Урок: Виды музыки в современном мире

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знать хорошее важнее, чем знать многое... (Ж. Ж. Руссо, мыслитель) Размышляя о музыкальной среде, в которой живёт современный человек, мы каждый раз отмечаем невероятное многообразие самых различных «музык», звучащих практически одновременно. Такого многообразия музыкальная культура не знала никогда. Однако возможно ли изучить все эти «музыки»? Разработана ли какая-нибудь классификация этого огромного, кажущегося неисчерпаемым мира современной музыки?
Иконка файла материала 26.docx
Виды музыки в современном мире Знать хорошее важнее, чем знать многое... (Ж. Ж. Руссо, мыслитель) Размышляя о музыкальной среде, в которой живёт  современный человек, мы каждый раз отмечаем  невероятное многообразие самых различных «музык»,  звучащих практически одновременно. Такого  многообразия музыкальная культура не знала никогда. Однако возможно ли изучить все эти «музыки»?  Разработана ли какая­нибудь классификация этого  огромного, кажущегося неисчерпаемым мира  современной музыки? Из высказываний о современной массовой музыке«Существует массовая музыка старая (первая  половина ХХ столетия ­ ранний джаз, романс, танго,  фокстрот), новая (60­70­е годы ­ поп, рок, соул,  диско, регги, авторская песня), новейшая (последние  10­20 лет ­ металл, техно, рэп, хаус, индастриел,  эйсид). Каждая из них, расслаиваясь на подвиды и вступая в  межвидовые контакты, начинает жить по собственным законам. С подобной точки зрения массовая  музыкальная культура это настоящее «вавилонское  столпотворение» языков и традиций» (В. Сыров,  музыковед). Откроем статью «Музыкальные жанры и стили» в  википедии (википедия ­ электронная энциклопедия). Представленные в ней данные чрезвычайно  многообразны. Вот как это выглядит (приводим с  сокращениями).Этническая музыка: кельтская музыка, русская  музыка, цыганская музыка и т. д. Современная народная музыка: авторская песня,  блатная песня, романс, фолк. Духовная музыка: католическая музыка, православная музыка; протестантская музыка; афро­американская  духовная музыка, каббалистическая музыка.Шотландс кий танец. Работа  неизвестного художника Джордж  Апперлей. Танцующая  цыганкаПоль  Кане. Ритуальные танцы  северных индейцев Юркина. Хоровод на Троицу Екатерина Классическая европейская музыка: музыка  Средневековья ­ ранняя полифония, музыка  трубадуров и труверов, музыка миннезингеров,  музыка мейстерзингеров; музыка Возрождения ­ Ars  nova, среднее Возрождение, Высокое Возрождение;  барокко (раннее и позднее); классицизм; романтизм;  салонная музыка; модерн (современная классическая  европейская музыка); импрессионизм;экспрессионизм; конкретная музыка; серийная  музыка; постсерийная музыка; минимальная музыка;  неоклассицизм; электронная европейская  классическая музыка. Джаз: новоорлеанский джаз, диксиленд, свинг,  вестерн­свинг, бибоп, хард­боп, буги­вуги,  авангардный джаз, соул­джаз, фри­джаз, босса­нова,  или латиноамериканский джаз, симфо­джаз, «третье  течение», «прогрессив», фьюжн, или джаз­рок,  электрический джаз. Современная популярная музыка: эстрадная музыка,  кабаре, менестрель­шоу, мюзик­холл, мюзикл, поп­ музыка, регтайм, шансон, лаунж, госпел­поп,  традиционная эстрада. Кантри: блюграсс, вестерн­свинг.Афро­американская музыка: менестрель­шоу, блюз,  дельта­блюз. Латиноамериканская музыка: бачата, мамбо, меренге,  румба, сальса, самба, танго. Атрошенко. Соксофон Андрей  Герхартц. Танец ДаниэльТибор. Танцор Поля  Шишкин. Менестрель АндрейЭдгар  Дега. Кафешантан Лез  Амбассадор Казимир  Малевич. Аргентинская  полька Смешанные жанры: эйсид­джаз, ритм­энд­блюз, соул,  фанк, диско, итало­диско.