Урок в соответствии с ФГОС СПО
Оценка 4.6

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
технология
Взрослым
13.12.2018
Урок в соответствии с ФГОС СПО
Урок производственного обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы. Рассматривая структуру урока п/о следует отметить, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера п/о и учащихся.
урок в соответствии с ФГОС СПО.docx
СТРУКТУРА УРОКОВ (ЗАНЯТИЙ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ (методическое пособие для мастеров производственного обучения) ОБЩАЯ СТРУКТУРА УРОКОВ (ЗАНЯТИЙ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО 2018 ОБУЧЕНИЯ         Урок   производственного   обучения   в   соответствии   с   темой   и   целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части),   а   каждый   структурный   этап   урока   включает   в   себя   структурные элементы.         Рассматривая структуру урока п/о следует отметить, что урок состоит не из   отдельных   обособленных   этапов   (частей)   и   составных   структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера п/о и учащихся. Структурными этапами (частями) урока п/о является: 1. Организационный момент, этап урока, 5 мин. 2. Вводный этап (часть) урока, 35­40 мин 3. Основной этап (часть) урока, 5 часов 4. Заключительный этап (часть) урока                                                                                                      Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы:          1. Организационный   этап (вводный   инструктаж)   –   1­2   %   времени занятия:         ­ выявление отсутствующих учащихся;         ­ проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…);         ­ организация внимания и готовность учащихся к уроку.         Вводный инструктаж проводится перед началом изучения темы, подтемы или   раздела   программы.   Назначение   его   –   подготовить   учащихся   к сознательному   выполнению   учебно­производственных   работ   наиболее рациональными   приемами,   обеспечить   соблюдение   правил   безопасности труда.         2. Вводный этап (часть) урока (занятия) – 12­15 % времени занятия:         ­ сообщение темы;         ­ ознакомление с целями;         ­ мотивация деятельности учащихся; ­ повторение материала спец. предметов, теоретических предметов;         ­   показ   и   выполнение   трудовых   приемов,   освоенных   на   предыдущих уроках (актуализация знаний, умений учащихся);         ­   инструктирование,   формирование   ориентировочной   основы   учебно­ производственной   деятельности   по   новой   теме   урока   (показ,   объяснение приемов,   способов   работы,   показ   техпроцесса,   чертежей,   инструкционно­ технологических карт…);         ­ пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;         ­ объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;         ­ закрепление требований ТБ;         ­   определение   и   разъяснение   заданий   учащимися   по   выполнению операций, упражнений, учебно­производственных работ;         ­ сообщение норм времени, критериев оценок;         ­ организация рабочего места.          3.   Основной   этап (текущий   инструктаж)   урока   –   70­80   %   времени занятия:          Деятельность   учащихся –   выполнение   упражнений,   самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы…;         ­ самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…;         ­   самостоятельная   работа,   выполнение   учебно­производственных заданий.            закрепление   с   учащимися   новых   способов,   приемов   работы   по  ◘  прием результатов работы;  ◘  оценивание;  ◘  определение дополнительных заданий сильным учащимся. Деятельность мастера п/о:  ◘  мотивация учащихся по видам учебно­производственных работ;  ◘  наблюдение;  ◘  целевые обходы;  ◘  индивидуальное инструктирование;  ◘  коллективное инструктирование; ◘                                                       выполнению операции или производственной работы;                                    4. Заключительный этап (заключительный инструктаж) урока – 5­6 % времени:         ­ сообщение о достижении целей урока;         ­   анализ,   самоанализ   выполнения   учебно­производственных   работ   или трудовых операций;         ­ разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;         ­ анализ выполнения ТБ, норм времени;         ­ сообщение оценок; ­ сообщение темы следующего урока;         ­ объяснение домашнего задания;         ­ уборка рабочих мест.         Заключительный   инструктаж   проводится   мастером   в   форме   активной беседы   или   краткого   объяснения,   содержащего   анализ   учебной   работы   в течение урока.         Определение содержания деятельности мастера на любом этапе урока зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап (часть)   урока   п/о   взаимосвязан,   направлен   на   активное   овладение профессиональными   умениями,   навыками,   на   развитие   самостоятельности, интереса к профессии.         