Урок: Сказочный мир Анатолия Лядова

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыкальная судьба А. К. Лядова поначалу складывалась очень счастливо: он родился 29 апреля 1855 г. в семье потомственных музыкантов. Отец и дед его были дирижёрами, отец ещё и композитором. Авторитет папы как оперного дирижёра (он был капельмейстером Русской оперы в Петербурге, дирижёром симфонических концертов) был очень велик. Даже М. И. Глинка в некоторых вопросах советовался с ним. Избрание профессии музыканта для Анатолия и его семьи было делом решённым. Отец ещё в раннем детстве заметил большое дарование сына.
Иконка файла материала 8.docx
Сказочный мир Анатолия Лядова Музыкальная судьба А. К. Лядова поначалу  складывалась очень счастливо: он родился 29  апреля 1855 г. в семье потомственных музыкантов.  Отец и дед его были дирижёрами, отец ещё и  композитором. Авторитет папы как оперного  дирижёра (он был капельмейстером Русской оперы в Петербурге, дирижёром симфонических  концертов) был очень велик. Даже М. И. Глинка в  некоторых вопросах советовался с ним. Избрание  профессии музыканта для Анатолия и его семьи  было делом решённым. Отец ещё в раннем детстве  заметил большое дарование сына. В 15 лет Анатолий Лядов поступил в  консерваторию. Он был зачислен на стипендиюимени Константина Лядова (своего отца),  учреждённую артистами Русской оперы. Анатолий начал заниматься по классам  фортепиано, теории и композиции. В числе его  учителей ­ Н. А. Римский­Корсаков. Для формирования его таланта большую роль  сыграло общение с М. А. Балакиревым, А. П.  Бородиным, М. П. Мусоргским, высоко  оценившими его дарование. М. П. Мусоргский  писал: «Появился новый, несомненный и русский  талант». А молодому «таланту» в то время было  только восемнадцать лет. Первыми опусами  молодого композитора были четыре романса, а  также циклы фортепианных пьес «Бирюльки» и  «Арабески», которые сразу же стали известны в  кругу музыкантов. Но учение в консерватории не  было гладким.Дарование А. К. Лядова было велико. Его педагог  Н. А. Римский­Корсаков считал его «несказанно  талантливым», но нерадивым студентом. О А. К.  Лядове рассказывали, что, когда он жил в доме  своей сестры, он сам просил не кормить его  обедом, пока он не выполнит консерваторские  задания. Занятия он посещал плохо. И вот зимой  1876 г. «за непосещение занятий» его исключили из консерватории вместе с его другом ­ талантливым  пианистом Г. О. Дютшем. Когда молодые люди  пришли к Н. А. Римскому­Корсакову домой с  просьбой о восстановлении и обещанием  заниматься, профессор остался непреклонен: «Я  был непоколебим и отказался наотрез. Откуда,  спрашивается, напал на меня такой бесстрастный  формализм? Конечно, Лядова и Дютша следовало  принять как блудных сынов ... Но я этого несделал. Утешаться можно разве тем, что все к  лучшему на этом свете, ­ и Дютш, и Лядов стали  впоследствии моими друзьями». Исключение из консерватории было тяжёлым  ударом для А. К. Лядова. Но через два года его  восстановили. Представленная на экзамен кантата  поправилась Художественному совету. И ему  присудили малую золотую медаль и диплом  свободного художника. Сразу после этого  двадцати­трёхлетний композитор был зачислен в  состав преподавателей консерватории. Среди учеников А. К. Лядова были Н. Я.  Мясковский, С. С. Прокофьев, С. М. Майкапар и  др. Знаменитые педагогические афоризмы  передавались учениками «по наследству» от  старших к младшим. «Слух ведь мыслит,развивайте слуховое мышление», «Надо быть  аристократом чувств и вкусов», ­ так он говорил  ученикам. Вы тоже запомните эти слова и  постарайтесь им следовать. Конечно, не все его  ученики были так талантливы, как перечисленные. И работа в консерватории отнимала много сил и  энергии. Но он не мог оставить её и полностью  посвятить себя творчеству. В поэтическом  «Послании к другу» А. К. Лядов со свойственным  ему юмором, но и с некоторой грустью писал: Уж лето красное промчалось! Так дни за днями и бегут ... Недолго жить мне здесь осталось ­ Опять