Урок в 11 классе "Правописание имен числительных"
Оценка 5

Урок в 11 классе "Правописание имен числительных"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
математика +1
11 кл
27.05.2018
Урок в 11 классе "Правописание имен числительных"
Цель: Систематизировать изученный ранее материал в рамках подготовки к ЕГЭ; обратить внимание учащихся на роль числительных в речи; повторить грамматические признаки имени числительного; Задачи урока: 1.Повторить разряды числительных; 2.Продолжить работу по систематизации материала для выполнения задания на ЕГЭ (грамматические нормы); формировать потребность в постоянном совершенствовании своих речевых способностей.
Урок 117 Правописание имен числительных.docx
Урок. Правописание имен числительных Цель: Систематизировать изученный ранее материал в рамках подготовки к ЕГЭ; обратить внимание   учащихся   на   роль   числительных   в   речи;   повторить   грамматические   признаки   имени числительного; Задачи урока: 1.Повторить разряды числительных; 2.Продолжить   работу   по   систематизации   материала   для   выполнения   задания   на   ЕГЭ (грамматические   нормы);   формировать   потребность   в   постоянном   совершенствовании   своих речевых способностей. Оборудование: материалы для анализа; фразеологический словарь, толковый словарь. ХОД УРОКА I. Вступительное слово учителя и постановка цели урока перед учащимися. Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра «говорит» с нами об очень многом: она «знает», сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она «знает», сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что в Санкт­Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Сегодня урок будет посвящен числительным. Наряду с повторением ранее изученного об этой части речи мы узнаем много нового. Итак, за работу! II. Фронтальный опрос.  Что такое имя числительное?  Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?  На какие две группы делятся числительные?  Назовите разряды количественных числительных.  Чем отличаются простые числительные от составных?  Как склоняются порядковые числительные?  Какие числительные склоняются, как существительные 3­го склонения?  В чем особенность склонения количественных  числительных,  называющих  круглые сотни? Какие числительные, называющие круглые десятки, склоняются так же?  Как склоняются дробные числительные?  Как склоняются составные количественные числительные?  Какие числительные имеют только две падежные формы?  В каких числительных пишется мягкий знак в середине? III. Упражнения. Устно. Определите частеречную принадлежность следующих слов: десяток,   двойной,   удесятерить,   десять,   удваивать,   пятерка,   двумя,   тройной,   единственный, первый,   два,   трое,   двое,   тройка,   сотый,   втроем,   вдесятеро,   десятый,   вдвоем,   второй,   две,   три, пятеро, впятером, пятый, тройник, пятак, тройчатка, сотня. Что объединяет эти слова? (Все слова имеют числовое значение.) 2. Работа с учебником. Числительные запишите словами, объясните их правописание. Охарактеризуйте числительные по структуре (простые, сложные, составные). Год рождения Пушкина был годом рождения Гёте… При упомянутой разнице в полвека Пушкин был младшим современником Гёте и дышал воздухом той же эпохи. Скажем, в 1825­ м, когда рождалась пушкинская «Сцена из «Фауста» ­ нечто среднее между подражанием, пародией   на   гётевскую   тему   – немецкому   поэту   ещё   оставалось   жить   более   полдюжины небесплодных   лет.   Когда   мы,   русские,   читаем эккермановскую   Хронику   последнего   периода жизни Гёте, идущую день за днем, начиная с 10 июня 1823 года, нам само собой приходит на ум   соотносить   даты   с   одновременными   моментами   жизненного   пути   Пушкина,   ­   и   эта непроизвольная игра отнюдь не бессмысленна. (С.Аверинцев) 1. Объясните значение фразеологизмов приходит на ум, день за днём. 2.   В   каком   значении   употребляются   в   тексте   слова хроника,   вариация,   пародия, подражание? 3. какова роль числительных в этом тексте? Произведите морфологический разбор одного из числительных. 4.Составьте схему последнего предложения. 5.Объясните выделенные орфограммы. 3. Найдите «лишнее» слово: 1.Трижды, втроём, третий, в­третьих; 2.Два, удвоить, двое; 3. Одиночество, один, одиночка; 4. Одиннадцать, три, сорок, миллион. Дополнительное задание: объясните, к какой речи относятся данные слова. Лингвистический портрет слов тысяча, миллион, миллиард. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по поводу слов тысяча, миллион, миллиард. Одни относят их к числительным, другие – к существительным. Третьи вообще склонны их считать омонимами. Для этого у ученых есть все основания. Какие? Создайте лингвистический портрет этих слов. Для этого выделите в отдельную группу признаки числительных, в другую – признаки существительных.  Вопросы для анализа со словами тысяча, миллион, миллиард. Входят ли слова тысяча, миллион, миллиард в счетную систему? 2) Какую грамматическую категорию, свойственную существительным, имеют слова тысяча,  миллион, миллиард? 3) Образуются ли от них новые слова при помощи уменьшительно­ласкательных суффиксов? 4) Можно ли их заменить цифровыми обозначениями?  5) Участвуют ли они в образовании составных числительных? 