст   музыкально­сценического   произведения.   Итальянское слово libretto означает «книжечка». Очень   часто   основой   либретто   становится   какое­либо   литературное   или драматическое   произведение.   Мы   знаем   случаи,   когда   в   качестве   либретто композитор выбирает законченное драматическое произведение. Например, опера «Каменный гость» Даргомыжского написана на полный текст Маленькой трагедии Пушкина. Но   обычно   либретто   перерабатывается   в   связи   со   спецификой   оперы.   Текст   её должен быть сжатым, лаконичным. Ведь когда слово поётся, оно звучит дольше, чем произносимое. Не может быть в опере и большого количества персонажей, как в романе,   например.   Поэтому   из   романа   чаще   всего   выбирается   какая­то   одна сюжетная   линия.   Это   сильно   изменяет   литературный   первоисточник,   но   ведь либретто – это самостоятельное произведение. Либретто   целиком   подчинено   музыке.   Либреттист   работает   под   руководством композитора, чутко прислушиваясь ко всем его замечаниям. В таком творческом контакте   создано   большой   количество   произведений.   Брат   Петра   Ильича Чайковского Модест Ильич написал либретто двух его опер: «Пиковая дама» и «Иоланта».   Над   либретто   оперы   Антона   Григорьевича   Рубинштейна   «Демон»   попоэме Лермонтова работал известный биограф и исследователь творчества поэта П. А. Висковатый. М. Глинка, обращаясь к созданию либретто «Руслана и Людмилы», сократил ряд сцен   пушкинской   поэмы,   объединил   их   в   иную   композицию.   Всем   известно прекрасное, полное поэтического очарования вступление к «Руслану и Людмиле» А. Пушкина:  У Лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том. И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом... Идёт направо ­ песнь заводит, Налево ­ сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит. Такое начало поэмы вводит читателя в волшебную атмосферу русских сказок, с их излюбленными образами и персонажами: здесь и избушка на курьих ножках, леший и русалка,   колдун   и   богатырь.   Из   этого   вступления   повествование   о   Руслане   и Людмиле выплывает эпически ­ неспешно, как неторопливый рассказ учёного кота­ сказителя, знатока старинных преданий.Опера М. Глинки тоже открывается вступлением (увертюрой). Это исключительно оркестровый эпизод, в котором не участвуют ни хор, ни солисты. Таким образом, введение в атмосферу оперы целиком возлагается на музыку. Если бы композитор полностью следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы в духе былинного повествования: в русской музыке сложилась богатая традиция   интонационности   и   ритмики   былинного   характера.   Однако   великий музыкант   решает   иначе:   с   первых   тактов   слушателя   захватывает   стремительная, ликующая мелодия: она увлекает за собой, она обещает сюжет, полный событий и приключений. Слушание увертюры из оперы «Руслан и Людмила» (фрагмент). ­   Расскажите,   что   вы   услышали? (Сначала   в   музыке   звучат   фанфары, предвосхищающие победу добра над злом. Затем звучат темы главных героев, чувствуется   некоторое   напряжение,   понятно,   что   борьба   будет   нелёгкой. Музыка   звучит   динамично,   стремительно,   увлекая   в   мир   сказочный   и волшебный.) В   музыке   увертюры   слышны   интонации,   предвосхищающие   многие   сюжетные эпизоды   оперы:   в   первоначальном   мотиве   фанфар   угадываются   звуки   будущей победы Руслана ­ затем, в финале, они снова прозвучат в торжественном хоровомапофеозе   «Слава   великим   богам!»,   однако   в   последующих   темах   содержится предсказание того, что эта победа достанется нелёгкой ценой. Столкновение сил добра и зла, динамичность музыкально­драматического действия, яркость музыкально­образных характеристик, богатство сказочно­фантастического колорита   ­   и   вместе   с   тем   веселье,   юмор,   оптимизм   ­   все   это   обещает   музыка увертюры, и все это находит затем подтверждение в опере. Произведение М. Глинки, восторженно принятое современниками (в том числе и самим А. Пушкиным), похоже на свой литературный первоисточник лишь общей сюжетной канвой. В остальном же ­ это яркое и самобытное явление музыкального искусства,   ставшее   выдающимся   именно   благодаря   музыкальному   гению   и мастерству своего создателя. 