Урок словесности в 7 классе по эпосу «Калевала» «Слово о деревьях»
Оценка 4.9

Урок словесности в 7 классе по эпосу «Калевала» «Слово о деревьях»

Оценка 4.9
Аудио +2
docx
русский язык
7 кл
02.06.2017
Урок словесности в 7 классе  по эпосу «Калевала»  «Слово о деревьях»
Конспект урока удобен тем, что в нём содержатся необходимые фрагменты текста карело-финского эпоса "Калевала", а также рабочие материалы, которыми ученики могут воспользоваться при написании мини-сочинений. Формулируем тему урока совместно с обучающимися. В основе урока - системно-деятельностный подход. Выводом с урока станет правильный ответ на вопрос: какое значение имеет дерево? ( вся жизнь карело-финского народа связана с лесом, с деревом) А слово? (без Слова и лодки не построишь) «Калевала" – энциклопедия дерева, без которого немыслима жизнь наших предков.Конспект урока "Слово о дереве"
Нестерова ЕА Конспект урока для публикации.docx

Конспект урока по эпосу «Калевала»  «Слово о деревьях»

7 класс

 

   Много веков тому назад в Карелии – стране шумящих сосен и елей, в краю лесных озёр и порожистых рек сложен

карело-финский эпос «Калевала», который служит бесценным источником информации о жизни и верованиях древних северных народов.

Днем рождения « Калевалы» считается 28 февраля 1835 года. В этот день финский поэт и фольклорист Элиас Леннрот, подписав  предисловие к поэме, передал рукопись в типографию.

 

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Отгадайте 1-ое слово в формулировке темы

1.     Это существительное 2 скл., среднего рода,

2.     Это существительное, о котором советский педагог В.Сухомлинский писал так:

Это…. — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, … и раскалённым железом, и комьями грязи... Этим… можно убить и оживить, ранить — и излечить, … сотворить улыбку — и вызвать слёзы…

3.     Низами, азербайджанский поэт, 12-13 в. в.писал об этом так:

Это…, идущее от сердца, проникает в сердце. (Слово, идущее от сердца, проникает в сердце.)

«Молчат гробницы, мумии и кости, лишь … жизнь дана», – писал Иван Бунин.

Давно нет людей, создавших карело-финский эпос «Калевала», как нет и финского врача и языковеда Элиаса Лённрота, жившего в 19 веке и связавшего отдельные народные эпические песни в эпос «Калевала». Благодаря СЛОВУ «Калевала» — стала  важным источником сведений  о жизни финнов и карел наедине с природой .

 

Итак, 1-ое слово в теме СЛОВО

Аудио запись:

Мне пришло одно желанье,

Я одну задумал думу,-
Быть готовым к песнопенью 
И начать скорее слово,
Чтоб пропеть мне предков песню,

Рода нашего напевы. 

Насказал мороз мне песен, 
И нанес  мне песен дождик, 
Мне навеял песен ветер, 
Принесли морские волны, 
Мне слова сложили птицы, 
Речи дали мне деревья.

4.     Второе слово – это тоже существительное 2 склонения среднего рода, неодушевлённое:

ДЕРЕВО, поставьте это сущ во мн число

(как можно связать слово и  дерево?)

Тема урока  - Слово о деревьях в поэме «Калевала» (по рунам 2, 16,17)

Что, по-вашему, о деревьях мы сможем узнать на нашем уроке словесности?

Итак, на уроке мы будем говорить о богатстве и красоте северного леса; о том, из какого дерева смастерил лодку Вяйнемёйнен, какими могли быть 3 слова, благодаря которым была достроена лодка; что значит для финнов и карел дерево, лес. Попробуем свои силы в создании мини-сочинений о дереве. Каждая из 5 групп выступает дважды: выразительно читает или пересказывает руну, отвечает на вопросы по тексту. Затем пишем мини-сочинение, слушайте другие группы очень внимательно, чтобы справиться с заданием.

1-ая группа: «Северный лес»

 (руна 2)

1.     Вяйнямёйнен выходит на пустынный берег и велит Сампсе  Пеллервойнену сеять деревья.
Вот поднялся Вяйнямёйнен,
Стал ногами на прибрежье,
На омытый морем остров,
На равнину без деревьев.
Много лет затем он прожил,
Год за годом проживал он,
Там на острове безлюдном,
На равнине без деревьев.

