Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления
Оценка 4.8

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
психологическая работа +1
Взрослым
12.03.2017
Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления
Технология РЧКМП разработана в конце XX века в США. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Данная технология позволяет подготовить таких учащихся, которые в будущем станут ценными членами открытого общества. Эти граждане должны уметь сотрудничать, работать на равных и, в то же время, главенствовать и руководить; они должны уважать людей самого разного происхождения; уметь проявлять личную инициативу; они должны проводить в жизнь свои принципы и, в то же время, умело увязывать основополагающие, "вечные" ценности с быстро меняющимися ситуациями.
Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления.docx
Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления.              Технология РЧКМП разработана в конце XX века в США. В ней синтезированы идеи и  методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также  сотрудничества, развивающего обучения.           Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задачи:  ­ образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия  учебного материала;стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности,  запуск механизмов самообразования и самоорганизации.  ­ культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;  ­ информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и  оценочной работе с информацией любой сложности; формирования культуры чтения, включающей  в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями  чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности,  «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. ­ социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за  знание.          Данная технология позволяет подготовить таких учащихся, которые в будущем станут  ценными членами открытого общества. Эти граждане должны уметь сотрудничать, работать на  равных и, в то же время, главенствовать и руководить; они должны уважать людей самого разного  происхождения; уметь проявлять личную инициативу; они должны проводить в жизнь свои  принципы и, в то же время, умело увязывать основополагающие, "вечные" ценности с быстро  меняющимися ситуациями. Для этого учение непременно должно быть активным. Активным же  оно становится тогда, когда ученик умеет привлечь к делу собственную любознательность, свое  желание во всем найти смысл. Технология «Развитие критического мышления через чтение и  письмо»  предлагает единый связный набор обучающих методов, благодаря которым учащиеся  могут активнее работать на уроках и приобретать знания.              Почему меня заинтересовала данная технология? 1. Критическое мышление ­ мышление самостоятельное. Каждый ученик сам формулирует свои  идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Мышление может быть критическим только  тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы,  чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.  Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или  убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим  мнением ­ это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко  разделяет чью­то точку зрения. Но главное ­ каждый при этом сам решает, с какой точкой зрения  согласиться. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая  характеристика критического мышления.  2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.  Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда  говорят, «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать  гору «сырья» ­ фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. ТКМЧП учит своих учеников  воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти самые разнообразные сведения.  Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у старшеклассников, но даже у  первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Именно благодаря  критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.  3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно  1 решить. Человеческие существа любопытны по своей природе. Мы замечаем что­то новое ­ и хотим  узнать, что это такое. Подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется  стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его  собственных интересов и потребностей. Учение пойдет гораздо успешнее, если ученики будут  формулировать проблемы  на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя  при этом все возможности, которые предоставляет ему школа. Благодаря критическому мышлению учение из рутинной «школярской» работы превращается в целенаправленную, содержательную  деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и  приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты,  сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения,  они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы.  4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными  доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать,  что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.  Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее  содержанием является утверждение. Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из  доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут  использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что  говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. 5. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается,  когда ею делятся с другими. Поэтому, работая в русле критического мышления, всегда стараюсь   использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая  проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся       Критическое мышление может воплощаться в различных видах учебной деятельности, но  наилучшим из них является, как мне  кажется, письменная работа. На письме процесс мышления  становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он  всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он  выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Для учеников письмо ­  трудная, точнее, самая трудная часть учебного процесса. В ходе работы, которая может включать в себя мозговую атаку, собственно написание, доработку, редактирование и «публикацию», то есть  обнародование получившегося текста.  