Урок труда в 1 классе на тему: "Украшение национальных изделий орнаментом"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
труд
1 кл
06.11.2017
Данный демонстрационный урок был проведен в 1 классе. Цель урока: создание аппликации, украшение национальным орнаментом. Урок был проведен в форме групповой работы с применением информационно-коммуникационных технологий. Форма проведения - урок - праздник. Урок носил большое воспитательное значение: уважение к национальной культуре разных народов.
Конспект окончательный.docx
Тема: Украшение национальных изделий орнаментами.
Цель: создание аппликации, украшение национальным орнаментом.
Задачи:
1. Отработать навыки вырезания орнамента с помощью шаблонов и из сложенного листа; навыки
создания симметричной композиции.
2.Развивать мыслительные операции (анализировать, сравнивать, классифицировать); моторные
навыки (точность движений, их скорость), образное и нагляднодейственное мышление,
художественный вкус.
3.Воспитывать интерес и уважение к национальной культуре разных народов, к традициям и
обычаям; воспитывать коллективизм, дисциплинированность.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, видео, образцы
орнаментов, аппликаций, предметы для выставки, украшенные орнаментами, изображение
майского дерева, ленточки для его украшения.
Ход урока:
1. Утренний круг
В хоровод мы дружно встанем
Руку дружбы всем протянем
Ты кружись наш хоровод
Очень дружный здесь народ
И казахи, и корейцы,
И чуваши, латыши,
Русские, евреи, немцы,
И у всех есть малыши.
В хоровод они встают
Песню дружбы все поют.
Педагог: (здоровается с детьми на казахском языке) — Сәлеметсіздер ме, курметты устаздар
жене балалар?
Дети: Сәләметсіз бе!
Педагог: А ещё, на каких языках вы умеете здороваться? (Дети перечисляют, на каких языках
они умеют здороваться)
На украинском здоровеньки булы
На белорусском – добры дзень
На английском неллоу
На немецком гутен таг
На французском бонжур
На татарском Исэнмесез
Спасибо, ребята, пройдите на свои места.
2. Рассаживание по группам.
3. Работа по теме урока.
1) Рассказ учителя.
Ребята, какой праздник в Казахстане отмечают 1 мая? День единства народов Казахстана. На
территории нашего государства проживает больше 120 народностей. Каких? Многонациональна наша республика: казахи и русские, украинцы и белорусы, татары и немцы, корейцы и поляки,
узбеки и уйгуры, и многиемногие другие – люди всех национальностей отмечают праздник
Первомай.
Каждый народ имеет богатую культуру. От поколения к поколению передаются сказания,
легенды, традиции. Поразному рассказывают сказки разные народы, разные песни поют детям в
колыбели, но всех их объединяет желание бороться за счастье, справедливость, мир, дружбу.
В этот день люди наряжаются в свои национальные костюмы, приветствуют друг друга и
приглашают в гости, угощают национальными блюдами, читают стихи, поют песни и танцуют.
2) Видеопрезентация про праздник 1 мая
3) Как гласит одна казахская пословица: «Сила птицы – в крыльях, а человека – в
дружбе».
Порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а все
вместе сад. Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, уже дом
готов! Соединяет людей дружба.
Вместе они живут счастливо. Если спросить, что для людей самое главное, то литовец ответит
драугисте, узбек дустлик, грузин мегоброба, молдаванин приетение, калмык интльтын,
удмурд эшласькон.
Все эти слова означают одно – дружба.
Для человека что означает слово «дружба»?
Почему человеку одному плохо?
Кто знает, а как показахски звучит слово «дружба»? Достык, по –анг. френдшип
В этот день люди наряжаются в свои национальные костюмы, приветствуют друг друга и
приглашают в гости, угощают национальными блюдами, читают стихи, поют песни и танцуют.
А знаете ли вы стихи про дружбу, про праздник? Кто хочет прочитать? (дети читают
стихотворения).
Что такое дружба?
