1. Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
урок технология.docx
Цели урока
1. Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития
Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами
росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного
вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по
мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных
элементов Городецкой росписи.
3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.
Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать
возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование для учащихся
модель для раскрашивания «Кухонная доска»
гуашь
кисти
баночка для воды
лист бумаги
салфетка
простой карандаш
стирательная резинка
Оборудование для учителя
образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
плакаты «Городецкая роспись»
презентации «Городецкая роспись»
План урока (45 мин.)
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 35 мин.
2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций.
Объяснение последовательности росписи. 1015 мин.
3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 1520 мин. 4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока
Запись на доске: Городецкая роспись.
Учитель: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152
году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем.
Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс,
отстроился заново.
Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и
суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась
на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России,
но и из других стран.
Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из
дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково,
Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный
материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью
пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным
картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.
Городецкая
Здесь
Здесь
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
роспись
и
такие
жаркие
букеты,
как
ее
кони,
что
нам
молодецкая
нельзя
не
знать.
стать.
описать.
Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома
ставни, двери, ворота.
Желтый
И
Птицы
Чудороспись
Л. Куликова.
вечер,
купавки,
смотрят
из
черный
как
ларца
конь,
огонь,
–
Городца!
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны,
купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными
элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.
(Далее рассказ сопровождается показом презентации «Городецкая роспись», плакатом с поэтапной
росписью)
В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и
выработали определенные правила.
Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него
наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а
купавка голубым. Этот этап называют «подмалевка».
Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие.
Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается
влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых
дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает.
«Оживку» делают белой и черной краской.
Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это
делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам,
стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?
Ответ: Подмастерья.
Учитель: Так вот вы пока ученики подмастерья. Начнем!
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая
индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается
выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают
лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего
удалось.
Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Ответ: С городецкой росписью.
Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
Ответ: Розан, купавка, ромашка.
Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?
Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Вопрос: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?
качать материалы для проведения урока
Конспект урока
1.
2.
3.
1. Презентация поэтапной росписи "Городецкая роспись"
2. Презентация поэтапной росписи "Городецкая роспись"
3. Презентация поэтапной росписи "Городецкая роспись"
Фрагменты народной музыки в исполнении оркестра народных инструментов ВГТРК для создания
музыкального фона на уроках:
"Кольцо душидевицы" (1,13 Мб)
"Ах, не лист осенний" (1,38 Мб)
"Изза горочки туманик выходил" Фрагмент №1 (1,31 Мб)
"Изза горочки туманик выходил" Фрагмент №2 (1,04 Мб)
"Я на горку шла" (2,3 Мб) в исполнении ансамбля народных инструментов "Сударушка"
Цели урока
1. Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития
Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами
росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного
вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по
мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных
элементов Городецкой росписи. 3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию.
Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать
возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование для учащихся
модель для раскрашивания «Кухонная доска»
гуашь
кисти
баночка для воды
лист бумаги
салфетка
простой карандаш
стирательная резинка
Оборудование для учителя
образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
плакаты «Городецкая роспись»
презентации «Городецкая роспись»
План урока (45 мин.)
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 35 мин.
2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций.
Объяснение последовательности росписи. 1015 мин.
3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 1520 мин.
4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока
Запись на доске: Городецкая роспись.
Учитель: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152
году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем.
Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс,
отстроился заново. Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и
суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась
на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России,
но и из других стран.
Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из
дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково,
Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный
материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью
пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным
картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.
Городецкая
Здесь
Здесь
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
роспись
и
такие
жаркие
букеты,
как
ее
кони,
что
нам
молодецкая
нельзя
не
знать.
стать.
описать.
Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома
ставни, двери, ворота.
Желтый
И
Птицы
Чудороспись
Л. Куликова.
вечер,
купавки,
смотрят
из
черный
как
ларца
конь,
огонь,
–
Городца!
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны,
купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными
элементами цветочного узора в Городецкой росписи.
Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи.
(Далее рассказ сопровождается показом презентации «Городецкая роспись», плакатом с поэтапной
росписью)
В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и
выработали определенные правила.
Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него
наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а
купавка голубым. Этот этап называют «подмалевка».
Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие.
Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается
влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых
дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка
Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает.
«Оживку» делают белой и черной краской.
Учитель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это
делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам,
стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?
Ответ: Подмастерья.
Учитель: Так вот вы пока ученики подмастерья. Начнем!
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая
индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается
выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего
удалось.
Вопрос: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
Ответ: С городецкой росписью.
Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
Ответ: Розан, купавка, ромашка.
Вопрос: На каких изделиях выполняется роспись?
Ответ: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Вопрос: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?
http://u.jimdo.com/www8/o/sb40f277f1669e3dc/img/i5f1d2c7a39c5fc54/131852030
8/orig/image.jpg
Урок технология
Урок технология
Урок технология
Урок технология
Урок технология
Урок технология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.