Урок внеклассного чтения. 7 класс
Оценка 4.9

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
30.05.2017
Урок внеклассного чтения. 7 класс
урок ориентирует ученика на осознанное чтение. В основе урока лежит отрывок из произведения Максима Горького "Как и я учился". Урок поставлен на сопоставлении эпизодов, героев, фрагментов различных произведений разных авторов. Основной прием, используемый в ходе чтения, - "стоп чтение". В разработке используются задания, приближенные к заданиям ОГЭ и ЕГЭ.
Урок внеклассного чтения1.docx
МБОУ «Ильинская основная школа» Разработка урока внеклассного чтения в 7 классе Всем хорошим во мне я обязан книгам... (М. Горький) Работу выполнила учитель русского языка и литературы Хлюстова Марина Равильевна Урок внеклассного чтения 2017 год 1 Всем хорошим во мне я обязан книгам... (М. Горький). Цель: 1. Учащиеся задумаются о роли книги в жизни человека, читая отрывок из рассказа М. Горького "О книгах”; 2. Учащиеся будут развивать умение анализировать текст, выделять основную проблему; 3. Учащиеся будут учиться культуре общения, воспринимая корректно любое мнение. Задачи:   формировать   положительные   качества   личности,   осознанное   отношение   к   чтению; развивать   умение   делать   выводы,   выражать   собственное   мнение,   отношение   к   героям произведения, оценивать поступки Ход урока. Эпиграф. Всем хорошим во мне я обязан книгам... (М. Горький). Любите книгу ­ источник знания. (М. Горький).  1. Орг. момент. Хорошая книга – мой спутник, мой друг, С тобой интересным бывает досуг, Мы время отлично проводим вдвоем И наш разговор потихоньку ведем. (читает подготовленный ученик) 2. Целеполагание урока учащимися. Как вы думаете: о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какова наша цель? Какова задача?  3. Побуждение интереса к чтению. – Что значит книга, чтение в жизни человека? – Зачем нужно читать книги? –   По   какому   принципу   вы   обычно   выбираете   произведения   для   чтения?   (У   всех   разные принципы:   одни   руководствуются   размером   и   “выбирают”   то,   что   покороче;   другие ориентируются   на   имя   писателя;   третьих   привлекает   заглавие;   четвертых   –   иллюстрации; 2 пятые,   а   таких   совсем   немного,   относятся   к   выбору   “своего”   произведения   серьезно   и вдумчиво). – Достаточно ли в наше время, когда информационный поток слишком велик, того, чтобы взять любую книгу и прочитать ее? (Конечно, нет.) – С чего, по­вашему, начинается серьезное чтение? С чего начинается серьезный читатель? (Серьезный читатель начинается с того, что стремится понять, интересна ли ему предложенная для   обсуждения   тема   или   проблема,   узнает,   какие   книги   на   эту   тему   есть   в   школьной, городской, домашней библиотеке, или библиотеке ваших друзей). – Какие приемы выбора произведения для самостоятельного чтения вы используете? – Что значит отнестись к выбору произведения вдумчиво? (Нельзя ориентироваться на заглавие книги. Важно познакомиться с предисловием, просмотреть несколько страниц самой книги, вглядеться в иллюстрации). Давайте сейчас обратимся к отрывку из рассказа А.М. Горького,  который  впервые был напечатан в газете «Новая жизнь», 1918, номер 102, 29 мая, под заглавием «О книгах», и одновременно, с подзаголовком «Рассказ», в газете «Книга и жизнь», 1918, номер 1, 29 мая. В   основу   рассказа   положена   речь,   которую   М.Горький   произнёс   28   мая   1918   года   в Петрограде   на   митинге   в   обществе   «Культура   и   свобода».   Речь   начиналась   словами:   «Я расскажу вам, граждане, о том, что дали книги моему разуму и чувству. Читать сознательно я научился, когда мне было лет четырнадцать...» Несколько раз произведение переиздавалось под заглавием «Как я учился» с пропуском первой фразы и небольшими добавлениями в конце рассказа. В   1922   году   М.Горький   значительно   расширил   рассказ   для   отдельного   издания   З.И. Гржебина, Берлин — Петроград — Москва, 1922. 4. Реализация чтения. (по принципу «стоп чтение») ...Сознательно читать я научился, когда мне было лет четырнадцать.  КАК Я УЧИЛСЯ. (Отрывок.)   