Если станет туго
Ты во всем, как на себя,
Положись на друга.
Дружба народов не просто слова.
Дружба народов навеки жива
Дружба народов счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.
Как хорошо, что дружба есть на свете
Она как воздух нам нужна
Так пусть шагает дружба по планете
Пускай, как солнце светит нам она!
Я вас, ребята, и присутствующих гостей поздравляю с наступающим праздником. Желаю, чтобы
вы дружно росли и жили в нашем многонациональном Казахстане
А сегодня нашу дружбу мы проявим в творчестве. 4) Разгадывание кроссворда.
Ну, а работая сегодня на уроке, я хочу, чтобы , вы помнили такие слова
«Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи».
Как вы понимаете это выражение? В чем его смысл?
– А девиз у нас какой?
Дети: Всё, что надо под рукой!
– Проверим, всё ли у нас на месте. Отгадайте загадки и заполните кроссворд. А когда вы его
разгадаете, вы узнаете и тему нашего урока.
Чертят им или рисуют.
Грифель по листку танцует.
Он большой помощник наш,
И зовётся ...(карандаш)
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная... Бумага
Два листа между собой
Скрепит он, колпак открой.
Можешь мазать, не жалей.
А зовут его все …?( клей)
Пара острых, тонких ног
Без туфлей и без сапог.
На ногах — по голове
Для чего, скажите мне?
По бумаге ходят ноги,
Режут все, что на дороге. (Ножницы)
Да, для урока нам будут необходимы следующие материалы и инструменты: карандаш,
стирательная резинка, клей, ножницы, бумага. (Слайд) 5) Беседа о том, что такое орнамент.
Итак, ключевое слово урока нашего … (орнамент). Вот мы с сами на уроке сегодня
будем работать с орнаментами разных народов, будем орнаментом украшать изделия.
Что такое орнамент?
Орнамент – это узор, основанный на повторении и чередовании его элементов
(Слайд)
Где используется орнамент? Где вы его встречали? В украшении одежды, в предметах
быта (украшении посуды, ковров, мебели и т.д.) Рассматривание выставки.
Орнамент может быть растительным, животным, геометрическим. Существуют и другие
его вида. Но у каждого народа орнамент свой.
Вы сейчас сидите в 3х группах. Ребята из 1ой группы расскажут нам немного об
особенностях казахского орнамента и будут украшать казахским орнаментом дастархан .
Что такое дастархан?
Ребята из 2ой группы расскажут об особенностях русского орнамента и будут украшать
русским орнаментом тарелочку, а 3 группа познакомит нас с татарским орнаментом и
будет украшать ковер.
КАЗАХСКИЙ ОРНАМЕНТ (Слайды)
Орнаменты с древнейших времен широко использовались в различных видах искусства
казахского народа. Они являются его спутниками, как в повседневной жизни, так и в
праздники. Казахский народ украшает орнаментом юрты, ювелирные изделия, посуду,
ковры, одежду.
В настоящее время используется около 230 видов орнаментов: растительных, животных,
геометрических и других. Но чаще всего используется животный орнамент.
Казахи придавали основным цветам следующие значения: синий цвет означал голубое
небо; красный – огонь, солнце, белый цвет – радость, счастье; черный – землю; зелёный –
молодость, весну.
РУССКИЙ ОРНАМЕНТ (Слайды) Русские , также как и люди других народов, орнаментом украшали одежду, посуду, полотенца и
многое другое. Все эти предметы очень яркие и нарядные. Особенно яркой была праздничная
одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны были украшены тканным, вышитым и
набивным узорами. Украшения костюма – не пустая забава. Глядя на орнамент одежды, можно
было рассказать о судьбе женщины: сколько ей лет, замужем ли она, сколько детей, как у неё со
здоровьем, просит ли она чтото от бога или только благодарит.
Каждый элемент орнамента имел своё значение и смысл.
