Урок в 5 классе по русской литературе "Снежная королева" Г.Х.Андерсен
Оценка 5

Урок в 5 классе по русской литературе "Снежная королева" Г.Х.Андерсен

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
15.02.2018
Урок в 5 классе по русской литературе "Снежная королева" Г.Х.Андерсен
Данный урок организован в рамках обновленного содержания образования. 1: повторение домашнего задания «Восстанови события» данный этап урока выбран успешно. Дети в течение минуты вспомнили последовательность событий произведения. 2: Стратегия «Фишбоун», как завершающий этап в уроке, т.е учащиеся сами сделали выводы о поступках главной героини, добилась ли она поставленной цели. После основного этапа урока, где дети характеризовали по группам каждый рассказ и героев, данная стратегия дала понять, как ребята относятся ко второстепенным персонажам и к главной героине. Дети справились с заданиями без затруднения. С дифференцированными заданиями отдельные учащиеся (сильные и слабые) также справились без затруднений. В дальнейшей своей работе с данным классом считаю объективным принимать именно такие стратегии и приемы работы.урок русской литературы
КСП.docx

20171204_075154 ФИО: Долбаева Айжан Тулегеновна

  Учитель: русского языка и литературы

Образование: высшее,г. Усть – Каменогорск, «Восточно – Казахстанский государственный университет имени С.Аманжолова»

  Категория: без категории

  Стаж: 1,5 года

Аннотация к уроку:

Данный урок организован в рамках обновленного содержания образования.

1: повторение домашнего задания «Восстанови события» данный этап урока выбран успешно. Дети в течение минуты вспомнили последовательность событий произведения.

2: Стратегия «Фишбоун», как завершающий этап в уроке, т.е учащиеся сами сделали выводы о поступках главной героини, добилась ли она поставленной цели. После основного этапа урока, где дети характеризовали по группам каждый рассказ и героев, данная стратегия дала понять, как ребята относятся ко второстепенным персонажам и к главной героине.

Дети справились с заданиями без затруднения. С дифференцированными заданиями отдельные учащиеся (сильные и слабые) также справились без затруднений. В дальнейшей своей работе с данным классом считаю объективным принимать именно такие стратегии и приемы работы.

Краткосрочный план урока

Раздел долгосрочного плана:

Раздел 3: Литературная

прозаическая

сказка

Школа КГУ «Средняя школа №8 города Зыряновска»

 

Дата: 

ФИО Долбаева Айжан Тулегеновна

 

Класс: 

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема урока:

Г.Х. Андерсен «Снежная королева». Путешествие Герды в поисках брата. Роль второстепенных героев в приключениях Герды.

 

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

 

 

 

 

 

ПО 1Понимание терминов

АИ 5Характеристика героев

АИ 4Анализ эпизодов

5.ПО1 характеризоватьгероевприподдержке учителя;понимать термины;

5.АИ5 анализировать эпизоды, важные для характеристики героев;

5. АИ4 анализировать в прочитанном прозаическом, лирическом и драматическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев;

Все учащиеся смогут:

характеризоватьгероевприподдержкеучителя; понимать термины;

анализировать эпизоды, важные для характеристики героев;

анализировать в прочитанном прозаическом, лирическом и драматическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев;

Большинство  учащихся смогут:

характеризоватьгероевприподдержкеучителя; понимать термины;

анализировать эпизоды, важные для характеристики героев;

анализировать в прочитанном прозаическом, лирическом и драматическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев; распределять героев по группам: положительные и отрицательные, опираясь на характеристику героев и отношение их к главной героине

Некоторые  учащиеся смогут:

анализировать эпизоды, важные для характеристики героев;

анализировать в прочитанном прозаическом, лирическом и драматическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев; распределять героев по группам: положительные и отрицательные, опираясь на характеристику героев и отношение их к главной героине.

определяет важный эпизод, который характеризует главного героя;

характеризует выбранный эпизод, уделяя внимание роли деталей;

объясняет, насколько эпизод важен для понимания характера главного героя;

демонстрирует грамотную речь, используя разнообразный словарный запас.

 

Языковая цель:

 

 

 

 

 

 

 

Привитие ценностей:

 

 

 

 Прослеживается межпредметная связь:

 

 

 

 

Навыки использования ИКТ:

 

 

Предварительные знания:

Этот раздел основан на изучении литературных прозаических сказок. Учащиеся будут определять темы произведений Г.К. Андерсена, давать развернутые аргументированные ответы на проблемные вопросы, формирующие представление об идейно-тематическом своеобразии литературных прозаических сказок, своеобразии языка, художественных приемах (гипербола, эпитет, сравнение, метафора).