Жилось мне в ту пору трудно, моими хозяевами были... люди, главным наслаждением которых являлась   обильная   еда,   а   единственным   развлечением   ­   церковь,   куда   они   ходили,   пышно наряжаясь, как наряжаются, идя в театр или на публичное гулянье.    3 Работал я много, почти до отупения, будни и праздники были одинаково загромождены мелким, бессмысленным, безрезультатным трудом.     Дом, в котором жили мои хозяева, принадлежал подрядчику землекопных и мостовых работ, маленькому коренастому мужику...     Остробородый,  сероглазый,  он был зол, груб и... жесток. У него было  человек тридцать рабочих... Жили они в тёмном подвале с цементным полом и маленькими окнами ниже уровня земли. Вечерами, измученные работой, поужинав щами... или солониной... они выползали на грязный двор и валялись на нём,­ в сыром подвале было душно и угарно от огромной печи.  Подрядчик являлся в окне своей комнаты и орал:  ­ Эй вы, дьяволы, опять на двор вылезли? Развалились, свиньи! У меня в дому хорошие люди живут ­ али им приятно глядеть на вас?  Рабочие покорно уходили в подвал. Всё это были люди печальные, они редко смеялись, почти никогда не пели песен, говорили кратко, неохотно...  1. Работа   в   группах.   Найдите   антитезу.   Сделайте   сопоставительный   анализ   эпизода.   В каких условиях герой учился читать?  Как автор показывает свое отношение к миру «босяков» и миру «хозяев»? Данная работа заставляет каждого ученика обратиться к тексту и решить поставленную задачу. На данном этапе применяется поисковый метод и сравнения. Хозяева 1.Главным   наслаждением   являлась   обильная еда,   а   единственным   развлечением   ­   церковь, куда   хозяева   ходили,   пышно   наряжаясь,   как наряжаются,   идя   в   театр   или   на   публичное гулянье.    2.Дом 3.У меня в дому хорошие люди живут ­ али им приятно глядеть на вас? 4.Подрядчик являлся в окне своей комнаты и орал. Рабочие  1.Человек   тридцать   рабочих...   Вечерами, измученные   работой,   поужинав   щами...   или солониной... они выползали на грязный двор и валялись на нём. 2.Жили   они   в   тёмном   подвале   с   цементным полом   и   маленькими   окнами   ниже   уровня земли. В сыром подвале было душно и угарно от огромной печи.  3.­   Эй   вы,   дьяволы,   опять   на   двор   вылезли? Развалились, свиньи! Рабочие покорно уходили в подвал. 4.Всё это были   люди   печальные,   они   редко   смеялись, почти никогда не пели песен, говорили кратко, неохотно...  По воскресеньям, когда хозяева уходили в гости или гулять, я выползал из окна душной, пропахшей жиром кухни на крышу и там читал...  Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь. Я видел, что есть люди, 4 которые   живут   хуже,   труднее   меня,   и   это   меня   несколько   утешало,   не   примиряя   с оскорбительной действительностью; я видел также, что есть люди, умеющие жить интересно и празднично, как не умеет жить никто вокруг меня. И почти в каждой книге тихим звоном звучало что­то тревожное, увлекающее к неведомому, задевавшее за сердце. Все люди так или иначе страдали, все были недовольны жизнью, искали чего­то лучшего, и все они становились более близкими, понятными. Книги окутывали всю землю, весь мир печалью о лучшем, и каждая из них была как бы душой, запечатлённой на бумаге знаками и словами, которые оживали, как только мои глаза, мой разум соприкасались с ними. 2. Задание на осмысление данного эпизода.  Какой мысли не отражено в отрывке? 1. Герой, улучшив момент, брался за чтение. 2. Героя утешало, что ему не одному живется так тяжело, хотя и не примиряло с действительностью. 3. Книги для героя были чем­то вроде пустым временем препровождения.  4. Книги тревожили, задевали сердце героя. 3. Что является средством связи предложений? 4. Какую роль в отрывке играют местоимения? 5. Как показаны «реальный» и «книжный» миры в эпизоде? ...Нередко я плакал, читая,­ так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились   они.   И,   мальчишка,   задёрганный   дурацкой   работой,   обижаемый   дурацким руганьем, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту...  