Рэп (хип­хоп): джи­фанк, гангста­рэп, хардкор­рэп. Электронная музыка: брейкбит, бигбит, гэридж, брейк степ, дарквэйв, трип­хоп, рагга­джангл, текстеп,  индастриал, пост­индастриал; инди­электроника,  электропоп, техно; транс. Рок­музыка : рок­н­ролл, биг­бит, рокабилли,  скиффл, ду­воп, твист, сёрф; альтернативный рок  (инди­рок/колледж­рок): мат­рок, мэдчестер,  шугейзинг, арт­рок, джаз­рок, кантри­рок, метал  (хард­рок), авангардный метал, альтернативный  метал, блэк­метал, симфонический блэк­метал, готик­ метал, нью­метал, прогрессив­метал, трэш­метал,  хэви­метал, новая волна, русский рок, панк­рок,  техно­рок и т. д. Несмотря на то, что все эти жанры и стили даны в  простом перечислении (часто без указания времени  происхождения), очевидно: значительная их частьвозникла или получила интенсивное развитие в ХХ  веке. Более того, нельзя не заметить, что по своей  популярности и широте распространения  многочисленные музыкальные направления превзошли не только музыку академическую, но, возможно, и все остальные виды искусства, включая литературу, ещё  сто лет назад бесспорно считавшуюся  «властительницей человеческих дум». Теперь всё  труднее найти человека (особенно человека  молодого), чьи представления о музыке  формировались бы в стороне от тех веяний, какие  приносит ежедневно обновляемый музыкальный эфир.Вопросы и задания: 1. Знакомы ли тебе жанры и стили музыки,  перечисленные в настоящем параграфе? Назови  другие источники, где можно найти перечень видов  современной музыки. 2. Подготовь рассказ об одном из видов музыки,  подбери музыкальные примеры для прослушивания. 3. Считаешь ли ты плодотворным воздействие  массовой музыки на музыку академическую? А  наоборот? Аргументируй свой ответ.Современное композиторское творчество Раньше композитор был единственным игроком на  поле. Он писал текст и только через текст музыка  могла реализовываться. А сейчас к микрофону  может подойти любой бестекстовой человек, и  поэтому композитор уже оттеснён. (В. А. Мартынов, композитор) Понятие «композитор», как и многие другие  привычные музыкальные понятия, в наше время  претерпело значительные изменения. Сегодня  композиторами, помимо музыкантов академической  школы, нередко называют создателей самой разной  музыки ­ от так называемой «попсы» до мобильных  сигналов.Из высказываний о современном композиторе «Не совсем понятно, как на сегодняшний день точнее  определить его профессию. Может быть, композитор ­ это компилятор (компиляция ­ составление текста  на основе чужих произведений)? Или человек,  который просто собирает звуковой мусор в какие­то  аккуратные кучки? Можно ли назвать композиторами  ди­джеев, которые уже несколько лет требуют, чтобы  их сеты охранялись авторскими правами, хотя они  пользуются исключительно чужим материалом? В общем, всё очень непросто. Можно  апофатически (апофатический ­ отрицательный,  неприемлемый) ответить на этот вопрос, сказав, чем  композитор не является. Он не является властителем  дум и звездой» (Л. Десятников, композитор). Многие современные музыканты говорят о  кардинальном переустройстве композиторскогопространства, которое произошло в музыкальном  творчестве последних десятилетий. В чём же это заключается? Что это такое –  современная композиторская музыка? И можно ли  признать, что столь же важным пластом современного  творчества является то, что создаётся  композиторами­непрофессионалами, ­ хотя бы  потому, что этот пласт не только весьма значителен,  но и имеет несоизмеримо большую аудиторию? Для ответа на эти вопросы обратимся к изучению  современного композиторского творчества ­ как  академического, так и неакадемического. Давайте обратимся к традиционной фигуре  композитора, т. е. музыканта, который в течение ряда  столетий являлся основным создателем музыкальных  произведений. Как ему живётся в современной  действительности?