Способствовать развитию культуры взаимоотношений (уважение, сотрудничество) при работе в группах, парах, через содержание текстов.

Предусмотрены возможности для установления  межпредметных связей с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства, самопознания. В ходе работы учащиеся будут выполнять различные задания аналитического и творческого характера, а также задания, направленные на развитие критического мышления.

Презентация

 

 

Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных в начальной школе; учебная деятельность ориентирована на развитие навыков выразительного чтения, анализа текстов на уровне определения темы; определение основной мысли через чтение и анализ литературных прозаических текстов.

 

Ход урока

 

Планируемое  время и этапы

Запланированная деятельность

Ресурсы

 

Начало урока

2 мин

 

Доклад командираприветствие

Проверка готовности к уроку

1.     Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона

Использование необычного предмета.

Учитель показывает детям колокольчик. 

– Посмотрите на этот чудо-колокольчик. Давайте закроем глаза и послушаем его хрустальный звон. Этот звон входит в наши души, дотрагивается до каждой её струнки, до каждой кле­точки нашего тела и будит нас, зовёт в новый день.

Что напоминают вам звуки колокольчика? С чем их можно сравнить? О чём думается вам при этих волшебных звуках?

Колокольчики звенят

Серебристым, лёгким звоном.

Слух наш сладостно томят.

Пусть звон колокольчика с его грустными и радостными нотками звучит в наших сердцах и будит наши добрые чувства, пробуждает в нас нежность и любовь друг к другу.

2.     Деление на группы (заранее)

1 группа  -  Добро

2 группа   - Любовь

3 группа  - Дружба

4 группа - Терпение

5 группа  - Верность

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      3. Объявление темы и целей урока

Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в увлекательное путешествие вместе с Гердой на поиски Кая, попытаемся определить, кто помогал девочке, кто стал её другом, а кто – напротив – хотел ей навредить. Готовы?

(ответы учащихся)

      4.Актуализация опорных знаний и умений

Метод «Рассыпанные эпизоды»

Учитель: Сказочная история начинается с необычного пролога: это история о тролле и разбитом зеркале. В Дании разбитое зеркало – символ семи лет несчастий. И далее следуют одна за другой семь частей сказочного повествования. Но злющий - презлющий тролль перепутал все события в сказке.  Давайте расположим их в правильной последовательности.

(работа в группах)

Событ

2

« - Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!.. Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»

Событ

7

«… ты отнесёшь вот эту девочку во дворец Снежной королевы – там её названный брат» 

Событ

5

«И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в черную землю»

Событ

3

«Салазки погрузили на белую курицу, крепко привязали, и она полетела с ними за большими санями. Снежная королева ещё раз поцеловала Кая, и он позабыл и Герду, и бабушку…»

Событ

4

«Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках, - красные башмачки её плыли за лодкой…»

Событ

6

«На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце сколько душе угодно. Девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…»

Событ

1

«Но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги»

 

Какая группа вперед справится с заданием

(озвучивание таблицы: первый учащийся из группы зачитывает текст эпизода, второй – номер события по порядку)

ОЦЕНИВАНИЕ: 3 хлопка

 

 

 

Середина урока

2мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АИ 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                     Физкультминутка

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец урока

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команда: «Взвод, смирно!».

«Занятие окончено, до свидания»

Учащиеся покидают кабинет.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕХОД ОТ НАЧАЛА К СЕРЕДИНЕ

Учитель: Ребята, с какими персонажами сводит судьба Герду? (учащиеся от каждой группы отвечают по очереди)

(во время ответов учащихся на доску в хаотичном порядке вывешиваются карточки с именами героев сказки: солнечный свет, бабушка, Кай, маленькая разбойница, воробьи, река, принц и принцесса, тролль, розы, ворон и ворона, Снежная королева, олень, финка, лапландка,  отряды Снежной королевы, ласточки, голуби, разбойники, старуха-колдунья)

5.     Знакомство с новым материалом

Аналитическая беседа по проблеме. Составление кластера

(в начале урока группам раздаются заготовки кластеров – задания для каждой группы в конвертах!)
Приложение 1)

Учитель: Молодцы! Чары злого тролля на вас не подействовали, и это прекрасно. Давайте же поможем Герде вернуть Кая к прежней жизни. Отправимся вместе с ней на поиски.

