Урок технологии у 6 классе "Народная кукла – носитель нравственных ценностей"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
труд
6 кл
17.02.2019
Цели урока:
Обучающие:
Узнать историю русской народной куклы;
Познакомиться с особенностями кукол русского народа;
Раскрыть роль народной куклы в жизни людей;
Научиться изготовлять обрядовую куклу.
Воспитательные:
Установление психологического и эмоционального контакта с детьми;
Приобщение детей к культурно историческим истокам России.
Воспитание толерантности и внимательности.
Развивающие:
Развитие логического и креативного мышления;
Развитие эстетического вкуса;
Развитие эмоционального восприятия и выражения его в творческой практической работе.
Нардная кукла.doc
Тема урока: Народная кукла – носитель нравственных
ценностей
Цели урока:
Обучающие:
Узнать историю русской народной куклы;
Познакомиться с особенностями кукол русского народа;
Раскрыть роль народной куклы в жизни людей;
Научиться изготовлять обрядовую куклу.
Воспитательные:
Установление психологического и эмоционального
контакта с детьми;
Приобщение детей к культурно историческим истокам
России.
Воспитание толерантности и внимательности.
Развивающие:
Развитие логического и креативного мышления;
Развитие эстетического вкуса;
Развитие эмоционального восприятия и выражения его в
творческой практической работе.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы:
проблемнопоисковый метод.
беседа, наглядный метод,
практическая работа,
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, шарик,
платок, перчатки, косынка.
1 Материалы для практической работы: инструкционные карты, нитки,
лоскут белой х/б ткани 40х40, 3 цветных х/б лоскута 30х30, 30 см кружева,
50 см узкой ленты, вата, лоскут льняной ткани 5х8, бусы, шерстяная пряжа,
цветной лоскут для платка.
Ход урока
I.
Организация класса.
Проверка готовности учащихся к уроку
Здравствуйте мои любознательные рукодельницы, и гости нашего
урока. Меня зовут Мария Викторовна, я проведу у вас урок
технологии и , надеюсь на взаимное сотрудничество.
Я предлагаю начать урок с маленького чуда. И вы поможете мне в
этом.
Вам понравилась наша гостья? Сразу стало с ней веселее, неправда
ли?
А знаете как зовут нашу гостью? Её зовут Обережка. А кто наша
гостья? Она человек? (она кукла), и тему нашего урка предложила
нам Обережка.
Итак, тема нашего урока «Народная кукла – носитель нравственных
ценностей »
Какие ещё словосочетания со словом «народная» приходят к вам
на память?
Народная …кукла
Народная …песня
Народная …сказка
2 О чем говорится в народной песне? (о жизни народа)
Вспомните какуюнибудь народную песню
О чем сказывается в русской народной сказке? ( о жизни народа)
Вспомните
(Снегурочка, Терёшечка, Золотой ключик)
сказку, где куклы помогали главным героям.
О чём может рассказать народная кукла? (о жизни народа)
Обратите внимание на выставку народных кукол, а теперь
обратимся к теме нашего урока: что такое нравственные ценности?
Я помогу вам, ребята, чем больше всего вы дорожите в жизни?
(семья, родители, верность дружбе, знания, мир, любовь к жизни,
любовь к Родине)
Какие нравственные ценности передает народная кукла?
Что таит в себе народная кукла?
Почему у народной куклы нет лица?
Кто играл с народной куклой?
Чему может научить народная кукла?
Русская народная кукла это только игрушка или…?
Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в
народе, это куклы, которые делали с использованием старинных
техник и технологий. По своему назначению куклы делятся на три
большие группы: обрядовые, игровые и обереговые.
Первые куклы изображали высших и могущественных существ –
Богов. Люди создали скульптуры богов, дали им имена – Сварог,
Даждьбог, Макошь – поклонялись и просили помощи и защиты. Так
первые куклы облегчили жизнь первых людей.
3 Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в
обрядах жертвоприношения. Куклы – чучела, которых приносили в
жертву разным богам, носили свои имена: Кострома, Морена,
Купало, Ярило.