Точно какие­то дивные птицы сказок, книги пели о том, как многообразна и богата жизнь, как дерзок человек в своём стремлении к добру и красоте. И чем дальше, тем более здоровым и бодрым духом наполнялось сердце. Я стал спокойнее, увереннее в себе, более толково работал и обращал всё меньше внимания на бесчисленные обиды жизни. Каждая   книга   была   маленькой   ступенью,   поднимаясь   на   которую,   я   восходил   от животного к человеку, к представлению о лучшей жизни и жажде этой жизни. 6. Выделите ключевые слова. (движение чувств) 7. Каково влияние книги на героя? Опишите героя. 8. В каком предложении отрывка отражена главная мысль? 5 А перегруженный прочитанным, чувствуя себя сосудом, до краёв полным оживляющей влаги, я шёл... к землекопам и рассказывал им, изображал перед ними в лицах разные истории. Это их забавляло.   ­   Ну,   шельма,­   говорили   они.­   Настоящий   комедиант!   Тебе   в   балаган,   на   ярмарку   надо! Конечно, я ждал не этого, а чего­то другого, но ­ был доволен и этим.  Однако   мне   удавалось   иногда,­   не   часто,   разумеется,­   заставить   владимирских   мужиков слушать меня с напряжённым вниманием, а не раз доводить некоторых до восторга и даже до слёз...         Василий Рыбаков, угрюмый парень, силач... отвёл меня однажды в угол за конюшню и предложил мне:  ­   Лексей,   ­   научи   меня   книгу   читать...   Я   начал   учить   парня,   ...дело   сразу   пошло   хорошо, Рыбаков   оказался   упрям   в   непривычном   труде   и   очень   понятлив.   Недель   через   пять, возвращаясь  с работы, он таинственно  позвал меня к себе  и, вытащив  из  фуражки  клочок измятой бумаги, забормотал, волнуясь:   ­ Гляй! Это я с забора сорвал, что тут сказано, а? Погоди ­ «Продаётся дом» ­ верно? Ну ­ продаётся?  ­ Верно. ­ Рыбаков страшно вытаращил глаза, лоб его покрылся потом, помолчав, он схватил меня за плечо и, раскачивая, тихонько говорил:  ­ Понимаешь ­ гляжу на забор, а мне будто шепчет кто: «Продаётся дом!..» Прямо как шепчет, ей­богу. Слушай, Лексей, неужто я выучился­ ну?  ­ А читай­ка дальше!  Он уткнул нос в бумагу и зашептал:  ­ «Двух ­ верно? ­ етажный, на каменном...», ­ рожа его расплылась широчайшей улыбкой, он мотнул головой... и, посмеиваясь, стал аккуратно свёртывать бумажку. ­ Это я оставлю на память ­ как она первая... Ах ты, господи... Понимаешь? Как будто ­ шепчет, а? Диковина, брат. Ах ты...  9. С какой целью автор вводит разговорный стиль? 10.Проследите, каким «сигналам разговорности», типичным для разговорной речи отдает предпочтение писатель? 11.Групповая   работа по   карточкам,   включающим   разные   по   содержанию   и   сложности задания. Карточка 1. 6 Ученый­филолог О.Б. Сиротинина выделяет следующие лексические и грамматические сигналы   разговорности   в   художественном   тексте:   1)   передача   неправильного произношения; 2) частицы; 3) соотношение частей речи          Проиллюстрируйте это примерами из текста. Карточка 2. Учёный­филолог О.Б. Сиротинина выделяет в художественном диалоге М. Горького следующие   синтаксические   сигналы   разговорности:   1)порядок   слов;   2)   неполнота реплик;   3)   вопросительно­восклицательные   конструкции;   4)   знаки   препинания   для передачи интонации (многоточие в середине фразы); 5) перебои речи.   Проиллюстрируйте это примерами из текста 12.Дайте   характеристику   Василию   Рыбакову.   Зачем   автор   вводит   образ   Василия?   Что общего между героями? («я» и Василием). ...Вот так же, как Рыбакову, книги шептали мне о другой жизни, более человеческой, чем та, которую я знал; ...они указывали мне моё место в жизни... Всё   более   расширяя   передо   мной   пределы   мира,   книги   говорили   мне   о   том,   как   велик   и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле...        Жить становилось легче, радостнее ­ жизнь наполнялась великим смыслом.  Я мог бы много рассказать о том, как чтение книг ­ этот привычный нам, обыденный, но в существе своём таинственный процесс духовного слияния человека с великими умами всех времён и народов ­ как этот процесс чтения иногда вдруг освещает человеку смысл жизни и место   человека   в   ней,   я   знаю   множество   таких   чудесных   явлений,   исполненных   почти сказочной красоты.     И... я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... 13.Выделите ключевые слова в эпизоде и определите его главную мысль. 14.Определите позицию автора. 