Урок Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».
Оценка 4.8

Урок Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
правоведение
4 кл
10.04.2017
Урок  Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».
Цель: Формировать понятие «Священные сооружения», дать представление об устройстве православного храма и синагоги. Формировать ценности: социальная солидарность , патриотизм , гражданственность , уважение к культурному наследию. Задачи:  Формировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога.  Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.  Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.  Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.  Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
урок сооружения.docx
Тема: Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».   4 «В» классе Мананниковой Натальей Александровной. Цель: Формировать понятие «Священные сооружения», дать представление  об устройстве православного храма и синагоги. Формировать ценности: социальная солидарность , патриотизм ,  гражданственность , уважение к культурному наследию. Задачи:  Формировать представление об основных священных сооружениях   мировых религий – церковь, синагога.  Научить различать священные сооружения разных религий по их  характерным архитектурным особенностям.  Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным  сооружениям разных  религиозных культур как к памятникам мировой  культуры.  Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.  Способствовать развитию коммуникативных способностей  обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения. Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,  заполнение таблицы,  работа в группах с источниками информации, работа с  текстом, участие в учебном диалоге и подготовка творческой работы с  членами семьи. Основные термины и понятия: Синагога, церковь, священные сооружения ,  алтарь, икона, фреска, иконостас . Средства наглядности: фотографии священных сооружений , учебник ,  тетради , мультимедийное оборудование , таблица ,  раздаточный материал . Структура урока: I. Актуализация знаний.9 (1слайд) 1.Разгадывание кроссворда по теме «Священные книги». Работа по карточкам.    2 к 3 т о р а н а 4 т п и с 1 в е д р а и я п 5 б и б л и я т 6 а в е с т а к По вертикали:         1. Сборник священных писаний индуизма. 2. Священное писание мусульман.      4. Священная книга буддизма. По горизонтали:     3. Священное писание иудаизма. 5 . Священное писание христиан. 6. Собрание священных книг зороастрических божеств. Угадайте ключевое слово!  2.Проблемная ситуация. ( 2 ­ 5слайды)   ­Посмотрите на изображения и скажите , что вы видите на слайдах? ­Еще это можно назвать сооружения. а) Словарная работа. СООРУЖЕНИЕ­ то , что сооружено; постройка , строение. (6­7 слайды) (толковый словарь С.А.Кузнецова) б)Портрет слова сооружения. ­слова синонимы ­родственные слова ­ассоциации ­словосочетания ­предложение II. Введение в тему урока. ­Как   вы   думаете,   если   существуют   священные   книги,   хранители   преданий религий,   таинства   в           каждой   из   религий,   то   должны   ли   существовать священные сооружения?  ­Совместные   ритуальные   действия   верующие   выполняют   в   специальных сооружениях, я предлагаю посмотреть, как же они выглядят и чем отличаются друг от друга.(8 ­ 15слайды)                 ­ Какие из них вам известны?                 ­ Как они называются?                  ­Как вы думаете, почему священные сооружения разных религий выглядят                   по­разному.                                              ­ Это священные сооружения разных религиозных    культур. В них    народ                        воплотил самые лучшие свои идеалы и устремления.  Они очень разные по                     внутреннему и внешнему виду, но служат одним целям. ­   Посмотрите,   какие   они   красивые   и   какие   разные.   Давайте   попробуем предположить,   догадаться   к   какой   из   религиозных   культур   –   исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся и обоснуем наши ответы. (ответы­предположения   детей,   каждое   предположение   должно обосновываться). Сложная задача? Но мы с вами предполагали,   а ведь нам нужно знать это точно. Я предлагаю  послушать притчу . Притча о строительстве храма    В течение нескольких недель из соседней долины через горы доносились странные звуки. В деревне много судачили о том, что это могут быть за звуки, но   никто   не   мог   взять   их   в   толк.   Даже   старейшины   деревни   никогда   не слышали   ничего   подобного.   