за ненавистный труд. Чтоб обучать девиц, мальчишек, Терпенья должен быть излишек, А я устал уже давноТвердить год целый все одно. Как жалок тот, кто поясняет Глухому звук, слепому цвет. Ей­богу, в этом проку нет! Лишь время попусту теряет. К такому делу еду я ­ Печальная судьба моя. В Санкт­Петербурге А. К. Лядов познакомился с  М. П. Беляевым и примкнул к новому  многочисленному художественному объединению ­ Беляевскому кружку. Значение композиторов  Беляевского содружества заключалось не только в  их новых творческих достижениях, но и в  огромной просветительской работе, укреплявшей в России высокий музыкальный профессионализм. Как говорил Н. А. Римский­Корсаков, «кружок  Балакирева соответствовал периоду «бури инатиска» в развитии русской музыки, кружок М. П. Беляева ­ периоду спокойного шествия вперёд». В эти годы А. К. Лядовым создано огромное  количество фортепианных миниатюр, программные пьесы «Багатель», «Музыкальная табакерка», «Про старину» и др., «Детские песни», обработки  народных песен. Одна из лучших миниатюр А. К. Лядова  «Музыкальная табакерка». С каким остроумием  композитор подражает в ней звучанию  игрушечного заводного инструмента. Автор дал  миниатюре единственное обозначение:  «automaticamente», то есть «автоматично».  Ритмическое однообразие, повторность  незатейливого вальса, «стеклянная» звучность,  тонко подмеченные типичные для «музыкальногоящика» форшлаги и трели передают особый  механический характер музыки. «И как это у вас так мило в «Табакерке», когда  вдруг что­то крякнет или чихнёт вверху! Ах, как  мило, ах, как комично и грациозно!» ­ писал В. В.  Стасов Лядову после исполнения «Табакерки» в  авторской редакции для небольшого  инструментального состава. Очень характерна для А. К. Лядова пьеса «Про  старину». Уже при первых звуках возникает образ  древнерусского певца Баяна. В гусельном  перезвоне ­ немного изменённая подлинно  народная мелодия «Подуй, подуй, непогодушка».  Позднее А. К. Лядов переложил эту пьесу для  симфонического оркестра и предпослал эпиграф  из «Слова о полку Игореве»: «Поведём же, братия, сказанье от времён Владимировых древних».Революционные события 1905 г. всколыхнули и  его. В знак протеста против увольнения Н. А.  Римского­Корсакова А. К. Лядов и А. К. Глазунов  покинули консерваторию. На вынужденный уход из Московской консерватории С. И. Танеева А. К.  Лядов откликнулся «открытым письмом» в газете:  «Дорогой Сергей Иванович! С глубоким  сожалением я узнал из газет, что Вы вынуждены  оставить Московскую консерваторию. Но я не Вас  жалел, мне жаль консерваторию, которая в лице  Вас потеряла незаменимого профессора, чудного  музыканта и светлого, чистого человека, всегда  готового неослабно стоять за правду. Вы ­ золотая  страница Московской консерватории, и ничья рука не в состоянии её вырвать. Глубоко уважающий  Вас Ан. Лядов».В. В. Стасов, узнав об этом, в восхищении писал:  «Милый Лядушка, только вчера узнал я Ваше  письмо к С. И. Танееву в «Руси». Вы меня чёрт  знает, как восхитили. Вот это ­ люди, вот это ­  художники». Лишь после избрания директором А.  К. Глазунова и возвращения Н. А. Римского­ Корсакова вернулся в консерваторию и А. К.  Лядов. 1900­е гг. были периодом огромного творческого  расцвета композитора. В этот период он создал  симфонический цикл «Восемь русских народных  песен для оркестра» и замечательные программные миниатюры «Баба –Яга», «Волшебное озеро»,  «Кикимора». В них выразились поиски  композитора идеала в искусстве неземном. Сказка  ­ вот тот «просвет» в другую жизнь, манивший  художника, уводивший от обыденного в мечту.«Сказочные картинки», как композитор назвал эти  произведения, ­ одночастные симфонические  пьесы. Яркая живописность, «картинность»  замысла обусловили красочность всех  выразительных средств. «Кикимора» имеет программу: «Живёт, растёт  Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра  до вечера тешит Кикимору Кот­баюн ­ говорит  сказки заморские. Со вечера до бела света качают  Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора.  