- В сказках Андерсена часто действия одного героя повторяют другие. В этой сначала исчезает Кай, затем – Герда. Похоже ли её исчезновение на исчезновение Кая?

- Каждая встреча на пути девочки – это её испытание. Испытание силы чувства. Какие испытания проходит наша героиня? Перечислите их, с какими героями они связаны?

- Первая пристань – это река. На какие жертвы готова пойти Герда ради встречи с Каем? Получается ли у неё? – отвечает первая группа

(заполняется первый столбец кластера)

- Лодка причалила у вишневого сада, и Герда оказалась у старухи-колдуньи. Как встретила её старуха? Чем очаровала? Почему препятствовала встрече друзей? Кто помог Герде все вспомнить?  - отвечает вторая группа

(заполняется второй столбец кластера)

- Есть ли общее в желании колдуньи оставить у себя Герду и в поступке Снежной королевы? А различия?

- Герде было хорошо у старухи, но она смогла вспомнить о Кае. Как? Какую черту характера Герды помогает понять эта история?

- Во время поисков Кая Герда встретила много хороших людей. Как ей помогли принц и принцесса? Как об этом говорится в тексте? Прочитайте. Кто помог Герде попасть во дворец? – отвечает третья группа

(заполняется третий столбец кластера)

- Герда оказывается в лесу. Что же с ней происходит? Какие герои подсказывают ей о том, где находится Кай? Какие чувства проявляет Герда в этом рассказе?

Художественный пересказ содержания эпизода «Герда у маленькой разбойницы»– четвертая группа

(заполняется четвёртый столбец кластера)

- Как вы думаете, почему изменилась маленькая разбойница?

(Герда своим рассказом и слезами растопила её сердце. Разбойницу поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти  другого человека. Герда плакала сначала от горя, потом - от радости. Значит, любовь способна изменить человека. Преобразить его!)

- Как помогла девочке  лапландка? – отвечает пятая группа

(заполняется пятый столбец кластера)

- Вспомним разговор финки с оленем.

(что говорит финка, отвечая на письмо лапландки) – отвечает пятая группа

(заполняется шестой столбец кластера)

- Как финка объяснила то, почему Герде служат и люди, и животные? Какая сила жила в сердце Герды?

(в конце аналитической беседы у ребят получится кластер – Приложение 2)

АИ5 демонстрирует понимание действия и мотивации героя;

характеризует героя (внешний вид, поступки, оценка другими героями);

определяет роль художественной детали в раскрытии героя;

Взаимооценивание  по стратегии «Большой палец»

- Как же Герде удалось вернуть Кая? Как она смогла победить Снежную королеву?

(ответы учащихся; заполняется итоговое окно кластера)

Дифференциация: 

1.     Задания для сильных учащихся. Составить «Фишбоун». Ответить на вопрос «Почему маленькая Герда оказалась сильнее могущественной Снежной королевы?» (приложение) Работают одновременно с группой!

2.   Задания для слабых учащихся. На доске вы видите карточки с названиями всех героев, с которыми свела судьба Герду. Расположите их в две колонки – «Друзья Герды» и «Враги Герды».

(учащиеся по очереди подходят к доске и передвигают карточки в нужную колонку)

- Как вы думаете, почему у Герды больше друзей, чем врагов?

(Герда сильна своей любовью, добротой, желанием бороться за человека, сердце которого покрылось ледяной коркой. Ее отзывчивое, доброе сердце способно воздействовать на других – вот почему рядом с ней невозможно быть плохим. Именно поэтому у неё много друзей, а когда рядом друзья, готовые прийти на помощь, непреодолимых препятствий не бывает. Вот почему Герда не только нашла Кая, но и смогла растопить льдинку в его сердце)

Учащиеся выполняют движения под музыку

Королева Снежная
Каю подмигнула...
Вот рукой поспешною
Санки развернула...

Миг!.. И вдруг раздумала –
Кая пожалела!
Ветром колким дунула!
Снегом полетела!

6.     Обобщение и систематизацияизученного

Защита «фишбоуна» - сильные учащиеся.

Оценивание 

АИ4 

определяет важный эпизод, который характеризует главного героя;

характеризует выбранный эпизод, уделяя внимание роли деталей;

объясняет, насколько эпизод важен для понимания характера главного героя;

демонстрирует грамотную речь, используя разнообразный словарный запас.

