Цели урока:
Обучающие: Формирование навыков и умений умножения десятичных дробей, применение их при решении задач.
Развивающие: развитие умения выявлять закономерности, обобщать; способствовать развитию познавательного интереса учащихся, логического мышления, развитие вычислительных навыков, устной речи, памяти, внимания.
Воспитательные: содействовать воспитанию взаимовыручки, активности, умения общаться, помогать друг другу.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования новых знаний, умений и навыков.
Формы организации самостоятельной работы учащихся:
*фронтальная;
*индивидуальная;
*дифференцированная;
Оборудование:
*карточки с заданиями,
*интерактивная доска с проектором,
*презентация
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Фронтальный опрос (правила и устный счет).
4. Обобщение и систематизация знаний.
5. Самостоятельная работа.
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия
Организационный момент.
Учитель. Начать урок мне хотелось бы со старой притчи: голодный и оборванный человек подошёл к рыбаку и попросил его накормить. Рыбак посмотрел на него и сказал: “Вот там лежит невод, возьми его и отнеси к морю”. Человек огляделся, вздохнул, нашёл невод и, недоумевая, понёс к морю. Рыбак пошёл следом за ним. Они сели в лодку и вышли в море. Человек грёб сначала неумело, а затем лучше и лучше и, наконец, сам привёл лодку к месту, где ему предложили остановиться. Затем они забросили невод и поймали рыбу. На берегу, рыбак попросил человека набрать сухих веток, и они вместе разожгли костёр. Когда рыба была готова, они наелись, отогрелись, отдохнули. И тогда человек спросил рыбака: “Почему ты не дал мне хлеба, который был у тебя в хижине, а заставил проделать всё это?” Рыбак немного помолчал, а потом ответил: “В этом случае я бы утолил твой голод, но только один раз, а так я научил тебя быть сытым всю жизнь”.
- В чём смысл этой притчи? Какое отношение она может иметь к нашему уроку?
Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.
- Вот и мы с вами будем добывать знания, которые помогут вам в жизни.
Давайте откроем тетради и запишем тему нашего урока. …
Учитель: Но перед тем как добывать и применять наши знания, давайте проверим, а много ли их у нас?
Фронтальный опрос (правила и устный счет)
1. Как умножить десятичную дробь на натуральное число?
2. Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 100 и т.д.?
Вычислите
1)0,3•2=0,6 5)11•0,1=1,1
2) 1,2•10=12 6) 0,8•3=2,4
3) 5,5:5=1,1 7) 1,4•0,2= 0,28
4) 1,2•0,3=0,36
3. Как перемножить две десятичные дроби?
4. Как умножить число на 0,1; 0,01и т.д.?
Поставьте правильно запятую.
1,27 • 3,5= 4,445
12,7 • 0,35= 4,445
12,7 • 3,5= 44,45
0,127 • 3,5= 0 ,4445
12,7 •0,1 = 1,27
Учитель: Вижу, знания у вас есть, тогда давайте научимся их применять в жизни.
Обобщение и систематизация знаний.
Учитель. Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавшись в конкретной жизненной ситуации: администрация нашей школы обращается ко всем ученикам с просьбой о помощи в предстоящем ремонте учебных кабинетов. Нужно покрасить классные доски, а для этого необходимо рассчитать, какое количество краски для этого потребуется.
- Итак, подумайте, что надо знать, измерить, вычислить, чтобы рассчитать какое количество краски необходимо на одну классную доску.
Измерить длину, ширину доски; вычислить площадь доски и узнать расход краски.
Учитель. Вычисляем площадь доски, если её длина 2,2 м, а ширина 7,4 м. Как можно рассчитать площадь, не прибегая к умножению десятичных дробей?
Социоконструкция и афиширование:
Один ученик умножает десятичные дроби, а другой используя перевод в другие единицы доказывает правильность рассуждений 2,2 м = 22 дм; 7,4 м = 74 дм, 22дм х 74дм = 1628 кв. дм.=16,28 кв.м.
Выслушиваются мнения ребят, как же легче и быстрее считать.
Задание: рассчитайте сколько килограмм краски нужно, если на 1 кв. м. площади расходуется 200 г. Краски.
Самоконструкция и социоконструкция, афиширование.
Учащиеся выполняют умножение столбиком, применяя правило.
16,28 х 0,2 г = 3,256 кг.
16,28 х 200 г = 3 256 г = 3,256 кг.
- Усложняю задачу: определить, сколько денег потребуется для приобретения данного количества краски (1кг. краски стоит 103 руб.)
Вся дополнительная информация подаётся по запросу учеников малыми порциями.
Афиширование: дети выполняют записи на доске, проговаривая правило.
103*3,256 = 286,44 руб .
Учитель: - Итак, вы успешно справились с заданием администрации школы, кроме того, вы составили смету на покраску классных досок в кабинетах.
Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
Учитель: А теперь ответьте на такой вопрос, у кого из ваших родителей есть машина? Тогда, наверное, вам приходилось заправляться на автозаправке и для вас новое задание
Задание: На автозаправке клиент отдал кассиру 1000 рублей и попросил залить 30,5 л. бензина. Цена бензина 31 руб. 20 коп. за литр. Сколько сдачи получит клиент?
1000 – 31,2 *30,5 = 1000 - 951,6 =48,4 р. = 48 руб. 40 коп.
Учитель: Молодцы ребята и с этой задачей справились! Ребята, а у вас дома есть телевизоры? А размеры вы его знаете? Тогда вот вам еще одна задача.
Задание: Диагональ экрана телевизора равна 113 дюймам. Выразите диагональ экрана в сантиметрах, если в одном дюйме 2,54 см. Результат округлите до целого числа сантиметров.
113 * 2,54 =287,02 см ≈ 287 см
Самостоятельная работа
Вариант 1.
А1. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6,4 см и 1,35 см.
1) 8,64 см2; 2) 7,54 см2; 3) 15,5 см2; 4) 86,4 см2.
В1. Для покраски 1 м2 потолка требуется 240 г краски. Сколько килограмм краски нужно купить для покраски потолка шириной 2,2 м и длиной 4,3 м?
Вариант 2.
А1. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 3,8 см и 2,25 см.
1) 85,5 см2; 2) 12,1 см2; 3) 8,45 см2; 4) 8,55 см2.
В1. Для покраски 1 м2 пола требуется 150 г краски. Сколько килограмм краски нужно купить для покраски пола площадью шириной 3,4 м и длиной 6,3 м?
Приложение 3.
Фамилия___________ |
Имя_____________________ |
Класс ___________ |
||
Количество баллов ________ |
Дата ______________Вариант __________ |
|||
№ задания |
А1 |
В1 |
||
Ответ |
|
|
||
Для заданий А1 запишите номер правильного ответа, для задания В1 – решение и ответ, полученный при решении задачи. |
||||
Подведение итогов.
- А что же нового вы узнали сегодня на уроке?
- Довольны ли вы результатами?
- Что понравилось в работе?
- Какие трудности испытывали?
- Как их преодолевали?
Домашнее задание
- Придумайте 3 задачи с применением их в жизни и решите их.
Учитель: заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.
Да! Путь познания не гладок,
И знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!
Рефлексия:
- Ребята, предлагаю раскрасить классную доску мелками тех цветов, которые соответствуют вашему настроению на уроке. Выразите свои чувства в цвете!
Ученики на переносной доске небольших размеров могут оставить свои автографы или цветные полоски, нарисованные цветными мелками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.