…. Выразительное чтение:
Сын поляны,
Это, Сампса, мальчик-крошка,
засевает землю!
Засевает он прилежно
На горах он сеет сосны,
На холмах он сеет ели,
На полянах сеет вереск,
Сеет кустики в долинах.
Сеет он по рвам березы,
Ольхи в почве разрыхленной
И черемуху во влажной,
На местах пониже - иву,
На святых местах - рябину,
На болотистых - ракиту,
На песчаных - можжевельник
И дубы у рек широких.
Высоко растут деревья.
Потянулись вверх побеги:
Ели с пестрою верхушкой,
Сосны с частыми ветвями,
Поднялись по рвам березы,
Ольхи в почве разрыхленной
И черемуха во влаге;
Также вырос можжевельник,
Ягоды его красивы,
Плод черемухи прекрасен.
-Сформулируйте вопрос  по тексту

-Какую роль в данном тексте играет повторяющийся предлог  на

Напишите мини-сочинение на тему «Северный лес». В одном-двух предложениях расскажите, о чём данная часть руны.

Возможное начало сочинения: 

Величественна и сурова ширь северных лесов.

Возможное окончание сочинения:

Красивы, богаты, многообразны леса Севера.

 

2. Дуб (Руна №2) Выразительное чтение

Вначале дуб не всходит, но, посеянный вновь, разрастается и закрывает солнце
…Все же дуб взойти не может,
Божье дерево не всходит.
 Маленький человек поднимается из моря...
Подошел он к корню дуба.
Топором он дуб ударил,
Лезвием рубил он гладким.
Раз ударил и другой раз,
В третий раз он ударяет;
Искры сыплются с железа,
А из дуба льется пламя;
Гордый дуб готов склониться,
Вот уж громко затрещал он.
И вот так при третьем взмахе
Смог он дуб свалить на землю,
Смог сломать он ствол трещавший,
…Если кто там поднял ветку,
Тот нашел навеки счастье;
Кто принес к себе верхушку,
Стал навеки чародеем;
Кто себе там срезал листьев,
Взял для сердца он отраду.
Что рассыпалось из щепок,
Из кусочков, что осталось
…На волнах там колыхалось,
Как челнок в воде открытой,
Как корабль в волнистом море.
К Похъёле понес их ветер.
В море Похъёлы девица
Увидала щепку в море;
Забрала себе в кошелку,
Принесла домой в кошелке,
Перевязанной ремнями,
Чтоб колдун оружье сделал,
Заколдованные стрелы.

4. Птицы поют на деревьях...
Только дуб свалился наземь,
Только гордый ствол был срублен,
Снова солнце засияло,
Засветил прекрасный месяц,
Густо рощи разрослися,
Поднялись леса на воле,
Распустились листья, травы,
По ветвям порхали птицы,
Там дрозды запели песни
И кукушка куковала.
Вышли ягоды из почвы
И цветочки золотые;
Разрослись густые травы
И цветами запестрели.
Лишь один ячмень не всходит
И не зреет хлеб прекрасный.

- Сколько раз ударял по дубу Вяйнемёйнен? Что этим хотели сказать создатели эпоса?

-Какие вопросы по тексту вы зададите своим товарищам или вы задали их себе?

-Напишите сочинение «Слово о дубе»

В одном-двух предложениях расскажите, о чём данная часть руны. Используйте слова и словосочетания для сочинения.

Учтите, что стиль сочинения художественный, поэтому без переработки  большинство этих предложений использовать нельзя:

Дуб — дерево древних преданий и сказок. Он символ крепости рода.

Дуб — настоящий великан, он упрямый и сильный. Его высота может достигать сорока метров. У него толстый ствол и извилистые кряжистые, как мускулистые руки, ветви, которые образуют широкий густой шатёр листвы. Всё это вызывает представление о мужестве, упорстве и силе.

Сильный, крепкий, все невзгоды ему нипочём, в любых условиях победитель.

Дубы — долгожители. Иногда дуб живёт до двух тысяч лет, а двухсотлетние и трёхсотлетние дубы встречаются очень часто. Эти деревья много разного на своём веку повидали, и потому, наверное, очень мудры. Но они молчуны и никогда не выбалтывают лишнего. Зато уж, наверняка, у такого богатыря от любой беды защиту найдёшь.

