Урок Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Формировать понятие «Священные сооружения», дать представление об устройстве православного храма и синагоги. Формировать ценности: социальная солидарность , патриотизм , гражданственность , уважение к культурному наследию. Задачи:  Формировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога.  Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.  Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.  Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.  Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Иконка файла материала урок сооружения.docx
Тема: Священные сооружения. Модуль «Основы мировых религиозных культур».   4 «В» классе Мананниковой Натальей Александровной. Цель: Формировать понятие «Священные сооружения», дать представление  об устройстве православного храма и синагоги. Формировать ценности: социальная солидарность , патриотизм ,  гражданственность , уважение к культурному наследию. Задачи:  Формировать представление об основных священных сооружениях   мировых религий – церковь, синагога.  Научить различать священные сооружения разных религий по их  характерным архитектурным особенностям.  Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным  сооружениям разных  религиозных культур как к памятникам мировой  культуры.  Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.  Способствовать развитию коммуникативных способностей  обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения. Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом,  заполнение таблицы,  работа в группах с источниками информации, работа с  текстом, участие в учебном диалоге и подготовка творческой работы с  членами семьи. Основные термины и понятия: Синагога, церковь, священные сооружения ,  алтарь, икона, фреска, иконостас .Средства наглядности: фотографии священных сооружений , учебник ,  тетради , мультимедийное оборудование , таблица ,  раздаточный материал . Структура урока: I. Актуализация знаний.9 (1слайд) 1.Разгадывание кроссворда по теме «Священные книги». Работа по карточкам.    2 к 3 т о р а н а 4 т п и с 1 в е д р а и я п 5 б и б л и я т 6 а в е с т а к По вертикали:         1. Сборник священных писаний индуизма. 2. Священное писание мусульман.      4. Священная книга буддизма. По горизонтали:     3. Священное писание иудаизма. 5 . Священное писание христиан. 6. Собрание священных книг зороастрических божеств. Угадайте ключевое слово!  2.Проблемная ситуация. ( 2 ­ 5слайды)   ­Посмотрите на изображения и скажите , что вы видите на слайдах? ­Еще это можно назвать сооружения. а) Словарная работа. СООРУЖЕНИЕ­ то , что сооружено; постройка , строение. (6­7 слайды)(толковый словарь С.А.Кузнецова) б)Портрет слова сооружения. ­слова синонимы ­родственные слова ­ассоциации ­словосочетания ­предложение II. Введение в тему урока. ­Как   вы   думаете,   если   существуют   священные   книги,   хранители   преданий религий,   таинства   в           каждой   из   религий,   то   должны   ли   существовать священные сооружения?  ­Совместные   ритуальные   действия   верующие   выполняют   в   специальных сооружениях, я предлагаю посмотреть, как же они выглядят и чем отличаются друг от друга.(8 ­ 15слайды)                 ­ Какие из них вам известны?                 ­ Как они называются?                  ­Как вы думаете, почему священные сооружения разных религий выглядят                   по­разному.                                              ­ Это священные сооружения разных религиозных    культур. В них    народ                        воплотил самые лучшие свои идеалы и устремления.  Они очень разные по                     внутреннему и внешнему виду, но служат одним целям. ­   Посмотрите,   какие   они   красивые   и   какие   разные.   Давайте   попробуем предположить,   догадаться   к   какой   из   религиозных   культур   –   исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся и обоснуем наши ответы. (ответы­предположения   детей,   каждое   предположение   должно обосновываться). Сложная задача? Но мы с вами предполагали,   а ведь нам нужно знать это точно. Я предлагаю  послушать притчу .Притча о строительстве храма    В течение нескольких недель из соседней долины через горы доносились странные звуки. В деревне много судачили о том, что это могут быть за звуки, но   никто   не   мог   взять   их   в   толк.   