Кто вспомнит имя куклы, которую с
празднованиями недавно проводили и мы с вами? (В конце зимы,
тогда ещё все блины пекли) Масленица! Правильно!
Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие
праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили
вокруг них хороводы, затевали игры, затем «отдавали» богам –
топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А
взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.
У меня для вас вопрос: Кто играл с куклами? Кто участвовал в
хороводах, празднованиях, обрядах? (взрослые и дети, мужчины и
женщины)
По своему назначению Масленица какая кукла? (обрядовая)
Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла. В
иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только
девчачьей забавой. Играли до 78 лет все дети, пока они ходили в
рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку,
их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки,
старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая
девочка.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как
эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки
подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и
вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились
шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство
одевания.
4 Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе,
а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву
и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в
приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха
после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на
чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он
строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Чтобы стать
хорошей матерью, полагали, что нужно было играть в куклы. Потом
эти куклы переходили к детям.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские
праздничные обряды. Чаще всего свадьбы особо впечатляющий,
торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к
игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда,
запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими
обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре,
летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с
куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста,
родители молодых, подругиповязочницы, подругикокушницы,
тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей
свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к
богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукленевесте расплетали
кукольную косу. После венчания кукленевесте заплетали волосы в
две косы и укладывали побабьи. В деревенской кукле предпочитали
женский образ, даже в детских играх, если нужна была куклажених
или мужик, брали просто щепочку.
Традиционная кукла была безликой, что позволяло детям мечтать
и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её
характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое
изготовление, она была индивидуальна в своем роде и больше не
повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась
хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней
судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной
куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить
новую одежду, потому, что костюм, как правило, с куклы никогда
не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.
5 Куклы с которыми играли дети, относятся к какой группе?
( игровые)
Чему учили детей игровые куклы? (быть хорошей матерью,
любить детей, любить друзей; куклы учили азам рукоделия;
основам нравственности)
Итак, мы с вами узнали об обрядовых куклах, игровых, а теперь
поговорим об обереговых.
А почему у народной куклы нет лица? Это по старинной народной
традиции: у куклы – неодушевленного предмета – лица быть не
должно. Считалось, что если нарисовать кукле глаза, нос и рот, то у
нее появится душа, а этого кукле (оберегу по происхождению) как
раз и не требовалось, куклу не шили, а мастерили из лоскутков,
кудели, бересты и палочек. При изготовлении куклы нельзя было
пользоваться ножницами, иглой, ножом: ткань нужно было отрывать
руками, а палочки отламывать. Считалось, что режущие и колющие
инструменты могут причинить вред владельцу куклы.
На Руси обережные куколки делали из подручного материала
дерева, ткани, ниток, соломы, кости. Каждая куколка делалась с
определенной целью, имела свое название, свою историю, свой
обряд приготовления. К примеру, кукла "Крупеничка". В ее основе
холщовый мешочек с гречихой, украшенный нитями, тканями. (В
тех местах, где в почете были другие злаки, ее заменяли другими
крупами или горохом, и назывались уже эти куклы подругому
Зерновушка, Горошинка). Такая кукла приманивала в дом достаток,
обещала хороший будущий урожай и прибавление в семействе.
После рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали особую
куколку "Пеленашку", с той же целью обмануть злых духов,
подложить им куклу вместо ребенка. Как вы понимаете, подобную
куклуоберег нельзя было купить. Только сделать самим. Делали ее
из куска ношеной домотканой одежды. Такая одежда несла в себе
тепло человека, и это тепло передавалось кукле, вместе с частичкой
жизненной
Такая кукла служила и оберегом от сглаза. Гости смотрели на
человека.
силы
6 ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле, "Ой, до чего
кукленокто хорош!",
"Пеленашку" нельзя было мастерить с помощью иголки или
ножниц это могло "поранить куклу" и повредить, а ведь в такую
куклу вкладывалась материнская любовь и забота.
чтобы не сглазить ребенка.
