Урок в 10 классе "Тайны текста"
Оценка 4.7

Урок в 10 классе "Тайны текста"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
11 кл
21.10.2018
Урок в 10 классе "Тайны текста"
Открытый урок в 11 классе на тему "Тайны текста". Урок построен по типу урока обобщения и систематизации знаний в форме практической работы.На уроке используются различные формы работы: словарные разминки, проблемные ситуации. Урок формирует положительную мотивацию изучения родного языка, умение читать и понимать текст.Открытый урок в 11 классе на тему "Тайны текста". Урок построен по типу урока обобщения и систематизации знаний в форме практической работы.
стиль речи.doc
МОУ АРБАТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА                                                         ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 КЛАСС «ТАЙНЫ ТЕКСТА» УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГАВРИЛОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА    2009 ГОД Тема: Стили речи (практическая работа). Название урока: Тайны текста. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме практической работы.  Цели:   тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему,  идею текста;   формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации  своего замысла;   формирование положительной мотивации изучения родного языка;   нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке  для анализа. Задачи для учащихся:    выделить три исходных текста из псевдотекста;  ­ определить стили исходных текстов, тему, идею и основные языковые особенности  каждого отрывка.  Оборудование:      тексты,  цветные карандаши на каждую парту,  толковые словари,  компьютерная презентация по теме урока.  Ход урока 1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку. 2. Сообщение темы урока (слайд №1) Оформление записей на листочках, подготовка к практической работе. 3. Словарная разминка “Узнай слово”. Задание: по лексическому значению определить задуманное слово.  1. Разговор двух или более лиц (диалог).  2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).  3. Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.  4. Например: Уметь говорить – искусство.  5. Уметь слушать – культура. (Д Лихачев) (параллелизм)  6. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается  7. какая­либо мысль ( рассуждение).  8. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства  массовой информации (публицистический).  9. Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора).  10. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально­ деловой).  Проверка (слайд № 2) 4. Создание проблемной ситуации. Предъявление учащимся псевдотекста (слайд № 3, на каждой парте отпечатанный текст,  цветные карандаши) Задание: послушайте текст ( читает учитель), отметьте непонятные слова. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина  согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с  настоящей Конституцией. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не  требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность  сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми? “Вон человек, что  скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, что про него хорошего я знаю?” Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не  только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь  свою, и долголетен будешь на земле”. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и  принадлежат каждому от рождения. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в  способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении  уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно)  помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью,  дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). “Вон человек, что скажешь ты о нем?” ­ спросил я у товарища другого. “Я с этим человеком не знаком, что я могу сказать о нем плохого?”. Осуществление прав и свобод  человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Интеллигентность –  это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.  Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как  тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Вопросы после предъявления текста: О чем текст? Можно ли понять мысль автора? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?  Что такое текст?  Слайд № 4 Текст Псевдотекст Псевдо ( от греч. – ложь) первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый  (соответствует русскому “лже..”) Например: псевдоним. 5. Повторение. По каким признакам мы определяем текст? (слайд № 5) Признаки текста: тема, идея, заглавие, связность, композиционная завершенность, стилевое  единство. Вспомним стили речи (слайд № 6). Что мы учитываем при определении стиля речи? (слайд № 7). 6. Целеполагание.  Давайте, ребята, определим цель нашей работы. Слайд № 8 Цели урока. ­ выделить исходные тексты из псевдотекста; ­ определить тему, идею, тип и стиль речи каждого текста; ­ указать те языковые средства, которые использует каждый автор для реализации своего  замысла. 7. Работа с псевдотекстом В ходе обсуждения выделяются исходные тексты, раскрашиваются цветными карандашами  ( красный – официально ­ деловой, синий – публицистический, зеленый – художественный).  Строго спланировать обсуждение невозможно, идти необходимо от детей. Постепенное  предъявление исходных текстов. 8. Стихотворение Р. Гамзатова (слайд №9). “Вон человек, что скажешь ты о нем?” Ответил друг, плечами пожимая: “Я с этим человеком не знаком, Что про него хорошего я знаю?” “Вон человек, что скажешь ты о нем?” ­  Спросил я у товарища другого. “Я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нем плохого?” (Р. Гамзатов.) Стиль – художественный. Цель: эстетическое, эмоциональное воздействие на читателей и слушателей посредством  художественных образов. Стихотворение, написанное в форме диалога. Какую картину вы представили, когда читали его? Как вы определили, что перед нами стихотворный текст? ( рифма, ритм, разговорная интонация) Какие художественные средства использует автор?        