Практика показывает, что судьба такого композитора  ­ одна из самых тернистых. Сочинение серьёзной  музыки – дело нелёгкое, требующее от автора  большого напряжения внутренних сил, но ведь  появилось и множество новых проблем, каких не  знали композиторы прошлого. Прежде всего, это проблема слушателя. Одна из  причин слушательского оттока ­ та, на какую  указывает композитор В. Мартынов,­ конкуренция.  Слишком много «музык» возникло в современном  мире, слишком быстро это привело к значительному  расслоению музыкальных интересов аудитории. Не следует забывать и о возросшей притягательности  всего, что связывается с развлекательным искусством. Некоторые люди прямо заявляют, что им вполне  достаточно безрадостных впечатлений от реальногомира: в искусстве они ищут исключительно лёгкости и праздника. Кроме того, разрабатывая систему новых музыкально­ выразительных средств, обращаясь к различным  техникам композиции, подчас весьма непростым,  композитор нередко воздвигает барьер между своей  музыкой и слушателем. Его произведения кажутся  чересчур сложными, непонятными. Однако ­ при всей сложности музыкального языка ­  художественный мир композитора обнаруживает то  же стремление к поиску гармонии и красоты, то же  служение вечным ценностям. Конечно, понимание  такой музыки требует от человека усилия и  вдумчивости. Послушайте фрагмент произведения Эдисона  Денисова «Живопись». Произведение создано по  картине Бориса Биргера «Красная комната».Пьеса была написана композитором таким образом,  чтобы передать музыкальными средствами цветовое  решение картины, её целостный образ. Вот как  говорил об этом сам Э. Денисов: Борис Биргер.  Обнажённая«Картина «Красная комната» была  задумана как изображение комнаты, которая  буквально заливается страшным, зловещим краснымсветом. И в моей «Живописи» центральная часть ­ это тот же образ разрушения всего лучшего, что было в  нашем искусстве… но в конце пьесы все равно  возрождается тихая и нежная музыка, очень красивая, но немножко как будто холодная. Это уже образ  другого его полотна... Это огромная картина, самая большая из всех его  полотен. Она называлась «Обнажённая». Так вот,  завершение моей пьесы – это впечатление от этого его полотна. Это, конечно, никакая не иллюстрация. Это  только образ нежности, немножко холодноватый  образ отрешённой печали». Не стремясь создать иллюстрацию к картине,  композитор, тем не менее, пытается передать в  музыке технику работы с цветом, со смешением  палитры красок. Например, это происходит в самом  конце произведения, когда струнные инструментыразделяются на множество партий и охватывают  огромный звуковой диапазон. Эта обширная звуковая  палитра постепенно растворяется и исчезает. Мы видим: современный композитор при любых,  самых неблагоприятных обстоятельствах остаётся  верен себе. Он продолжает создавать ту музыку,  которую полагает наследницей великих традиций.  Конечно, условия его творческого существования  значительно усложнились. Однако современное  академическое искусство живо, и во многом  благодаря вечным союзникам композитора ­  исполнителям, слушателям, а также всем тем, кто  изучает её и пишет о ней.Вопросы и задания: 1. Можешь ли ты дать собственное определение  понятия «современный композитор»? 2. Как ты считаешь, можно ли называть  композиторами авторов мелодий для мобильных  телефонов или ди­джеев? Объясни свой ответ. 3. Кому, по­твоему, композитор В. Мартынов даёт  определение «бестекстовой человек»? 