Урок внеклассного чтения "Произведения о детях-героях войны".4 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
26.02.2017
Тип урока: урок внеклассного чтения
Цель урока: формировать умение выделять главную мысль произведения, находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально – смысловое содержание произведения
Задачи урока:
Образовательные: - обогащение знаний о поведении людей на войне;
- формирование умения характеризовать героев по их поступкам,
эмоциональному состоянию;
Развивающие: - развивать образование мышления, речь;
- навык выразительного чтения;
- интерес к чтению;
Воспитательные: - воспитывать патриотические качества личности;
- воспитание культуры межличностных отношений.
Урок внеклас. чтения.doc
Предмет: чтение.
Тема: Произведения о детяхгероях войны. (по повести В.О.Богомолова
«Иван»).
Тип урока: урок внеклассного чтения
Цель урока: формировать умение выделять главную мысль произведения,
находить изобразительные средства, помогающие понять эмоционально –
смысловое содержание произведения
Задачи урока:
Образовательные: обогащение знаний о поведении людей на войне;
формирование умения характеризовать героев по их
поступкам,
эмоциональному состоянию;
Развивающие: развивать образование мышления, речь;
навык выразительного чтения;
интерес к чтению;
Воспитательные: воспитывать патриотические качества личности;
воспитание культуры межличностных отношений.
Техническое оснащение и наглядность:
выставка книг о детяхгероях Великой Отечественной войне, с плакат
изображением вечного огня.
Методы: частично поисковый; продуктивный, словесный, наглядный,
познавательный, социальный, эмоциональный
Ход урока
I.Организационный этап.
II.Мотивация к учебной деятельности.
Под музыку (минус) песни «О той войне ученики по очереди(весь класс, с
места) читают «Быль для детей»:
1 ученик:
Эту быль пишу я детям...
...Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
2 ученик:
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,—
Это значит — против нас.
3 ученик: Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
4 ученик:А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
5 ученик:
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Всё, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
6 ученик:
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
7 ученик:
Чтобы было всё для немцев,
Для фашистовиноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих
Ничего!..
8 ученик:
И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
9 ученик:
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши —
10 ученик:
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода И Россия дорога!
11 ученик;
И когда Россия встала
В этот трудный, грозный час,
«Всё — на фронт!»
— Москва сказала.
«Всё дадим!»
сказал Кузбасс.
12 ученик:
«Никогда,— сказали горы,
Не бывал Урал в долгу!»
«Хватит нефти для моторов, Помогу!» —
сказал Баку.
13 ученик:
«Я богатствами владею,
Их не счесть, хоть все считай!
Ничего не пожалею!» —
Так откликнулся Алтай.
14 ученик:
«Мы оставшихся без крова
В дом к себе принять готовы,
Будет кров сиротам дан!» —
Обездоленных встречая,
Казахстану отвечая,
Поклялся Узбекистан.
15 ученик
«Будет каждый верный воин
И накормлен, и напоен,
Всей страной обут, одет».
«Всё — на фронт!» — Москва сказала.
«Всё! — страна ей отвечала, —
Всё — для будущих побед!»
16 ученик:
Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ. 17 ученик:
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.
18 ученик:
Как, на запад наступая,
Бились красные бойцы —
Наша армия родная,
Наши братья и отцы...
19 ученик:
Не опишешь в этой были
Всех боёв, какие были.
Немцев били там и тут,
Как побили — так салют!..
20 ученик:
Не расскажешь в этой были
Всех чудес о нашем тыле.
Видно, времечко придёт,
И о тружениках честных,
Знаменитых, неизвестных
Сложит песни наш народ.
21 ученик:
Без ружья и без гранаты
И от фронта в стороне
Эти люди, как солдаты,
Тоже были на войне.
22 ученик:
Никогда мы не забудем
Их геройские дела.
Честь и слава этим людям
И великая хвала!
23 ученик:
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы!.. 24 ученик
Здравствуй, воинпобедитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель—
Красной Армии солдат!
Учитель: «Ребята, какую главную мысль пытался донести до нас автор? Что
помогло нашим бойцам одержать победу?»
Ученики отвечают: «Во время войны все народы объединились, сплотились.
У всех была одна общая цель»
III.Формулирование темы урока , постановка целей
Почему, как вы считаете, начали урок с произведения Сергея Михалкова
«Быль для детей»?(сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной войне )
Работа с выставкой книг. (Выставка книг помогает учащимся определить тему
урока)
Учитель: Дети, посмотрите на выставку книг, прочитайте названия
произведений, рассмотрите иллюстрации к ним. Кто герои этих
произведений?