Тонешенька, чернёшенька та Кикимора, а голова­ то у ней малым­малёшенька, со наперсточек, а  туловище не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; свистит, шипит  Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до  бела света прядёт кудель конопельную, сучитпряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло на  уме держит Кикимора на весь люд честной». Очень образно музыка миниатюры рисует и  сумрачный край, где поначалу живёт Кикимора,  Кота­баюна с его колыбельной песней, и  призрачное звучание «хрустальчатой колыбельки». Но какой злобной рисует музыка саму Кикимору!  Она выражает не только её уродство, но и  внутреннюю суть Кикиморы, готовой уничтожить  всё живое. Завершается пьеса жалобным писком  флейты пикколо, как будто кто­то шутя  уничтожил, раздавил источник этого большого  шума. Эту пьесу надо обязательно послушать. Близка «Кикиморе» по сюжету и «Баба Яга». Из  сказки Афанасьева «Василиса Прекрасная»  композитор выбрал самый динамичный эпизод:  появление Яги, её полёт через дремучий лес наступе и исчезновение. Музыка точно изображает  детали этой программы: свист Яги, а потом  стремительное движение, как будто Баба­Яга  приближается к нам, а потом уносится прочь. Эту  миниатюру тоже послушайте. Стремительность,  полётность, юмористичность позволяют назвать её  русским симфоническим скерцо. Кстати, эта образная сфера ­ скерцозная,  юмористическая ­ была близка А. К. Лядову.  Огромный материал для характеристики его юмора дают альбомы его рисунков и три тетради стихов.  Он был хорошим поэтом и мог тут же, в разговоре,  сочинить небольшой каламбур, эпиграмму,  поздравление. Его письма к друзьям почти всегда  содержали стихотворения. Например, живя на  даче, в одном письме он жаловался на жару в  четверостишии:Ах, зачем я не скелет! Ветер в рёбрах бы играл, Я б жары совсем не знал И стыда, что не одет. Если «Баба –Яга» и «Кикимора» близки по  колориту, то «Волшебное озеро» имеет совсем  другой характер. Это было одно из немногих  произведений А. К. Лядова, которое он сам очень  любил: «Ах, как я его люблю! Как оно картинно,  чисто, со звёздами и таинственностью в глубине!» В этой пьесе композитор хотел подчеркнуть, что  это не столько зарисовка с натуры какого­то  конкретного озера (хотя оно и существовало, и А.  К. Лядов часто ходил к нему в своей Полыновке),  сколько таинственное озеро, в котором фантазия  художника могла увидеть самые необычные вещи.«Волшебное озеро» это не сама сказка, а  состояние, в котором может зародиться сказка. Конечно, по широте охвата действительности  творчество А. К. Лядова уступает великим его  современникам. Но композитор занял всё же  видное место в истории русской музыки. Он внёс  вклад во все затронутые им области музыки. Черты нового самобытного стиля проявились и в  его фортепианных пьесах, а особенно ­ в  симфонических миниатюрах, открывавших новую  самостоятельную линию в русском симфонизме. Вопросы: 1. Назовите годы жизни А. К. Лядова. 2. С каким городом связана деятельность  композитора?3. Как отреагировал А. К. Лядов на увольнение из Петербургской консерватории Н. А. Римского­ Корсакова? 4. Что являлось главной особенностью  творчества А. К. Лядова? 5. Перечислите известные вам произведения А. К. Лядова. Скрябин. Поэма огня «Прометей» Флейты звук зорево­голубой, Так по­детскому ласково­малый, Барабана глухой перебой, Звук литавр торжествующе­алый...(К. Бальмонт) Музыкант­философ Александр Николаевич  Скрябин, чьё творчество оказалось созвучным  бурной эпохе рубежа двух веков, отразило его  смелые поиски новых путей. Стремление к идеалам добра, справедливости и всеобщего братства  людей пронизывает всё его музыкальное искусство. Александр Скрябин родился в Москве 6 января  1872 года в семье дипломата, рано потерял мать, и  его взяла на воспитание родная тётушка Любовь  Александровна Скрябина, давшая ему первые  уроки музыки. Она вспоминала, что уже с грудного возраста он тянулся к звукам фортепиано. А в три  года уже часами просиживал за инструментом. К  роялю мальчик относился как к живому существу.