Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Причастие»
Оценка 4.9

Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Причастие»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
15.09.2017
Урок систематизации и обобщения знаний и умений  по теме «Причастие»
Раздел: Морфология. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, практического применения изученного. Форма проведения урока: урок-путешествие. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная работа. Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный видеопроектор, мультимедийная презентация, выполненная в программе Power Point, электронные дидактические материалы, раздаточные материалы, конверты с заданиями, индивидуальные и групповые карточки-оценки.Выбор форм урока – фронтальная, групповая, индивидуальная работа. Исследовательская деятельность в группах, самопроверка, взаиморпроверка – соответствуют темпераменту обучающихся и требованиям новых образовательных стандартов. Основной путь обучения средствами субъективизации – включение обучающихся в творческую деятельность, становление школьника как субъекта обучения. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, практического применения изученного, главный этап – систематизация знаний на основе системно-деятельностного подхода.
Конспект урока для публикации.docx
© Королева Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ № 14» Тема:  Урок систематизации и обобщения знаний и умений  по теме «Причастие» (2часа). Цели урока:  Создание условий для развития навыков работы с различными источниками информации с целью отбора     необходимого   материала,     самостоятельного   мышления   в   условиях   фронтальной, индивидуальной и групповой работы;  формирование  практических   умений   использовать   полученные   знания   по   теме   «Причастие» (умение находить причастия, образовывать причастия от глаголов, отличать причастия от имён прилагательных, образовывать разные формы причастий, решать тестовые задания);  воспитание  уважительного   отношения   к   мнению   других,   собранности,   чёткости   действий   в процессе работы. Задачи:   содействовать   формированию   и   развитию   учебно­информационных   и   исследовательских навыков у учащихся; развивать умение давать самооценку своей деятельности; самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе; Воспитывать   нравственные   качества:   чувство   товарищества,   деликатность,   дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, практического применения изученного. Форма проведения урока: урок­путешествие. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная работа. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, конверты с заданиями, индивидуальные и групповые карточки­оценки. Класс разделён на 3 однородные группы, которые в процессе урока соревнуются между собой. Каждая группа выбирает капитана, который предоставляет учителю итог работы своей группы. Каждая группа за правильный ответ получает карточку­оценку «Велосипед» (приложение 1). Ребята, правильно выполнившие задание, получают карточку­оценку «Медведя» (приложение 1). В конце   урока   количество   карточек   подсчитывается,     и   на   основании   результата   выставляются отметки за урок.             Планируемые результаты обучения: познавательные   УУД:    самостоятельное   выделение   и   формулирование   познавательной   цели, осознанное   и   произвольное   построение     речевого   высказывания   в   устной   форме,   структурирование знаний; личностные УУД: осознать необходимость употребления причастий в речи; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность, лидерские качества; коммуникативные   УУД:  планирование   учебного   сотрудничества   с   учителем   и   сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения. умение общаться и взаимодействовать друг с другом;          регулятивные УУД:   целеполагание, планирование своей деятельности под руководством учителя; оценка  результатов  своей  работы   и  работы   одноклассников,   работа  в  соответствии   с  поставленной задачей,   сравнение   полученных   результатов   с   ожидаемыми;   умение   обрабатывать   информацию   и ранжировать ее по указанным основаниям;   формировать коммуникативную компетенцию; рефлексия 1 © Королева Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ № 14» способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Материально­техническое оснащение: компьютер, мультимедийный видеопроектор, электронная  презентация, выполненная в программе Power Point, электронные дидактические материалы,  раздаточные материалы. Ход урока I. Вступительное слово учителя. ­ Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок.  