4. Охарактеризуй образный строй произведения  «Живопись» Э. Денисова. Согласен ли ты с тем, что в музыке передано цветовое решение картин, на  которые ссылается композитор? В каком фрагментепроизведения изобразительность проявляется  наиболее ярко? 5. В чём, по­твоему, Э. Денисов является  продолжателем музыкальных традиций прошлого? «Новая» жизнь «старой» музыки Единственно возможный комментарий к  музыкальному сочинению – другое музыкальное  сочинение... (И. Стравинский, композитор) Давайте снова обратимся к противопоставлению  «классическое – современное» и задумаемся над тем,  что же всё­таки представляет собой «современнаямузыка». Можем ли мы считать, что это понятие  исчерпывается только теми видами, которые служат  пользе или комфорту? Не бывает ли в жизни любого  человека ситуации, когда он нуждается в музыке не  просто как в украшении, а ищет присущих ей  глубоких смыслов? К какой музыке он обращается в  подобных случаях? Существует наблюдение, что сегодня наиболее  востребованной «серьёзной» музыкой является  музыка прошлого. Наиболее исполняемыми  композиторами являются такие мастера, как В. А.  Моцарт, П. Чайковский, Ф. Шуберт, И. Брамс, и  другие мастера ушедших столетий. Является ли музыка этих композиторов современной  в наши дни? Послушайте фрагмент из «Неоконченной» симфонии  Франца Шуберта и попробуйте объяснить, понятна лиэта музыка современному человеку. Обратите  внимание на характер темы вступления, которая  проходит через всю первую часть. В ней нет твёрдости и определённости, она таит какой­то неведомый  вопрос. Вероятно, это вопрос, который тревожил  героя ­ современника Шуберта. Однако можем ли мы  сказать, что для современного человека он звучит  неактуально? Александр Герасимов. Деревья в  цветуПримечательно, что жизнь этой симфонии  продолжается и поныне. Она не только входит в число часто исполняемых произведений на концертных  сценах всего мира, но и звучит в театральных  постановках и кинофильмах. Например, знаменитый  японский кинорежиссёр Акира Куросава включает  «Неоконченную» симфонию в композицию своегофильма «Великолепное воскресенье». В этой  лирической картине рассказывается о двух юных  влюблённых, которые пытаются весело прожить  выходной день, не имея ни денег, ни еды, ни крова.  Зато они полны любви, а потому счастливы. В финале, когда герой для своей избранницы, единственной  слушательницы, дирижирует воображаемым  оркестром в парке на заброшенной эстраде,  происходит чудо. В пространстве кадра для них  действительно начинает звучать «Неоконченная»  симфония Ф. Шуберта. Однако сегодняшняя жизнь этого произведения не  исчерпывается новыми вариантами интерпретаций  (интерпретация ­ здесь: истолкование смысла  произведения), в том числе театральных или  кинематографических. Само название  «Неоконченная», вероятно, побуждает современныхкомпозиторов «дописать» то, что в своё время «не  закончил» Шуберт. На самом деле симфония вполне «оконченная». Её необычность состоит в том, что  в ней две части вместо четырёх, однако это вполне осознанное композиционное решение самого автора. Это, кстати, относится не только к данной симфонии  гениального композитора. Существует опыт  композитора Эдисона Денисова по завершению  неоконченной кантаты Шуберта «Лазарь», а также  сочинение итальянского композитора Лучано Берио  «Rendering» («Истолкование»), созданное на основе  набросков Шубертовской Десятой симфонии.  Некоторое время спустя ученик Денисова Антон  Сафронов дописал две «недостающие» части к  «Неоконченной» симфонии. Классическая музыка продолжает жить в  современности ­ наряду с той музыкой, котораясоздаётся сегодня. Она подвергается новым  интерпретациям, получает свежее звучание на  театральных сценах и в кинозалах, нередко её можно  услышать в самом неожиданном контексте, например  в рекламном ролике. Она вошла в современный  звуковой мир. Однако означает ли это, что сегодня  такая музыка стала частью бытовой среды? Константин Богаевский. Корабли. Вечернее  солнцеУ русского писателя Виктора Астафьева есть  такое рассуждение. «Музыка, быть может, самое дивное создание  человека, его вечная загадка и услада. Никто так  близко, как музыкант, не соприкоснулся с  подсознанием человеческим, ­ той самой не  отгаданной материей и вечной тайной, что живёт в  нас, тревожит и волнует...