Для школьников же ценно, что учитель относится к их  работе с интересом и уважением, и что сами они получили возможность поделиться своими  мыслями с одноклассниками, учителями, родителями и даже с людьми, которых они совсем не  знают. По всем этим причинам я глубоко убеждена, что письмо ­ наиболее эффективное средство  обучения критическому мышлению.        Возникает острая проблема ­ как учить мыслить? Под критическим мышлением  подразумевается  следующее: думать критически означает  проявлять и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.        Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая  причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм,  сомнение в общепринятых истинах. Критическое мышление означает выработку точки зрения по  определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.  Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое  осмысление.       Существует связь между мыслительными навыками и демократическим гражданским сознанием. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс этой технологии открывает новые  принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить сегодня  2 обучаемых: обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам  мышления. Обобщенные характеристики формируемых в технологии умений: умение работать в  группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать  имеющуюся информацию. Появляется возможность объединения, интеграции отдельных  дисциплин; вариативность и дифференциация обучения; используется положительная стимуляция  учения; такие черты, как направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в  самоутверждении, рефлексии, в выработке собственной индивидуальной технологии обучения.  Базовая модель технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенности  его познания. Познавательный процесс должен пройти три этапа: вызов, осмысление и  размышление.          Известно, что хорошо усваивается актуальная информация. Стимулирование интереса к  новому знанию происходит через "извлечение" уже известного и выяснение появившихся вопросов.  Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы. Этот  этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе. Этап осмысления предполагает ввод новой информации. Последний этап в базовой  модели критического мышления ­ размышление ­ особо значим, т.к. именно здесь происходит  творческое развитие, осознание уже вновь обретенной информации. Все этапы не просто  взаимосвязаны, но и взаимозависимы.          Технология критического мышления предлагает определенные методы, стратегии и приемы в  пошаговой реализации каждого этапа занятия. Существуют конкретные приемы и стратегии для  работы на этапе вызова, на этапе осмысления и на этапе размышления. Каждый прием, стратегия в  критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал обучаемых.  Осознанное использование предложенных технологией ЧПКМ приемов и методов дает отличные ,  результаты в процессе развития самостоятельного мышления обучаемых.          Стратегии критического мышления пытаются избежать подхода, когда преподаватель и его  предмет ставятся над коллективом учащихся, когда во главу угла ставится сам предмет, а не  человек, которого нужно обучить. Когда в центре учебной среды стоит ученик, учителя из  "распределителей" знаний превращаются в "оранжировщиков и дирижеров", которые создают  ученикам возможности для обретения этих знаний.        Моделирование ситуаций, стимулирующих учащихся на высказывание своей точки зрения, на  взаимодействие с другими, принятие чужой точки зрения в одном случае, умение аргументирование отстоять свое мнение в другом построено на знании процессов мышления и способствует не только  качественному усвоению материала и его критическому осмыслению, но и развитию социальных  навыков.         Технологию ЧПКМ можно считать интегрирующей, в ней обобщены наработки многих  технологий. Она обеспечивает и развитие мышления, и формирование коммуникативных  способностей, и выработку умения самостоятельной работы. В связи с большим арсеналом приемов и методов, входящих в ЧПКМ, каждый преподаватель может выбрать те, которые близки лично  ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии ( разрешено все то, что не  запрещено) Т.е., для любого педагога она может стать "своей" .      Преимущество данной педагогической технологии заключается в том, что выполнение её  основных положений приводит к полному удовлетворению многих требований Закона об  образовании :  ­ она обеспечивает 100% достижение целей обучения всеми учащимися, хотя бы на обязательном  первом уровне усвоения, что соответствует выполнению минимального требования Госстандарта,  обеспечивается развивающий принцип обучения за счет выполнения заданий более высокого уровня усвоения, при котором появляется возможность развивать природные способности учащихся,  выявлять одаренных детей.  3 ­ соблюдаются принципы демократизации и гуманизации образования.  ­ создаётся атмосфера для роста самоуважения личности, укрепление её уверенности в себе,  удовлетворение основной потребности ­ потребности в самоуважении.              Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня  заинтересовали, которые использую на своих  уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов  (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.       Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее  знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного  материала.      Вторая стадия – «осмысление» ­ содержательная, в ходе которой и происходит  непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс  чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение  дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст»  трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Третья стадия – «рефлексия» ­ размышления. На этом этапе ученик формирует личностное  отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в  дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с  учетом вновь приобретенных знаний. Организация урока. