Для временного соединения деталей лоскутного изделия используются прямые сметочные стежки.
Для постоянного соединения блоков лоскутного изделия (в технике «Витражи» и «Пуфики») используются косые сметочные стежки.
Для постоянного соединения деталей лоскутного изделия используются стачной шов вразутюжку и взаутюжку с последующим простегиванием деталей изделия на швейной машине.
Для обработки края изделия (прихватки, панно) используется окантовочный шов.
урок 5кл 1.doc
1. Тема урока: Знакомство с техникой лоскутного шитья.
2. Цели урока:
а) обучающие (дидактические):
ознакомить учащихся с одним из видов декоративно – прикладного
творчества – лоскутным шитьем (его историей возникновения,
необходимыми материалами, оборудованием, инструментами и
приспособлениями);
обзорно познакомить с различными техниками лоскутной пластики;
научить рассчитывать размеры элементов некоторых видов
«Лоскутной мозаики» (на примере прихваток).
б) развивающие:
развивать интерес учащихся к различным видам ДПТ на примере
знакомства с различными видами лоскутного шитья;
развивать логическое мышление;
развивать воображение.
в) воспитательные:
развивать эстетический вкус на примере подбора цветовой гаммы для
изделий;
прививать аккуратность, прилежность при выполнении графическмх
работ;
продолжить формирование уважения к людям и трудовой
деятельности;
добиваться сознательной дисциплины посредством интересной работы.
3. Тип урока: Урок сообщения новых знаний.
4. Учебно–материальное оснащение урока:
1 выставка изделий, выполненных в различных видах лоскутной
техники;
коллекция тканей (по ассортименту) и нетканых материалов;
стенд с прихватками;
оборудование;
стенд с инструментами и приспособлениями;
карточки – задания.
5. Методы обучения: объяснительноиллюстративный, репродуктивный,
частичнопоисковый.
Организационный этап:
Ход урока
проверка наличия учащихся в классе (докладывает дежурный);
проверка готовности учащихся к уроку (наличие письменных и
чертежных принадлежностей, рабочих тетрадей);
сообщение темы и целей урока
показать значимость знаний и умений по алгебре, геометрии,
черчению для изучения данной темы.
Актуализация прежних знаний (репродуктивный метод
обучения)
Учащимся задается ряд вопросов:
1. Назовите классификацию ручных стежков.
Ответ: ручные стежки делятся на сметочные, копировальные,
обметочные, потайные подшивочные, подшивочные
крестообразные, стачные, петельные.
2. Назовите классификацию машинных швов.
Ответ: соединительные, краевые, отделочные.
2 Какие виды соединительных швов вы знаете?
Ответ: стачные, накладные, расстрочной
3. Какие виды краевых швов вы знаете?
Ответ: вподгибку, окантовочный.
4. На какие группы делятся волокна (по происхождению)?
Ответ: 1. Натуральные (растительного происхождения – хлопок,
лен; животного происхождения – шерсть, шелк;
минерального происхождения асбест).
2. Химические.
Усвоение новых понятий (объяснительно – иллюстративный
метод)
I. Учащимся предлагается план урока:
1. История возникновения лоскутного шитья.
2. Материалы.
3. Оборудование, инструменты, приспособления.
4. Шаблоны. Технология изготовления лоскутного изделия.
5. Различные виды техники лоскутного шитья:
а) «Лоскутная мозаика»;
б) «Забавные уголки»;
в) «Пуфики»;
г) «Витражи»;
д) «Лоскутные букеты»;
е) «Живой уголок».
6. Виды швов, используемые в лоскутной технике.
После предоставления плана учащимся, учитель демонстрирует коллекцию
изделий, выполненных в различных видах лоскутной техники.
3 Учащимся задается вопрос: Что общего во всех этих изделиях?
(Ответ: Все изделия сшиты из маленьких кусочков ткани)
II. Далее учитель разбирает подробно каждый пункт плана:
1. История возникновения лоскутного шитья.
Об истории возникновения «Лоскутной техники» рассказывает одна из
учениц (см. приложение 1).
Учащиеся записывают опорные понятия:
Пэчворк лоскутная работа.
Квилт лоскутное стеганое одеяло, панно, покрывало, состоящее из
трех слоев: декоративного верхнего из лоскутков, среднего (прокладки
из ватина или синтепона), подкладки.
2. Материалы.
Учитель задает вопрос:
Как, повашему, какие ткани лучше всего использовать для
лоскутных изделий? Почему?
Учащиеся сами делают вывод, что для лоскутных изделий лучше всего
использовать хлопчатобумажные и льняные ткани. Они просты в обработке
(их легко шить, стирать и гладить), имеют яркие и разнообразные расцветки.
Учитель показывает учащимся прокладочные материалы, которые
используются при пошиве лоскутных изделий (синтепон и ватин).
Учитель дает рекомендации по правильному подбору тканей для
лоскутных изделий.
4 3. Оборудование, инструменты, приспособления.
Учащимся показывается оборудование и демонстрируется стенд с
инструментами и приспособлениями для лоскутного шитья.
4. Шаблоны. Технология изготовления лоскутного изделия.
Учитель показывает различные шаблоны и способы раскладки их на
ткани .Объясняет, каким образом создаются лоскутные изделия
Учащиеся записывают в тетрадь опорные слова:
Шаблон приспособление для выкраивания деталей лоскутного изделия с
припусками на швы.
Блоки одинаковые по форме и размеру геометрически фигуры,
составляющие верхний слой квилта.
5.
Различные виды техники лоскутного шитья.
Учитель показывает изделия, выполненные в различных техниках
лоскутного шитья, и обзорно характеризует каждый из них.