По   каждому   структурному   этапу   урока   п/о   мастер   определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов урока. Мастер п/о при подготовке к уроку должен руководствоваться следующими структурными требованиями:         ­   структура   урока   должна   отражать   логическую   последовательность этапов;         ­ должна быть связь между структурными элементами урока;         ­ длительность каждого из них определяется содержанием материала, его ролью в достижении целей урока;         ­   не   следует   перегружать   урок   второстепенными   структурными элементами;         ­   структура   занятия   должна   быть   гибкой,   чтобы   можно   было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения. Классификация типов уроков производственного обучения Урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения   и   от   урока   по   общетехническим   и   специальным   предметам. Направленность урока производственного заключается в том, чтобы учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии.         Урок   производственного   обучения   –   центральное   звено   в   организации учебно­воспитательного   процесса   и   профессионального   образования учащихся, решающая роль в этом принадлежит мастерам п/о. Они организуют не только свой труд на уроке, но и производственную деятельность учащихся, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс – обучения и   учения.   Методическая   грамотная   подготовка   и   проведение   уроков производственного   обучения   –   важнейшая   предпосылка   повышения эффективности и качества всего учебно­воспитательного процесса. В   зависимости   от   основной   комплексной   дидактической   цели   и содержания   изучаемого   материала,   вида   учебно­производственных   работ уроки производственного обучения подразделяются на следующие типы:         1. Вводный   тип   урока (первый   раз   в   учебных   мастерских   или   на производстве).         2. Урок по изучению трудовых приемов и операций.         Комплексная цель этого типа урока – усвоить, закрепить знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов.         3. Урок по выполнению простых комплексных работ.         Комплексная   цель   этого   типа   урока   –   ознакомить   учащихся   с организацией труда, усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ.         4.   Урок   по   выполнению   сложных   комплексных   работ (урок производительного труда).         Комплексная   цель   этого   типа   урока   –   формировать   у   учащихся самостоятельно   планировать   технологический   процесс   и   выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ.         5. Урок контрольно­проверочный.         Комплексная  цель   этого  типа   урока –  обеспечить   контроль,  проверку прочности,  сформированности   профессиональных  знаний,  умений,  навыков. Оценить   умения   учащихся   к   самостоятельной   работе,   устранить обнаруженные пробелы знаний, дефекты в работе. Сочетание типов и видов уроков производственного обучения № п/п Тип урока п/о Вид урока п/о 1. 2. 3. 4. Вводный урок Урок по изучению трудовых приемов и операций Урок   по   выполнению простых комплексных работ Урок   по   выполнению сложных комплексных работ Производственная   экскурсия,   урок   инструктирования, бинарный урок, интегративный урок. Производственная   экскурсия,   урок   упражнений,   урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок Урок­зачет,   урок­практикум   (самостоятельная   работа учащихся),   семинар   производственного   обучения, производственная   конференция,   урок   упражнений,   урок­ праздник   первой   детали,   урок   с   участием   новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок «деловая игра». Урок­конкурс   профмастерства, практикум   (самостоятельная   работа   учащихся),   семинар п/о,   производственная   конференция,   урок   с   участием новаторов   производства,   бинарный   урок,   интегративный   урок­зачет, 5.   контрольно­ Урок проверочный урок,   урок   изобретательства   и   рационализации,   урок «деловая игра». Урок­конкурс   профмастерства, (самостоятельная   работа   учащихся), практикум     бинарный   урок, производственная   конференция, интегративный   урок,   урок   изобретательства   и рационализации, урок­аукцион ученических изделий, урок­ отчет, урок «деловая игра». Формы организации учебно­производственной деятельности учащихся на уроке, практике   урок­зачет,         Форма   обучения   – это   количественный   или   структурный   вариант согласованных   действий   между   мастером   производственного   обучения   и учащимися. Выбор форм обучения зависит от типа урока, от запланированных видов деятельности, от спецификации проводимых инструктажей. Формы организации учебной работы с учащимися Фронтальная (групповая) Индивидуальная Особенности, признаки В каком случае выбираем ту или иную форму? Мастер   работает   сразу   со всей группой. Учебная   цель   для   всех учащихся общая. Учащиеся   должны   слушать, запоминать,   смотреть.   