Музыка возвращает человеку всё лучшее, что есть в  нём и пребудет на земле. Я думаю, что музыку  человек, может быть, услышал раньше, чем научился  говорить. Возникает крамольная мысль, что вначале  был шум ветра, плеск волн, пенье птиц, шелест травы  и звон опадающей листвы. И только переняв у  природы звук, человек сложил из него слово. Музыка и природа ­ это самое верное, святое и  неизменное, что осталось с человеком и не даёт ему  окончательно одичать. Я имею в виду настоящую  музыку, а не то бесовство, не ту оглушающую  вакханалию (вакханалия ­ здесь: разгул,  неистовство), которая закружила человека в  бездумной дикой пляске, ввергла его в какое­то  инстинктивное подражание воющему и ревущему  зверю, которому пришла пора напомнить, откуда мы  взялись и чей образ и подобие утратили».Следует ли из этих слов, что под словом  «вакханалия» писатель понимает всю современную  музыку? Или нам ещё предстоит понять, насколько  она сложна и многообразна? Об этом мы поговорим на последующих страницах нашего учебника. Вопросы и задания: 1. Согласен ли ты, что современная музыка служит  разным целям ­ от возвышенных до сугубо  развлекательных? 2. Прочти внимательно высказывание В. Астафьева.  Как ты думаешь, о какой музыке говорит писатель,  называя её «дивным созданием», ­ только ли о  классической?  Применимо ли это высказывание к  музыке «Неоконченной» симфонии Ф. Шуберта?3. Отвечает ли, по­твоему, «Неоконченная»  симфония мыслям и духовным запросам нашего  современника? Каким именно? 4. Как ты считаешь, почему звучание  «Неоконченной» симфонии стало именно  кульминацией фильма А. Куросавы «Великолепное  воскресенье»? 5. В трагедии А. Пушкина «Каменный гость» есть  такие строки:     Одной любви музыка уступает;     Но и любовь мелодия... Возможно ли отнести эти слова к звучанию  «Неоконченной» симфонии в контексте событий  фильма А. Куросавы? 6. Почему современные музыканты снова и снова  обращаются к музыке прошлого? Знаешь ли тыдругие примеры современной интерпретации  классической музыки? Какая музыка нам нужна Звуки сосуществуют с нашей жизнью, а мы обычно  не признаём этого. Музыка же есть всегда ­ здесь и там.  (Т. Такемицу, композитор)Многообразие и пестрота всего, что звучит в  современном мире, ­ лучшее доказательство того, что  музыка сегодня ­ явление не только всеобъемлющее,  но и многоцелевое. Некоторые виды музыки нужны  нам «для дела», например при проведении  праздничного вечера или спортивного мероприятия.  Некоторые составляют фон, необходимый для  совершения ежедневных дел. Нередко человек  включает радио или телевизор, занимаясь домашней  уборкой или другими повседневными делами. Иногда требуется музыка «под настроение», а иногда  мы ищем какую­то определённую музыку ­ хотя бы  просто потому, что она есть у других. Мы  «обмениваемся» музыкой, как новостями, следим за  её развитием и обновлением. Пожалуй, ни один извидов искусства сегодня не востребован так  интенсивно, как музыка. Мы замечаем, что многие виды современной музыки  подвержены стремительному старению: порой мы с  негодованием отвергаем композицию, например,  трёхлетней давности как безнадёжное «старьё» ­  подобно тому, как мы выбрасываем старую,  вышедшую из моды одежду. Ещё более  радикально (радикальный ­ затрагивающий самые  основы; глубокий, решительный, коренной) выглядит рейтинг популярности эстрадной музыки,  проводимый на телевидении и радио: он стремительно меняется каждую неделю, так что иной раз какая­либо песня за короткое время из лидеров хит­парада  оказывается в самом конце списка или даже за его  пределами.