Урок: Технология ажурного выпиливания лобзиком (брелок), (6 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
труд
6 кл
03.04.2019
Данная тема подходит не только для учеников 6 класса , но может быть использована для широкой аудитории слушателей. В теме даётся описание достаточно древнего способа художественной обработки древесины- выпиливание. Рассматриваются основные моменты по выпиливанию и правилам работы, а также выполняется поделка- брелок.
Технология ажурного выпиливания Брелок.docx
Тема занятия: Технология ажурного выпиливания лобзиком.
Цель: Ознакомление с историей и традициями русских народных
промыслов деревообработки. Формирование умений ажурного выпиливания
по дереву.
Задачи:
ознакомление с культурными традициями русской народной резьбы по
дереву;
изучение технологии ажурного выпиливания лобзиком;
организация рабочего места резчика, правила безопасной работы с
инструментами и приспособлениями;
развивать творческие способности.
Оборудование: чертежные инструменты, образцы работ, рисунки,
копирка, сверла, шлифовальная шкурка, лобзик, приспособление для
пиления лобзиком, инструкции по технике безопасности.
Ход занятия
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из самых древних
народных промыслов – с одним из видов деревообработки. Затем изучим
технологию изготовления ажурных изделий из дерева. Познакомимся с
инструментами, с помощью которых мастера изготавливают свои изящные,
неповторимые изделия.
Учитель: Сколько прекрасных образцов деревянной архитектуры и
художественного творчества оставили нам наши предки. Во многих музеях нашей
страны хранятся изделия древних мастеров, которые с помощью пилы, топора и
стамески создали уникальные произведения архитектуры и резного декора. На слайде мы видим модель деревянного Коломенского дворца XVII века,
выполнена резчиком Д.А.Смирновым, которая хранится в Государственном музее
заповедник «Коломенское».
Целые артели плотников, столяров, резчиков ходили из города в город, из
деревни в деревню, где своими руками, трудом и талантом создавали
удивительные произведения зодчества, украшали жилье и быт резными
изделиями. И поныне как сказочные терема стоят в резком узорочье древние
храмы, княжеские палаты и простые избы. Наибольшее развитие домовая резьба
получила к началу ХХ века. Каждый хозяин стремился наряднее украсить резным
декором свое жилище.
1
2
3
4
5
6
7
8
Полотенце
Причелина
Слуховое окно (солнышко)
Кисть
Подзор
Очелье наличника
Низ наличника
Торцевая доска
Резьбой украшали все детали дома – причелины и полотенца, слуховые окна
и балкончики, карнизы и фризы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом,
лестничный вход с перилами, очелья калиток, ворот, ограды.
Тому подтверждению мы видим резной декор дома «Абрамцево» архитектор
В.А.Гартман и интерьер дома Петра I, его кабинет, выполненный в XVIXIX веке. В конце ХIХ – начале ХХ века преобладающей в украшении деревянных домов
становится прорезная резьба.
Прорезная резьба часто накладывается в два три слоя, образуя своеобразную
бахрому, которая придает легкость и ажурность всему дому. Мы видим сейчас великолепные произведения искусства прорезной и
ажурной резьбы XVI века – «Алтарные врата из Галича», изображение на рисунке
слева и справа – надпрестольная сень Преображенского собора Соловецкого
монастыря.
Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. Выполняют ее
в основном лобзиком, например, выпиливая контуры различных фигур.
Применяют ее там, где через прорези должно чтото просматриваться, например,
в дверях, буфетах, ширмах, а так в оконных наличниках. При этом способе
резьбы удаляют фон, а в качестве него используют яркую ткань или другие
материалы. Плоскую, прорезную и контурную резьбу использовали в основном
для украшения мебели русские мастера. Прорезная резьба с рельефным рисунком называется ажурной.
«Ларец – теремок» 1840 год. Сквозная, ажурная выемчатая резьба. Музей
В.А.Тропинина. На боковой стороне просматривается рельефный рисунок
(силуэты детей). «Стул» дерево, кожа обстановка русского дома 17 века.