Попробуйте сформулировать задачи нашего занятия…
проанализировать произведение,
находить главное;
составлять…
Физкультминутка:
Раздватричетырепять!( хлопки)
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, жёлтый, синий! (наклоны)
Медь, железо, алюминий! (повороты)
Солнце, воздух и вода! (взмахи)
Горы, реки, города! (приседания)
Труд, веселье, сладкий сон! (наклоны)
А война пусть выйдет вон! (Указать на дверь рукой)
IV.Работа с текстом произведения
1.Слово учителя.
Страшные годы войны. Люди гибли на фронте, в тылу, в концлагерях,
погибали старые и молодые, мужчины и женщины… Одна из повестей
С.А.Алексиевич называется: «У войны не женское лицо». Да, не женское. И
тем более не детское. Но страшными сапогами войны было затоптано
безоружное, слабое детство. Во время Второй мировой войны на земле погибло около 13 миллионов детей!
2. Рассказ об авторе. Презентация Владимир Богомолов.
Выступление с рассказом об авторе двух учеников.
Владимир Осипович Богомолов родился в 1926 году в подмосковной деревне
Кирилловке, где воспитывался у бабушки и деда до десятилетнего возраста.
В 1936 году, после смерти деда, мать взяла его в Москву. Началась война.
После окончания семилетки, прибавив себе возраст, он попал в действующую
армию. Был рядовым, командиром отделения, командиром взвода
стрелкового, автоматчиков, пешей разведки. После окончания Великой
Отечественной войны служил в армии на Дальнем Востоке и снова в
Германии. Стал профессиональным военным .На фронте был ранен, имеет
боевые награды.
После войны он занялся литературным трудом. Творчество Владимира
Богомолова посвящено военной юности. Дебютировал в 1958 году повестью «
Иван», которая сразу принесла ему известность и переведена более чем на 40
языков, а в 1997 году вышла 217 ее публикация.. По этой повести Андрей
Тарковский снял фильм «Иваново детство». Награжден Орденом Трудового
Красного Знамени, премией «За достойное творческое поведение в
литературе», ему присуждена Премия имени разведчика Николая Кузнецова,
награждён Дипломом и медалью «За выдающийся вклад в мировую
литературу»
3. Беседа.Первичное восприятие прочитанного.
Вы прочитали повесть Владимира Осиповича Богомолова «Иван». Какие
чувства вызвала повесть?
4. Беседа по содержанию.
Кто главный герои?
Подумайте и ответьте, почему у этого мальчика, еще ребенка, такое
взрослое, строгое имя – Иван? И повесть называется не «Ванюша», не «Ваня»
«Иван».
От чьего лица ведется повествование?
Расскажите, какие боевые задания выполнял Иван?
Катасонов говорит о нём: "Ему ненависть душу жжёт".Объясните причины
этой ненависти
( Отец Ивана, пограничник, погиб в первый день войны. Сестрёнка была
убита на руках мальчика во время отступления. –Мать пропала. Иван был в
партизанах, в лагере смерти Тростянце, был ранен). Почему Иван не хотел уходить в тыл, ему предлагали учиться в суворовском
училище, как он аргументировал отказ?
( «Офицером стать я еще успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого
пользы мало».)
5.Составление характеристики героя.
Уч.: из чего складывается характеристика героя?
Д: внешний вид, поступки
Уч.: давайте попробуем охарактеризовать героя.
5.1.Выборочное чтение.
Найдите описание Ивана в самом начале рассказа? ( «Он был … узкоплечий,
с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти – одиннадцати лет, хотя
по лицу, угрюмому, не подетски сосредоточенному, с морщинками на
выпуклом лбу, ему можно было дать… и все тринадцать».)
Как вы думаете, случайно ли автор представляет главного героя маленьким
щуплым мальчиком? (Не случайно, таким образом, Богомолов, пользуясь
приемом контраста, хотел подчеркнуть его сильный характер)
5.2. Сравнение поведения мальчика.
Что вы увидели в Иване детского, а что взрослого?
(Детского – по ребячьи просит Холина пошевелить ушами, любит журналы
с картинками, просит самодельную финку, играет в войну.
Взрослого требовал, чтобы о нём сообщили, на полене переплыл Днепр,
когда температура воды не больше + 5 градусов, вспышки ракет, пулемётные
очереди,точно изложил в донесении о количестве пушек, танков, боевых
укреплений, именно этого взрослого Ивана посылают в разведку. Он
сосредоточен, внутренне напряжён)
5.3.Работа в группах.
Мы разделимся на группы:
1группа Подберите имена существительные, характеризующие Ивана как
человека.
2 группаСоставьте характеристику мальчика, пользуясь следующим планом:
А) – каким вы увидели мальчика по внешности?
Б) – какими словами вы бы охарактеризовали его поступки?
В) – ваше отношение к герою.