Самоопределение деятельности.  ­ Догадайтесь, чем мы сегодня будем заниматься, чему научимся на уроке? ­  Я приглашаю вас в путешествие (слайд 2), но путешествие не простое, а сказочное. И  путешествовать мы будем по государству… Причастие (слайд 3). Давайте посмотрим на карту этой загадочной страны. Впереди нас ждут испытания. Посмотрите, 7 замков висят на воротах  7 городов. Нам предстоит открыть замки этих городов, а для этого нужно заработать 7  золотых ключей. Ребята, как вы думаете, какие задания нужно выполнить, чтобы получить  ключи? Конечно, раз это государство Причастие, то и задания будут направлены на отработку  ваших знаний и умений по теме «Причастие». Вы готовы к путешествию? Тогда вперед! В  добрый путь!  II. Станция 1 – Таможня (слайд 4). При въезде в любую страну люди должны обязательно пройти таможенный досмотр. Нам  также предстоит этот досмотр, чтобы проверить, готовы  ли мы совершить путешествие. Испытание № 1  (фронтальный опрос) – Продолжите фразу: 1) Причастие – это особая форма  глагола, обозначающая… 2) Причастия отвечают на вопросы … 3) Причастия бывают ….      4)  Причастия изменяются по … Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием, значит знаете особенности причастия как  части речи. Но на этом испытания не заканчиваются, они только начинаются. Испытание № 2  (слайд 5) (групповая работа) ­  От данных глаголов образуйте причастия,  определите вид, время. Глаголы: Бегать, смеяться, сделать, бросить, нарисовать  Испытание № 3 (слайд 6) (групповая работа) ­ Распределите слова в два столбика. Объясните  свой выбор. Слова: маленький, летящий, крупный, поющий, крутящийся, тенистая,  холодный, морозный, желтеющий, упавший.  Мы успешно прошли таможенный контроль и заработали первый ключ (слайд 7). Давайте  поаплодируем себе! Впереди нас ждут другие города. Вперёд! III. Станция 2 – Город падежных окончаний (слайд 8). Испытание № 1  (фронтальный опрос) ­ Как определить, какая гласная пишется в падежном  окончании причастия? Испытание № 2 (слайд 9 – 10) (индивидуальная работа) – Выполните тест (приложение 2). Испытание № 3 (слайд 11) (групповая работа) ­ Просклоняйте причастия, выделите        в них окончания. 1 группа: строящийся дом. 2 группа: набегающий прибой. 3 группа: сияющая  лазурь.   В наших руках уже второй золотой ключик! (слайд 12) Аплодисменты! Нас ждёт третий город! IV.    Станция 3 – Город причастных оборотов (слайд 13). Испытание № 1 – Продолжите фразу: причастным оборотом называется…. Испытание № 2 (слайд 14) (индивидуальная работа) ­ Подберите к причастию зависимые  2 © Королева Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ № 14» слова. Кто быстрее?  Рассказанная (кем?) ……………    Распустившиеся (когда?) …………. Летящий по (чему? где?) …………. Лежавший на (чём? где?) …………. Заросший (чем?) ……………… Испытание № 3 (слайд 15) (групповая работа) ­ Распределите словосочетания в два столбика.  Объясните свой выбор. Переданное сообщение; похищенные разведчиками; готовящееся нападение; рассекреченная шпионка; рисующий схему; связанный из шерсти. Испытание № 4 (слайд 16) (индивидуальная работа) – Найдите предложения с причастным  оборотом  (приложение 3). Испытание № 5 (слайд 17) (индивидуальная работа) ­ Расставьте знаки препинания в  предложении. Составьте схему данного предложения. От рощи протянувшейся вдалеке узкой полосой веяло прохладой. Испытание № 6 (слайд 18) (индивидуальная работа) ­   Какая из предложенных схем  соответствует данному предложению? Облака, гонимые ветром, быстро неслись по небу. a) |x|, |прич. об.|, б)  |прич. об| |x| IV. Вот и третий ключ у нас! (слайд 19) Молодцы!  Наше путешествие продолжается! Станция 4 – Город действительных причастий (слайд 20). Повторим. Какие причастия называются действительными, а какие страдательными? Чем они  отличаются? Испытание № 1 (слайд 21 ­ 22) (индивидуальная работа) – Тест (приложение 4). Испытание № 2 (слайд 23) (групповая работа) ­ От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Глаголы: смотреть, дремать, гадать, знать. Испытание № 3  (слайд 24) (групповая работа) ­ Найдите в данных словосочетаниях  действительные причастия настоящего времени, выделите в них суффиксы, вставьте гласную.   Знач..