Он и сам их мастерил в детстве ­ маленькие  игрушечные рояли... Музыку Скрябин стал сочинять рано ­ в семь лет  он написал свою первую оперу, назвав её именем  девочки, в которую был тогда влюблён. В 11­летнем возрасте, параллельно обучению в  московском кадетском корпусе в Лефортове,  начались и его регулярные музыкальные занятия в  классе известного преподавателя Московской  консерватории Н. С. Зверева, у которого в ту пору  уже учился Серёжа Рахманинов. В ранней юности его любимый композитор ­  Шопен, позднее ­ Бетховен. Искусство композиции он изучал у С. И. Танеева, а Московскую  консерваторию закончил в двадцать лет по классу  фортепиано, получив малую золотую медаль.В то же время он испытал большое чувство любви.  Его избранницей была пятнадцатилетняя Наташа  Секерина. На своё предложение он получил отказ,  но чувство, испытанное к ней, осталось с ним на  всю жизнь и больше не повторилось. Скрябин начинает рано и успешно гастролировать ­ Берлин, Дрезден, Люцерн, Генуя, Париж.  Рецензенты, как и публика, благосклонны к нему.  «Он ­ весь порыв и священное пламя», «он  раскрывает в своей игре неуловимое и  своеобразное очарование славян ­ первых  пианистов в мире», ­ писали о нём. Скрябин обретает славу и в отечестве, и за  рубежом. Композитор Анатолий Лядов  приветствовал его новые творения словами:  «Появилось новое и великое искусство». Николай  Римский­Корсаков о нём писал: «Звезда первойвеличины». Лев Толстой, услышав одну из  фортепианных миниатюр композитора,  откликнулся так: «Очень искренне, искренность  дорога. По одной этой вещи можно судить, что он  большой художник». Музыка его оказалась столь новой и непривычной,  столь дерзкой, что, например, исполнение его  Второй симфонии в Москве 21 марта 1903 года  превратилось в форменный скандал. Мнения  публики разделились: одна половина зала свистела, шикала и топала, а другая, встав возле эстрады,  бурно аплодировала. «Какофония» ­ таким страшным словом назвал  симфонию мэтр и учитель Н. А. Римский­ Корсаков, а вслед за ним и десятки других  музыкальных авторитетов. Но Скрябин ничуть не  был смущён. Он уже ощущал себя мессией,провозвестником новой религии. Такой религией  для него было искусство. Он верил в его  преобразующую силу, он верил в творческую  личность, способную создать новый, прекрасный  мир. Скрябин считал, что только искусство способно  очистить человека от злобы мира. Это  стихотворение ­ яркое подтверждение  поэтического дара композитора: О, дивный образ Божества, Гармоний чистое искусство! Тебе приносим дружно мы Хвалу восторженного чувства! Ты жизни светлая мечта, Ты праздник, ты отдохновенье, Как дар приносишь людям ты Свои волшебные виденья.В тот мрачный и холодный час, Когда душа полна смятенья, В тебе находит человек Живую радость утешенья. Ты силы, павшие в борьбе, Чудесно к жизни призываешь. В уме усталом и больном Ты мыслей новых строй рождаешь. Ты чувств безбрежный океан Рождаешь в сердце, восхищённом, И лучших песней песнь поёт Твой жрец, тобою вдохновлённый. Царит всевластно на Земле Твой дух свободный и могучий. Тобой поднятый человек Свершает славно подвиг лучший.Придите, все народы мира, Искусству славу воспоём! (А. Скрябин) Скрябин много сочиняет, его издают, исполняют,  но всё же он живёт на грани нужды, и желание  поправить свои материальные дела снова и снова  гонит его по городам и весям. Исполнение его  произведений в Европе и Америке, как правило,  вызывало восторженный приём слушателей. Издатель журнала «Новое звено» А. Брянчанинов,  в корреспонденции из Лондона писал, как  восторженно принимала аудитория концерт  Скрябина: «Меломаны, тридцать лет посещающие  лондонские концерты, не забудут тех оваций,  которыми отблагодарила зала Скрябина. В зале  стоял какой­то вопль, махали платками, чемпопало. Оркестр, заражённый общим настроением,  встал и поклонился новому светилу». Композитор всё больше чувствовал постоянное  переутомление. Это находило отражение в его  музыке. Например, в Девятой сонате появился  мотив, который произвёл впечатление на  внимательных слушателей. Когда у композитора  спросили, что он означает, Скрябин ответил: «Это  ­ тема подкрадывающейся смерти». Ответ сразу стал известен друзьям композитора. И  смерть не замедлила: прервав работу над всеми  грандиозными замыслами, она наступила через два  месяца после произнесённых слов. Он умер 27  апреля 1915 г. от внешне незначительной причины ­ карбункула на губе, вызвавшего общее заражение  крови.