3 группа – Выберете слова, которые подходят к характеру героя, и
обоснуйте свое мнение.
Волевой, смышлёный, хитрый, догадливый, необщительный, трусливый,
смелый, слабый, мужественный. 4 группа –Составьте характеристику мальчика Ивана самостоятельно.
5 группа – Подберите имена прилагательные, характеризующие Ивана.
6 группа – Прочитайте уже составленную характеристику героя и выразите
свое мнение.
Главный герой повести В. О. Богомолова — мальчик Иван.
Действие происходит во время Великой Отечественной войны. Уже в первые
дни войны судьба жестоко распорядилась с Иваном: отец убит на границе,
полуторагодовалая сестрёнка погибла у него на глазах. И герой принял
решение — мстить врагу, стать полезным нашей армии.
Иван — ещё совсем мальчик: он играет, как его сверстники, собирает
ножички, вооружается биноклем, будто настоящий командир. Он хотел бы
остаться ребёнком, но вынужден каждый день смотреть в лицо смерти.
Иван подолгу живёт на оккупированной немцами территории, ходит по
деревням, посёлкам и собирает для штаба сведения о силе врага и его
вооружении. Он всё видит, всё запоминает. И информация, которую он
добывает, очень ценна.
Читая о пребывании мальчика в тылу врага, понимаешь, что ему тяжело и
страшно: он один, опасные ситуации возникают ежедневно, а совета спросить
не у кого. Каким же нужно быть мужественным, волевым человеком — ведь
рассчитывать приходилось только на себя.
Взрослые друзья Ивана по партизанскому отряду относятся к нему по
отцовски, с нежностью, всё готовы для него сделать, потому что понимают,
как опасна работа, которую выполняет мальчик для штаба армии.
Но они вынуждены посылать Ивана в разведку, ведь шла война, от исхода
которой зависела судьба страны.
Выступления 26 групп.
Итог работы: выступление 1 группы
Подберите имена существительные, характеризующие Ивана как человека.
физминутка
Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.( на счёт от 0 до 10)
Влево, вправо наклонись, ( на счёт от 0 до 10)
На носочках потянись. ( на счёт от 0 до 10)
Раз рывок, два рывок, ( на счёт от 0 до 10)
Отдохнул ли ты, дружок?
5.3. Работа в парах.
Продолжите предложение. «Если бы мне удалось встретиться с Иваном, ….»
6.Обобщение.
Сформулируйте основную мысль рассказа.( (Война это не место для детей.
Судьба Ивана свидетельство ужаса, трагичности, бесчеловечности войны).
А вот что пишет сам автор:"Главное для меня в "Иване" это
гражданственность, неприятие человеком (в данном случае 12 летним
мальчиком) зла и несправедливости, изображение ненависти ребёнка к
немецким захватчикам и его самого активного противодействия".
Перед вами, ребята, прошла короткая жизнь русского мальчика, разведчика
из Гомеля Ивана Буслова, человека, который в тяжелую военную годину
наравне со взрослыми встал на защиту Отечества. И мы сегодня склоняем
головы перед его подвигом.
7. Проверка домашнего задания.
Отзывы о прочитанных произведениях о детях войны.
V.Подведение итогов урока.
Итак, вы ставили перед собой задачи. Как вы считаете, всё ли у нас с вами
получилось?
VI. Рефлексия. «Зажги огонь памяти »
Предлагаю зажечь огонь памяти. Если вы считаете, что сложно было
работать на уроке, не справились с задачами урока, то прикрепите огоньки
белого цвета, если сомневаетесь жёлтого, а если легко красного.
VII. Домашнее задание.
Смоделировать обложку к рассказу. Написать отзыв о прочитанном
произведении В.Богомолова «Иван».
Посмотрите фильм Андрея Тарковского «Иваново детство»
Литература:
1.Урок литературы в свете требований ФГОС. Статья Зуенко В.Н.
2.«УУД на уроках литературы».Курленко Г. П.
3.Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС. Евгения
Старостенко
Урок внеклассного чтения "Произведения о детях-героях войны".4 класс
Урок внеклассного чтения "Произведения о детях-героях войны".4 класс
Урок внеклассного чтения "Произведения о детях-героях войны".4 класс
Урок внеклассного чтения "Произведения о детях-героях войны".4 класс
Урок внеклассного чтения "Произведения о детях-героях войны".4 класс
Урок внеклассного чтения "Произведения о детях-героях войны".4 класс
Урок внеклассного чтения "Произведения о детях-героях войны".4 класс
Урок внеклассного чтения "Произведения о детях-героях войны".4 класс
Урок внеклассного чтения "Произведения о детях-героях войны".4 класс
Урок внеклассного чтения "Произведения о детях-героях войны".4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.