Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"
Оценка 5

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
10.03.2019
Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"
Урок внеклассного чтения проводится в 8 классе после изучения творчества А.С.Пушкина. Урок проводится по программе В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева. На данный урок отводится 1 час. Для проведения урока используются видео и аудио материалы, презентация. Текст произведения дается для чтения заранее, даются дополнительные задания отдельным обучающимся.
урок внеклассного чтения по Пиковой даме.doc
Урок внеклассного чтения в 8 классе по произведению А.С.Пушкина «Пиковая дама» «Что наша жизнь…» Сиделкина О.Г., учитель русского языка и  литературы Урок   внеклассного   чтения   в   8   классе   по   произведению   А.С.Пушкина «Пиковая дама»  Цели: выявить тему, идею, конфликт в произведении А.С.Пушкина; раскрыть характеры главных героев; выяснить символический смысл тайны трёх карт; развить поисковые умения учащихся;  развивать монологическую речь учащихся;   прививать   навыки   самостоятельной   оценки   художественного произведения; проследить связь проблем, затронутых в повести, с современностью Оборудование: презентация к уроку; отрывок из экранизации оперы «Пиковая Дама»; аудиозапись «Не дай мне бог сойти с ума», читает И.Смоктуновский Ход урока Здравствуйте,   ребята!   Я   очень   рада   встрече   с   вами.   И,   конечно,   жду   той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в прекрасный мир литературы. А вы этого желаете? Тогда начнем наш урок! 1. Фрагмент из оперы «Пиковая дама» ­ «Что наша жизнь? Игра» ­ Почему герой арии начал с фразы «Что наша жизнь? Игра!»? Давайте подумаем. ­ В какие игры мы играем? ­ С чем человек может играть? ­ А влияет ли игра на жизнь? ­ Постройте, пожалуйста, ассоциативный ряд к слову «ЖИЗНЬ» (свобода, выбор, судьба) ­ и к слову «ИГРА» (деньги, азарт, ставка) (ГОВОРЯТ С МЕСТА) ­ Подвести итог «Что такое жизнь и что такое игра» (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ИТОГ: Жизнь ­ для кого­то это любовь, для кого­то – работа,   а   для   многих   –   семья   и   дети.   Список   можно   продолжать   до бесконечности, но важно здесь не это: нужно просто понимать, что тебе нужно для того, чтобы твоя жизнь не превратилась в жалкое существование  Игра — проявление каких­то качеств, таких как.......) ­ Почему эти два понятия оказались в одной фразе? ­ Как вы думаете: какова тема нашего занятия? (Человек и судьба. Можно ли играть с судьбой?) ­ На основе какого произведения опера? («Пиковая дама») ­ Как вы догадались, ведь в произведении не встречаются слова, которые исполняет герой в опере? ­ Кто из героев «Пиковой дамы» затеял игру с судьбой? (Германн) ­ Каков же главный герой повести?  (Ученица выполняла эту работу на доске) ­ Что он говорит он сам о себе? ­ Что о нем говорят те, с кем он проводит время? ­ Что отличает героя от других участников повести «Пиковая дама» в начале повествования? (ФИШБОУН — заранее начертить: заполняется в течение урока) Положительные качества (дано природой) Можно ли  играть с  судьбой? Германн сумасшествие Отрицательные качества (приобретено)  Зачитайте ключевые слова фразы, характеризующие натуру героя  (ДЕТИ   ИЩУТ   В   ТЕКСТЕ   И   ЗАЧИТЫВАЮТ,   ПОДГОТОВЛЕННЫЙ УЧЕНИК ВЫПИСЫВАЕТ НА ДОСКЕ) ­   Давайте   сравним   характеристику   Германна,   зачитанную   вами   и записанную на доске Анастасией. ­ Что мы можем сказать об этом герое? (Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в   нем   совмещаются   страсть   и   сдержанность,   огненное   воображение   и скрытность) ­   Выделяет   ли   автор   однозначно   только   отрицательные   или   только положительные черты в характере Германна? (пожалуй, нет) (Важнее, какое сам герой даст направление своим порывам и желаниям. Автор   предлагает   нам   своеобразную   «формулу»   жизни   Германна, которая, как надеется  герой, приведет его к успеху) ­ Найдите в тексте и зачитайте цель жизни Германна: (Цель: покой и независимость) ­ А средства достижения этой цели каковы? (средства: расчет, умеренность, трудолюбие) ­ Можно ли с помощью этих средств добиться жизненного успеха? ­ Почему он не выбирает этот путь? (это   путь   постепенного   накопления,   а  Германн   молод.   Он   хочет   получить богатство сразу) Как используется формула в дальнейшем? Насколько она оказывается верна? ­ Давайте сопоставим героя с представителями дворянской молодежи в повести. Чем отличается Германн от Томского и других молодых людей? (молодым людям все дается даром, для Германна жизнь тяжела, он человек скромного достатка и скромного общественного положения) ­ Одинаково ли отношение к игре у молодых людей? Почему? (отношение к игре разное: для Томского и его друзей – забава, для Германна – сила успеха, деньги, дающие власть) ­ Почему Германн никогда не садился за игру в карты? ­ Когда он решился на игру? (когда узнал секрет 3­х карт) ­ В чем этот секрет? Что этот секрет дает Германну? (уверенность, которую даст богатство) ­ Кто открыл этот секрет? (старуха­графиня) ­ Итак, появился новый персонаж – графиня. Почему автор сталкивает этих двух персонажей? (герои похожи. Раскрывается истинный характер Германна) ­ На что идет Германн ради обладания заветной тайной 3­х карт? (зачитайте в тексте) ­ Как же это характеризует Германна?  (добавляем в ФИШБОУН) ­ Все встречи Германна с графиней  сопровождаются мистикой. О каких встречах идет речь? Перескажите кратко. ­ Какова их роль в раскрытии образа Германна? (автор показывает, что Германна мучает совесть. Все эти эпизоды связаны с образом графини — воплощением судьбы, некоего высшего закона) ­ Конфликт произошел между графиней и Германном. Может быть в этой   истории   надо   было   поставить   точку.   Зачем   автор   вводит   в повествование образ Елизаветы?  (не   было   бы   композиционной   завершенности,   если   бы   не   было   Лизы.   Она является   инструментом   в   достижении   цели.   Она   связующее   звено   между Германном и графиней, любовный сюжет необходим Пушкину, без него не может быть полноценного раскрытия образа главного героя.) ­ Почему Лиза стала инструментом в достижении цели? (ему была нужна воспитанница старухи, чтобы встретиться с графиней с глазу на глаз) ­ У Лизы и Германна есть общее? На основе чего мы можем сказать, что Герман и Лизавета Ивановна схожи? (Обратите внимание, как развиваются их отношения, какие черты характеров проявляются.  В   Лизавете   Ивановне   есть   и   расчет   (она   видит   в   образе Германна избавителя, который выведет ее из­под гнета графини), и эгоизм (она не жалеет старуху, думает только о том, что Герман разбил ее надежды), и определенная холодность. Отчасти это обусловлено ее положением. Но эти качества не так масштабны, как у Германна, поэтому­то она и становится жертвой)  Как меняются средства в достижении цели в «формуле» жизни? (добавляются люди и игра)  Что подменяется игрой? (любовь, жизнь, у него нет настоящей жизни)  В   разговоре   с   Лизой   о   Германне   Томский   говорит,   что   «на   его совести, по крайней мере, три злодейства». Какие, на ваш взгляд?  (графиня, Лиза, сам Германн:  Обманутая Лиза. Герману удалось внушить ей чувство любви, и тем ужаснее   открывшаяся   ей   истина:   «…эти   страстные   письма,   эти пламенные   требования,   это   дерзкое,   упорное   преследование,   всё   это было не любовь! Деньги, ­ вот чего алкала его душа!»   Елизавета   (др.­евр.)   –   «Бог   клятвы,   почитающая   Бога».   Значит,   он совершил преступление против Бога, преступил через клятву, предал самое святое чувство – любовь.  Графиня.   3­я жертва­сам Германн, он погубил в себе человеческое)  СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ 3 злодейства               убийство любви     убийство графини     убийство человека в себе      ­ К чему привела игра с судьбой Германна? (отчуждение от общества, он совершил преступление против природы человеческой)     ­ Герой жестоко наказан. Почему Германн наказан сумасшествием? Герман наказан сумасшествием за то, что он попытался разрушить устои бытия, подчинить себя случай, удачу, играл с судьбой. ­ Всегда ли цель оправдывает средства? Все ли средства хороши в игре с судьбой? ­   В   основе   повести   лежит   реальная   история,   которая   произошла   с современником Пушкина.  («Пиковую Даму» Александр Сергеевич читал своему другу П.В.Нащокину, который   впоследствии   рассказывал,   что   «главная   завязка   не   вымышлена. Старуха графиня — это Наталья Петровна Голицына, действительно жившая в   Париже   в   том   роде,   как   описал   Пушкин.   Внук   ее,   князь   Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен­ Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался») ­ Итак, для чего А.С.Пушкин изменил финал этого случая? (чтобы оказать, к чему может привести власть денег, игра с судьбой. «В душе   игрок»,   ­   сказано   о   нём   автором,   конечно,   не   только   в   карточном смысле. Не зря игра окружила его, окольцевала, обрамила характеристику героя.   Причём   игра   бесчестная,   затеянная   исключительно   ради   личной корысти, и потому не считающаяся ни с кем и ни с чем. Германн, встав на путь лживой   игры,   обмана   терпит   поражение,   герой,   вступивший   в   борьбу   с фантастическим силами, сходит с ума.) ­ Почему художественное произведение Пушкина «Пиковая дама» так популярна на протяжение уже полутора столетий?  Анненков П.В. писал: «Пиковая   дама»   произвела   при   появлении   своем   всеобщий   говор   и перечитывалась от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслажденьем.  (Общий   успех   этого   легкого   и   фантастического   рассказа   особенно объясняется тем, что  в  повести  Пушкина  есть  черты современных  нравов, которые обозначены по его обыкновению чрезвычайно тонко и ясно) ­   Можно   ли   в   наши   дни   встретить   таких   Германнов,   для   которых отсутствуют морально­этические ценности?

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"

Урок внеклассного чтения по литературе А.С.Пушкин "Пиковая аама"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2019