6) Образуют ли они формы множественного числа? 7) Все количественные числительные имеют два лексических значения: «число» и «количество», – а данные? 8) Сочетаются ли они с именами прилагательными? 9) Образуют ли порядковые числительные? 10) Создают ли в сочетании с именами существительными синтаксически неделимые  словосочетания «количественное числительное + существительное»? Слова тысяча,   миллион,   миллиард входят   в   счетную   систему,   они   единственные   названия чисел 1000, 1 000 000, 1 000 000 000,  их можно заменить цифровыми обозначениями. Данные числительные,   как   и   все   количественные,   имеют   два   лексических   значения:   «число»   и «количество», участвуют в образовании составных числительных (тысяча триста тридцать, два миллиона сто одиннадцать), образуют порядковые числительные (миллиардный, тысячный), в сочетании   с   именами   существительными   создают   синтаксически   неделимые   словосочетания «количественное   числительное   +   существительное»: тысяча   конвертов,   миллион   тракторов, миллиард лет. Как   и   существительные,   слова тысяча,   миллион,   миллиард обладают   категорией рода: тысяча –   ж.   р., миллион,   миллиард –   м.   р.;   к   слову тысяча можно   поставитьмоя,   к словам миллион и миллиард можно поставить мой: моя тысяча, мой миллион, мой миллиард; образуют формы множественного числа: тысячи вещей, миллионы тетрадей. Если слова тысяча, миллион,   миллиард употреблены   во   множественном   числе,   то   они   имеют   значение неопределенного   количества.   Данные   слова   роднит   с   существительными   и   то,   что   они   могут сочетаться   с   именами   прилагательными   и   местоимениями­прилагательными: моя   тысяча,   эта тысяча, другой миллион, последняя тысяча. От слов тысяча, миллион, миллиард, как и от других существительных, можно образовать новые слова при помощи суффиксов субъективной оценки: книжонка – тысчонка, стульчик – миллиончик и т.д. 4. Повторить склонение числительных. Просклоняйте: 127 гектаров, 800 дней 5. Игра «Кто больше?».  Подберите   как   можно   больше   однокоренных   слов   различной   частеречной принадлежности к слову один. Один   –   единица,   единый,   уединиться,   в   одиночку,   объединение,   одиночка,   одиночество, единство, уединение, одинаковый, единение, единичный. 6. Повторить. [2] В течение 5 минут вспомните и назовите как можно больше произведений, в названии которых встречаются числительные. «Трое» М.Горького, «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «Первые радости» К.Федина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна, «Пятьсот миллионов Бегумы» Ж.Верна. 7. Самостоятельная работа Запишите фразеологизмы в столбик, используя вместо цифр имена числительные. Рядом дайте толкование фразеологизма с помощью синонима.  В (2) счёта, в (2) шагах, в (1) миг, в (1) мгновение ­ выполняет 1­й вариант;  В (1)минуту, в (1) секунду, гнаться за (2) зайцами, как дважды (2) ­ выполняет 2­й вариант;  Как свои (5) пальцев, между (2) огней выполняет 3­й вариант. Проверяем вслух «по цепочке». Даём толкование фразеологизмов. Задание, выделенное зелёным цветом выполняем обязательно. 1.   Какие   имена   числительные:   количественные   или   порядковые   –   вы   употребили? Докажите правильность своего ответа. Задание на выбор: 2.   Составьте   с   каждым   фразеологизмом   предложение   (оценка   «4»);   составьте   небольшой рассказ на определённую тему (оценка «5»). Включите один из фразеологизмов в свой небольшой рассказ. Какую роль играет фразеологизм в вашем рассказе? вместо цифр порядковые числительные. Укажите падеж, число, род (если есть). В (1) время, в (1) голову, в(1) очередь, в (1) рядах, из (1) рук, (1) делом.  Какие порядковые числительные одинаковы по своей грамматической форме?  Чем отличаются от них другие числительные?  Каков смысл каждого из фразеологизмов? Какую роль играет в них одно и тоже имя числительное? Проверьте себя по фразеологическому словарю.  Употребите уместно любой из фразеологизмов в своём тексте. V. Подведение итогов урока. Выставление оценок. VI. Домашнее задание. 2.Подберите синонимы к фразеологизмам с первого взгляда – сразу. 3.Сделайте синтаксический разбор предложений. Один рубит, семеро в кулак трубят. Семеро одного не ждут. Индивидуальное сообщение: 1.Как называть годы с начальной двойкой? две тысячи двенадцатый год или двух тысяч (или тысяче?) двенадцатый год? [2] 2. В   русском   языке   есть   группа   слов,   которые   выражают   значение   неопределенного количества: много   книг,   мало   времени,   несколько   человек и   т.д. Почему   до   сих   пор   ученые­ лингвисты не могут прийти к единому мнению относительно частеречной принадлежности этих так называемых неопределенно­количественных слов?Постарайтесь привести как можно больше доводов.

Урок в 11 классе "Правописание имен числительных"

Урок в 11 классе "Правописание имен числительных"

Урок в 11 классе "Правописание имен числительных"

Урок в 11 классе "Правописание имен числительных"

Урок в 11 классе "Правописание имен числительных"

Урок в 11 классе "Правописание имен числительных"

Урок в 11 классе "Правописание имен числительных"

Урок в 11 классе "Правописание имен числительных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2018