Урок "Свойства алюминия"
Оценка 5

Урок "Свойства алюминия"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
20.06.2017
Урок "Свойства алюминия"
Публикация является частью публикации:
алюминий.docx
Алюминий и его свойства Цель: изучить свойства алюминия и области применения алюминия. Задачи:   Обучающая ­ ознакомление с физическими и химическими свойствами алюминия;  изучение его химической активности; доказательство его амфотерности;  закрепление понятия амфотерности на примере алюминия и его соединений.   Развивающая ­ закрепление навыков работы в химическом кабинете (безопасное  обращение с лабораторным оборудованием и веществами, наблюдение за  химической реакцией и формулировка вывода); написание уравнений химических  реакций; продолжить формирование логического мышления, умения проводить  сравнение, анализ, обобщение, давать теоретическое обоснование, развивать навыки  самообразовательной работы.  Воспитательная ­ способствовать дальнейшему развитию коммуникативных,  познавательных и др. компетенций, через работу в группах (воспитать культуру  общения через работу в парах "ученик ­ ученик", "учитель ­ ученик").  Формировать  потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям.  Воспитывать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и  культуру эксперимента (установление причинно­следственной зависимости: между  составом, строением, свойствами и применением). Понятия: химический знак “Аl”, химический элемент, простое вещество, электронная  оболочка, степень окисления, переходный элемент, амфотерные соединения. Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,  коллекция “Алюминий и его сплавы”, алюминий: фольга, проволока, порошок, растворы  соляной кислоты и гидроксида натрия, таблицы “Относительная твёрдость металлов”,  “Плотность металлов”, “Температура плавления металлов”, “Относительная  теплопроводность и электрическая проводимость металлов”. Тип урока: изучение нового материала Оргформа: урок­исследование І. Организационный этап. ХОД УРОКА ІІ. Стадия актуализации – включает задания по нахождению сходства в изображениях,  решение анаграммы.  (Презентация) Учитель: ­ Сформулируйте сами тему нашего урока.   Учащийся: «Алюминий и его свойства». III. Актуализация и обогащение субъективного опыта учащихся. Учитель: ­ С чего мы начинаем изучение химического элемента? Учащийся: ­ С характеристики его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева. Учитель: ­ Сейчас вам предлагается осуществить данную задачу, а именно дать  характеристику алюминию по положению его в Периодической системе химических  элементов Д.И.Менделеева. Учащимся самостоятельно выполняют данное задание в тетрадях. Это задание может быть  выполнено полностью самостоятельно и оценено высоким баллом (один учащийся  полностью характеризует элемент алюминий, остальные проверяют правильность  выполнения задания) либо фронтальная проверка. Приложение №1 План – характеристика химического элемента. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Порядковый номер. Атомная масса. Период (малый, большой) Группа (подгруппа А, В) Строение атома (заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов, электронная  формула.) Степень окисления. Оксиды. Летучие водородные соединения. Рефлексия этапа работы. После выполнения задания в классе разворачивается коллективное обсуждение по  следующим вопросам: 1. Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия? Ответ: три электрона. 2. Какую степень окисления проявляет алюминий? Ответ: +3 3. Алюминий будет отдавать или принимать электроны? Ответ: отдавать. 4. Значит алюминий это… Ответ: металл. Какой же это металл: активный или неактивный? Ответы могут быть разные: из своего жизненного опыта ребята отвечают, что это  неактивный металл (алюминиевые провода не реагируют с водой), другие делают предположение об активности алюминия, так как он находится в электрохимическом ряду  напряжения металлов сразу после активных металлов. Учитель: ­ Для решения вопроса об активности алюминия, что мы должны рассмотреть? Учащийся: ­ Физические и химические свойства алюминия, как простого вещества. Учитель: ­ Используя свои наблюдения, коллекцию “Алюминий и его сплавы” и другие  выданные вам материалы назовите физические свойства алюминия. Для более чётких и быстрых ответов используются таблицы “Относительная твёрдость  металлов”, “Плотность металлов”, “Температура плавления металлов”, “Относительная  теплопроводность и электрическая проводимость металлов”, которые находятся на каждой парте. Примерные ответы. Физические свойства алюминия:       Серебристо­ белого цвета Твердость. Аl – 2,9 (Cr – 9, Na – 0,4) Плотность. Аl – 2,7 , лёгкий (платина – 21,45, натрий ­ 0,97) Плавкость. Al – 660 (вольфрам – 3370 , натрий – 98) Большая электро­ и теплопроводность. Очень пластичен.   (Презентация) Каждое свойство дополняется примером из своих жизненных наблюдений. IV. Этап. Исследование химической активности алюминия. Учитель: ­ Смогли ли мы, рассмотрев физические свойства алюминия, ответить на вопрос  об его активности? Учащийся: ­ Нет. Учитель: ­ Рассмотрим химические свойства алюминия. Предлагается демонстрация  опытов “Взаимодействие алюминия с простыми веществами: йодом, серой и кислородом. Опыт 1. Взаимодействие алюминия с йодом. Предварительно готовят смесь порошка алюминия с йодом (в массовых соотношениях 1 :  15). Данную смесь помещают в фарфоровую чашку горкой. Из пипетки На середину смеси капают несколько капель воды. Происходит бурная химическая  реакция. Наблюдают выделение фиолетовых паров йода и горение металла. Опыт 2. Взаимодействие алюминия с серой. Смешивают размельченную серу и порошок алюминия в соотношениях 1 : 1. Смесь  поместить в фарфоровую чашку или асбестовую сетку. Горящей лучинкой поджечь смесь.  