Сиденье, спинки обивались ярким турецким бархатом, цветной кожей с тисненым
узором, ножки украшали ажурной резьбой. Стулья и кресла в старину считались
почетной мебелью, их предлагали гостям.
Этой резьбой украшали мебель, выполнению в стиле барокко и рококо. Если
прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то ее
называют накладной.
Техника прорезной и ажурной резьбы довольно проста. Для ее выполнения на
простроганную или отшлифованную поверхность заготовки из древесины или
фанеры переносят рисунок по шаблону или через кальку. На размеченной и
закрепленной заготовке в вырезаемых контурах просверливают отверстия, в них
заводят пилку лобзика и выпиливают по контуру узора на выпиловочном столе. Затем изделие зачищают шкуркой или стамеской снимают фаски по торцам
рисунка. Готовое изделие покрывают лаком и морилкой при необходимости
выполнения работы в цвете.
Самым производительным инструментом для выполнения прорезной,
ажурной, накладной резьбы, безусловно, является электролобзик.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ИНСТРУМЕНТАМИ
при работе с коловоротом:
1. Надежно закреплять заготовку и подкладную доску на верстаки;
2. Надежно, без перекоса, закреплять сверло в патроне;
3. Ручку коловорота или дрели вращать свободно, без больших усилий;
4. Коловорот или дрель класть на верстак сверлом от себя.
при работе с лобзиком:
1.
Работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и
исправными ручками;
2. Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку;
3. Надежно закреплять пилку в рамке лобзика, наклон зубчиков к
ручке;
4. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не
наклоняться низко над заготовкой;
5. По окончании работы уборку производить щеткойсметкой.
Рис.4. Положение при пилении Учитель: Сегодня мы выполним резное изделие (брелок).
Вводный инструктаж
Перед началом выполнения практической работы я хочу познакомить вас с
правилами выпиливания лобзиком. Старайтесь не наклоняться над лобзиком,
держать его вертикально, свободной рукой поворачивайте фанеру с рисунком
так, чтобы линия рисунка подходила под пилочку, а не наоборот, причем пилочка
должна все время находиться в круглом отверстии упорной дощечки. При очень
крутых поворотах нужно сделать несколько «холостых» движений лобзиком, не
нажимая на пилочку и постепенно поворачивая фанеру. Выпиливание следует
начинать со средних контуров орнамента, с учетом того, чтобы за внешним
контуром был запас поля не более 10см.
Подведение итога занятия.
а – проверка работ, выявление лучшей работы;
б – выявление недочетов в работе, причина их появления;
в – уборка рабочих мест;
г – сдача инструментов.
Учитель: Сегодня мы с вами узнали историю появления наиболее древнего
вида декоративного искусства – ажурной, прорезной резьбы. Познакомились
с работами наших предков, которые и по сей день хранятся в различных
музеях нашей страны и являются исторической ценностью. Познакомились с
технологией ажурного выпиливания лобзиком. Создали свои красивые
изделия.
Образцы выполнения брелков. Технология выполнения: переводим рисунок на фанеру, просверливаем
отверстие, выпиливаем рисунок, следующим этапом выпиливаем второй овал,
шлифуем обе части, нижний овал можно покрыть тёмным лаком, верхний
светлым после этого склеиваем обе части.
Урок: Технология ажурного выпиливания лобзиком (брелок), (6 класс)
Урок: Технология ажурного выпиливания лобзиком (брелок), (6 класс)
Урок: Технология ажурного выпиливания лобзиком (брелок), (6 класс)
Урок: Технология ажурного выпиливания лобзиком (брелок), (6 класс)
Урок: Технология ажурного выпиливания лобзиком (брелок), (6 класс)
Урок: Технология ажурного выпиливания лобзиком (брелок), (6 класс)
Урок: Технология ажурного выпиливания лобзиком (брелок), (6 класс)
Урок: Технология ажурного выпиливания лобзиком (брелок), (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.