урок внеклассного чтения по литературе "Что наша жизнь..." по произведению А.С.Пушкина "Пиковая дама"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок внеклассного чтения в 8 класса по теме "Что наша жизнь..." по произведению А.С.Пушкина "Пиковая дама". Урок проводится после изучения творчества А.С.Пушкина, на проведение урока отводится 1 час. Урок проводится по программе В.Я.Коровиной. На уроке используются видео, аудио материалы, презентация.
Иконка файла материала урок внеклассного чтения по Пиковой даме.doc
Урок внеклассного чтения в 8 классе по произведению А.С.Пушкина «Пиковая дама» «Что наша жизнь…» Сиделкина О.Г., учитель русского языка и  литературыУрок   внеклассного   чтения   в   8   классе   по   произведению   А.С.Пушкина «Пиковая дама»  Цели: выявить тему, идею, конфликт в произведении А.С.Пушкина; раскрыть характеры главных героев; выяснить символический смысл тайны трёх карт; развить поисковые умения учащихся;  развивать монологическую речь учащихся;   прививать   навыки   самостоятельной   оценки   художественного произведения; проследить связь проблем, затронутых в повести, с современностью Оборудование: презентация к уроку; отрывок из экранизации оперы «Пиковая Дама»; аудиозапись «Не дай мне бог сойти с ума», читает И.Смоктуновский Ход урока Здравствуйте,   ребята!   Я   очень   рада   встрече   с   вами.   И,   конечно,   жду   той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в прекрасный мир литературы. А вы этого желаете? Тогда начнем наш урок! 1. Фрагмент из оперы «Пиковая дама» ­ «Что наша жизнь? Игра» ­ Почему герой арии начал с фразы «Что наша жизнь? Игра!»? Давайте подумаем. ­ В какие игры мы играем? ­ С чем человек может играть? ­ А влияет ли игра на жизнь? ­ Постройте, пожалуйста, ассоциативный ряд к слову «ЖИЗНЬ»(свобода, выбор, судьба) ­ и к слову «ИГРА» (деньги, азарт, ставка) (ГОВОРЯТ С МЕСТА) ­ Подвести итог «Что такое жизнь и что такое игра» (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ИТОГ: Жизнь ­ для кого­то это любовь, для кого­то – работа,   а   для   многих   –   семья   и   дети.   Список   можно   продолжать   до бесконечности, но важно здесь не это: нужно просто понимать, что тебе нужно для того, чтобы твоя жизнь не превратилась в жалкое существование  Игра — проявление каких­то качеств, таких как.......) ­ Почему эти два понятия оказались в одной фразе? ­ Как вы думаете: какова тема нашего занятия? (Человек и судьба. Можно ли играть с судьбой?) ­ На основе какого произведения опера? («Пиковая дама») ­ Как вы догадались, ведь в произведении не встречаются слова, которые исполняет герой в опере? ­ Кто из героев «Пиковой дамы» затеял игру с судьбой? (Германн) ­ Каков же главный герой повести?  (Ученица выполняла эту работу на доске) ­ Что он говорит он сам о себе? ­ Что о нем говорят те, с кем он проводит время? ­ Что отличает героя от других участников повести «Пиковая дама» в начале повествования? (ФИШБОУН — заранее начертить: заполняется в течение урока) Положительные качества (дано природой)Можно ли  играть с  судьбой? Германн сумасшествие Отрицательные качества (приобретено)  Зачитайте ключевые слова фразы, характеризующие натуру героя  (ДЕТИ   ИЩУТ   В   ТЕКСТЕ   И   ЗАЧИТЫВАЮТ,   ПОДГОТОВЛЕННЫЙ УЧЕНИК ВЫПИСЫВАЕТ НА ДОСКЕ) ­   Давайте   сравним   характеристику   Германна,   зачитанную   вами   и записанную на доске Анастасией. ­ Что мы можем сказать об этом герое? (Перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в   нем   совмещаются   страсть   и   сдержанность,   огненное   воображение   и скрытность) ­   Выделяет   ли   автор   однозначно   только   отрицательные   или   только положительные черты в характере Германна? (пожалуй, нет) (Важнее, какое сам герой даст направление своим порывам и желаниям. Автор   предлагает   нам   своеобразную   «формулу»   жизни   Германна, которая, как надеется  герой, приведет его к успеху) ­ Найдите в тексте и зачитайте цель жизни Германна: (Цель: покой и независимость) ­ А средства достижения этой цели каковы? (средства: расчет, умеренность, трудолюбие) ­ Можно ли с помощью этих средств добиться жизненного успеха? ­ Почему он не выбирает этот путь?(это   путь   постепенного   накопления,   а  Германн   молод.   Он   хочет   получить богатство сразу) Как используется формула в дальнейшем? Насколько она оказывается верна? ­ Давайте сопоставим героя с представителями дворянской молодежи в повести. Чем отличается Германн от Томского и других молодых людей? (молодым людям все дается даром, для Германна жизнь тяжела, он человек скромного достатка и скромного общественного положения) ­ Одинаково ли отношение к игре у молодых людей? Почему? (отношение к игре разное: для Томского и его друзей – забава, для Германна – сила успеха, деньги, дающие власть) ­ Почему Германн никогда не садился за игру в карты? ­ Когда он решился на игру? (когда узнал секрет 3­х карт) ­ В чем этот секрет? Что этот секрет дает Германну? (уверенность, которую даст богатство) ­ Кто открыл этот секрет? (старуха­графиня) ­ Итак, появился новый персонаж – графиня. Почему автор сталкивает этих двух персонажей? (герои похожи. Раскрывается истинный характер Германна) ­ На что идет Германн ради обладания заветной тайной 3­х карт? (зачитайте в тексте) ­ Как же это характеризует Германна?  (добавляем в ФИШБОУН) ­ Все встречи Германна с графиней  сопровождаются мистикой. О каких встречах идет речь? Перескажите кратко.­ Какова их роль в раскрытии образа Германна? (автор показывает, что Германна мучает совесть. Все эти эпизоды связаны с образом графини — воплощением судьбы, некоего высшего закона) ­ Конфликт произошел между графиней и Германном. Может быть в этой   истории   надо   было   поставить   точку.   Зачем   автор   вводит   в повествование образ Елизаветы?  (не   было   бы   композиционной   завершенности,   если   бы   не   было   Лизы.   Она является   инструментом   в   достижении   цели.   Она   связующее   звено   между Германном и графиней, любовный сюжет необходим Пушкину, без него не может быть полноценного раскрытия образа главного героя.) ­ Почему Лиза стала инструментом в достижении цели? (ему была нужна воспитанница старухи, чтобы встретиться с графиней с глазу на глаз) ­ У Лизы и Германна есть общее? На основе чего мы можем сказать, что Герман и Лизавета Ивановна схожи? (Обратите внимание, как развиваются их отношения, какие черты характеров проявляются.  В   Лизавете   Ивановне   есть   и   расчет   (она   видит   в   образе Германна избавителя, который выведет ее из­под гнета графини), и эгоизм (она не жалеет старуху, думает только о том, что Герман разбил ее надежды), и определенная холодность. Отчасти это обусловлено ее положением. Но эти качества не так масштабны, как у Германна, поэтому­то она и становится жертвой)  Как меняются средства в достижении цели в «формуле» жизни? (добавляются люди и игра)  Что подменяется игрой? (любовь, жизнь, у него нет настоящей жизни)  В   разговоре   с   Лизой   о   Германне   Томский   говорит,   что   «на   егосовести, по крайней мере, три злодейства». Какие, на ваш взгляд?  (графиня, Лиза, сам Германн:  Обманутая Лиза. Герману удалось внушить ей чувство любви, и тем ужаснее   открывшаяся   ей   истина:   «…эти   страстные   письма,   эти пламенные   требования,   это   дерзкое,   упорное   преследование,   всё   это было не любовь! Деньги, ­ вот чего алкала его душа!»   Елизавета   (др.­евр.)   –   «Бог   клятвы,   почитающая   Бога».   Значит,   он совершил преступление против Бога, преступил через клятву, предал самое святое чувство – любовь.  Графиня.   3­я жертва­сам Германн, он погубил в себе человеческое)  СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ 3 злодейства               убийство любви     убийство графини     убийство человека в себе      ­ К чему привела игра с судьбой Германна? (отчуждение от общества, он совершил преступление против природы человеческой)     ­ Герой жестоко наказан. Почему Германн наказан сумасшествием? Герман наказан сумасшествием за то, что он попытался разрушить устои бытия, подчинить себя случай, удачу, играл с судьбой. ­ Всегда ли цель оправдывает средства? Все ли средства хороши в игре с судьбой? ­   В   основе   повести   лежит   реальная   история,   которая   произошла   с современником Пушкина.  («Пиковую Даму» Александр Сергеевич читал своему другу П.В.Нащокину, который   впоследствии   рассказывал,   что   «главная   завязка   не   вымышлена. Старуха графиня — это Наталья Петровна Голицына, действительно жившая в   Париже   в   том   роде,   как   описал   Пушкин.   Внук   ее,   князь   Голицын,рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен­ Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался») ­ Итак, для чего А.С.Пушкин изменил финал этого случая? (чтобы оказать, к чему может привести власть денег, игра с судьбой. «В душе   игрок»,   ­   сказано   о   нём   автором,   конечно,   не   только   в   карточном смысле. Не зря игра окружила его, окольцевала, обрамила характеристику героя.   Причём   игра   бесчестная,   затеянная   исключительно   ради   личной корысти, и потому не считающаяся ни с кем и ни с чем. Германн, встав на путь лживой   игры,   обмана   терпит   поражение,   герой,   вступивший   в   борьбу   с фантастическим силами, сходит с ума.) ­ Почему художественное произведение Пушкина «Пиковая дама» так популярна на протяжение уже полутора столетий?  Анненков П.В. писал: «Пиковая   дама»   произвела   при   появлении   своем   всеобщий   говор   и перечитывалась от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслажденьем.  (Общий   успех   этого   легкого   и   фантастического   рассказа   особенно объясняется тем, что  в  повести  Пушкина  есть  черты современных  нравов, которые обозначены по его обыкновению чрезвычайно тонко и ясно) ­   Можно   ли   в   наши   дни   встретить   таких   Германнов,   для   которых отсутствуют морально­этические ценности?

Посмотрите также