Более подробно учитель останавливается на технике «Лоскутная мозаика»,
которую учащиеся будут изучать на примере прихваток
Учащиеся рассматривают прихватки, выполненные в технике «Лоскутная
мозаика».
Возникает вопрос о цветовом решении этих изделий.
Девочки сами делают выводы о том, как лучше выбрать цветовую
композицию, и среди имеющихся образцов прихваток выбирают те, где
цветовая гамма подобрана правильно, а где нет.
6. Виды швов, используемые в лоскутной технике.
Познакомив с различными видами техник лоскутного шитья, учитель делает
вывод о том, какие швы используются в лоскутном шитье.
5 Вывод: Для временного соединения деталей лоскутного изделия использу
ются прямые сметочные стежки.
Для постоянного соединения блоков лоскутного изделия (в технике
«Витражи» и «Пуфики») используются косые сметочные стежки.
Для постоянного соединения деталей лоскутного изделия используются
стачной шов вразутюжку и взаутюжку с последующим простегиванием
деталей изделия на швейной машине.
Для обработки края изделия (прихватки, панно) используется окантовочный
шов.
9. Учебнотренировочный этап.
Учитель зарисовывает на доске 5 видов прихваток в технике «Лоскутная
мозаика» и дает их названия:
1. «Колодец», «Американский квадрат», «Бревенчатая изба», «Сруб».
5
3
1
0
1
3
5
2
4
6
6
4
2
9
5
1
0
2
6
10
3
7
11
6
12
8
4 2. «Шахматка»
3. «Мельница»
Учитель показывает, как рассчитать размеры деталей кроя прихваток и
построить шаблоны на примере.
Учитель
можно построить
которые трудно
Чертеж шаблона
на доске.
объясняет, каким образом
шаблоны к тем деталям,
рассчитать (треугольники).
треугольника учитель строит
7 Начертить в натуральную величину.
Разрезать.
Достроить величину припусков – 1 см.
(готовый шаблон)
1 см 1 см
1 см
10. Практический этап (самостоятельная работа учащихся).
Учащиеся зарисовывают в тетрадь все виды прихваток
и по условиям заданным учителем, рассчитывают размеры деталей кроя
(шаблоны) некоторых видов прихваток.
Условия: сторона квадрата 4 см в готовом
ширина полос 3 см виде
припуск на шов 1 см
4
6
8
0
1
2
7
3
5
8 Ученику, который первым правильно рассчитал размеры деталей кроя,
ставится оценка «отлично» и результат сверяется с результатами остальных
учащихся.
11. Закрепление знаний.
Закрепление проводится по карточкам – заданиям (Приложение ) или
по тестам «Лоскутная пластика» (Приложение ).
12. Заключительный этап.
1. Подведение итогов работы класса;
2. Оценка знаний учащихся, выставление оценок и их аргументация.
13. Задание на дом.
1. Выбрать из предложенных зарисовок прихваток наиболее
понравившуюся или создать собственный эскиз;
2. Подобрать по эскизу образцы тканей для изготовления прихватки;
3. Сделать рисунок прихватки в натуральную величину, точно передавая
рисунок ткани.
Рассчитать размеры деталей кроя (шаблонов) и изготовить шаблоны
4.
деталей.
ПРИЛОЖЕНИЯ
9 Приложение 1
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ
В – 1
Рассчитать размеры деталей кроя
прихватки
2
4
6
Длина стороны квадрата:
а) 4 см;
б) 3 см.
Ширина полос:
а) 3 см;
б) 2 см.
6
4
2
5
3
1
0
1
3
5
______________________________________________________________
12
8
4
10
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ
В – 2
Рассчитать размеры деталей кроя
2
6
прихватки
Длина стороны квадрата:
а) 4 см;
10
9
5
1
0
3
7
11 б) 3 см.
Ширина полос:
а) 3 см;
б) 2 см.
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ
В – 3
Рассчитать размеры деталей кроя прихватки
Длина стороны квадрата:
а) 4 см;
6
8
б) 5 см.
Ширина полос:
а) 3 см;
б) 4 см.
2
4
0
1
3
5
7
______________________________________________________________
КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ
В – 4
Рассчитать размеры деталей кроя прихватки
11 Длина стороны квадрата:
а) 4 см;
б) 5 см.
Приложение 2
Лоскутная пластика
ТЕСТ
1 Традиционные ткани для лоскутной техники
а) ситец;
б) шелк;
2 Оборудование, инструменты, приспособления для лоскутной
г) шерсть.
в) лен;
техники
в) утюг;
а) ножницы;
б) пяльцы;
3 Геометрические фигуры, используемые для создания
г) игла.
лоскутных композиций
а) квадрат;
б) треугольник;
в) круг;
г) прямоугольник.
12 4 Лоскутная техника, в которой используется геометрическая
фигура треугольник
а) «Колодец»;
б) «Мельница»;
в) «Звезда»;
г) «Шахматка».
13
Урок в 5 классе на тему:" Лоскутное шитье "
Урок в 5 классе на тему:" Лоскутное шитье "
Урок в 5 классе на тему:" Лоскутное шитье "
Урок в 5 классе на тему:" Лоскутное шитье "
Урок в 5 классе на тему:" Лоскутное шитье "
Урок в 5 классе на тему:" Лоскутное шитье "
Урок в 5 классе на тему:" Лоскутное шитье "
Урок в 5 классе на тему:" Лоскутное шитье "
Урок в 5 классе на тему:" Лоскутное шитье "
Урок в 5 классе на тему:" Лоскутное шитье "
Урок в 5 классе на тему:" Лоскутное шитье "
Урок в 5 классе на тему:" Лоскутное шитье "
Урок в 5 классе на тему:" Лоскутное шитье "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.