Урок внеклассного чтения "Ведет нас по жизни Надежда" (Образ бабы Надёжи в рассказе Б.П. Екимова "Возвращение")
Оценка 4.8

Урок внеклассного чтения "Ведет нас по жизни Надежда" (Образ бабы Надёжи в рассказе Б.П. Екимова "Возвращение")

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
27.03.2017
Урок внеклассного чтения "Ведет нас по жизни Надежда"  (Образ бабы Надёжи в рассказе Б.П. Екимова "Возвращение")
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В ходе урока мы с ребятами обсуждаем образ главной героини, её роль в жизни соседской девочки. Бабка Надёжа, так представляет автор эту героиню, учит девочку быть доброй, отзывчивой, ласковой, трудолюбивой, внимательной к людям. Своим рассказом Б. П. Екимов показывает, как важно в жизни иметь надёжного друга, надеяться и верить, что тебе помогут, тебя поддержат.Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу Б. П. Екимова "Возвращение"
Екимов2.docx
Урок внеклассного чтения "Ведет нас по жизни Надежда"  (Образ бабы Надёжи в рассказе Б.П. Екимова "Возвращение") Цели урока:     духовно­нравственное воспитание обучающихся через образ бабки Надежды; осмысление учащимися такой нравственной ценности, как "надежда" на примере  главной  героини рассказа; предоставление учащимся возможности для конструирования собственного знания по её  пониманию; создание условий для самоактуализации, самореализации и самооценки обучающихся. Ход урока (Учащиеся до начала урока произвольно разделены на 3 группы) 1 этап. Актуализация и систематизация субъективных знаний, выявление личностного  отношения к проблеме ­Здравствуйте, ребята, добрый день всем, кто у нас в гостях! На ваших столах лежат сложенные  листки, я прошу ребят за первым столом оторвать у листков один уголок, 2­стол – 2, а 3­й стол ­3. Разверните листки и посмотрите, что у вас получилось. Одинаковые  фигуры или разные? Покажите нам! У всех разные фигуры. Вот и мы с вами все очень разные люди,  не похожие друг на друга, но есть что­то, что объединяет сейчас всех нас, – это надежда, надежда  на то, что у нас всё на этом уроке получится, мы с вами со всем справимся. В жизни очень важно  иметь надежду. В народе говорят: "Если ты потерял деньги ­ ты не потерял ничего, если ты потерял друга ­ ты  потерял половину, если ты потерял надежду ­ ты потерял всё". Вопросы к учащимся: ­ Согласны ли вы с этим утверждением? ­ Как вы понимаете, что такое надежда? Подберите однокоренные слова к этому слову, объясните  их. Возможные ответы. Надежда ­ 1) вера в возможность осуществления чего­нибудь радостного, благоприятного (на  выздоровление, на благоприятный исход); 2) тот (или то), на кого (что) надеются, кто должен (что  должно) принести радость, успех, благополучие. Надеяться ­ 1) рассчитывать на что­нибудь, возлагать надежду на что­нибудь, 2) полагаться на кого­ нибудь, быть уверенным в ком­нибудь. Надежный ­ внушающий доверие, верный. Тема нашего урока: «Ведёт нас по жизни Надежда» (Образ бабы Надёжи в рассказе Б. П. Екимова  «Возвращение»). Цель урока: на примере главной героини показать, что значит иметь  в жизни  надежду, иметь надёжного друга, надеяться, что тебе помогут, тебя поддержат. 2 этап. Работа с текстом Б.П. Екимова "Возвращение" (рассказ прочитан детьми заранее) ­ Рассказ вами прочитан, я думаю, он никого не оставил равнодушными, Так это?  ­ Почему главную героиню зовут Надежда? Для кого она является надеждой? Найдите, как о ней  пишет автор. Зачитает … "В пору зимнюю или ранней весной, когда свои припасы на исходе, а до смерти захочется вдруг  сладкой тыквенной каши, горькой редечки или жгучего перца "гардала" ­ приправы для хлебова, ­  куда правиться... К бабке Наде. Там уж точно не будет отказа и скупых отговорок, когда отводят  глаза: "Было, да вышло..." Баба Надя ли, баба Надежа ­ она и есть "надежа".  