15.Выразите свое согласие/несогласие с автором. 16.  Из   предложенных   пословиц   выберите   те,   которые   близки   по   смыслу   с   текстом М.Горького: 1. Одна книга тысячи людей учит. 2. С книгой жить ­ век не тужить. 3. Книга ­ книгой, а своим умом двигай. 7 4. С книгами знаться ­ ума набраться. 5. Книга поможет в труде, выручит и в беде. 6. Книги читай, а дела не забывай. 7. Книга твой друг, без нее, как без рук. 8. Хорошая книга ярче звездочки светит. 9. Книжка ­ лучший товарищ. 10. Ум без книги, что птица без крыльев. 11. Книга в деревне ­ что окно в избе. 12. Хороша книга, да чтец плох. 13. Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души. 14. Книги читать ­ не в ладоши играть. 15. Не красна книга письмом, красна умом. 16. Испокон веков книга растит человека. 17. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 18. Книга подобна воде, дорогу пробьет везде. 19. Книга, а в ней кукиш да фига (т. бессодержательная). 20. Книга хороша, да начетчики плохи. Объясните свой выбор. Выберите одну, которая близка именно вам. 17.Какова   роль   книги   в   жизни   человека   по   М.Горькому?   Обратите   внимание:   статья написана почти 100 лет назад. 18. Прочитайте отрывок из «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева (1988 год) Любите читать  Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение. Чтение   не   должно   быть   случайным.   Это   огромный   расход   времени,   а   время   – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки…(…)  Чтение,   для   того   чтобы   оно   было   эффективным,   должно   интересовать   читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания. (…)   Замечали   ли   вы,   какое   большое   впечатление   производят   те   произведения литературы,   которые   читаются   в   спокойной,   неторопливой   и   несуетливой   обстановке, например  на  отдыхе  или  при  какой­нибудь  не  очень  сложной  и  не отвлекающей  внимания болезни? 8 Литература   дает   нам   колоссальный,   обширнейший   и   глубочайший   опыт   жизни.   Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание   жизни,   всех   ее   сложностей,   служит   проводником   в   другие   эпохи   и   к   другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда мы читаем, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда мы читаем с удовольствием (…)    «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом,   то   должны   были   помочь   какой­либо   фабрике,   то   просто   болели.   Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что­нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем­то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской   дочки»,   несколько   рассказов   Мопассана,   былину   о   Соловье   Будимировиче, другую   былину   о   Добрыне   Никитиче,   повесть   о   Горе­Злосчастии,   басни   Крылова,   оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали для нас. Читали Лескова, Мамина­Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.  «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. Нужно уметь читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все ­ она модная. Нужно уметь читать с интересом и не торопясь. Почему   телевизор   частично   вытесняет   сейчас   книгу?   Да   потому,   что   телевизор заставляет  не  торопясь  просмотреть  какую­то передачу, сесть поудобнее,  чтобы  ничего  не мешало, он отвлекает от забот, он диктует, как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (…) 9 Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время. ЗАДАНИЕ. 1. Что общего и в чем отличие этих двух произведений?                      2. Найдите общие по смыслу части двух произведений.                      3. Какова позиция Д. Лихачева? 19.Работа над эпиграфом к уроку. ­ Как вы понимаете слова М. Горького? ­ Можно ли считать это высказывание своеобразным посланием к нам, потомкам? ­ Почему? 5. Рефлексия. Составьте кластер «Книга». Синквейн «Книга». (по желанию) друг советчик книга учитель Источник знаний Способ развития ума Домашнее задание:  Напишите эссе о пользе чтения. 10 11

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс

Урок внеклассного чтения. 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017