Долговечнее и прочнее дубовой древесины, пожалуй, нет. Всё, что изготовлено из дуба, не только сделано на века, но и очень красиво: дубовый паркет, дубовая мебель.

Дуб-великан, дуб-часовой, дуб-защитник, воин-победитель — вот какие удивительные образы рождаются в нашем воображении!

Из дерева (дубовый киль лодки)

Для справки: Киль — нижняя балка или балки, проходящие посередине днища судна от носовой до кормовой его оконечности, и служащие для обеспечения прочности корпуса судна.

 

 

----------------------------------------------------------------------------------

       3 группа Дерево для лодки

Пересказ близко к тексту (16-ая руна)

Морем решил отправиться за невестой любимец воды Вяйиемёйнен, и понадобилась ему для этого новая лодка. Но не нашлось вокруг доброго дерева, чтобы натесать из него досок для нарядной ладьи, и тогда призвал на помощь вещий Вяйнё мальчугана Сампсу, сына поляны Пеллервойнена, — его послал искать подходящую лесину.

Взял Сампса раззолоченный топор и пошел на восход за годным деревом. Две горы он минул, а на третьей увидел осину обхватом в три сажени. Занес Пеллервойнен топор, чтобы подсечь ей ствол, но затрепетала осина всеми листьями и раздался из ее кроны быстрый лепет:

— Что ты хочешь от меня, первый сеятель Сампса?

— Хочу я натесать из тебя досок, — ответил Сампса Пеллервойнен, — на челн вещему рунопевцу.

— Плохая из меня выйдет лодка, — сказала осина, — даст она тут же течь. Пуст внутри мой ствол — трижды в это лето проточил мне червь сердцевину, трижды подгрызал корни.

Опустил Пеллервойнен топор и пошел искать доброе дерево. Вскоре встретилась ему на пути шестисаженная в обхвате сосна; ударил по ней Сампса обухом и спросил:

— Сгодишься ли ты на ладью певцу лесов Вяйнемёйнену?

— Не выйдет из меня хорошей лодки — подточены червем мои корни, — ответила сосна. — Почти уже я сухостойна и теперь для того лишь годна, чтобы каркала в моих ветвях ворона.

Развернулся Пеллервойнен и отправился на полдень. Долго шел он по рощам и наконец увидел могучий дуб обхватом в девять сажен.

— Скажи, отец деревьев, — спросил его мальчуган Сампса, — сгодишься ли ты на знатную лодку для Вяйнемёйнена?

— Статен я, и нет во мне изъянов, — гордо ответил дуб. — Довольно во мне древесины для хорошей лодки — в это лето прогрело меня солнце до самой сердцевины, спускался сиять с моей вершины месяц, а в ветвях моих куковала кукушка.

Обрадовался Пеллервойнен, снял с плеча топор и повалил стройный дуб на землю. Отсекши вершину, разрубил Сампса могучий ствол, натесал вдоволь славных досок и позвал Вяйнемёйнена, чтобы сделал он из них нарядный челн.

Без топора, бурава и смолистых шипов, одними вещими заклинаниями стал строить лодку мудрый Вяйнемёйнен: спел первую песню — и сложилось из досок днище, спел другую — и, сплоченные ребрами, поднялись борта, спел еще одну — и врезались в борта уключины с веслами. Почти готова дивная ладья, но не хватило Вяйнемёйнену трех заклинаний — чтобы брус окончить на киле, чтобы возвести корму и чтобы поставить для паруса крепкую мачту. Пошел Вяйнемёйнен искать недостающие заклинания… — много отыскал он разных слов, но были непригодны они для строительства лодки.

___________________________________________________________________

Для справки:  Дуб обхватом в девять сажен. (2, 16* 9= 19м 44 см)

 - Какие вопросы вы хотели бы задать по тексту?

 - Почему именно из дуба будет челнок, ведь дуб для Карелии – дерево очень редкое

 - Какое значение создатели эпоса отдают слову?