Даже   старейшины   деревни   никогда   не слышали   ничего   подобного.   Наконец,   один   из   юношей   деревни   решил перебраться через горы и посмотреть, что там происходит. После двух дней пути он достиг вершины горы и увидел, что в долине, лежащей далеко внизу, десятки человек заняты какой­то кипучей деятельностью.       Приблизившись,   он   разглядел   цепочку   людей,   расположившихся   перед огромными   камнями,   над   которыми   они   усердно   трудились   молотками   и зубилами. Когда путешественник, наконец, достиг дна, он подошел к юноше в конце цепочки и спросил: "Что ты делаешь?". "Ха!" – проворчал юноша – я убиваю время, пока не освобожусь от работы".      Озадаченный, путешественник повернулся к молодой женщине, которая была следующей в цепочке: "Извините, но что вы делаете?" "Я зарабатываю, чтобы содержать свою семью" – отвечала женщина.      Почесав в затылке, путешественник подошел к следующему человеку и снова   спросил:   "Что   вы   делаете?"   "Я   создаю   прекрасную   статую"   – последовал ответ.    Путешественник повторил свой вопрос, обращаясь к следующему человеку. "Я помогаю строить собор" – отвечал тот. "Ага!" – сказал путешественник – "Думаю, я начинаю понимать".    Приблизившись к женщине, которая была следующей в цепочке, он спросил: "А   вы   что   делаете?"   "Я   помогаю   жителям   этого   города   и   поколениям, которые будут жить после них, помогая строить этот собор".    "Чудесно" – воскликнул путешественник – "А вы господин?" – обратился он к мужчине рядом с ней. "Я помогаю строить этот собор, чтобы служить всем, кто  будет  им  пользоваться,  и  чтобы  попутно  пробудиться   самому.  Я  ищу собственного спасения в служении другим людям".      Наконец, путешественник обратился к последнему каменотесу – бодрому старику   с   блестящими   глазами   и   постоянной   улыбкой   на   губах   –   "А   что делаете вы ?"     "Я?" – улыбнулся старик – "Делаю?". Он от души расхохотался. "Это эго слилось с Богом много лет назад.    Нет никакого "Я", которое бы что­то делало. Через это тело действует Бог, помогая всем людям пробудиться и прийти к Нему". III.Работа над темой. 1.Стоунхендж. (16 слайд)Уже в далёкой древности  люди стали собираться вместе, чтобы молиться  своим богам и для этих целей  они сооружали определённые строения.  Остатки некоторых из них дошли до наших дней (2 слайд Стоунхендж,  «стоун»  по –английский  камень) . 2.Священные здания иудаизма. (17 слайд) а) Иерусалимский храм. ­В середине 10 века до н.э. был построен Иерусалимский храм. Он стал  центром  религиозной жизни еврейского народа. В Храме находились  священные предметы, например Ковчег со скрижалями. Но захватчики  захватили Иерусалим и разрушили Храм. Его смоли восстановить только  через 70 лет.. Но и этот Храм был разрушен.Уцелела лишь часть стены. Она  считается  святыней. Паломники оплакивают разрушенный Храм, поэтому  стена называется Стеной Плача. Иудеи считают, что Храм единого Бога  может быть только один и верят, что он когда­нибудь будет восстановлен.  б) Синагога. (18­19 слады) А пока верующие молятся в специальных сооружениях – синагогах (это не храм, а лишь помещение для молитвы).Во внутреннем устройстве синагоги  есть обязательные элементы­ аронкодеш (шкаф, для хранения Торы), менора (светильник).  в) словарная работа в тетради.  Синаг гаоо   (от   греч.   –   «собрание»;   ивр.   –   «дом   собрания»;   идиш   – «школа»). Большинство  историков  полагают, что  синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения Первого Храма и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору.   Позднее   были   построены   специальные   здания   для   молитвы   — первые синагоги.     Хотя   внешне   синагоги   отличаются   друг   от   друга,   в   основе   их внутреннего   устройства   лежит   конструкция   Храма,   который   в   свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне. Это было огороженное прямоугольное пространство. Внутри находился умывальник,   где   священнослужители   омывали   руки   и   ноги   перед началом   службы,   и   жертвенник   для   жертвоприношения   животных. Вслед   за   этим   располагалось   нечто   вроде   шатра,   называемогоСвятилищем.   Туда   могли   входить   только   священнослужители.   