Наблюдаем реакцию. Опыт 3. Горение алюминия. Порошок алюминия помещаем в ложечку для сжигания веществ. Сверху кладём кусочек  магниевой ленты или в её отсутствии 2–3 спичечные головки. Поджигаем. После начала  горения, ложечку вносим, в предварительно набранную кислородом, колбу. Наблюдаем яркое ослепительное пламя. (Учитель спрашивает, где ребята наблюдали подобное явление, то они почти сразу  называют горение бенгальских огней.) После демонстрации учащимся предлагается выполнить задание по выяснению отношения  алюминия к простым веществам. Задание (Групповая работа) Цель: выяснить отношение алюминия к простым веществам – йоду, сере, кислороду, как  восстановителя. 1. Напишите уравнения реакций, происходящих между алюминием и йодом, алюминием и  кислородом. 2. Укажите окислитель и восстановитель. 3. Сделайте вывод о химической активности алюминия по отношению к простым  веществам. 4. Проверьте друг у друга правильность записей по образцу. 5* Если вы затрудняетесь в написании окислительно­восстановительной реакции,  пользуйтесь алгоритмом. Алгоритм для выполнения заданий на окисление ­ восстановление 1. Определите степени окисления элементов в обеих частях уравнения. 2. Сравните степени окисления каждого из элементов до и после реакции. 3. Сделайте вывод об изменении степей окисления (понижение – признак восстановления,  повышение – признак окисления) Образец выполнения задания Вывод: алюминий – активный металл. Учитель: ­ При каких условиях алюминий реагировал с простыми веществами? Учащийся: ­ При использовании дополнительной энергии или катализатора (Н2О). Учитель: ­ При комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, поскольку  его поверхность покрыта очень прочной тонкой оксидной плёнкой, которая и защищает  металл от внешних воздействий и воды. Учитель: ­ Посмотрим, как ведёт себя алюминий по отношению к сложным веществам? V. Выполнение лабораторных опытов “Взаимодействие алюминия с раствором соляной  кислоты”, “ Взаимодействие алюминия с раствором гидроксида натрия”. Инструкция по выполнению лабораторной работы Цель: Изучить отношение алюминия к кислотам и щелочам. Правила работы с кислотами и щелочами: Соблюдай осторожность при работе с  кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой! При нагревании,  прогрей сначала всю пробирку. Опыт 1. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора соляной  кислоты. Пробирку слегка нагрейте. Опыт 2. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора  гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте. Задание: 1. Выполните опыты. 2. Обговори с соседом по парте наблюдаемое. 3. Запишите уравнения реакций. 4. Сделай вывод. 5* Если затрудняешься в написании уравнений, открой стр. 58­59 учебника. Фронтальная проверка. Комментированное чтение. При этом виде работы учащиеся получают возможность участвовать в самопроверке знаний и умений, совершенствуют свою речь, обращают внимание на правильное употребление  химических терминов и названий веществ. Образец выполнения лабораторной работы. Опыт 1. Наблюдали: алюминий хорошо растворяется в растворе соляной кислоты, выделяется газ  водород. Вывод: Алюминий – активный металл. Опыт 2. Наблюдали: алюминий взаимодействует с раствором гидроксида натрия с выделением  водорода. Вывод: Алюминий образует амфотерные соединения. ІІІ. Ситуация выбора в процессе проверки усвоения знаний. Учащиеся для проверки усвоения знаний отдают предпочтение одному из вариантов  заданий, для наиболее полного проявления своей активности. Учитель поясняет каждый из предложенных вариантов, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии его оценки. Для правильного выбора задания учащимся предлагается познакомиться с  советами. Советы при выполнении индивидуального выбора задания. 1. Внимательно прочти все задания. 2. Соотнеси своё желание в получении хорошей отметки с собственными возможностями  правильного выполнения задания. 3. Выбирай и решай! 4. Проверь полученные результаты и мысленно оцени себя. Задания Часть А. на “3”   Закончите уравнения реакции. Назови продукты реакции. Al + Br2  Al + H2SO4 (p­p)  Часть В. на “4”  Al  Al   Осуществите превращения:  Al2 O3   AlCl3   Al Cl3  Al2 (SO4)3 Назовите продукты реакций. Часть С. на “5”  Что является веществом Х в реакциях:  Al (OH)3  Al2 O3 Al + X  Al + X  Проверка проводится сразу после выполнения заданий по готовым ответам на доске. ІV. Подведение итогов урока. Рефлексия. 1. Над какой темой мы сегодня работали? 2. Что нового вы узнали об алюминии? 3. Решили ли мы проблему об активности алюминия?  4. Какими путями решали эту проблему? 5. К каким выводам пришли? 6. Оцените свою работу на уроке: ­ материал усвоен (на всех этапах урока “4”, “5”) ­ материал усвоен недостаточно (оценки “3”, “4”) V. Домашнее задание.    1, группа “А”: § 13 до стр.60. 2, группа “В”: § 13 до стр.60; Вопросы 1,2,3 на стр. 62. 3, группа “С”: § 13 до стр.60; используя материал сегодняшнего урока, составьте  цепочку превращений алюминия и его соединений.

Урок "Свойства алюминия"

Урок "Свойства алюминия"

Урок "Свойства алюминия"

Урок "Свойства алюминия"

Урок "Свойства алюминия"

Урок "Свойства алюминия"

Урок "Свойства алюминия"

Урок "Свойства алюминия"

Урок "Свойства алюминия"

Урок "Свойства алюминия"

Урок "Свойства алюминия"

Урок "Свойства алюминия"

Урок "Свойства алюминия"

Урок "Свойства алюминия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017