 - Предположите, какие 3 слова

 

- Письменный ответ на вопрос  «Почему выбран дуб для постройки лодки?» В одном-двух предложениях расскажите, о чём данная часть руны. Используйте слова и словосочетания для сочинения в тексте руны и в следующих материалах:

Возможное начало сочинения: Понадобилась Вяйнемёйнену лодка…

 

Вяйнемёйнен построил её заклинаниями из кусков большого дуба. Но песнопевец Калевалы не знал трёх последних волшебных слов, нужных для спуска лодки на воду.

 

Возможное окончание сочинения: Лишь добыв три слова, герой смог достроить лодку. Велика сила дуба! Велика и сила слова!

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------

 

4 группа Ель

Это, Сампса, мальчик-крошка,
засевает землю!
Засевает он прилежно
На горах он сеет сосны,
На холмах он сеет ели,

Потянулись вверх побеги:
Ели с пестрою верхушкой,
Сосны с частыми ветвями…

Обращение Випунена к Вяйнемёйнену: (выразительное чтение 17 руны)

Если ж ты, глупец; явился

Из лесов дремучих Хийси,

Из углов еловой чащи,

Из жилищ сосновой рощи,

Прогоню тебя, чтоб жил ты

Средь лесов дремучих Хийси,

Средь жилищ сосновой рощи,

Средь углов еловой чащи,

….К тем порогам, что на Рутье,

На ревущую пучину,

Где потоки рвут деревья,

Ели с корнями срывают,

Со стволом большие сосны,

С головой зеленой ели.

 

С гор покатых, медью полных,

И с вершин, рудой богатых.

С многошумной серой ели

И с сосны, шумящей сильно,

Из дуплистых старых сосен,

Из гнилого леса елей,

Из дрянной норы лисицы,

Из лесных полян оленей,

Из скалистых нор медведей,

Из пещеры косолапых,

Из дубрав, где нет побегов,

От равнин, не знавших плуга,

Призову я лес с мужами,

Можжевельник со слугами

И с народом лес еловый,

 

Найдите в Толковом словаре значение слов «чаща, «роща», «дубрава», «пучина»

Напишите сочинение по началу: «Я —  многошумная серая  ель…»

 

Слова и словосочетания для сочинения:

Я —  многошумная серая  ель,  печальная ель северного края. 

 Выросла на холмах  Калевалы — подпираю собою тучи: «высоко взметнула ветви, протянула их до неба»…

С вершины моей  светит месяц, а на ветвях лежит Медведица. Ильмаринен выковывал  новые месяц и солнце из серебра и золота и отнёс их на сосну и на меня, на ель. 

 Золоченая кукушка на златой  верхушке плачет.

 Под моими сводами  темная власть леса, куда не пробивается луч солнца;  Хийси – леса дух здесь бродит.

Могуч  мой ствол, а корни-змеи обнажены.

Я  меж живых и мёртвых связь  и с миром предков. 

Я дерево сильное и  гордое.

 Я долговечна  и прочна,  сопровождаю человека во всём. 

Вечно зелёное дерево,  напоминаю о жизни вечной.  Я дерево предков.

-----------------------------------------------------------------------------

Учитель: Вяйнемёйнен отправляется за словами сначала в Туоне- страну мёртвых, затем к великану Антеро Випунену, чтобы добыть эти слова-заклятия, слова жизни и мудрости.

 

4-ая группа – Деревья. (17 руна)

Випунен, старик могучий,

Заклинатель-песнопевец,

Лежа врос в сырую землю

И с заклятьями, и с пеньем;

На плечах росла осина,

На висках росла береза,

С бороды свисали ивы,

И ольха на подбородке,

Изо лба тянулись ели,

Меж зубов качались сосны.

_----------------------------------

Обращение Випунена к Вяйнемёйнену:

 

Если ж ты, глупец; явился

Из лесов дремучих Хийси,

Из углов еловой чащи,

Из жилищ сосновой рощи,

Прогоню тебя, чтоб жил ты

Средь лесов дремучих Хийси,

Средь жилищ сосновой рощи,

Средь углов еловой чащи,

До тех пор там оставайся…

 

Вырвавшись из чрева великана,

Вяёнемёйнен доволен, что

"Ста словам он научился,

Тысячу узнал заклятий,

Вынес скрытые заклятья

И слова из тайной глуби".

К челноку уходит старец,

К месту, где работал мудро;

Скоро лодочку окончил,

По краям связал каемки;

Он корму связал покрепче

И борты сплотил сильнее:

Был готов челнок без стройки,

Лодка выросла без щепок.

