Урок "Внеклассного чтения по рассказу "Сигнальщики и горнисты" А.Алексин
Оценка 4.8
Исследовательские работы +2
rtf
география +1
7 кл
30.10.2019
Урок "Внеклассного чтения по рассказу "Сигнальщики и горнисты" А.Алексин предназначено для учащихся 7 классов для расширения их литературного кругозора . На данном уроке учащиеся имеют возможность проявить следующие качества : сострадание, интерес к истории. Имеют возможность окунуться в эпоху того времени
Урок вн. чтения по повести А. Алексина Сигнальщики и горнисты.rtf
Урок внеклассного чтения по повести Анатолия Алексина
«Сигнальщики и горнисты»/6класс/
Передреева Надежда Сергеевна, учитель русского языка
и литературы.
Разделы. Преподавание литературы.
Цели урока. Раскрыть духовные ценности героев повести.
Вызвать чувство сопричастности к подвигу ребят, памяти о их великом
деле.
Учить обнаруживать в себе и других неисчерпаемые запасы добра и
красоты, понимать, что жизнь человека хрупка и её надо беречь.
Оборудование. Выставка книг А.Алексина, мемориальная доска, взятая из
повести и продолженная именами ребят, ушедших в годы войны из
Зерносовхозской СОШ и не вернувшихся в фронта, фотографии 1941года,
записи «Реквиема» Кабалевского, песни А. Пахмутовой «Сигнальщики и
горнисты», запись- воспоминание выпускницы 1941 года Хворовой Тамары
Степановны, плакат со словами, взятыми из повести: НЕНАВИЖУ ВОЙНУ!»
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей и задач урока.
Тема урока НЕНАВИЖУ ВОЙНУ! /по страницам
повести по повести А. Алексина «Сигнальщики и
горнисты»./ Хочется верить, что получится большой
и серьезный разговор о её героях, их нравственных
идеалах и после этого вам захочется стать чуточку
внимательнее друг к другу и к окружающим вас
людям.
3.Презентация. /Краткая биография А. Алексина. Умер 1 мая 2017 года в
возрасте 93 лет.
Последние годы жил в Германии/ г. Люксенбург/.
4.Беседа по тексту повести. - В названии повести два слова. Какое из них на её
страницах появляется первым и в связи с чем? Почему?
Исчерпывающий ответ на этот вопрос мы получим,
прослушав отрывок.
/ Чтение наизусть отрывка из повести об Андрее
Добровольском./
- Прочитаем значения слова горнист с доски.
- В прямом или переносном значении оно употребляется в тексте?
( В переносном. Тот, кто первым заметит беду, поспешит на помощь и
других за собой поведет)
- Кого ещё из школьников предвоенной поры мы можем назвать
ГОРНИСТОМ?
( Всех ребят , кроме Гнедкова, все они , по глубокому убеждению
Екатерины Ильиничны, были идеальными).
- Теперь давайте пройдем ещё раз по страницам повести и вспомним, что
хорошего , доброго говорится ещё о ребятах предвоенной поры.
САША ЛЕПЕШКИН /Обожал маленьких, матери-уборщице помогал мыть
полы./
БОРИС ЛУНЬКО /Очень любил животных, всех собак подбирал/
СЕРГЕЙ НЕФЕДОВ/ Художественная натура, никогда не позволял
девчонкам портфели носить/
ДИМА САВЕЛЬЕВ/ Будущий путешественник, ходил с отцом-геологом в
разведку/
ВОЛОДЯ БУГРОВ /Будущий Лобачевский, во время контрольной
спасательные круги бросал во все концы класса/
ТАНЯ ТКАЧУК/ Добрая, очень красивая/
- Что же случилось с этими ребятами? ( все они ушли на фронт после
гибели Тани инее вернулись).
-Какими словами Нины Васильевны можно выразить основную идею
повести? ( НЕНАВИЖУ ВОЙНУ).
/Смотрим на доску/ СИГНАЛЬЩИК- действие, которое служит призывом к
другому действию.
Благородный поступок Пети – сигнал к действию. Он начинает дело один.
Учительница верит, что у него найдутся последователи.