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают,  анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно,  доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения,  понимать, что и она имеет право на существование. Роль учителя – в основном координирующая. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают  учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает  видимое воплощение.      Некоторые приёмы стадии «Вызова»:  «Кластер», «Корзина идей», «Денотатный граф», «Корзина идей»,  «Дерево предсказаний»,  «Верные и неверные утверждения» и другие.         Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях.  Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления,  события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится  ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым  понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 ­ 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал  технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.  Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Здоровый образ жизни». (Школа России.  А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 1 часть.)   ­ Прочитай тему урока.  ­ Запиши несколько фраз по теме. Всё, что пришло в голову. Потом дети зачитывают свои фразы,  которые фиксируются на доске. Получаем кластер, который к концу урока может значительно  разветвиться.  4 правильно питаться больше двигаться соблюдат ь чистоту помещени в и Здоровы й образ жизни делать зарядку . умываться чистить зубы соблюдат ь правила гигиены Не курить не иметь вредных привычек         Корзина идей (фактов, понятий). Ученик записывает в тетради все, что ему известно по  проблеме, затем учащиеся обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу  называют сведения, факты, а учитель записывает все на доске, которые связываются  в логические  цепи. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок. Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Солнце». (Школа России. А.А.Плешаков. Мир  вокруг нас. 1 часть.)  ­ Ребята, вы все видели солнце. А как вы думаете, что же такое Солнце?   Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои  предположения:       Солнце – это… … ­  космическое вещество … ­ огонь, греющий Землю … ­ горящий  шар и др. предположения Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.  Постановка целей урока.  ­ Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам  предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое Солнце? ­ Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о Солнце.  Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития  сюжетной линии рассказа или повествования.  Правила работы с данным приемом таковы:  возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или  повествования. Ствол дерева ­ тема, ветви ­ предположения, которые ведутся по двум основным  направлениям ­ "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" ­ обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.  «Дерево  предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой –  либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится  именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются  конструкции будущего времени и сослагательного наклонения 5 Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Природа в опасности». (Школа России.  А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 1 часть.)                                                         Промышленные предприятия сливают в воду отходы, люди  Человек  задохнётся   ядовитым  воздухом Человек  отравится  грязной водой Человек  погибнет от  голода                                                         бросают в воду мусор                      Человек уничтожает животных.      Без животных не будет растений,                                                                                                                         не будет мяса, молока                      Промышленные предприятия       отравляют воздух. Леса вырубаются. Каково  будущее  человечества,  которое не  бережёт  природу? «Мозговая атака» проходит в два этапа. На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; в ходе второго этапа учащиеся  обмениваются информацией. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.  «Свойства воздуха» 3 класс А.А.Плешаков Школа России ­ Как вы думаете, какие свойства имеет воздух? Ребята выдвинули следующие утверждения:     Воздух имеет определённую форму. Воздух невозможно сжать. В воздухе возможно услышать какие – либо звуки. Воздух не имеет массу. Воздух не может сохранять тепло.        Все утверждения записываются на доске без оценочного комментирования.                   На этом этапе начинаем работать над кластером. Приём «мозговая атака» способствует  созданию большего количества «гроздьев». Чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет  интерес к изучаемой теме.                    Очень нравится моим ученикам приём «Верите ли вы , что…». Учащимся в начале  урока на листочках даются факты, работая в группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами,  то ставят в таблице «+», а если нет, то  «­». В конце урока снова возвращаемся  к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.         Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Мир глазами астронома. Вселенная.  Солнце». (Школа России. А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 2 часть.)         Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду  читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.  ­ Земля – это одна из планет солнечной системы. 6 ­ Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар. ­ Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. ­ Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. ­ Земля движется вокруг Солнца. ­ Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу. Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.             Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:  «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»­«Рыбий скелет», таблица « Плюс  – минус ­ интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»; стратегии и приёмы развития умения задавать вопросы: Ромашка Блума,  Вопросительные слова, толстый и тонкий вопросы и другие приёмы.              Приём «Инсерт» (маркировка текста значками по мере его чтения) очень эффективен  при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема  «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой  текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на  стадии осмысления.         Для заполнения таблицы учащимся приходится вновь возвращаться к тексту, таким образом,  обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица  "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому".  Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.               ­   Делайте пометки. Я  предлагаю вам несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V", 3  значка "+", "V", "?" , или 4 значка "+" , "V", "­", "?" . Ставьте значки по ходу чтения текста на  полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что  вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.  Следующим шагом может стать заполнение таблицы ("Инсерт"), количество граф которой  соответствует числу значков маркировки.  Например, такую таблицу  «инсерт» составили на учащиеся на уроке окружающего мира  в 4  классе.  Тема: «Солнце». «Школа России»  А.А. Плешаков                  V Солнце находится на  небе, значит оно  небесное тело Солнце даёт нам свет и тепло                   + Диаметр Солнца в 109  раз больше диаметра  Земли Масса Солнца в 330  тысяч раз больше  Земли Есть ли жизнь на  других планетах  Солнечной системы?                   ­ Солнце – это  раскалённая звезда                ? Как возникла  Солнечная система? 7 Солнце имеет форму  шара Солнце похоже на  клубок, значит оно  круглое Расстояние от Земли  до Солнца составляет  150 миллионов  километров Температура на  поверхности Солнца  достигает 6 тысяч  градусов, а в центре  Солнца 15­20  миллионов градусов Есть ли другие  системы в космосе  кроме Солнечной?          Так же таблицу «ЗХУ»  (Знаю. Хочу знать. Узнал)   начинают заполнять на стадии  «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия». Данный  прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить  значимые  именно для него понятия.         Приём  Фишбоун (Рыбий скелет), где голова – вопрос темы,  верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий,  хвост – ответ на вопрос.  Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.  Урок литературного чтения в 4 классе  школы с неродным русским языком обучения  Тема урока: А.П. Чехов. «Белолобый»  Мнительная Слабое чутьё Слабое  здоровье Заботливая мать Какие  чувства  вызывает  волчица?      Всё её  пугало Часто  сбивалась  с дороги Могла питаться  только падалью Хоть и  голодна, несёт добычу   детёнышам Волчица  вызывает жалость      Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам,  формирующим умение работать с вопросами. Технология развития критического мышления  ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо  обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии,  что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или  задают их, по­настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов  определяет уровень нашего мышления.           Один из простых приемов – таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть  использована на любой из трех стадий урока. Если пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то  это будут вопросы, на которые  учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На  8 стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения,  слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.    Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части ­ простые «тонкие»  вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.        Например, «тонкие» и «толстые» вопросы по теме: «Патриоты России» (Окружающий мир , 4  класс, Программа «ШколаРоссии»). ­ Какие опасности угрожали России в начале ХVII века? ­ Почему К. Минина и Д. Пожарского  мы называем патриотами России?        Нет смысла приводить подробно перечень всех вопросов для каждой фазы урока. У каждого  учителя они свои. Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать  учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный  результат.  Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Поверхность  нашего края». (Школа России.  А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 2 часть.)  Ромашка Блума Простой вопрос: Как появляются овраги? Практический вопрс: Как мы можем остановить увеличение оврагов? Вопрос интерпритаци я: ПОчему появляются овраги? Уточняющий вопрос: Правильно ли я Вас понял... Оценочный вопрос: Почему борьба с оврагами важна для человека? ? будет, если не Творческий  вопрос:  Что бороться с оврагами?  Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»  9 Прием «Сводная таблица»:      Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и  выполнит практическую работу.  1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.  2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или  непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.  3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его  применение. Заполни Сводную таблицу.           Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даёт  возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся      Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:  «Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта», «Ментальная карта», «Шесть  шляп», «Эссе» и другие.       Окружающий мир. 4 класс, «Незаметные защитники урожая»  Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После  обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.  Белая шляпа. Факты. У растений очень много вредителей.  Жёлтая. Позитивное мышление. У человека есть и помощники в борьбе с вредителями. Черная. Проблема. При борьбе с вредителями с использованием различных ядохимикатов, погибает много защитников урожая.  Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось знакомиться с защитниками урожая. Зеленая. Творчество. Сделать для птиц кормушки. Искать способы борьбы с вредителями не  используя ядохимикаты. Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы. Ментальные  карты. «Ментальная карта». Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и  структурирования информации в визуальной форме. МК можно использовать, чтобы  "застенографировать" те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над  какой­либо задачей и  оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация  записана на "языке мозга".  При создании карты мы используем цветные шариковые ручки, карандаши или фломастеры (как  минимум три цвета). Для начала выделяем тему, проблему или предмет для отображения в центре  карты От центрального изображения проводятся линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим  смысл центрального изображения и слова. Линии, идущие от слов, раскрывающих главные идеи,  более тонкие. Сначала оформляем основные идеи, а затем уже их редактируем,  стараемся сделать  ее более понятной и красивой.         Вот такая ментальная карта получилась у нас при изучении темы «Зона степей» в 4 классе.  (Школа России. А.А.Плешаков. Мир вокруг нас.  1 часть.)  10 Литературное чтение, 4 класс, «А.Чехов «Ванька».  ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с  противоположным значением.  строчка 1: тема (существительное)  строчка 2: определение (2 прилагательных)  строчка 3: действие (3 причастия)  строчка 4: ассоциации (4 существительных)  строчка 5: действие (3 причастия)  строчка 6: определение (2 прилагательных)  строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой  строки) Чтение учащимися ДИАМАНТ. ВАНЬКА  несчастье  грязный, голодный,  измученный, загнанный, уставший  горе, неудача, нужда, безысходность  ожидающий, мечтающий, надеющийся  сытый, удовлетворённый  счастье А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Литературное чтение. Старуха злая, жадная сидит, прогнала, бранится пряжа, сеть, рыба, желание закинул, отпустил, отвечает добрый, послушный  11 старик      Окружающий мир, 3класс, «Почва».  ­ Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).  Приём «Синквейн»  ­ творческая форма рефлексии.  Синквейн – это стихотворение, которое  требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из  пяти строк.  Правила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом (обычно  существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).  Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая  строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).  Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.   Примеры синквейнов, которые составили учащиеся.      Почва  Живая, плодородная,  Разрушается, впитывает, выращивает  Солнце, ветер и вода разрушают горы  Земля.  Почва  Живая, неживая,  Разрушают, беречь, выращивать  1см образуется за 300 лет!  Земля­матушка     .  Лес  Величественный, таинственный,  Живет, растет, радует,  Национальное богатство страны,  Кладовая природы  Словарь. Орфографический, незаменимый. Подскажет, проверит, подтвердит. Умейте пользоваться словарем! Помощник. Гласные. Безударные, непроверяемые. Сомневаться, помнить, искать. Помни или обращайся к словарю! Правописание.      Окружающий мир, 3класс, «Нервная система человека».       Прием РАФТ:  Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.  Р – роль (любой человек нашей планеты)  12 А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)  Ф ­ форма – рассказ  Т – тема «Нервная система человека»       Учитель предлагает ученикам:  ­Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей  планеты Венера.      Ученики в течение 3­5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.       И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и  обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими  лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают,  пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.       Кроме вышеназванных,       В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу  в том, чтобы помочь  каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМЧП.     Применение технологии Развития критического мышления через чтение и письмо даёт детям  чёткий алгоритм работы с любым научно­познавательным текстом, повышает социальную  ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Создает условия для мотивации,  формирования чувства времени, активности познающего. Дает право на риск, на ошибку. Разрешает размышления. Воспитывает уважение к окружающим. Подчёркивает ценность опыта каждого. По­  новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность учащихся.         Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств,  позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью и очевидно, что все  методы и приемы РКМ дают возможность:  Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;  Повышать познавательное отношение к прочитанному;  Развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера. Все эти приемы и методы РКМ учат учащихся рефлексировать свою деятельность и развивать  коммуникативную культуру. Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через  чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов: 1) Изменила отношение детей к учёбе. 2) Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в  ходе работы над художественным текстом.  3) Мотивирую учащихся к дальнейшей деятельности. 4) Создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „учитель – ученик ­ класс”. 5) Вырабатываю осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной  деятельности.  Список используемой литературы 1. С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие  для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.   13 2. Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:  Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.   3. Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 –  №5 с.13­21.    14

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления

Урок в начальной школе с использованием технологии критического мышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017