Наконец,   один   из   юношей   деревни   решил перебраться через горы и посмотреть, что там происходит. После двух дней пути он достиг вершины горы и увидел, что в долине, лежащей далеко внизу, десятки человек заняты какой­то кипучей деятельностью.       Приблизившись,   он   разглядел   цепочку   людей,   расположившихся   перед огромными   камнями,   над   которыми   они   усердно   трудились   молотками   и зубилами. Когда путешественник, наконец, достиг дна, он подошел к юноше в конце цепочки и спросил: "Что ты делаешь?". "Ха!" – проворчал юноша – я убиваю время, пока не освобожусь от работы".      Озадаченный, путешественник повернулся к молодой женщине, которая была следующей в цепочке: "Извините, но что вы делаете?" "Я зарабатываю, чтобы содержать свою семью" – отвечала женщина.      Почесав в затылке, путешественник подошел к следующему человеку и снова   спросил:   "Что   вы   делаете?"   "Я   создаю   прекрасную   статую"   – последовал ответ.    Путешественник повторил свой вопрос, обращаясь к следующему человеку. "Я помогаю строить собор" – отвечал тот. "Ага!" – сказал путешественник – "Думаю, я начинаю понимать".    Приблизившись к женщине, которая была следующей в цепочке, он спросил: "А   вы   что   делаете?"   "Я   помогаю   жителям   этого   города   и   поколениям, которые будут жить после них, помогая строить этот собор".    "Чудесно" – воскликнул путешественник – "А вы господин?" – обратился он к мужчине рядом с ней. "Я помогаю строить этот собор, чтобы служить всем, кто  будет  им  пользоваться,  и  чтобы  попутно  пробудиться   самому.  Я  ищу собственного спасения в служении другим людям".      Наконец, путешественник обратился к последнему каменотесу – бодрому старику   с   блестящими   глазами   и   постоянной   улыбкой   на   губах   –   "А   что делаете вы ?"     "Я?" – улыбнулся старик – "Делаю?". Он от души расхохотался. "Это эго слилось с Богом много лет назад.    Нет никакого "Я", которое бы что­то делало. Через это тело действует Бог, помогая всем людям пробудиться и прийти к Нему". III.Работа над темой. 1.Стоунхендж. (16 слайд) Уже в далёкой древности  люди стали собираться вместе, чтобы молиться  своим богам и для этих целей  они сооружали определённые строения.  Остатки некоторых из них дошли до наших дней (2 слайд Стоунхендж,  «стоун»  по –английский  камень) . 2.Священные здания иудаизма. (17 слайд) а) Иерусалимский храм. ­В середине 10 века до н.э. был построен Иерусалимский храм. Он стал  центром  религиозной жизни еврейского народа. В Храме находились  священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но захватчики  захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смоли восстановить только  через 70 лет.. Но и этот Храм был разрушен.Уцелела лишь часть стены. Она  считается  святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому  стена называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога  может быть только один и верят, что он когда­нибудь будет восстановлен.  б) Синагога. (18­19 слады) А пока верующие молятся в специальных сооружениях – синагогах (это не храм, а лишь помещение для молитвы).Во внутреннем устройстве синагоги  есть обязательные элементы­ аронкодеш (шкаф, для хранения Торы), менора (светильник).  в) словарная работа в тетради.  Синаг гаоо   (от   греч.   –   «собрание»;   ивр.   –   «дом   собрания»;   идиш   – «школа»). Большинство  историков  полагают, что  синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения Первого Храма и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору.   Позднее   были   построены   специальные   здания   для   молитвы   — первые синагоги.     Хотя   внешне   синагоги   отличаются   друг   от   друга,   в   основе   их внутреннего   устройства   лежит   конструкция   Храма,   который   в   свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне. Это было огороженное прямоугольное пространство. Внутри находился умывальник,   где   священнослужители   омывали   руки   и   ноги   перед началом   службы,   и   жертвенник   для   жертвоприношения   животных. Вслед   за   этим   располагалось   нечто   вроде   шатра,   называемого Святилищем.   Туда   могли   входить   только   священнослужители.   В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась Святая святых. Там стоял Ковчег Завета    (20   слайд),     содержавший   Скрижали   Завета   с   высеченными   на   них Десятью заповедями (21 слайд). Когда царь Соломон построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины. (22 слайд)   Мен раоо   (ивр.  –  «светильник»)  –   золотой   семиствольный   светильник (семисвечник),   который,   согласно   Библии,   находился   в   Скинии Собрания   во   время   скитания   евреев   по   пустыне,   а   затем   и   в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.   (23 слайд) г) Составление схемы. Священные сооружения                                             Иудаизм                                                                                                               Синагога                                                                                           Менора   д) Работа с учебником стр.31 «Это интересно». ­самостоятельное чтение ­что интересного для себя вы узнали? 3. Христианские храмы.( 24 слайд) Первые христиане не строили СПЕЦИАЛЬНЫХ ХРАМОВ, они собирались в  жилых домах. Во времена преследования христиане были вынуждены  скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились  церкви Они разные, но есть общие черты. Здание храма венчает купол с установленным на нём крестом. Посмотрите на форму купола. Понять ,  почему купол именно такой формы, нам поможет небольшой эксперимент. (зажигается свеча). Форма купола символизирует пламя горящей свечи. (25  ­27 слайды) Символично количество куполов:  Один купол знаменует единство Бога, совершенство творения. Два купола соответствуют двум естествам Бога человека Иисуса Христа,  двум областям творения. Три купола знаменуют святую троицу. Четыре купола – Четвероевангелие, четыре стороны света. Пять куполов (самое рас пространное число), где средний возвышается над  четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Семь куполов знаменуют семь таинств Церкви.            Стены храма расписаны фресками. Самое священное место в  храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может   туда   входить.   Это   не   секретная   комната,   просто   человек   должен понимать, что не всё ему позволено. Часто алтарь отделён от остальной части храма   преградой   –   иконостасом.   В   центре   иконостаса   находятся   Царские врата. (28 слайд)       б)Словарная работа + схема стр.31 Алтарь – самое священное место в христианском храме. (29 слайд) Иконостасом алтарь отделён от  остальной части храма. (30 слайд) Иконы –изображения Христа и святых. (31 слайд) Фреска – росписи стен. (32 слайд) в) Составление схемы. Священные сооружения                                   Иудаизм                                                                                    Христианство                              (  Синагога )                                                                                  (   Церковь  ) Менора                                                                    алтарь    фреска                Тора                                                                                 иконостас  икона III. Рефлексия. 1.Работа в группах. Задания:  (раздаточный материал) ­Из предлагаемых иллюстраций «Священных сооружений» выберите  сооружения иудейской культуры и христианской культуры.  ­Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики  внешнего вида этих сооружений? ­Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения? Почему? Как  должны к ним относиться люди? ­Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры  это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А  скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения  разных мировых религий? (конечно, можем) А почему так бывает?  (ответы) ­В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают  друг другу…   IV. Итог урока. ­   Вот   и   закончилось   наше   первичное   знакомство   со   священными сооружениями религий мира. Какое  впечатление у вас осталось от этого «знакомство»? Что ещё вы хотели бы узнать о подобных архитектурных сооружениях? ­Что ты расскажешь семье об этом уроке? О чем задумался? Какие новые слова запомнил? Домашнее задание. Провести для своих родителей заочную экскурсию по храмам, используя иллюстрации учебника.

Урок Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Урок  Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Урок Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Урок  Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Урок Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Урок  Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Урок Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Урок  Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Урок Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Урок  Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Урок Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Урок  Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Урок Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Урок  Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Урок Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

Урок  Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017