«Сколько сил, терпения и любви стоило нашим  предшественникам строительство святынь и соборов!  ­ и как мало внимания они уделяли вещам,  предназначенным служить удобству существования.  Современный же человек, как правило, больше  интересуется автомобилями или самолётами, чем  какими­то скрипками», ­ пишет Н. Арнонкур. Рудольф Риттер фон Альт. Вид на собор св. СтефанаОднако, несмотря на скоротечность музыкальной моды, вопреки актуальным интересам  современного человека к автомобилям и самолётам,  музыка, как это ни удивительно, сохраняет длячеловека свою ценность и притягательность. И речь не только о той музыке, которая стремительно  проносится мимо нас, гонимая модой и пёстрыми  сиюминутными потребностями, но и о той, которая  осталась звучать в душе на долгие годы. У музыки есть свойство прочно привязываться к  каким­то важным для нас событиям, становиться их  символом. Такой музыкой может стать любая  мелодия ­ просто потому, что она прозвучала когда­то и была услышана. Потом, давно забытая, возникла  вновь и оживила то, что казалось никак не связанным  с нею. Ведь музыка, словно волшебница, умеет  оживить любое воспоминание.Франтишек Купка. Клавиши  пианино Такой музыкой может оказаться, например,  обыкновенный школьный вальс. Танцевальная музыка, порой ничем особенно не примечательная и даже  кажущаяся малоинтересной, с течением времени  становится символом каких­то глубоко личных  воспоминаний. Можно даже предположить, что у  каждого человека есть свой собственный школьный  вальс, всегда неизменно актуальный, точно так же каквсегда актуален старый двор и звучавшее в нём  разноголосье. Поэтому среди неизменных вещей, вероятно, можно  назвать и потребность человека в музыке, ­ ведь если  бы этой потребности не было, музыка вообще давно  бы исчезла. Пусть десятки музыкальных судий Разберутся, как скрипели доски Старых тротуаров деревянных В городе, где шлялись мы, подростки... Это были первые подмостки. (Из стихотворения Л. Мартынова «Баллада о  композиторе Виссарионе Шебалине») С этим свойством музыки связано то, что  композиторы в своём творчестве нередко обращаются к тем образам, которые волновали их в детстве.  Маленькая фортепианная пьеса «Ave Maria»Алемдара Караманова ­ как раз воплощение такого  образа. Светлая, добрая музыка, своей  проникновенностью она созвучна другим его  произведениям на духовные темы, например оратории «Stabat Mater»  (Stabat Маtеr (лат.) ­ скорбящая  мать), которую композитор посвятил своей матери.  Может быть оттого, что в пьесе слышны отзвуки  детской мечтательности и чистоты, её очень любят  играть дети: она неизменно входит в репертуар  конкурса А. Караманова, который с 1996 года  проходит в Крыму, где жил и работал композитор. Из высказываний о творчестве Д. Караманова «Когда впервые соприкасаешься с творчеством  Алемдара Караманова, поражает как бы  «Несовременность его музыкального языка,  отсутствие в нём знаков «модернистическогосознания». Кажется, что эта музыка могла быть  создана в прошлом веке. Но это далеко не так. В ней  как бы слышится всё прошлое музыкальное наследие,  но переосмысленное на новом уровне (прежде всего  русская классическая школа: Рахманинов, Скрябин,  Прокофьев, Шостакович). А. Караманов стоит как бы  между русской классикой и авангардом: ничего не  разрушает, но созидает на основе сложившейся  богатейшей традиции» (Е. Клочкова, музыковед). Впрочем, музыка всегда бездонна. Это значит ­ хвалят иль порочат ­ Каждый в ней находит то, что хочет. Хочет ­ сказки, хочет ­ были, Крылья эльфов или крылья моли, Колокол, рожок автомобиля... Ведь свободны мы, как ветер в поле,Ветер в поле, хоть и полном пыли, Той, какую сами мы всклубили. (Из стихотворения Л. Мартынова «Баллада о  композиторе Виссарионе Шебалине») Вопросы и задания: 1. Чем обусловлено многообразие и пестрота  современной звуковой палитры? 