Урок трудового обучения
Оценка 4.9

Урок трудового обучения

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
труд
2 кл—4 кл
16.02.2018
Урок трудового обучения
Тема урока: Народная тряпичная кукла мотанка. Цель урока - научить изготавливать народную куклу. Задачи урока: 1. Ознакомление с историей народной тряпичной куклы, ролью куклы в народном быту. 2. Развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, доказывать. 3. Развитие внимания, памяти, пространственного мышления, сенсорного опыта. 4. Развитие координации движений, функциональных возможностей кистей и пальцев рук. 5. Воспитание аккуратности и точности в работе.
Урок трудового обучения. Л.Н. Калетинец.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новосельская средняя школа» муниципального образования Черноморский район Республики Крым Конспект урока трудового обучения во 2 классе Разработка учителя начальных классов Л.Н. Калетинец Тема: Народная тряпичная кукла мотанка.  Цель: Научить изготавливать народную куклу. Задачи:  1. Ознакомление   с   историей   народной   тряпичной   куклы,   ролью куклы в народном быту. 2. Развитие   логического   мышления,   умения   сравнивать, анализировать, доказывать. 3. Развитие   внимания,   памяти,   пространственного   мышления, сенсорного опыта. 4. Развитие координации движений, функциональных возможностей кистей и пальцев рук. 5. Воспитание аккуратности и точности в работе. Ход урока: 1. Организационный момент. Ну­ка посмотри, дружок, Ты готов начать урок? Все ли правильно стоят? Все ль внимательно глядят? Пусть пойдёт ребятам впрок                                                       Интересный наш урок! Ладошки (поддержка друга на уроке), улыбка. 2. Сообщение темы урока. ­ Что сегодня мы будем изготавливать на уроке вы сможете сказать отгадав  загадки. Платья носит,  Есть не просит,  Всегда послушна,  Но с ней не скучно.  (Кукла ) У моей сестренки ­ дочка: Кудри, розовые щечки. Если доченька болеет, То сестра ее жалеет. Эта дочка ­ понарошку, Я хорошая игрушка, ­Буду всем вам я подружкой. Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки. Я прошу меня любить,Не ронять  меня, не бить. (Кукла) Ведь сестра пока что крошка. (Кукла) ­ Да сегодня мы изготовив с вами куклу. Но не простую, а народную куклу мотанку. Узнаем историю этого оберега.  3. Беседа по теме урока.  История тряпичной куклы Что такое кукла? В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.  Первая кукла появилась очень давно. Не думаю, что известна точная дата с погрешностью хотя бы в тысячу лет.  Миниатюрные фигурки, изготовленные из камня, глины и кости, ученые находили даже на месте древних стоянок человека.  СЛАЙД  Для чего они делались? Большинство исследователей предполагают, что такие фигурки – обязательный   элемент   каких­то   ритуальных   обрядов,   со   стремлениями древних   людей   добиться   расположения   духов   природы.   Но,   возможно, некоторыми из фигурок играли и дети? Сейчас вряд ли можно ответить на этот вопрос со 100­процентной уверенностью. Но то, что несколько тысяч лет назад миниатюрные куколки и предметы быта были распространены у народов различных цивилизаций – это исторический факт. Лавки, в которых, видимо, когда­то продавались игрушки, обнаружены во время раскопок в Помпеях (древний  римский  город   недалеко   от  Неаполя,   в   регионе  Кампания, погребённый   под   слоем  вулканического  пепла   в   результате  извержения Везувия 24 августа 79 года. Сейчас — музей под открытым небом. ). СЛАЙД Римская   тряпичная   кукла   с   кусочками   папируса   внутри,   была   найдена   в Древнем   Египте.   Материал   для   их   изготовления   использовался   самый различный – от дешевой обожженной глины до серебра и золота.  Куклы   разных  народов  отличаются   между   собой  извне  и   материалом,  из которого   сделаны  –  индейские   дети   довольствовались   куском   дерева   с утолщением на одном конце. Персидские дети получали от мамы куклу из ткани с нарисованным лицом. Также существовали куклы из глины и кости. Древние   египтяне   были   очень   неравнодушны   к   куклам:   они   делали   их   из дерева   и   украшали   бусами.   Найдены   куклы   возрастом   более   3000   лет. В Японии   примитивная   детская   кукла   изготовлялась   из   оструганной   ивовой ветки, на которую надевалась бумажная одежда. У древних греков тоже были интересные куклы – с хорошо оформленной головой и двигающимися  при помощи веревок руками и ногами. СЛАЙД   в Африке  она в основном  каменная или  деревянная,  но суть и  назначение куклы ­  неизменны.  Но есть  кукла, которую в  той или иной форме  знали на всех  континентах.  Это  мотанка,  или  узловая  кукла,   или   кукла   скрутка изготовленная из мягкого материала ­ кожи или ткани и из ниток. Очевидно, первые   такие  куклы  делали  из   травы  или   соломы,  а   впоследствии,  с распространением  ткачества,  начали  использовать   ткань  и   пряжа.   