При этом мастер ориентируется на «среднего» учащегося.         работают Все в самостоятельно, индивидуальном темпе каждый   на   своем   рабочем месте, возможны разноуровневые задания. Мастер работает с учащимися по   очереди,   проводит индивидуальный   инструктаж. И   только,   когда   у   них одинаковые ошибки   останавливает (типичные), работу   и проводит       впервые 1.   В   ходе   вводного   инструктажа,   когда объясняется материал. 2.   В   ходе   текущего   инструктажа,   когда многие   сделали   одну   и   ту   же   ошибку, мастер   останавливает   работу   и   проводит инструктаж для всех. 3.   В   ходе   заключительного   инструктажа, когда   мастер   оценивает   работу   группы   в целом и отдельных учащихся и т.п. 1.   В   ходе   вводного   инструктажа,   когда проводится   письменный   опрос   по карточкам­заданиям, индивидуальная устная   беседа   с   целью   контроля   знаний, остальные   учащиеся   в   это   время выполняют   какое­либо   задание   или слушают. 2. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого. 3.   В   ходе   заключительного   инструктажа такая   форма   практикуется   при Парная (ведущий – ведомый, ролевая  мастер – учащийся) Коллективная (работа в малых группах: бригадах, звеньях, командах и т.п.) (для   всех) фронтальный   инструктаж. Когда   мастер   организует работу   парами:   сильный учащийся – слабый учащийся или   два   равных   по успеваемости.   Когда   мастер проводит   индивидуальный инструктаж   (пара:   мастер   – ученик). Организует взаимоконтроль.   Цель   общая   только   для членов   команды   (бригады, звена). Задачи   бригаде   могут   быть   также   возможно разные, труда   разделение и   В   кооперация. таких возникают   коллективах взаимной отношения   ответственности   и   Поэтому   и зависимости. частично контроль   осуществляется членами коллектива   (за   мастером  остается ведущая роль).   самоанализе.   взаимоконтроля 1.   В   ходе   вводного   инструктажа,   когда предстоящая практическая работа требует серьезного   осмысления.   Пары   учащихся обсуждают предстоящее задание. 2. В ходе текущего инструктажа возможна организация взаимопомощи. 3.   В   ходе   заключительного   инструктажа возможна   организация   оценки   работ   друг друга, в паре и т.д. 1.   В   ходе   вводного   инструктажа   могут быть   организованы   бригады, игровые   команды   для   обсуждения проблем, поиска решения. 2.   В   ходе   текущего   инструктажа   могут быть   организованы   постоянные   или временные   бригады, выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда. 3.   В   ходе   заключительного   инструктажа может   быть   организована   деловая   игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня и т.д.   Методические требования к уроку (занятию) производственного обучения   соответствие   урока   требованиям   Госстандарта   по   профессии   и         Урок   в   учебных   мастерских   и   в   условиях   производства   является основной   формой   организации   производственного   обучения   по   избранной учащимися профессии. При подготовке к уроку мастер п/о должен учитывать следующие требования, повышающие качество обучения учащихся:  ●   комплексно­методическое обеспечение мастерской, урока;          ●          учебной программы;          структуры урока п/о;          элементов и дозировки времени;                    ●   определение форм организации обучения и уровней обучения;  ●   соблюдение санитарно­гигиенических условий труда и правил ТБ;  ●  определение типа, вида урока п/о, комплексно­дидактических целей,   целесообразность   отбора   структурных   этапов   и   структурных ● ●   подбор дидактического материала; ● ● ● ● ●   применение   оптимальных   методов   и   методических   приемов   выбор   методов   и   методических   приемов   индивидуального   и   определение   разнообразных   видов   и   способов   контроля   знаний,  обеспечение связи данного урока п/о с предыдущими и последующими                   уроками п/о и теоретическим обучением;          обучения;                  коллективного текущего инструктирования с учетом целей обхода;          умений, навыков, приемов труда;   формирование   у   учащихся   положительных   мотивов   к          производственному   обучению   и   познавательного   интереса   к   изучаемой профессии;          знаний, приемов труда;          знаний, умений и навыков;                   принятия решений на уроке.  ●   разъяснение выполнения домашнего задания; ●  ●  формирование   у   учащихся   на   уроке   прочных   профессиональных  ●  разработка   системы   повторения   и   закрепление   профессиональных   овладение   педагогическим   тактом,   культурой   речи,   быстротой Примерная схема анализа практического занятия 1. Оценка организационной деятельности мастера              1.   Наличие   и   качество   учебно­материальной   базы   урока   (учебно­ наглядные пособия, инструменты, документация, приспособления, материалы, объекты труда и т.