2. Каковы, на твой взгляд, причины быстрого  устаревания некоторых современных композиций? 3. Правильно ли суждение, что у каждого человека – собственная актуальная музыка? Объясни свой  ответ . 4. Как ты воспринимаешь образ произведения А.  Караманова «Ave Maria»? Согласен ли ты, что такая  музыка нужна современному человеку?   Аргументируй своё мнение.5. О какой музыке пишет Л. Мартынов в  стихотворении «Баллада о композиторе Виссарионе  Шебалине»? 6. Как соотносятся образы стихотворения Л.  Мартынова и картины Ф. Купки?Музыкальная среда Музыка нас окружает сегодня уже везде, куда бы  вы ни зашли бы, она везде звучит. Уже существует  музыка, которая должна звучать в лифтах  больших универмагов, она какая­то определённая;  музыка, которая звучит в московских такси, она  тоже уже какая­то определённая; музыка,  которая звучит в концертах, если вы идёте вечером на концерт; музыка, которая звучит на улице. Вот  весь этот звуковой фон – это музыка. (Г. Канчели, композитор) Эту тему мы хотели бы начать с предложения. Дело в  том, что речь на этом уроке пойдёт не совсем омузыке, т. е. не об отдельных музыкальных  произведениях, которые можно слушать, обсуждать,  сравнивать с другими произведениями. Здесь речь  пойдёт о множестве всевозможных звучаний,  окружающих нашу жизнь. Поэтому было бы  интересно, если бы каждый из вас стал музыкальным  редактором этого урока, предложил свой собственный вариант его музыкального оформления. Музыки вокруг нас очень много. Она напоминает о  себе зданиями концертных залов и театров, афишами,  приглашающими на самые различные концерты ­ от  классических до ультрасовременных. Она зовёт к себе настойчивой рекламой, звуками, льющимися отовсюду ­ из радиоприёмников, телевизоров, магнитофонов.  Она звучит на улице, в транспорте, в каждом доме.  Музыка стала нашей повседневной средой.Один из современных критиков пишет об этом так: «В сегодняшнем «саундтреке» к жизни нередко звучат  интонации неблагополучия, надломленности, что  напрямую связано со стилем и ритмом жизни  современного человека» (Д. Штефанюк). Мы даже научились не замечать это нагромождение  музыкальных звуков ­ хотя бы потому, что иногда  человеку хочется уйти от слишком назойливой  звуковой среды в тишину. Ведь когда музыки  слишком много, она перестаёт быть музыкой,  становится шумом.Василий Кандинский. Москва.  Красная площадьПомимо случайной, хаотичной  звуковой среды, окружающей современного человека,  существенные изменения происходят и в самой  музыке. Вот одно из высказываний современного  музыканта: «Для меня понятие музыки вообще не  является определяющим. Более того, в последнее  время я всё чаще отхожу от этого термина, отдавая  предпочтение таким понятиям, как звук, звуковая  среда, звуковой дизайн, линейная композиция,  вертикаль, последовательность, и всё меньше значенияпридаю мелодии, гармонии, тональности и другим  традиционно музыкальным смыслам» (А. Борисов). Однако всегда ли уютно человеку в такой  многослойной звуковой среде? Едва ли. Во­первых, шум нередко агрессивен, он  вторгается в нашу частную жизнь, навязывается нам  вопреки нашей воле. Во­вторых, особенно агрессивен  именно музыкальный шум: обладая эмоциональным  воздействием, музыка буквально заставляет её  слушать. Кроме того, человеку не может быть нужна  вся эта музыка. В ней каждый выбирает то, что ближе  ему самому. Любители классики по­прежнему ходят в концертные  залы, полагая это лучшим для себя отдыхом. Другие  слушают музыку в собственном автомобиле, выбирая  мелодии и ритмы в согласии со своими настроениями.