Урок трудового обучения

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Народная тряпичная кукла мотанка. Цель урока - научить изготавливать народную куклу. Задачи урока: 1. Ознакомление с историей народной тряпичной куклы, ролью куклы в народном быту. 2. Развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, доказывать. 3. Развитие внимания, памяти, пространственного мышления, сенсорного опыта. 4. Развитие координации движений, функциональных возможностей кистей и пальцев рук. 5. Воспитание аккуратности и точности в работе.
Иконка файла материала Урок трудового обучения. Л.Н. Калетинец.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новосельская средняя школа» муниципального образования Черноморский район Республики Крым Конспект урока трудового обучения во 2 классе Разработка учителя начальных классов Л.Н. Калетинец Тема: Народная тряпичная кукла мотанка.  Цель: Научить изготавливать народную куклу. Задачи:  1. Ознакомление   с   историей   народной   тряпичной   куклы,   ролью куклы в народном быту. 2. Развитие   логического   мышления,   умения   сравнивать, анализировать, доказывать. 3. Развитие   внимания,   памяти,   пространственного   мышления, сенсорного опыта. 4. Развитие координации движений, функциональных возможностей кистей и пальцев рук. 5. Воспитание аккуратности и точности в работе. Ход урока: 1. Организационный момент. Ну­ка посмотри, дружок, Ты готов начать урок? Все ли правильно стоят? Все ль внимательно глядят? Пусть пойдёт ребятам впрок                                                       Интересный наш урок! Ладошки (поддержка друга на уроке), улыбка. 2. Сообщение темы урока.­ Что сегодня мы будем изготавливать на уроке вы сможете сказать отгадав  загадки. Платья носит,  Есть не просит,  Всегда послушна,  Но с ней не скучно.  (Кукла ) У моей сестренки ­ дочка: Кудри, розовые щечки. Если доченька болеет, То сестра ее жалеет. Эта дочка ­ понарошку, Я хорошая игрушка, ­Буду всем вам я подружкой. Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки. Я прошу меня любить,Не ронять  меня, не бить. (Кукла)Ведь сестра пока что крошка. (Кукла) ­ Да сегодня мы изготовив с вами куклу. Но не простую, а народную куклу мотанку. Узнаем историю этого оберега.  3. Беседа по теме урока.  История тряпичной куклы Что такое кукла? В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.  Первая кукла появилась очень давно. Не думаю, что известна точная дата с погрешностью хотя бы в тысячу лет.  Миниатюрные фигурки, изготовленные из камня, глины и кости, ученые находили даже на месте древних стоянок человека.  СЛАЙД  Для чего они делались? Большинство исследователей предполагают, что такие фигурки – обязательный   элемент   каких­то   ритуальных   обрядов,   со   стремлениями древних   людей   добиться   расположения   духов   природы.   Но,   возможно, некоторыми из фигурок играли и дети? Сейчас вряд ли можно ответить на этот вопрос со 100­процентной уверенностью. Но то, что несколько тысяч лет назад миниатюрные куколки и предметы быта были распространены у народов различных цивилизаций – это исторический факт. Лавки, в которых, видимо, когда­то продавались игрушки, обнаружены во время раскопок в Помпеях (древний  римский  город   недалеко   от  Неаполя,   в   регионе  Кампания, погребённый   под   слоем  вулканического  пепла   в   результате  извержения Везувия 24 августа 79 года. Сейчас — музей под открытым небом. ). СЛАЙД Римская   тряпичная   кукла   с   кусочками   папируса   внутри,   была   найдена   в Древнем   Египте.   Материал   для   их   изготовления   использовался   самый различный – от дешевой обожженной глины до серебра и золота.  Куклы   разных  народов  отличаются   между   собой  извне  и   материалом,  из которого   сделаны  –  индейские   дети   довольствовались   куском   дерева   с утолщением на одном конце. Персидские дети получали от мамы куклу из ткани с нарисованным лицом. Также существовали куклы из глины и кости. Древние   египтяне   были   очень   неравнодушны   к   куклам:   они   делали   их   из дерева   и   украшали   бусами.   Найдены   куклы   возрастом   более   3000   лет. В Японии   примитивная   детская   кукла   изготовлялась   из   оструганной   ивовой ветки, на которую надевалась бумажная одежда. У древних греков тоже былиинтересные куклы – с хорошо оформленной головой и двигающимися  при помощи веревок руками и ногами. СЛАЙД   в Африке  она в основном  каменная или  деревянная,  но суть и  назначение куклы ­  неизменны.  Но есть  кукла, которую в  той или иной форме  знали на всех  континентах.  