нет ярких выразительных средств,  слова общеупотребительные,  признаки разговорного стиля: указательная частица ­ вон, “плечами пожимая”,  использованы антонимы: спросил – ответил, хорошего – плохого,  использованы синонимы: друг, товарищ,  связь между предложениями – параллельная, усилена анафорой, инверсией.  Когда происходят эти события? ( в прошлом: использованы глаголы прошедшего времени  “спросил, ответил”). О чем заставляет нас задуматься поэт? ( об отношении к людям). Кто из собеседников более интеллигентный человек? Почему? Друг и товарищ – это просто синонимы, служащие для устранения повтора? Друг – 1 тот, кто связан с кем­то дружбой, 2 употребляется, как вежливое обращение к близкому товарищу, к соседу, к встречному человеку. Товарищ – 1 человек, близкий кому – нибудь по общности взглядов, деятельности, условий  жизни, а также человек, дружески расположенный к кому – нибудь. 9. Анализ текста официально­делового стиля (слайд №10) Глава 2 Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и  гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в  соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы  других лиц. ( Конституция Российской Федерации) Стиль – официально­деловой. Цель – сообщение, передача деловой информации. Подстиль – законодательный. Жанр – закон. ( Конституция – основной закон государства) Стилевые черты:       точность, не допускающая иного толкования;  долженствующе­предписывающий характер ( использование инфинитива “не должно  нарушать”;  “обезличенность”, неличный характер ( не употребляются глаголы 1, 2 лица, личные  местоимения 1, 2 лица; а употребляются глаголы в форме 3 лица, чаще несовершенного  вида “признаются, гарантируются”;  стереотипность построения текста, стандартизированность;  отсутствие эмоциональности, нет изобразительных языковых средств.  Языковые средства:      использование официально – деловой лексики (право, свободы, гарантируются),  человек, гражданин (сравним: друг, товарищ), каждый (относительное местоимение),  использование производных предлогов ( согласно принципам, в соответствии с  Конституцией),  предложения с однородными членами предложения.  Тип речи: отсутствие описания и повествования ( в некоторых жанрах возможна  повествовательная манера изложения, например: протокол, отчет, договор). Все ли слова понятны? Гарантируются – защищаются, обеспечиваются. Неотчуждаемы (отчуждать – отбирать) Право – 2 охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что – нибудь делать,  осуществлять (право на образование) Свобода – 1 возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов  развития природы и общества (свобода слова) 2 независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно –  политическую жизнь и деятельность всего общества или его членов. Что самое главное в этом тексте? 10. Анализ текста публицистического стиля.(слайд №11) Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А  если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”,  будет мешать его сближению с другими людьми?  Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна  нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и  умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь  на земле”.  Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она  проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за  столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить  вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру  и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы,  как тренируют и физические. Социальный долг человека – быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев) Стиль – публицистический. Цели:     воздействие на читателя,  внушение определенной идеи,  побуждение к осмыслению важной морально­этической проблемы, к определенным  поступкам.  Перед нами отрывок из статьи Д.С.Лихачева “Письма о главном”  Стилевые черты:       логичность (тип речи – рассуждение);  образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность;  общедоступность (рассчитана на понимание на широкой аудитории читателей);  полемический характер ( полемика – спор при обсуждении литературных, научных,  культурных вопросов);  экспрессивность (экспрессия – выражение чувств, переживаний, выразительность).  Языковые средства:   использование лексики, обозначающей понятия морали, нравственности;  Интеллигентность. Интеллигентный – образованный, культурный. Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными  знаниями в различных областях науки, техники, культуры. Такое ли понимание интеллигентности предлагает Д.С. Лихачев? Почему интеллигентность человека – залог его долголетия? Почему быть интеллигентным – долг человека перед самим собой? Почему быть интеллигентным – долг человека перед обществом?  Долг – обязанность. Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Нравственное здоровье. Нравственный –2 соблюдающий правила нравственности; 3. относящийся к внутренней духовной  жизни человека. Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества,  необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения:   фразеологический оборот “белая ворона”;      цитата;  лексические повторы;  восклицательные, вопросительные предложения;  глаголы в повелительном наклонении (должен быть интеллигентен, надо развивать,  тренировать);  составные именные и глагольные сказуемые.   11. Предъявление для проверки слайда №12 (псевдотекст с выполненным заданием). 12. Итог урока. Обращение к целям урока. Достигли ли цели? Чему научились на уроке?

Урок в 10 классе "Тайны текста"

Урок в 10 классе "Тайны текста"

Урок в 10 классе "Тайны текста"

Урок в 10 классе "Тайны текста"

Урок в 10 классе "Тайны текста"

Урок в 10 классе "Тайны текста"

Урок в 10 классе "Тайны текста"

Урок в 10 классе "Тайны текста"

Урок в 10 классе "Тайны текста"

Урок в 10 классе "Тайны текста"

Урок в 10 классе "Тайны текста"

Урок в 10 классе "Тайны текста"

Урок в 10 классе "Тайны текста"

Урок в 10 классе "Тайны текста"

Урок в 10 классе "Тайны текста"

Урок в 10 классе "Тайны текста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2018