3. Лирические отступления в опере. ­   Мы   уже   говорили   о   том,   что   смысл   в   оперных   спектаклях   передаётся   через словесно­музыкальный   синтез,   в   котором   музыка   играет   очень   важную   роль, выражая подчас глубину смысла того или иного эпизода. Один из примеров ­ сцена в лесу из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», в которой Иван Сусанин, углубляясь всё дальше в дремучий лес, ведёт за собой поляков. Они ещё   не   знают,   что   с   ними   произойдет   дальше,   но   музыка   оркестровогосопровождения   в   искажённом   виде   воспроизводит   мазурку   из   второго   действия оперы, которая звучит, как зловещее предчувствие гибели врагов. Слушание. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». II действие. Фрагмент. Искажённая тема мазурки из оперы «Жизнь за царя» ­ IV действие. Фрагмент. ­   В   этом   примере   психологический   подтекст,   заключённый   в   музыкальном сопровождении, вторгаясь в драматическое действие, не замедляет его, а, наоборот, делает ещё более динамичным. Итог урока. ­ Сегодня наш урок был посвящён значительному вокально­драматическому жанру ­ опере. Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо знать для   того,   чтобы   быть   более   образованными   в   мире   музыки.   А   об   опере   мы продолжим разговор на следующем уроке. Вопросы и задания: 1. 2. Какие виды искусства объединяются в опере? 3. Как называется полный словесный текст оперы? 4. Назовите известные виды опер. В какой стране родилась опера?5. Какие произведения русских писателей легли в основу известных вам оперных  сочинений? 6. В дневнике музыкальных наблюдений (стр. 17) продолжите ряд создателей  оперного спектакля. Что может изображать хоровая музыка.Цели урока: раскрыть смысл воздействия хоровой музыки на культуру в целом и её влияние на слушателя. Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, репродукции картин. Ход урока: Организационный момент. Звучит фрагмент из симфонии № 9 Л. В. Бетховена «Ода к радости». Запись на доске: «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!»                                                                (И. Шиллер) ­ Ребята, прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку. Эти слова взяты из симфонии № 9 Л. В. Бетховена. Да­да, не удивляйтесь, именно из симфонии. Хотя симфония   ­   музыка   инструментальная,   которая   написана   для   симфонического оркестра,   но   эта   симфония   особенная:   чтобы   показать   мощь   и   единство   людей, Бетховен в заключительной части вводит хор. Девятая симфония Бетховена – величайшее произведение композитора, известное и любимое   во   всем   мире.   В   этом   отрывке   звучат   голоса   солистов   и  хор,   поющий великолепные   слова   поэтического   текста   И.   Шиллера   «Оды   к   радости».   Вполнепонятно, почему именно эта мелодия принята в настоящее время в качестве гимна Европейского Союза. Сообщение темы урока. ­ Мы продолжаем разговор о хоровом пении. Работа по теме урока. 1. Влияние духовной музыки на творчество. Обращение к церковным жанрам и текстам свидетельствовало об огромном влиянии духовной   музыки   на   светское   композиторское   творчество.   Это   влияние обнаруживало себя и в таких далёких от литургической традиции жанрах, как опера, симфония, инструментальный концерт. Звуковые образы древнерусского пения запечатлены в концертах и симфонических произведениях С.   В.   Рахманинова,   в   оперных   сценах   «Бориса   Годунова»   и «Хованщины» М. П. Мусоргского, «Псковитянки» Н. А. Римского­Корсакова. 2. Слушание музыкального произведения. Китеж   (Китеж­град,   Кидиш)   ­   мифический   чудесный   город,   который   согласно русским легендам, спасся от войск Батыя во время татаро­монгольского нашествия в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым.То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры   между   княжествами,   набеги   татар   и   болгар,   лесные   хищники   —   за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия. В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо­татары под руководством хана Батыя. Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска   на   святой   город.   Войска   шли   на   Китеж   через   лес,   а   по   пути   прорубали просеку. Вёл татар предатель Гришка Кутерьма. В тот страшный день неподалёку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан. Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!». Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелёк — он бьёт до сих пор. Монголо­татары   осадили   город.   Горожане   понимали,   что   шансов   нет.   Горстка народа против хорошо вооружённой и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее, без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли настены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролёт. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку. И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумлённых татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр. Поражённые мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведённый таинственной силой. Город   же   исчез.   Но   увидеть   его   и   даже   достичь   можно   уже   сейчас.   Человек,   в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр. Только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов. Град Китеж. Город­легенда. До сих пор множество православных христиан собирается, чтобы совершить   паломничество   на   озеро,   в   глубинах   которого   якобы   покоится легендарный город. Прошли столетия, но люди все равно стремятся сюда. Они верят в то, что Китеж стоит на дне озера, и вера их непоколебима. Легенда  неоднозначна. И люди  трактуют ее по­разному. Кто­то  утверждает,  что Китеж ушёл под воду, кто­то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.­ Откройте учебник на стр. 97, прочитайте текст. «Свою   предпоследнюю   оперу,   «Сказание   о   невидимом   граде   Китеже и   деве Февронии», сам Римский­Корсаков называл «литургической оперой». В основе ее сюжета   лежат   древние   сказания   о   чудесном   спасении   града   Китежа   от нашествия татар ­ погружении его под воды озера Светлояр, а также сказание о Петре и Февронии Муромских. В музыке оперы слышны отзвуки и интонации обиходных   песнопений,   молитв,   духовных   стихов,   слышен   перезвон   церковных колоколов. С   жанрами   и   звуковыми   образами   православной   службы   связаны драматургически важные моменты оперы ­ молитва Февронии «Боже, сотвори невидим Китеж град», звон колоколов церквей отражённого в озере невидимого града. Неторопливо, скорее, по законам литургии, чем по законам театрального спектакля   развивается   действие   оперы.   Все   это   произвело   сильнейшее впечатление   на   современников,   поражённых   христианской   поэтикой   оперного творения Римского­Корсакова» ­ так описывает исследователь древнерусского певческого искусства Ю. Артамонова образные истоки одной из вершин русской оперной классики – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского­Корсакова.­ Как называл Н. А. Римский­Корсаков свою предпоследнюю оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»? (Н.А. Римский­Корсаков называл свою оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» литургической.) ­ Что лежит в основе её сюжета? (В основе сюжета этой оперы лежат древние сказания о чудесном спасении города Китежа от нашествия татар, благодаря погружению   под   воды   озера   Светлояр.   Вся   музыка   этой   оперы   как   будто пропитана   интонациями   духовных   песнопений,   звоном   колоколов,   молитв, духовных стихов. Само действие оперы развивается скорее по законам литургии, нежели театрального спектакля.) Слушание. Н. А. Римский­Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Оркестровой переход ко II­й картине ­ Вхождение в невидимый град. Звон успенский. Райские птицы. Далее проводится беседа о прослушанной музыке. ­ Зарубежная хоровая музыка также в значительной степени выросла из церковного пения.   Отличие   ее   от   хоровой   русской   музыки,   очевидное   даже   для неподготовленного слушателя, проистекает из очень многих причин, прежде всего ­ из различия между православной верой и католической. Каждая традиция в течение многих веков выработала свои собственные взгляды на церковную службу, на архитектуру храмов, на отношение к тексту, на музыкальныеи   певческие   правила...   Особенностью   зарубежной   культовой   музыки   является   её инструментальное сопровождение, в то время как православная певческая культура носит строго вокальный характер. Первым  церковным инструментом был орган, поддерживающий  хоровое пение, а затем,   начиная   с   эпохи   Возрождения,   ввели   инструментальное   ансамблевое сопровождение. Развитие хоровой музыки долгое время протекало в неразрывной связи с текстами Священных писаний – Библии и Евангелия. Величайшие мастера хоровой музыки И. С. Бах, О. Мессиан, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Брамс ­ видели в христианских идеях средоточие всей мудрости и всей нравственности человечества,   вечную   непрерывающуюся   жизнь   духа.   Страницы   их   хоровых сочинений озарены светом высокой веры, музыка устремлена ввысь, подобно линиям собора. Такая устремлённость церковного искусства, его освобождённость от всего житейского, суетного составляет главный смысл христианской культуры, которая учит   человека   ценить   и   любить   как   высший   дар   эту   способность   своей   души   к воспарению. 