д.).         2.    Наличие плана урока и краткого конспекта вводного инструктажа у мастера.         3.  Владение   мастером   научным   содержанием   учебного   материала. Уровень профессионального мастерства.         4.  Четкость постановки мастером перед учащимися темы, учебной цели и воспитательных задач урока.         5.    Создание атмосферы энергичного темпа работы учащихся.         6.    Контроль мастера и самоконтроль учащихся.         7.    Выполнение   мастером   психологических   и   этических   требований   к организации урока.         8. Соблюдение санитарно­гигиенических условий в учебных мастерских.         9.  Организация урока с точки зрения требований и правил охраны труда и техники безопасности, НОТ. 2. Оценка деятельности мастера на уроке с точки зрения           1. Обеспечение на уроке неразрывного единства обучения, воспитания и развития учащихся. дидактики     _ 2. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.         3. Актуализация   знаний   учащихся.   Оптимальность   методов   обучения, используемых при опросе, объяснении материала. Обучение методам работы новаторов производства.         4. Методика   личного   показа   трудовых   приемов.   Замедленная демонстрация трудовых действий. Сочетание объяснения и демонстрации при изготовлении изделий, формирование умений и навыков, закреплении.         5.  Умение мастера эффективно использовать межпредметные связи на уроках.         6.  Методика   и   эффективность   использования   на   уроке   наглядности, технических средств обучения.         7.    Методика закрепления и проверки усвояемости учащимися нового материала. Инструктирование по самоконтролю.         8. Использование учащимися документации при изготовлении изделий.         9.  Методика   подведения   итогов   учебного   дня.   Анализ   качества выполнения   учащимися   заданий.   Разбор   типичных   ошибок,   их   причин, затруднений, имевших место в формировании профессиональных умений и навыков.         10.   Эффективность  контроля за качеством знаний, умений и навыков учащихся. Объективность оценки.         11.    Степень   достижения   главной   дидактической   цели   урока   (какого уровня обученности достигла группа). инструктивно­технологической 3. Воспитательная деятельность мастера на уроке               1.  Воспитание у учащихся отношения к труду на уроке:                 а)   воспитание   у   учащихся   творчества   и   инициативы,   развитие       технического мышления и конструктивно­технических способностей;                 б)   воспитание   желания   работать   сознательно   и   качественно, высокопродуктивно,   эффективно   и   творчески   решать   производственные задачи;                 в)   воспитание   у   учащихся   бережного   отношения   к   общественной собственности   и   личной   ответственности   за   результаты   своего   труда; глубокое   уважение   к   людям   труда   и   ко   всему   тому,   что   создано   трудом человека;                 г) воспитание у учащихся нравственных качеств;                 д) привитие учащимся умений и навыков культуры труда.                    2. Состояние дисциплины и организованности учащихся на уроке.         3. Связь с жизнью, с практикой при реализации воспитательных  целей урока. 4. Использование мастером воспитательных возможностей оценки.         5. Степень воспитательного воздействия личности мастера на учащихся. 4. Характеристика работы группы             1. Отношение   учащихся   к   уроку.   Внимание,   активность   и    работоспособность учащихся на уроке. Дисциплина.                        2.   Степень   достоверности   и   доказательности   ответов   учащихся, соответствие   их   знаний   современному   уровню   содержания   трудового обучения.         3.   Наличие   у   учащихся   познавательного   интереса   к   уроку,   к специальности, к профессии.         4. Степень самостоятельности мышления учащихся, умений оригинально и творчески решать стоящие перед ними проблемы, применять полученные знания в конкретной ситуации.         5.   Умение   учащихся   читать   чертежи,   использовать   техническую документацию, производить графические расчеты.         6.     Умение учащихся пользоваться инструментом, приспособлениями и приборами.         7.     Внешний вид на уроке. 4. Выводы и предложения         1.  Достижение целей урока.         2.   Общая   оценка   урока   по   методике   изложения,   научному   уровню, краткая характеристика основных положительных моментов и недостатков.         3.   Предложения и рекомендации. Список использованной литературы 1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА­М, 2007. 3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003. 4. 5. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004. Организация и методика производственного обучения 2004г.

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО

Урок в соответствии с ФГОС СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2018