Весть о смерти композитора мгновенно облетела  всю Москву. На кладбище Новодевичьего  монастыря его провожала многотысячная толпа. 16 января далёкого 1896 года в Парижской газете  «Музыкальный гид» было напечатано: «Александр  Скрябин! Запомните это имя! Оно ещё прозвучит в веках!» Предсказание сбылось. Его имя, его  творения продолжают звучать в веках и радовать  человечество. Звуки музыки Каждый воистину великий поэт, художник,  композитор дарит потомкам частицу своей души,  величайшие творения мировой культуры. Их с  увлечением читают, ими любуются, их слушают.  Такова судьба каждого из гениальных творцов. Нотрём композиторам Вселенной подарено было  нечто большее. Можно ли себе представить, скольких младенцев  матери в разных странах мира уже в первые дни  жизни приветствуют колыбельной «Спи моя  радость, усни», написанной, как утверждает  легенда, великим Моцартом? А сколько миллионов молодожёнов вступают в брак под торжественную  и ликующую музыку «Свадебного марша»  Мендельсона­Бартольди! И уж совершенно  неожиданный масштаб оказался предуготован  наследию Скрябина. Не миллионы, а миллиарды  землян повседневно встречаются с его наследием.  Где бы они ни родились, где бы ни жили, чем бы ни  занимались ­ хоть раз в жизни им доводилось  общаться с его подарком человечеству.В далёком 1910 году (более ста лет назад!) он  завершил своё гениальное творение ­  симфоническую поэму «Прометей». Прометей – один из древнейших мифологических  героев. В мифах Древней Греции он предстаёт как  благодетель (человек, который оказывает  бескорыстную помощь) человечества, наделивший  разумом «слепых, жалких людей, живших как  муравьи в пещерах». Именно Прометей научил их  строить дома, заниматься ремёслами, писать и  считать, понимать искусство. Для блага людей, Прометей похитил у  всемогущего Зевса божественный огонь.  Рассерженный Зевс жестоко наказал дерзкого  героя. По его повелению Прометея цепями  приковали к скале, где огромный орёл клевал его  печень, за ночь, выраставшую вновь.Позже Зевс смиряет свой гнев: его сын Геракл  освобождает героя. И поскольку героем является в поэме легендарный похититель огня, подаривший человечеству этот  символ цивилизации, композитор впервые вводит в  партитуру музыкального произведения «голос»  огня. Впервые сочетает музыку со светом и цветом. Попробуйте представить себе сегодня землянина,  пусть и далёкого от музыки, пусть и не  слышавшего никогда даже имени Скрябина ­ но не  встречавшегося с его наследием в области  цветомузыки! Ведь наверняка каждый человек хоть раз в жизни побывал в дискотеке, на эстрадном  концерте, хоть когда­нибудь слушал концерт по  телевидению. И всё это происходило в  содружестве: музыки симфонической, эстрадной,  джазовой и празднества цвета и света!Александр Скрябин сразу же стал  родоначальником нового направления в  музыкальном искусстве ­ цветомузыки. «Прометей» должен был сопровождаться  светоэффектами с помощью световой клавиатуры.  Зал должен был погружаться в сияние красного,  синего и других цветов. В этом сочинении  воплощались мечты композитора о синтезе  искусств, о «световой симфонии». В партитуру  была введена особая нотная строка. Композитор  обозначил её итальянским словом «luce»,  означающим «свет». Она предназначалась для ещё  не существующего инструмента. В течение многих лет люди пытались осуществить  это световое сопровождение. К сожалению, мы так  и не узнаем, как представлял себе это световое  сопровождение сам композитор.