Смог он дуб свалить на землю,
Если кто там поднял ветку,
Тот нашел навеки счастье;
Кто принес к себе верхушку,
Стал навеки чародеем;
Кто себе там срезал листьев,
Взял для сердца он отраду.
…В море Похъёлы девица
Увидала щепку в море;
Забрала себе в кошелку,
Принесла домой в кошелке,
Перевязанной ремнями,
Чтоб колдун оружье сделал,
Заколдованные стрелы.

·        Ты возьми у Хийси лыжи; из ольхи сапожки Лемпо;

·        «из берёзы рукоятка ножа, из неё челнок он сделал, лодку выстроил искусно.

·        Вяйнемейнен делает второе кантеле – из березы суковатой:

Сделал старый Вяйнямёйнен
Из березы той утеху,
Целый летний день строгал он,
За день кантеле устроил,
На мысочке, скрытом мглою,
На туманном островочке.
Короб кантеле он режет,
На утеху ящик этот,
Короб делает он прочный,
Весь в прожилках этот ящик.

1)Зачем  Вяйнемёйнен  хотел узнать от Випунена  3 слова?

2)Какие деревья перечислены в руне?

3)Что значит для наших предков лес? (Письменный ответ на вопрос)

 

Для письменного ответа в одном-двух предложениях расскажите, о чём данная часть руны, воспользуйтесь материалами:

·        Дуб разумно отвечает: «дерева во мне довольно, чтобы сделать киль у лодки».

·        «Густо рощи разрослися, поднялись леса на воле, распустились листья, травы, по ветвям порхали птицы, там дрозды запели песни,  и кукушка куковала. Вышли ягоды из почвы и цветочки золотые»

·        «Вырезал мудрый старец из той березы короб для нового кантеле»

·        Береза, сосна, ель — эти деревья могут быть культовыми деревьями.

·        Идея дерева лежит в основе представ­лений наших предков о строении Вселенной. 

·        Нельзя себе представить жизнь карела и финна без леса.

 

 

Вернёмся к теме урока

·        Какое значение создатели эпоса отдают слову? Какие это могли быть слова? (здоровье, любовь, труд…)

·        Почему они не названы в «Калевале»? (у каждого своё представление о счастье)

·        Выводы с урока: Какое значение  отведено дереву? ( вся жизнь карело-финского народа связана с лесом, с деревом)  А слову? (Без Слова  и  лодки не построишь)  «Калевала» – энциклопедия дерева, без которого немыслима жизнь наших предков, как, кстати, и наша с вами).

 

 

 

 

 


 

Конспект урока по эпосу «Калевала» «Слово о деревьях» 7 класс

Конспект урока по эпосу «Калевала» «Слово о деревьях» 7 класс

Итак, 1-ое слово в теме СЛОВО

Итак, 1-ое слово в теме СЛОВО

Вяйнямёйнен выходит на пустынный берег и велит

Вяйнямёйнен выходит на пустынный берег и велит

Какую роль в данном тексте играет повторяющийся предлог на

Какую роль в данном тексте играет повторяющийся предлог на

Как челнок в воде открытой, Как корабль в волнистом море

Как челнок в воде открытой, Как корабль в волнистом море

Учтите, что стиль сочинения художественный, поэтому без переработки большинство этих предложений использовать нельзя:

Учтите, что стиль сочинения художественный, поэтому без переработки большинство этих предложений использовать нельзя:

Занес Пеллервойнен топор, чтобы подсечь ей ствол, но затрепетала осина всеми листьями и раздался из ее кроны быстрый лепет: —

Занес Пеллервойнен топор, чтобы подсечь ей ствол, но затрепетала осина всеми листьями и раздался из ее кроны быстрый лепет: —

Предположите, какие 3 слова -

Предположите, какие 3 слова -

К тем порогам, что на Рутье,

К тем порогам, что на Рутье,

Могуч мой ствол, а корни-змеи обнажены

Могуч мой ствол, а корни-змеи обнажены

Вынес скрытые заклятья И слова из тайной глуби"

Вынес скрытые заклятья И слова из тайной глуби"

Зачем Вяйнемёйнен хотел узнать от

Зачем Вяйнемёйнен хотел узнать от
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017