щийся в списках Муч..мый жаждой Трепещ..щий листок У нас уже 4 ключа (слайд 25). Большая часть пути позади. Пора и отдохнуть (перемена или  физминутка). Ожида..мая встреча Завис..щий от природы V.   Станция 5 – Город страдательных причастий (слайд 26). Испытание № 1 (слайд 26 ­ 27)  ­ Фронтальный опрос. Испытание № 2 (слайд 28) (групповая работа) ­ От данных глаголов образуйте страдательные  причастия настоящего и прошедшего времени. Глаголы: избирать, создать, заказать, углубить. Испытание № 3 (слайд 29) (групповая работа) ­ От полных причастий образуйте краткие  причастия мужского, женского и среднего рода. 1 группа Собранный Затоптанный Сожжённый Найденный   2 группа Освобождённый Освещённый   Закопанный 3 группа Выброшенный Купленный  Засушенный   3 VI. © Королева Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ № 14» Оставленный  Связанный Мы заработали пятый ключ! Ура! (слайд 30). Сколько нам осталось посетить городов? Как вы  думаете, ребята, как будут называться следующие города? Что мы еще не повторили? Правильно. И следующий город – Город суффиксов причастий. Станция 6 – Город суффиксов причастий (слайд 31). Испытание № 1 (слайд 31) ­ Фронтальный опрос.  Испытание № 2 (слайд 32) (индивидуальная работа) – Запишите под диктовку, выделите  суффиксы, объясните написание –Н­ и –НН­  Собранный урожай, рассеянные семена, вареное яйцо, книга напечатана, выжженная  степь, моченое яблоко, подрезанные деревья, некошеный луг, письмо отправлено,  раненый боец. Испытание № 3 (слайд 33 – 34) (групповая работа) ­ Превратите Н в НН при помощи  приставок. Образец:      Жареная – пережаренная   1 группа: точёный, кручёный, мочёный, тушёный, солёный 2 группа: пареный, давленый, званый, крашеный, вязаный 3 группа: сушёный, печёный, кошеный, золочёный, толчёный Мы справились с очередными испытаниями. Сколько ключей у нас ключей? Правильно – шесть (слайд 35). Остался последний город на нашем пути и называется он ­  Город Отрицания  (слайд 36). VII. Станция 7 – Город Отрицания.  А почему он так называется? Потому что частица НЕ отрицательная. А еще есть приставка НЕ ­ , которая придаёт слову оттенок отрицания. Давайте вспомним правило, когда НЕ с  причастиями пишется слитно, а когда раздельно. Испытание № 1 (слайд 37) (индивидуальная работа) ­ Соедините с частицей НЕ те причастия,  которые нужно писать слитно. (Не) Скошенные луга. (Не) Кошеная трава. (Не) Тронутые  краской осени папоротники. (Не) Покрытая крыша двора.  Испытание № 2 (слайд 38) (индивидуально­групповая работа) – Карточки с тестовыми  заданиями.  1 группа 1. В каком случае НЕ пишется раздельно? а) (не) исчерпаемый оптимизм; б) совершенно (не) мыслимая история; в) ещё (не) распустившийся бутон; г) кекс (не) пропечён 2. В каком предложении НЕ с причастием или прилагательным пишется раздельно? а) Если я по звуку голоса слышу, что лает пёс нисколько (не) обозлённый, то иду без всякого  колебания. б) Окружали меня люди (не) образованные, равнодушные. в) Большая граммофонная труба, отродясь (не) выданная солдатом, веселила его душу. 3. В каком предложении НЕ с причастием или прилагательным пишется раздельно? а) В громадном большинстве это были честные, но взбалмошные и (не) серьёзные люди. б) И что слёз льётся за этими запорами (не) видимых и (не) слышимых! в) Он, (не) позволяющий себе даже малого недомогания, вдруг заболел тяжело и грозно. 2 группа 1. В каком случае НЕ пишется раздельно? а) (не) заинтересованы этим предложением; 4 © Королева Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ № 14» б) наше (не) отъемлемое право; в) едва (не) успевший; г) (не) выполнивший обязательств 2. В каком предложении НЕ с причастием или прилагательным пишется раздельно? а) Её (не) мигающие крыжовниковые глаза жили как бы сами по себе, обещая что­то новое,  неиспытанное. б) Вошёл человек (не) определённых лет. в) Черты его лица были мелкими, (не) отражающими всю сложность его души. 3. В каком предложении Не с причастием или прилагательным пишется раздельно? а) Кипучая, могучая, никем (не) победимая, страна моя, Москва моя, ты самая любимая. б) (Не) искренние слова как спутанные волосы, распутать их – непосильное дело. в) (Не) умный побеждает в состязании – ловкий. 3 группа 1. В каком случае НЕ пишется раздельно? а) (не) выразимый словами восторг; б) ничего (не) выражающее лицо; в) преступление (не) раскрыто; г) отнюдь (не) мытые фрукты. 