Тема урока: … Скелет человека. Нарушения осанки. Плоскостопие.
Развитие опорно-двигательной системы
Тип урока: … урок обобщения и систематизации знаний;
Вид урока: … комбинированный урок;
Цели урока: … Образовательные: а) обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функциях опорно-двигательной системы. б) научить способам определения нарушения осанки, плоскостопия. Развивающие: развивать умения выполнять физические упражнения по предотвращению появления нарушения осанки. Воспитательные: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни. Оборудование: … скелет человека, скелет черепа, модели: «Стопа и кисть обезьяны», таблица: «Выявление признаков у человека, связанных с прямохождением.», мяч, компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Подготовка к уроку.
|
-Здравствуйте, ребята! Расправили плечи, улыбнулись, садитесь. Я желаю вам удачи на уроке и надеюсь на плодотворное сотрудничество!
|
Предполагаемые ответы учащихся; «эталонные» результаты выполнения заданий; формы деятельности и виды активности; и пр. |
2.Беседа о здоровье человека. Презентация.
|
-Как вы, учащиеся нашей школы, принимаете участие в реализации проекта?
2слайд. Пословицы, высказывания о здоровье.
3 слайд Определение понятия «Здоровье» ( ВОЗ) 4слайд. Факторы, определяющие здоровье человека. Разъяснение учителя1.Наследственность-15% 2.Качество окружающей среды-20% 3.Состояние здоровья-15% 4.Образ жизни самого человека-50% Вопрос учащимся. -Как вы думаете, какие факторы могут нарушать здоровье человека? Обобщение ответов учащихся учителем.
|
Ответы обучаемых. Принимаем участие в мероприятиях, направленных на пропаганду здорового образа жизни, например, конкурсе агитбригад «Мы за здоровый образ жизни!».Проводим беседы о вредных привычках, о различных заболеваниях и т.д.) Учащиеся читают пословицы 1.В здоровом теле- здоровый дух.(русская народная пословица) 2.Правильная осанка- залог твоего здоровья. (И. П. Павлов) 3.Богатство нации- это его здоровье.(Д. Сахаров) 4.Здоровье дороже денег. (русская народная пословица) 5.Здоровье- это вершина, на которую человек должен подняться сам. (А.В. Суворов)
Ответы учащихся: 1.Вредные привычки. 2.Нарушение режима питания. 3. Нарушение личной гигиены. 4.Нарушение умственного труда. 5.Инфекционные заболевания. 6.Нарушение осанки
|
3.Сообщение целей и задач урока.
|
Разминка: Вопросы учителя 1. Кости в скелете человека бывают: 2. Кость состоит из веществ: 3. От органических веществ зависит: 4. От неорганических веществ зависит 5. Рост костей в толщину осуществляется. 6. Рост костей в длину осуществляется. 7. Рост костей регулирует железа внутренней секреции: 8. Соединение костей в скелете: |
Ответы учащихся длинные(трубчатые), короткие(плоские), смешанные органических и неорганических эластичность и упругость кости твёрдость
за счёт деления клеток надкостницы за счёт деления хрящевой ткани, подрывающей головки трубчатых костей гипофиз подвижное, неподвижное, полуподвижное |
4. Изучение нового материала. ( Показ видеоролика) |
Проблема: Какие особенности приобрёл скелет человека в связи с прямохождением? трудовой деятельностью? возникновением речи?
Слайд 8. Нарушения осанки человека. Что такое осанка? Определение нарушений осанки: лордоз, кифоз, сколиоз.
Причины нарушения правильной осанки тела человека.
Последствия нарушения правильной осанки человека. |
Работа в группах: ( 3мин.-подготовка, 1мин.-ответ) Задание 1 группе. Рассмотреть барельефную таблицу и ответить на вопрос: Внешнее отличие человека от человекообразных обезьян. Задание 2 группе. Используя материал учебника на стр.108-111, ответить на вопрос: Какие особенности скелета возникли у человека в связи с прямохождением? Задание 3 группе. Используя материал учебника на стр.108-111, ответить на вопрос: Какие особенности возникли в скелете с появлением трудовой деятельности и речи? Выступление заранее подготовленного учащегося 1. Работа с информационными листами.(У учащихся на столах) формулируют учащиеся: 1.Рано начинают сажать ребенка, ставить на ноги. 2.Как следствие перенесенных заболеваний. 3.Неправильная поза учащихся во время учебных занятий. 4.Несоответствие размера парт росту ребенка. 5.Нарушение зрения, вследствие чего учащиеся склоняются над партами. 6.Перегрузка школьного портфеля. 7.Раннее ношение обуви на высоком каблуке. 8.Постель должна быть ровной, твердой. 9.Пища должна содержать кальций, фосфор. 10.Гиподинамия- ограничение двигательной активности. 1. Затрудняется работа легких, сердца, желудочно-кишечного тракта. 2.Уменьшается жизненная емкость легких. 3.Снижается обмен веществ. 4. Появляется головная боль, повышается утомляемость.
|
5. Закрепление изученного материала |
Конкурс «Эрудит» 1.Какое слово в скелете носит географическое название? 2.Какой костью можно копать? 3.Какая часть скелета напоминает о неволе? 4.В какую сумку ничего нельзя положить? 5.Название какой части скелета обозначает предмет для мытья в бане? I. Рефлексия. –Что уже знали до урока о скелете, нарушении осанки? –Что нового узнали на уроке?
|
(хребет)
(лопатка) (грудная клетка)
(суставную)
( таз) |
6. Домашнее задание. |
Подготовить проекты: «Скелет человека 3000года», «Роль пищевых продуктов в формировании скелета»
|
|
Список литературы.
1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. "Биология: человек" (М., изд. центр "Вентана-Граф» 2013 год)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.