Еще одна кукла того времени "Столбушка". Березовое или
осиновое полешко (или трубочку из бересты) "одевали" с помощью
тканей и нитей и превращали полешко в куклуженщину.
Все эти куклы так или иначе несли в себе обереговую силу.
Некоторые куколки изготавливались не только для себя или для
своих близких, но и "для выкупа". Купить такие куклы нельзя, силу
потеряет, а вот выкупить запросто. Главное выбрать душой из
массы куколок именно ту, которая ваша! Чтобы, увидев эту куклу,
вы почувствовали, что она ваша, что вы уже знаете, куда ее
поставить или положить. Только тогда эта кукла будет оберегом
для вас. Ну, а на место, где лежала эта куколка, клали выкуп
деньги, товар, пищу.
Не только у славянских народов, но и у многих других народов
мира национальные куклы имеют одну характерную особенность. У
таких кукол нет лица. Считалось, что такая кукла не позволит
вселиться злому духу в себя и творить зло вокруг себя, и с ее
помощью нельзя будет вредить человеку.
Можно счесть эти правила мудростью или суеверием. Можно
отнестись к ним как к традиции, но я думаю, что если в год семьи
любовью смастерить такую куклу, то она будет оберегать всех
членов семьи от всех невзгод с двойной силой.
Конечно же, я рассказала далеко не все о куклахоберегах.
Только теперь поговорим о том, как же нам самим сделать
простейшую куколку? Можно ли это сделать нам с вами? Можно.
Главное, что все куклы делались из тканей, традиционных для
данной местности и народа.
7 Как вы думаете, а какие ткани исторически традиционны для
России?
Правильно хлопчатобумажные и льняные?
II.
Рефлексия
Из каких тканей мы будем мастерить нашу обережку?
Из хлопчтобумажных и льняных.
Ответьте мне, пожалуйста: как же из всего многообразия
тканей можно выбрать ткани из натуральных волокон
растительного происхождение хлопка и льна?
По реакции на горение
Какие признаки горения говорят о том, что это ткани из
волокон растительного происхождения хлопка и льна?
Горят ярко желтым пламенем, образуя пепел, выделяя запах
жженой бумаги
Таким образом, мы с вами выбрали ткани и можно
приступить к изготовлению оберега для семьи.
III. Релаксация.
Посмотрите на картинку. Сядьте удобно. Закройте на
минутку глаза. Представьте себе, что Вы маленькая
маленькая девочка. Вы бежите по лугу, собирая в букеты
цветы …
А на встречу к Вам идут, держась за руки, самые близкие и
дорогие Вам люди – это ваши папа и мама…
8 На головах у них венки из ромашек и одуванчиков. А самый
красивый венок мама сплела для Вас. Папа поднял Вас на
руки и закружил, закружил, весело смеясь….
Сделайте глубокий вздох, резкий выдох. Откройте глаза и
скажите: Вам захотелось сделать подарок своей семье?
IV. Практическая работа «Изготовление обережки
Кормилки».
– Для для изготовления куклы «кормилки» потребуются
следующие материалы:
1 белый х/б лоскуток 30х30 см – для рубашки,
3 цветных х/б лоскутка 20х20 см – для сарафана,
полоска х/б ткани или ленточка – для косынки,
1 цветной х/б лоскуток 15х15 см – для платка,
лоскут 4х7 см – для передника,
х/б нитки красного цвета – для связывания деталей,
шерстяные нитки двух цветов, ленты или кружева – для пояса,
вата или синтепон – для набивки.
Помните, что при изготовлении куколки не пользуются ни
ножницами, ни иглой, ни клеем. Кукла изготавливается только на
основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания.
Изготовление «кормилки» сводится к восьми этапам.
1. В середину белого лоскута положите плотно скатанный
комочек набивки, обтяните его тканью и обмотайте красной
ниткой. Получится голова.
9 2. Расправьте уголки лоскутка по диагонали, загните их внутрь и
перевяжите нитками, сформировав ручки.
3. Перемотайте свободные концы лоскутка так, чтобы
получилась талия куколки. Талия должна быть достаточно
высоко, но ручки при этом должны быть свободными.