Кукла­ скрутка ­ это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто   и   где   впервые   скрутил   тряпичную   куклу.   Древнейшие   образцы   таких кукол найдены в Египте ­ в захоронениях­современниках пирамид. В Украине ее знают, как куклу­мотанку, и здесь она известна с незапамятных времен.  В каждой украинской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми или обережными. Самые первые куклы делались из золы. Как это не странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом.  Известна   еще   одна   очень   древняя   кукла.   Когда   женщина   остригала   свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы.   В   большинстве   случаев   кукла   ­   это   образ   женщины,   богини   и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже   "имели   честь"   пользоваться   силой   куклы.   Женщина   давала   куклу мужчине,  когда   тот   уходил   в   дорогу   или   на   войну.  Считалось,   что   кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка. У   каждого   новорожденного   дитя   была   в   колыбельке   яркая   куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. В Украине, да впрочем и у всех славянских   народов,   было   большое   многообразие   куколок.   Я   немного расскажу о некоторых.  Итак, самая распространенная детская игровая кукла ­ "стригушка". СЛАЙД Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем­то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него. Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". СЛАЙД  Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка"  СЛАЙД  помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зернушку".  СЛАЙД  Делали   ее   после   сбора   урожая.   В   основе   куклы   ­ мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети. Кубышка­травницаСЛАЙД Это обережная, целительская кукла, которая следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Она наполнена душистыми лекарственными травками, запах которых,   как   считали   наши   предки,   изгоняет   из   дома   духов   болезней.   Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её   как   добрую   утешницу   ставили   около   кровати   больному. Возьмешь   Кубышку­травницу   в   руки,   помнешь,   пошевелишь,   по   дому разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла   Колокольчик   ­   куколка   добрых   вестей.  СЛАЙД  Эта   куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Кукла Колокольчик ­ оберег хорошего настроения. Даря ее, человек желает своему другу получать только хорошие известия Символично то, что кукла ­ мотанка не шьется, а делается только с помощью нитей, намотки.  путем  лент,   Когда­то такие куклы делали повсюду: наши прапрабабушки других кукол и не знали. Сегодня   у   нас   с   вами   своя   небольшая   выставка   кукол.   (Обратить внимание на выставку). 4.   Физкультминутка.  Общеукрепляющие   упражнения   под   музыку. Физминутка «МИШКА С КУКЛОЙ» Мишка с куклой громко топают, Громко топают, посмотри. (Громко топаем) И в ладоши звонко хлопают,  Звонко хлопают, Раз, два, три! 5.Анализ образца, обсуждение приемов изготовления. немного   времени, На самом деле куклу­мотанку может сделать каждый. Для этого необходимо сделаная лишь  собственноручно, ­ пластмассовая!  фантазия.  И   помните,  кукла,   значительно,  теплее  и  добрее,  чем   купленная  6. Массаж кистей рук и подушечек пальцев. Пальчиковая гимнастика. 7. Практическая работа.  Индивидуальная   помощь,   помощь   друг   другу   со   стороны   одноклассников. Исправление ошибок. 8. Выставка. Подведение итогов.  ­ Посмотрите, какие хорошие куклы у нас получились. ­ Для чего нам нужна кукла, которую мы изготовили? ­   Что   можно   сказать   о   качестве   вашей   работы?   Молодцы,   вы   хорошо поработали. ­ Для чего раньше делали таких кукол? А для чего их можно использовать сейчас?   (Дарить   в   качестве   сувенира,   можно   сделать   выставку   старинных народных кукол, можно использовать для развития мелкой моторики рук.) 9. Рефлексия. ­ Ребята, давайте оценим то, чему вы научились на уроке (самооценка) ­  Красный  –  если   вы   научились   сами   и  можете   других   научить,  выберите красную куколку. ­   Жёлтый   –  Если   только   научились   сами,  но   не   сможете   научить   других, выберите жёлтую куколку. ­ Синий – Если можете сделать куклу, но с чьей­то помощью, выберите синюю куколку. ­ Составим хоровод. ­ Наш урок подошел к концу. Наведите порядок на столах. Спасибо всем за внимание и работу.

Урок трудового обучения

Урок трудового обучения

Урок трудового обучения

Урок трудового обучения

Урок трудового обучения

Урок трудового обучения

Урок трудового обучения

Урок трудового обучения

Урок трудового обучения

Урок трудового обучения

Урок трудового обучения

Урок трудового обучения

Урок трудового обучения

Урок трудового обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018