А еще узорчатая вышивка должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла
и беды. Любимые мотивы русских вышивальщиц – это геометрические орнаменты.
ТАТАРСКИЙ ОРНАМЕНТ (Слайды)
Изделия, украшенные орнаментами играли большую роль в оформлении татарского
дома: яркие многоцветные полотенца, вышитые покрывала и скатерти, футляры для
книг, настенные панно и многое другое.. Вышиты золотом и шёлковыми нитями
знаменитые «казанские полотенца» дарили на свадьбы, по случаю рождения ребёнка,
их передавали по наследству из поколения в поколение. Для вышивки характерен
растительный орнамент. Изображались тюльпаны, колокольчики, незабудки, маки,
гвоздики, васильки, цветы шиповника, ромашки, астры, пионы, розы, В орнамент также
включались изображения птиц, мотыльков, бабочек, пчёл, петухов, голубей .Татарский
орнамент яркий, многоцветный: красный, жёлтый, чёрный, зелёный, реже – синий,
голубой, оранжевый. Фон изделий чаще всего красный, чёрный, реже – жёлтый и
белый.. . Украшая свои изделия татарский народ рассказывал о себе, о своём роде, об
окружающей жизни, природе.
Сегодня, украшая ваше изделие, вы должны помнить основное правило составления дизайна –
гармоничное сочетание.
Гармония – согласованность предметов.
1.Формы.
2. Цвета.
3.Расположение предметов
Сначала вы должны договориться о единой композиции – как будет выглядеть ваше
изделие, какой орнамент вы будете использовать при его оформлении. На столах у вас
конверты, в которых лежат шаблоны орнаментов. Вы выбираете понравившиеся вам любые
образцы. Вся группа работает сообща для достижения общей цели. Помните, что при
украшении любого изделия важна симметрия.
С каким материалом будем работать? (С бумагой).
В какой технике выполнены все изделия? (В технике аппликация).
Что такое аппликация?
Аппликация – это способ нашивания или наклеивания на бумагу, ткань разноцветных
кусочков бумаги, ткани, кожи для создания различных изображений, орнаментов.
В каждой группе есть руководитель группы. Руководитель будет контролировать процесс
выполнения практической работы. Но сначала вы должны договориться о единой
композиции – как будет выглядеть ваше изделие, какой орнамент вы будете использовать
при его оформлении 6)Знакомство с планом работы
План:
Последовательность изготовления работы:
1. Выполняем разметку орнамента для центральной части ковра и для его края (по шаблону)
а) – Возьмите шаблоны орнамента. Обведите на цветной бумаге.
2. Раскрой орнаментов.
Возьмите ножницы и вырежьте детали аппликации.
Помните правила ТБ! при работе с ножницами.
3. Сборка орнаментов в единую композицию.
Этапы сборки
Распределите детали аппликации на листе картона (основе).
4. Оформление работы
Приклейте детали к основе.
7) Повторение правил работы с ножницами
Перед началом работы, давайте вспомним правила работы с ножницами:
1. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд!
2. Не держи ножницы концами вверх!
3.Не оставляй ножницы на столе в раскрытом виде!
Физминутка (исполнение узбекского танца)
8) Практическая работа
4. Выставка работ. Анализ. Итог урока. Оценивание.
Рефлексия.
Что научились создавать своими руками?
Красиво получилось?
В какой технике создавали работу?
Какое чувство вы испытываете после выполнения работы?
Украшение Майского дерева яркими ленточками
Урок труда в 1 классе на тему: "Украшение национальных изделий орнаментом"
Урок труда в 1 классе на тему: "Украшение национальных изделий орнаментом"
Урок труда в 1 классе на тему: "Украшение национальных изделий орнаментом"
Урок труда в 1 классе на тему: "Украшение национальных изделий орнаментом"
Урок труда в 1 классе на тему: "Украшение национальных изделий орнаментом"
Урок труда в 1 классе на тему: "Украшение национальных изделий орнаментом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.