7. Рефлексия

Метод «Цветопись»

(звучит мелодия «Маленькая ночная серенада В.А.Моцарта»)

Учитель: Ребята, с какими цветами у вас ассоциируются герои сказки, их поступки? В цвете постарайтесь выразить свои чувства и эмоции. Прокомментируйте. (1 группа – Герда, 1 группа – Снежная королева, 3 группа – маленькая разбойница, 4 группа – тролль, 5 группа – Кай)

(учащиеся оставляют цветовые знаки на бумаге и комментируют свой выбор)

8. Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Учитель: Мне очень понравилась ваша активность и подготовка к уроку. В качестве награды за свой труд вы получите соответствующие баллы.

Хорошим знанием текста, умением анализировать и правильно оценивать поступки героев отличились ответы…

Содержательностью, правильным пониманием смысла происходящего выделялись ответы…

Однословные ответы были характерны для…

(проговаривание отметок)

9. Домашнее задание.

Домашнее задание я предлагаю вам выбрать самостоятельно.

*     Сочинение-эссе «Есть ль в моем сердце льдинки? Как их растопить?» (лень, обман, зависть, равнодушие)

*    Иллюстрации к сказке


Учитель: Борьба закончилась. Красота живого сердца победила красоту льда. Прошёл год. Наступила весна. Дети повзрослели, стали мудрее. Они научились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство.    

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание: «Три хлопка», «Две звезды одно пожелание», «Большой палец»

Здоровье и соблюдение техники безопасности

 

Работа в группах:

Менее подготовленные учащиеся могут делить героев на группы, относительно характеристике, которая им наиболее близка.

Взаимооценивание – три хлопка.

Наблюдение учителя – две звезды, одно пожелание и большой палец.

Кабинет оборудован в соответствии с нормами безопасности

Рефлексия:

 

Метод «Цветопись». Ассоциации с героями сказки, их поступками? В цвете постарайтесь выразить свои чувства и эмоции. Прокомментируйте. (1 группа – Герда, 2 группа – Снежная королева, 3 группа – маленькая разбойница, 4 группа – тролль, 5 группа – Кай)

(учащиеся оставляют цветовые знаки на бумаге и комментируют свой выбор)

 

 

 

Итоговое оценивание

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)? На мой взгляд прошло успешно:

1: повторение домашнего задания «Восстанови события». Дети в течение минуты вспомнили последовательность событий произведения.

2: Стратегия «Фишбоун», как завершающий этап в уроке, т.е учащиеся сами сделали выводы о поступках главной героини, добилась ли она поставленной цели. После основного этапа урока, где дети характеризовали по группам каждый рассказ и героев, данная стратегия дала понять, как ребята относятся ко второстепенным персонажам и к главной героине.

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1: обозначение критериев к конкретному заданию, что способствовало бы правильному оцениванию учащихся.

2: в завершении учащиеся не успели выполнить задание на ассоциации, так как неправильно поняли задание.

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Обратить внимание нужно на расстановку времени, на выполнение заданий слабыми учащимися, на конкретное и точное проговаривание заданий для учащихся. Дети справились с заданиями без затруднения. С дифференцированными заданиями отдельные учащиеся (сильные и слабые) также справились без затруднений. В дальнейшей своей работе с данным классом считаю объективным принимать именно такие стратегии и приемы работы.

 

 

 

 


 

ФИО: Долбаева Айжан Тулегеновна

ФИО: Долбаева Айжан Тулегеновна

Герды. Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

Герды. Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

Языковая цель:

Языковая цель:

Доклад командираприветствие

Доклад командираприветствие

Объявление темы и целей урока

Объявление темы и целей урока

АИ 5 1

АИ 5 1

Физкультминутка 1 мин 5 мин 5 мин

Физкультминутка 1 мин 5 мин 5 мин

Физкультминутка 1 мин 5 мин 5 мин

Физкультминутка 1 мин 5 мин 5 мин

Физкультминутка 1 мин 5 мин 5 мин

Физкультминутка 1 мин 5 мин 5 мин

Конец урока 4 мин

Конец урока 4 мин

Команда: «Взвод, смирно!». «Занятие окончено, до свидания»

Команда: «Взвод, смирно!». «Занятие окончено, до свидания»

Вы планируете оказать больше поддержки?

Вы планируете оказать больше поддержки?

Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

Урок в 5 классе по русской литературе "Снежная королева" Г.Х.Андерсен

Урок в 5 классе по русской литературе "Снежная королева" Г.Х.Андерсен
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018