3. Работа с учебником.­   Прочитайте   стихотворение   Максимилиана   Волошина   на   стр.   99,   рассмотрите фотографию   внутреннего   вида   собора   Сен­Шапель   в   Париже,   рассмотрите репродукцию картины Клода Моне «Руанский собор в полдень». Плавны, как пение хора, Прочь от земли и огней Высятся дуги собора К светлым пространствам ночей... В горний простор, без усилья Взвились громады камней... Птичьи упругие крылья ­ Крылья у старых церквей. «Хорал»   ­   немецкое   слово,   означающее   хоровое   песнопение.   Мелодии   хоралов отличаются простотой и строгостью, намеренной обезличенностью, объективностью. Тексты были взяты в основном из Библии и во всей Европе пелись на латыни. Послушайте хорал Оливье Мессиана ­ выдающегося французского композитора, с именем которого связаны прекрасные страницы духовной музыки. Слушание. Оливье Мессиан. Хорал «Святой праздник». Фрагмент. Художественные   возможности   хоровой   музыки   огромны.   Она   породила   такие глубокие и сложные в образно­содержательном плане жанры, как месса, страсти,кантата, оратория. В них выражен огромный диапазон художественных образов ­ христианская вера и природа, человеческая личность и драматичность судьбы. Хор   напоминает   совершенный   многоголосный   инструмент.   Ему   доступны   все средства   музыкальной   выразительности.   Хоровое   звучание   может   передать тончайшие   оттенки   чувств,   воплощённых   в   музыке,   способно   нарисовать живописные музыкальные картины. По   своей   манере   пения   хоровые   коллективы   отличаются   друг   от   друга.   Хоры, исполняющие   классическую   музыку   и   современные   произведения,   поют «прикрытым», «округленным» звуком. Народные хоры поют в особой манере, так называемым «открытым» звуком (показ). Хор присутствует и в опере, которая никогда не обходится без массовых сцен. В зависимости   от  сюжета, темы,  сцены  хор проявляет  себя   по­разному.  Он может звучать как многоголосная лирическая песня, например хор «Улетай на крыльях ветра»   из   оперы   Александра   Порфирьевича   Бородина   «Князь   Игорь»,   как торжественный гимн ­ в опере «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки (хор «Славься»). Иногда   хор   становится   выразителем   больших   идей.   Известна   роль   хора   в   опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», которым сам композитор дал определение народных музыкальных драм. Потрясающие по силевоздействия   хоровые   сцены   у   Мусоргского   не   только   насыщены   действием,   они достоверны, зримы, реальны. Ни в каком другом искусстве нет возможности так достоверно,   зримо,   реально   выразить   характер,   силу,   самобытность   народа,   его историю и эпос и так же легко обрисовать слепоту и глупость толпы. 4. Выразительные возможности хоровой музыки. ­   Шло   время,   и   хоровая   музыка   обретала   всё   более   самостоятельную   роль. Композиторы открывали новые возможности хоровой выразительности, связанные не   только   с   церковной   службой,   как   в   духовной   музыке,   и   не   только   с драматургическим   развитием   сюжета   и   характеристикой   образов,   как   в   опере. Выразительные   возможности   хоровой   музыки   стали   развиваться   и   в   том направлении, которое связывалось с усилением её изобразительных средств: ведь изначально   хоровая   музыка   таила   в   себе   богатый   запас   изобразительных возможностей. Каковы эти возможности? Прежде всего, отметим соборное звуковое пространство, подвластное хоровому звучанию: пространство собора для церковного пения или пространство   природы   ­   для   народного.   Такое   пространство   заполняется   не сплошным потоком звучания: в этом потоке различаются регистры и тембры, низкие голоса и высокие, громкие звуки и тихие.Иногда к хору присоединяется орган или оркестр, и тогда тембровое и регистровое «содержание» становится ещё более многомерным. Наконец, важнейшую роль в хоровой музыке играют особенности распевания текста. Синхронное   произнесение   слов   различными   голосами   или   несинхронное,   как   бы размывающее смысл текста,­ эти приёмы всегда отражали замысел произведения, служили либо смысловым, либо изобразительным целям. Давайте посмотрим, как характер хоровой музыки отражает содержание поэтического текста. Поёт зима ­ аукает Поёт зима ­ аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою