Урок "Семья и семейные ценности" ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс
Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
23.02.2018
Тема "Семьи и семейных ценностей" является актуальной для учащихся. На данном уроке раскрываются основные ценности семьи. На уроке используется беседа,работа с учебником, работа с притчей. на уроке проводится и практическая работа с учениками в виде анкетирования. учащиеся знакомятся с праздниками, посвященными семье.
урок семья и семейные ценности.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тагильская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока по предмету
« Основы религиозных культур и светской этики»
модуля «Основы светской этики»
Тема:
«Семья и семейные ценности»
Учитель начальных классов и ОРКСЭ
Мингалева Наталья Александровна Цели урока: 1 Формирование понятия семья и семейные ценности
с. Тагильское, 2017 г.
2 Способствовать формированию представления о роли семьи в жизни
человека
Задачи:
Предметные:
Формировать у учащихся знание смысла понятий «семья», «члены семьи», «семейные
ценности».
Метапредметные:
Познавательные УДД.
Извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её.
Строить речевое высказывание в устной форме.
Делать выводы на основе анализа объектов.
Определять ключевые слова текста.
Регулятивные УДД.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УДД.
Слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Грамотно оформлять свои мысли в устной форме.
Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты.
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила
поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т.д.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Методы обучения: объяснительноиллюстративный
Оборудование: слайдовая презентация, карточкизадания, видеоролик «Гимн семьи»,
песня «Мама, папа и я» Ход урока
1 Орг момент. Звучит музыка. Психологический настрой.
Учитель: Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Вы чувствуете солнечное тепло?
Подарим свои улыбки друг другу.
Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.
2. Определение темы урока.
Учитель: Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Ктото маму, ктото папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думатьто не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна
Учитель: Сегодня поговорим про самых дорогих для нас людей. Про тех, кто несмотря ни
на что готов прийти к нам на помощь, про тех, кто любит и ценит нас больше всего на
свете, про тех, кто заботится о нашем здоровье и кому мы обязаны своей жизнью. Мы
поговорим о семье, о некоторых слагаемых семейного счастья и благополучия. «Мы
семья». Семья – это школа любви взрослых и детей. В семье люди становятся личностями,
особенными и неповторимыми..
А что же такое семья? Как вы понимаете значение этого слова? (близкие, родные люди)
Упражнение «Ассоциация».
У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
СЕМЬЯ (хором)!
Если семья – это постройка, то какая..
Если семья – это цвет, то какой… Если семья – это музыка, то какая…
Если семья – это геометрическая фигура, то какая…
Если семья – это название фильма, то какое…
Если семья – это настроение, то какое…
В словаре Ожегова Сергея Ивановича я прочитала, что Семьяэто группа живущих
вместе близких родственников.
Работа по учебнику:
Прочитайте на с 38 в первом абзаце, что такое семья.
А сейчас хочу рассказать вам притчу.
Когдато жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали.
Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а
иногда коечто из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели
на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом
блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными.
Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на
пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только
тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску.Теперь он должен был есть из неё.
Както раз, когда родители сидели за столом , в комнату вошёл их четырёхлетний сын с
куском дерева в руках.
Что ты хочешь сделать? спросил отец.
Деревянную кормушку, ответил малыш. Из неё папа с мамой будут кушать, когда я
вырасту.
О чём поведала вам притча? Какой вывод вы сделали?
Вывод: Главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь,
вырастили и воспитали нас. Родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая
старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети
учатся у своих родителей отношению к старшим.
Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам
плохо, трудно, кто нас выслушает, защитит, поможет, даст совет, успокоит? (Семья) Это
самые близкие и родные люди. Они никогда не предадут. С ними мы радуемся и
грустим, трудимся и отдыхаем. В любой ситуации родные люди никогда от нас не
отвернутся.
Прослушаем песню « Мама, папа и я»
3. Работа по теме урока.
Кого мы относим к семье? (Бабушек, дедушек, маму, папу, детей)
Настоящая семья обязательно имеет законы и традиции. Назовите те качества человека,
которые очень важны для человека, а воспитываются именно в семье. (Ответы детей)
У вас на партах лежат карточки, на которых записаны положительные и отрицательные
качества человека. Вы должны их определить. (работа в парах.)
(Карточки: грубость, уважение, доброта, терпение, любовь, зависть, отзывчивость,
верность, ненависть, взаимопомощь.) Делаем вывод: Что должно быть в настоящей семье? (дети зачитывают положительные
качества)
Всё это называют одним словосочетанием: Семейные ценности. Мы не рождаемся с ними,
их нельзя купить, их можно только привнести в семью и беречь. Семейные ценности – это
то, на чем держится семья.
Перед вами лежат ладошки. (индивидуальная работа)
Задание: опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? В каждый пальчик
необходимо вписать слова характеристики.
Учитель: Посмотрите на доску. На ней силуэт дома, символ семейного очага, ведь
недаром говорят: моя семья – моя крепость. Теперь вам необходимо выйти зачитать о
своей семьей и прикрепить свою ладошку.
4. Физкультминутка.
Давайте и мы с вами немного отдохнем.
1,2,3,4,5,
Начинаю я считать.
Мама, папа, брат, сестра,
А мизинчик – это я!
5 Работа с пословицами.
Семья в куче – не страшна туча.
Дети не в тягость, а в радость.
Дом вести – не рукавом трясти.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
6 Анкетирование (приложение 1)
Какие традиции существуют в вашей семье? (ответы детей)
Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени вместе.
Заботиться о престарелых людях – одна из замечательных традиций в наших семьях.
Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.
Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
Кроме этого, существуют даты в нашей стране, направленные на укрепление в обществе
семейных ценностей. Какие?
Это символ какого праздника? (на доске ромашка)
Праздник День семьи и верности. Символ праздника РОМАШКА
Международный день семей отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1993 года.
Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.
День семьи и верности.
Отмечается с 2008 года 8 июля.
Дню семьи был написан гимн. Прослушаем его.
7 Рефлексия.
– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?
– Ответили ли мы на главный вопрос урока?
– Что для каждого из вас –семья? Что на свете всего дороже? (семья)
Что значит семья? (это семь я)
Без кого не может быть она? (без папы, мамы и меня)
А чем она скреплена? (любовью, заботой, теплом)
8 Домашнее задание: (на выбор)
написать родословную
нарисовать свою семью
Составьте семейные заповеди
9 Итог урока.
Учитель: Итак, семья – это общечеловеческая ценность, именно в ней формируются
взаимоотношения детей и родителей. И только тепло наших душ поможет создать дом
мечты для семьи, где будут жить счастливо. Очень важно, чтобы каждое утро начиналось с
хорошего настроения.
Список используемой литературы:
1Учебник: «Основы светской этики»Москва «Просвещение», 2010.
Сайты интернета:
http://nsportal.ru/nachalnayashkola/orkse/2014/11/02/konspekturokaorksepotemesemya
semeynyetsennosti
http://globuss24.ru/doc/metodicheskarazrabotkaurokapokursuorksyav4klassetsennosti
rodaisemyi
https://infourok.ru/material.html?mid=189832
http://easyen.ru/load/orkseh/mirov/osnovy_mirovykh_religioznykh_kultur/295108552 АНКЕТА :
Перечислите всех членов семьи, живущих вместе с вами
Приложение 1
мама
папа
брат
сестра
бабушка
дедушка
тётя
дядя
Какие семейные традиции вы соблюдаете?
Посещение кино, театра, концертов
Дни поминовения усопших
Дни рождения
Религиозные обряды (посещения церкви, посты, праздники . . )
Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 1 мая, 9 мая . . )
Интеллектуальные конкурсы, викторины
Совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу
Школьные праздники
Отметьте, какими увлечениями вы занимаетесь вместе с родителями
Чтение книг
Домашнее животное (уход, дрессировка)
Живопись, рисование
Шахматы
Коллекционирование
Рыбалка
Спорт
Шитьё, вышивка, вязание
Сочинение стихов. сказок, рассказов
Какой труд объединяет вашу семью ?
Общего труда нет, у каждого свое дело
Уборка квартиры
Работа в саду, на даче
Ремонт квартиры
Уход за маленьким ребёнком
Уход за домашними животными
Собираете ли вы семейные советы для того, чтобы:
Обсуждать проблемы воспитания детей
Обсуждать покупки членов семьи
Распределять работу по дому, ответственность
Планировать отпуск
Распределить бюджет семьи
Урок "Семья и семейные ценности" ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс
Урок "Семья и семейные ценности" ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс
Урок "Семья и семейные ценности" ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс
Урок "Семья и семейные ценности" ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс
Урок "Семья и семейные ценности" ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс
Урок "Семья и семейные ценности" ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс
Урок "Семья и семейные ценности" ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс
Урок "Семья и семейные ценности" ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.