4. С двумя цветными лоскутками (для сарафана) поступите так
же, как с головой – получатся груди.
5. Оба шарика примотайте к талии куколки, а сзади прихватите
третий сарафанный лоскут, сложив его поперек пополам.
Перематываем вокруг талии и крестнакрест между грудей.
Сарафанчик готов.
10 6. Из цветной ленты делаем поясок. Передник прикладываем к
куколке, подняв его вверх, подвязываем пояском, затем
отгибаем и повязываем концами пояска. Пояс завязывается
двойным узлом слева сбоку.
7. Из кусочка кружева, делаем нижний платок, завязываем его
сзади на два узла
8. Из яркого лоскута вырезаем платок и повязываем его на голову
куклы.
Кукла готова!
Что надо сделать по окончании работы?
Убрать рабочее место
11 Дежурные пройдите, пожалуйста по классу и соберите
отходы производства.
Покажите мне своих кукол!
маленькая
Все они получились очень красивыми, к каждом наборе
есть
с
«драгоценностями», с их помощью добавьте своей кукле
индивидуальности, украсьте её на свой вкус!
шкатулочка
волшебная
Умницы! За вашу творческую работу на уроке, я всем
сегодня поставлю «пятерки»
V. Подведение итогов урока
Итак, я снова хочу задать вам вопрос сегодняшнего урока:
Русская народная кукла это только игрушка или…?
Какие нравственные ценности передает народная кукла?
Что таит в себе народная кукла?
Почему у народной куклы нет лица?
Кто играл с народной куклой?
Чему может научить народная кукла?
Русская народная кукла это только игрушка или…?
Вывод:
Народная кукла важнейшие составляющие любой культуры.
Народная кукла культурное орудие, посредством которого в
"свернутой форме" передается состояние современной культуры. С
12 помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих
отношений и сложное мироустроение.
Народная кукла носитель нравственных ценностей, родовой
информации. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Куклы
пробуждают скрытые чувства, в играх с куклами дети учатся
общаться,
проявлять милосердие,
тренируют память, получают уроки чуткости, бережливости,
внимания и доброты. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они
развлекают нас и поучают, воспитывают, украшают наш дом.
фантазировать,
творить,
VI. Домашнее задание:
Принесите свою обережку домой и найдите ей подходящее место,
где ей будет удобнее наблюдать за членами Вашей семьи, а она
будет оберегать Вашу семью от всяческих невзгод.
Изготовьте по желанию любую другую куклуоберег.
VII. Рефлексия.
Мои любознательные рукодельницы, работать с вами мне очень
понравилось. И на ладошку, символизирующую нашу дружную
школьную семью, я прикрепляю красную ладошку. Мне хочется,
чтобы и вы выразили свое отношение к уроку. Если он вам
понравился, то выходя из класса, прикрепите красную ладошку,
если – нет, то синюю. Спасибо за урок. Урок окончен.
13
Урок технологии у 6 классе "Народная кукла – носитель нравственных ценностей"
Урок технологии у 6 классе "Народная кукла – носитель нравственных ценностей"
Урок технологии у 6 классе "Народная кукла – носитель нравственных ценностей"
Урок технологии у 6 классе "Народная кукла – носитель нравственных ценностей"
Урок технологии у 6 классе "Народная кукла – носитель нравственных ценностей"
Урок технологии у 6 классе "Народная кукла – носитель нравственных ценностей"
Урок технологии у 6 классе "Народная кукла – носитель нравственных ценностей"
Урок технологии у 6 классе "Народная кукла – носитель нравственных ценностей"
Урок технологии у 6 классе "Народная кукла – носитель нравственных ценностей"
Урок технологии у 6 классе "Народная кукла – носитель нравственных ценностей"
Урок технологии у 6 классе "Народная кукла – носитель нравственных ценностей"
Урок технологии у 6 классе "Народная кукла – носитель нравственных ценностей"
Урок технологии у 6 классе "Народная кукла – носитель нравственных ценностей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.