Чтение отрывка наизусть « Я ВСЕГДА ХОТЕЛА…»
- Какова же вторая идея повести?/ Память о юных героях,
которые смогли сделать всего лишь одно- спасти
нашу землю./
Чувство настоящей памяти настолько благодарно, что влияет даже на
такого подростка, как Валька. / инсценирование фрагмента . Стычка двух
мальчиков./
- Дома, как мы знаем, Валька закатил скандал. Возможно, раскаяние его
искренне. Перед ним пример не только сверстников, но и Екатерины
Ильиничны, и матери Пети Перова. Она тоже ГОРНИСТ И
СИГНАЛЬЩИК./Выразительное чтение отрывка о маме Пети.
«Мама точно знала…»
- В чем же заключается третья идея повести? / Идея
доброты. Чисто человеческих отношений/
-Приведите примеры из характеристики Нины Васильевны?
- Какие особенности языка повести вы заметили? ( В рассказе о мирном
времени широко используются военные термины, повторяются два плана
повествования: наши дни и военное время, используются пословицы).
-С героями какого произведения можно сравнить
«Сигнальщиков и горнистов»? ( А. Гайдар «Тимур и его
команда» В повести мы слышим открытый призыв : узнавать о
героях, « пока есть у кого узнавать».
Этот призыв особенно актуален сейчас, в преддверии знаменательной
даты- к 73- ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ, так , как редеют ряды ветеранов. С каждым
годом их становится все меньше.
Чтение наизусть ст. Валентина Берестова. Кто помнит о Костике,
Нашем двоюродном брате,
О брате-солдате,
О нашей давнишней утрате?
Окончил он школу
И сразу погиб на войне.
Тебе он припомнился,
Мне он приснился во сне.
В семейных альбомах
Живет он на карточке старой.
Играть не играл он, но снят почему-то с гитарой.
И что-то прочнее, чем просто печаль и родство,
Связало нас всех, Кто ещё не забыл про него.
-Народная память должна навеки сохранить для нас имена героев,
отдавших жизнь за мирное будущее. Посмотрим мемориальную доску.
Здесь продолжены имена и фамилии тех ребят, которые только успели
закончить нашу школу, уйти на войну и не вернуться
-ЭТО
СИДОРОВ ИВАН
ЗАВИДОВ ИВАН
ГУСЯЧКИН ГРИГОРИЙ
СИДЯКИН ИВАН
/Звучит воспоминание о этих ребятах их бывшей одноклассницы
ХВОРОВОЙ ТАМАРЫ СТЕПАНОВНЫ /Смотрим фотографию военной поры,
находим ребят, которые не вернулись.
-Давайте почтим память павших минутой молчания.
/Минута молчания. Звучит «Реквием» Кабалевского./
После выхода в свет данной повести появилось в печати много статей. Сам А.Алексин обращалсясо страниц «Пионерской правды» : будьте
сигнальщиками и горнистами.
Под впечатлением повести А. Пахмутова написала песню «Сигнальщики и
горнисты» /звучит песня А. Пахмутовой/
Послушаем её и попытаемся найти слова, которые можно было бы
поставить эпиграфом к нашему уроку.
/ Они для нас сигнальщики живые.
Они для нас навеки молодые…
Провожая век двадцатый, мы наполним мир добром/
-Рефлексия. Продолжи фразу.
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я узнал(а)…..
-Хочется верить в то, что после сегодняшнего урока мы станем чуточку
добрее, серьезней и что встреча с героями Алексина у нас не последняя.
А теперь посмотрим небольшую презентацию об Анатолии Алексине.
Литература.
1. Разработка урока Е. И.Никитиной.
2. А.Алексин «Мой брат играет на кларнете и другие повести»
3. Разумневич «Книги на всю жизнь».
4. Интернет-ресурсы.
Урок "Внеклассного чтения по рассказу "Сигнальщики и горнисты" А.Алексин
Урок "Внеклассного чтения по рассказу "Сигнальщики и горнисты" А.Алексин
Урок "Внеклассного чтения по рассказу "Сигнальщики и горнисты" А.Алексин
Урок "Внеклассного чтения по рассказу "Сигнальщики и горнисты" А.Алексин
Урок "Внеклассного чтения по рассказу "Сигнальщики и горнисты" А.Алексин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.