2. В каком предложении НЕ с причастием или прилагательным пишется раздельно? а) Занятие себе Савка выбрал особенное, ни от кого (не) зависящее. б) Солнце (не) греющее, но яркое холодно смотрело с высоты. в) Я чувствовал почти (не) удержимое желание схватить зверя. 3. В каком предложении НЕ с причастием или прилагательным пишется раздельно? а) (Не) весёлое ли это занятие – разыгрывать друзей? б) Человек, (не) умеющий говорить, кулаком пугает. в) Как тяжело ходить среди людей и притворяться непогибшим и об игре трагических страстей ещё (не) жившим. А вот и последний, седьмой, ключ! (слайд 39) Мы выдержали все испытания, освободили все  города. Честь нам и хвала! Но посмотрите, что нас ждёт впереди? А впереди нас ждёт в гости  ещё одно государство – Деепричастие. А теперь давайте подведём итоги, посчитаем  количество заработанных картинок­оценок. VIII. Подведение итогов. Рефлексия (слайд 39 ­ 40). Самооценка деятельности.  Оценка  деятельности капитанов команд, подведение  итогов   работы своей группы.  ­ Что сегодня мы с вами повторяли на уроке? Что запомнили самое интересное? ­  Как полученные  знания смогут пригодиться в жизни? Домашнее задание (на карточках) (приложение 5) 1. Слово учителя: ­ Пока мы с вами путешествовали, в государство Причастие, как и в наш город, пришла осень.  Поэтому для домашнего задания я предлагаю вам осенний текст. Откройте последний конверт, в нём вы найдете карточки с домашним заданием.  И текст, с которым вам предстоит  тщательно поработать дома, называется «Осенний закат». Прочитайте внимательно задания. 2. Разбор домашнего задания. 3. Слово учителя:  ­ На этом наш урок заканчивается. Всем спасибо за увлекательное путешествие.   До новых встреч.           5 © Королева Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ № 14» Приложение 1 6 © Королева Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ № 14» Тест Приложение 2 1. Буква Е пропущена в слове: a) боровш…гося (силача); b) c)  лающ…м (собакам);  строящ…яся (деревня) 2. Буква И пропущена в слове: a) запутавш…йся (бабочке); b) проснувш…мся (детям); c) колющ…м (предметом) Найдите предложения с причастным оборотом Приложение 3 a) Воздух похолодал, но над скошенным лугом ещё висит благоухание срезанных и увядающих  трав. 7 © Королева Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ № 14» b) Путникам надоела бесконечно тянувшаяся степь. c) От рощи протянувшейся вдалеке узкой полосой веяло прохладой. Тест  Приложение 4 ­н­ (­нн­), ­ен­ (­енн­), ­т ­вш­, ­ш­ ­ем­ (­ом­), ­им­ ­ущ­ ­(ющ­), ­ащ­ (­ящ­)  1. Действительные причастия прошедшего времени имеют суффиксы: a) b) c) d) 2. Действительные причастия настоящего времени имеют суффиксы: a) b) c) d) ­ущ­ ­(ющ­), ­ащ­ (­ящ­)  ­н­ (­нн­), ­ен­ (­енн­), ­т ­вш­, ­ш­ ­ем­ (­ом­), ­им­ Приложение 5 Домашнее задание 1. Расставьте в тексте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, выберите  правильный вариант написания.  Осе(н,нн)ий закат. П..ляна окруж..(н,нн)ая с трёх сторон лесом а с сев..ра ог..роже(н,нн)ая увалом к..залась зелен..ю ч..ш..ей.   Меж..   зубч..тыми   вершинами   залёных   а(л,лл)ей   плавился   закат.   В   промытом   дождём пр..хвач..(н,нн)ом первыми утре(н,нн)иками воздухе (не)дрожало н.. одной пылинки. Осе(н,нн)яя пышн..сть   и   ярк..сть   зелени   всюду   уд..вительно   соч..тались   с   весе(н,нн)ей   чист..той   красок   что бывает только на горных склонах в благ..датные солн..чные годы да в северных местах. От закатного отсвета всё прин..ло тёплый, телесный о(т,тт)енок. Серая выт..пта(н,нн)ая пл..щадка перед холмом, там где сх..дились три дороги была смугл..й и ласк..в..й. (Г. Николаева) 2. В каждой группе найди слово, помещённое туда по ошибке. Номер этого слова отметь в квадрате. Причастия 1. пр..хваче(н,нн)ый;  2. благ..датный; 3. окружё(н,нн)ый Прилагательные 1. промытый;   2. закатный; 3. телесный 8

Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений  по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений  по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений  по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений  по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений  по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений  по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений  по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений  по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Причастие»

Урок систематизации и обобщения знаний и умений  по теме «Причастие»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2017