В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась Святая святых. Там стоял Ковчег Завета    (20   слайд),     содержавший   Скрижали   Завета   с   высеченными   на   них Десятью заповедями (21 слайд). Когда царь Соломон построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины. (22 слайд)   Мен раоо   (ивр.  –  «светильник»)  –   золотой   семиствольный   светильник (семисвечник),   который,   согласно   Библии,   находился   в   Скинии Собрания   во   время   скитания   евреев   по   пустыне,   а   затем   и   в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма.   (23 слайд) г) Составление схемы. Священные сооружения                                             Иудаизм                                                                                                               Синагога                                                                                           Менора   д) Работа с учебником стр.31 «Это интересно». ­самостоятельное чтение ­что интересного для себя вы узнали? 3. Христианские храмы.( 24 слайд) Первые христиане не строили СПЕЦИАЛЬНЫХ ХРАМОВ, они собирались в  жилых домах. Во времена преследования христиане были вынуждены  скрываться, и они собирались на молитвы в катакомбах. А позднее появились  церкви Они разные, но есть общие черты. Здание храма венчает купол сустановленным на нём крестом. Посмотрите на форму купола. Понять ,  почему купол именно такой формы, нам поможет небольшой эксперимент. (зажигается свеча). Форма купола символизирует пламя горящей свечи. (25  ­27 слайды) Символично количество куполов:  Один купол знаменует единство Бога, совершенство творения. Два купола соответствуют двум естествам Бога человека Иисуса Христа,  двум областям творения. Три купола знаменуют святую троицу. Четыре купола – Четвероевангелие, четыре стороны света. Пять куполов (самое рас пространное число), где средний возвышается над  четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырёх евангелистов. Семь куполов знаменуют семь таинств Церкви.            Стены храма расписаны фресками. Самое священное место в  храме – алтарь. Священник молится именно там, и без его благословения никто не может   туда   входить.   Это   не   секретная   комната,   просто   человек   должен понимать, что не всё ему позволено. Часто алтарь отделён от остальной части храма   преградой   –   иконостасом.   В   центре   иконостаса   находятся   Царские врата. (28 слайд)       б)Словарная работа + схема стр.31 Алтарь – самое священное место в христианском храме. (29 слайд) Иконостасом алтарь отделён от  остальной части храма. (30 слайд) Иконы –изображения Христа и святых. (31 слайд) Фреска – росписи стен. (32 слайд) в) Составление схемы. Священные сооружения                                   Иудаизм                                                                                    Христианство                              (  Синагога )                                                                                  (   Церковь  ) Менора                                                                    алтарь    фреска                Тора                                                                                 иконостас  икона III. Рефлексия.1.Работа в группах. Задания:  (раздаточный материал) ­Из предлагаемых иллюстраций «Священных сооружений» выберите  сооружения иудейской культуры и христианской культуры.  ­Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики  внешнего вида этих сооружений? ­Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения? Почему? Как  должны к ним относиться люди? ­Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры  это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А  скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения  разных мировых религий? (конечно, можем) А почему так бывает?  (ответы) ­В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают  друг другу…   IV. Итог урока. ­   Вот   и   закончилось   наше   первичное   знакомство   со   священными сооружениями религий мира. Какое  впечатление у вас осталось от этого «знакомство»? Что ещё вы хотели бы узнать о подобных архитектурных сооружениях? ­Что ты расскажешь семье об этом уроке? О чем задумался? Какие новые слова запомнил? Домашнее задание. Провести для своих родителей заочную экскурсию по храмам, используя иллюстрации учебника.