А некоторые и вовсе надевают наушники,  отгораживаясь от окружающей разноголосицы. Сбежать бы из дому сейчас. Да холод на улице лютый... «В основе любой философии лежит презрение к людям» ­ так я говорил год назад. Теперь скажу по­иному, когда на улицу шум – единственно ­ гонит из дому: отвращение к шуму и крику (в переводе не с греческого) – это и есть любовь к мудрости. (Перевод с общечеловеческого.) Но шум не всякий, а тот, который людьми вызывается. Ах, если б не холод собачий,то можно б и на завалинке мудрость любить, слушать шум деревьев и времени частного, ­ единственно, что разделяет меня с другими несчастными... (А. Банников) Александр Осмёркин.  Святогорский монастырьПриведённое стихотворение  поэта Александра Банникова ­ как раз именно об  этом, о невозможности находиться в эпицентре  звуковой какофонии нашего повседневного быта.  Отсюда ­ раздражение против тех, кто отравляетшумом и криком собственную среду обитания; отсюда же ­ и мечта о завалинке, о другом, прекрасном шуме  – «шуме деревьев и времени частного». А вот высказывание выдающегося дирижёра Евгения  Колобова. «Что такое музыка: шелест травы, пение птиц,  литература, живопись? Ведь бывает много­много нот,  а музыки нет. А бывают отношения людей ­ музыка, и  разговор может быть музыкой. Я боюсь громких слов,  но музыка для меня и в самом деле как религия – моя  религия! Конечно, когда мы занимаемся ею как  профессией, присутствует много земного,  практического. Но это всё второстепенное. Пускай  результат не тот, пусть плохо получилось, но я перед  Богом чист, потому что отдал ей всё, что мог». ... Марина Цветаева гениально сказала: «Поэзия ­ это  перевод с родного языка на чужой». Так же и музыка.Это вообще непонятный язык. Ноты ­ это не музыка,  это ­ шифр, так же как великая литература ­ шифр. И  каждый отгадывает его в меру возможностей, которые дал Господь, и обозначило время. Исаак Левитан.  Тишина...Искусство ­ вообще загадка, оно  воздействует на человека по­особому, и для каждого  оно интимно. Один журналист как­то спросил у меня:  «Что такое искусство и что ­ попса?» Мне кажется,  что искусство ­ это то, что воспринимается интимно  каждой личностью, а попса ­ для толпы. Не для  народа, а для толпы. Другое дело, народ наш всёбольше вытесняется толпой, а толпе не нужно вечное:  тишина, гармония, звёздное небо. Она откликается  криком на крик. Музыка же рождается в тишине.  Осип Мандельштам сказал: «Нет выше музыки, чем  тишина». Получается, что музыки вокруг много, а человеку всё  равно её не хватает. В чём тут парадокс? Вероятно, в том, что музыка, как и прежде, остаётся  личным пространством, возникающим всё же не из  суетливой разноголосицы повседневного быта, а из  гармонии ­ природы, искусства, человеческих  отношений... И сегодня она всё чаще становится  единственным средством побыть наедине с собой ­  вдали от многообразных «саундтреков» окружающего  нас пространства. Вопросы и задания:1. Назови музыкальные произведения, которые ты  предложил бы послушать на этом уроке. Объясни  свой выбор. 2. Согласен ли ты, что современная музыкальная  среда слишком навязчива? Как ты сам можешь  противостоять её агрессии? 3. Сравни стихотворение А. Ванникова и  высказывание Е. Колобова. Как тебе кажется, есть ли в них сходные мысли? Попробуй выделить  центральную идею в каждом из текстов. 4. Кажется ли тебе удачным выражение  «сегодняшний «саундтрек» к жизни»? Обоснуй свой  ответ.Герой авторской песни А мой герой был скромный малый… (М. Щербаков, бард) Талантливые песни создавались и композиторами во  второй половине ХХ века, например, такие как  «Песня неуловимых» из кинофильма «Неуловимые  мстители» (Я. Френкель ­ Р. Рождественский),  «Гренада» (В. Берковский ­ М. Светлов), «Не  расстанусь с комсомолом» (А. Пахмутова ­ Н.  Добронравов) и многие другие.