Это  мотанка,  или  узловая  кукла,   или   кукла   скрутка изготовленная из мягкого материала ­ кожи или ткани и из ниток. Очевидно, первые   такие  куклы  делали  из   травы  или   соломы,  а   впоследствии,  с распространением  ткачества,  начали  использовать   ткань  и   пряжа.   Кукла­ скрутка ­ это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто   и   где   впервые   скрутил   тряпичную   куклу.   Древнейшие   образцы   таких кукол найдены в Египте ­ в захоронениях­современниках пирамид. В Украине ее знают, как куклу­мотанку, и здесь она известна с незапамятных времен.  В каждой украинской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми или обережными. Самые первые куклы делались из золы. Как это не странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом.  Известна   еще   одна   очень   древняя   кукла.   Когда   женщина   остригала   свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы.   В   большинстве   случаев   кукла   ­   это   образ   женщины,   богини   и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже   "имели   честь"   пользоваться   силой   куклы.   Женщина   давала   куклу мужчине,  когда   тот   уходил   в   дорогу   или   на   войну.  Считалось,   что   кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка. У   каждого   новорожденного   дитя   была   в   колыбельке   яркая   куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. В Украине, да впрочем и у всех славянских   народов,   было   большое   многообразие   куколок.   Я   немного расскажу о некоторых.  Итак, самая распространенная детская игровая кукла ­ "стригушка". СЛАЙД Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она браларебенка и, чтобы он мог играть с чем­то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него. Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". СЛАЙД  Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка"  СЛАЙД  помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зернушку".  СЛАЙД  Делали   ее   после   сбора   урожая.   В   основе   куклы   ­ мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети. Кубышка­травницаСЛАЙД Это обережная, целительская кукла, которая следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Она наполнена душистыми лекарственными травками, запах которых,   как   считали   наши   предки,   изгоняет   из   дома   духов   болезней.   Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её   как   добрую   утешницу   ставили   около   кровати   больному. Возьмешь   Кубышку­травницу   в   руки,   помнешь,   пошевелишь,   по   дому разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла   Колокольчик   ­   куколка   добрых   вестей.  СЛАЙД  Эта   куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Кукла Колокольчик ­ оберег хорошего настроения. Даря ее, человек желает своему другу получать только хорошие известия Символично то, что кукла ­ мотанка не шьется, а делается только с помощью нитей, намотки.  путем  лент,   Когда­то такие куклы делали повсюду: наши прапрабабушки других кукол и не знали.Сегодня   у   нас   с   вами   своя   небольшая   выставка   кукол.   (Обратить внимание на выставку). 4.   Физкультминутка.  Общеукрепляющие   упражнения   под   музыку. Физминутка «МИШКА С КУКЛОЙ» Мишка с куклой громко топают, Громко топают, посмотри. (Громко топаем) И в ладоши звонко хлопают,  Звонко хлопают, Раз, два, три! 5.Анализ образца, обсуждение приемов изготовления. немного   времени, На самом деле куклу­мотанку может сделать каждый. Для этого необходимо сделаная лишь  собственноручно, ­ пластмассовая!  фантазия.  И   помните,  кукла,   значительно,  теплее  и  добрее,  чем   купленная  6. Массаж кистей рук и подушечек пальцев. Пальчиковая гимнастика. 7. Практическая работа.  Индивидуальная   помощь,   помощь   друг   другу   со   стороны   одноклассников. Исправление ошибок. 8. Выставка. Подведение итогов.  ­ Посмотрите, какие хорошие куклы у нас получились. ­ Для чего нам нужна кукла, которую мы изготовили? ­   Что   можно   сказать   о   качестве   вашей   работы?   Молодцы,   вы   хорошо поработали. ­ Для чего раньше делали таких кукол? А для чего их можно использовать сейчас?   (Дарить   в   качестве   сувенира,   можно   сделать   выставку   старинных народных кукол, можно использовать для развития мелкой моторики рук.) 9. Рефлексия. ­ Ребята, давайте оценим то, чему вы научились на уроке (самооценка)­  Красный  –  если   вы   научились   сами   и  можете   других   научить,  выберите красную куколку. ­   Жёлтый   –  Если   только   научились   сами,  но   не   сможете   научить   других, выберите жёлтую куколку. ­ Синий – Если можете сделать куклу, но с чьей­то помощью, выберите синюю куколку. ­ Составим хоровод. ­ Наш урок подошел к концу. Наведите порядок на столах. Спасибо всем за внимание и работу.