Весной идут к ней за семенами да рассадой. Легкая рука у бабы Надежи. Соседи идут, а родня да  свойство ­ словно в дом свой. Порой копеечку надо занять, на хлеб. Опять ­ к бабе Надеже…»   ­ Какими чертами характера обладает эта удивительная пожилая женщина, судя по этому отрывку?  Давайте будем обозначать  их на доске графически.                РАДУШНАЯ                   ТРУДОЛЮБИВАЯ БЕЗОТКАЗНАЯ                                                                                               ЩЕДРАЯ ЛАСКОВАЯ                                                                                                БЕЗОТКАЗНАЯ БАБА НАДЁЖА ГОСТЕПРИИМНАЯ                                                                      ОТКРЫТАЯ надёжная  приветливая отзывчивая            БЕЗЗЛОБНАЯ                                                           ВЕРУЮЩАЯ В БОГА ­ Почему бабка Надя говорит: «Не забывают люди добрые?»  ­ Люди ей благодарны за её доброту, приветливость, отзывчивость. Даже в её речи звучит ласка.  «Аюшки…Тута…», ­ слышим мы её голос. ­ Если для односельчан баба Надя является надеждой, то у кого просит она сама помощи, на кого  надеется? Найдите в тексте, как она сама об этом говорит. («Всякий раз …Богородица моя  заступница»). Значит, какую черту характера мы ещё отметим? Она верующий человек, добавляем в  схему это свойство души бабы Нади. ­Ребята, почему автор называет хатку бабы Надежды храмом Господним? Она глубоко верующий человек, соблюдает все посты, Кто назовёт эти посты? (Рождественский –  перед Рождеством, длится 40 дней; Великий пост перед Пасхой, длится7 недель; Петров – с конца  июня по 12 июля, заканчивается в день памяти апостолов Петра и Павла, Успенский – с 14 августа по 27 августа, перед праздником Пресвятой Богородицы). В какое время идут эти посты? В храм люди  идут за Божьей  помощью, к бабке Надежде приходят с любой нуждой. Назовите, с какими  просьбами местные жители идут в хатку бабушки? Какими словами – существительными называет  Екимов героиню? Огородницей и заступницей. Она заступница людей перед Богом, молится за них.   В её доме много икон: это Спаситель, Богородица, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец. Девочки  подготовили небольшие сообщения по этим иконам, давайте послушаем. 3 этап. Социализация Ребята, а ваши бабушки, бабулечки или, как говорит внук моей сестры, бабочки являются надеждой,  можете ли вы обратиться к ним с любой просьбой? Ваши ли они заступницы? К уроку многие из вас  подготовили портреты своих бабушек, давайте обратим на них внимание, и, может быть. Кто­то из  вас расскажет о своей замечательной бабушке, поделитесь с нами.   ­ Что же. Получается и в нашей жизни есть те люди, которые оберегают и охраняют нас от всех бед и напастей. У меня таким человеком был дедушка, бабушка, к сожалению, умерла, когда мне было 3  года. Прошло много лет, как его нет, а я мысленно всё ещё прошу  мне помочь, и ведь помогает. 4 этап. Дальнейшая работа по тексту ­ Ребята, а с какой героиней мы ещё знакомимся в этом рассказе? Расскажите о ней, подумайте,  почему у неё нет имени? (Ответы детей) ­ Почему она идёт к бабке Надёже, только потому, что она её далёкая, но родня? ­ Бабка Надёжа помогает девочке выжить  в этом сложном мире, учит её добру, отзывчивости,  прощать других, чувствовать их боль. Может быть, поэтому девочка не замкнулась в себе, не  обиделась на своих родителей.  ­ Чем она увлекается? Какие у неё рисунки получаются? Что в них необычного? ­Что же случилось в хатке бабы Надёжи, по словам автора в этом храме Господнем и когда? (Пришла беда в непогожий осенний день). (Размышления детей) ­Давайте зачитаем этот отрывок. «В хату она вернулась не вдруг, копошась по­стариковски неторопливо. А когда вернулась, то сразу  почуяла неладное. Во дворе стояла осенняя сумеречь, а в хате ­ и вовсе тьма. И пахнуло каким­то смрадом. Словно не в  родную хату вошла, а в чужой дом, давно брошенный. Она щелкнула выключателем. Тусклая лампочка, подчиняясь приказу, лишь обозначила желтый зрак, сумерек не рассеяв. Еще не видя, старая женщина все поняла и шагнула к тому углу, перед каким молилась. Она шагнула  и стала руками обшаривать стены, глазам не веря. Угол был пуст. Осталась лишь липкая паутина, пустые гвозди. И не было икон. Все ушли: Спаситель,  Богоматерь, Никола, Иоанн Златоуст. Сухие цветы и цветки бумажные, прежде украшавшие иконы,  теперь валялись на полу. Раздетая, в тонкой кофточке, неверными шагами, шарясь перед собой в воздухе, словно слепая,  старая женщина вышла из дома, спустилась с крыльца и, ухватившись руками за планки калитки,  пыталась увидеть ли, услышать чей­то след, чей­то голос, а потом попросила: "Христа ради, Христа  ради..." Ей ответил лишь ветер. Осенняя непогожая улица, темные дома и заборы молчали. Она вернулась в дом и словно заведенная, по вечной привычке, затопила печь, поставила чайник. А  когда он запел, закипая, достала мешок с травой, стала ломать и сыпать, накладывать в клокочущее  чрево узкие листы, розовые цветы, обломки граненых стеблей. Пряная горечь клубами растекалась  по хате. Рука привычно потянулась к кружке. Но вдруг, опомнившись, старая женщина упала на  колени и поползла к пустому углу: ­ Прости, Христа ради... Прости... Не уберегла...» ­Ребята, а как вы думаете, почему про иконы она говорит «не украли, а все ушли», о какой черте  характера говорит это? (Беззлобность, бабка Надежда не держит зла на обидчиков, это  беззлобность, Она беззлобная, Потому, наверное, она и не хочет обращаться в милицию. Подпишите  эту черту характера в схеме.)  ­Девочка пытается ей помочь? ­ О чём просит бабка Надя девочку? ­ Обе они просят помощи у Господа Бога. И чудо свершилось! Какое и почему? ­Люди всегда живут в надежде на чудо, но не всегда понимают, что многое зависит от них самих.  Чудо открывается тому, у кого чистая душа, кто безгрешен, бескорыстен. ­Давайте зачитаем отрывок под музыку Ф. Шуберта «Аве Мария» (Звучит «Аве Мария» Ф. Шуберта) «Но вдруг другие глаза увидела старая женщина. Глаза, светлый лик... Возле них жизнь прожила.  Глядела со стены Богородица. В ее глазах ­ нежность, страдание и раздумье. И радость  возвращения. Свет исцеляющий в потупленном взгляде ее. ­ Господи, слава Тебе... ­ прошептала старая женщина, опускаясь на колени». ­Так почему вернулась икона в дом? И почему рассказ называется «Возвращение?» (Ответы детей) В дом вернулась Икона, а вместе с ней надежда бабки Надёжи. Это и придаёт ей силы, а девочка  видит надежду в бабушке. Это помогает ей оставться человеком, несмотря на родителей­пьяниц. Кем ты будешь, зависит и от того, кто будет рядом, кто будет твоей надеждой. 5 этап.  Социализация ­Ребята, а почему автор одну героиню делает старой мудрой женщиной, а другую­ неопытной  девочкой? (Ответы детей). Старость учит молодость быть доброй, отзывчивой, милосердной, чуткой к чужой беде. Старая бабка Надёжа является надёжным оплотом для девочки, которая только постигает жизнь и которая,  возможно, в будущем станет для кого­то надёжным островком.  6 этап. Рефлексия ­Можете ли вы, ребята, назвать себя чьей­либо надеждой, или для кого вы можете стать надеждой в будущем? (Ответы детей) ­Чему же учит этот рассказ и его главная героиня?  (Ответы детей) ­Ребята, а наши надежды на сегодняшний урок оправдались? Справились ли мы с поставленными  задачами? Оцените друг друга в группах (делают это с помощью листочков: 5­красный,4­ зелёный,3 – зелёный). А теперь покажите, как вас оценили одноклассники. 7 этап. Домашняя работа Написать сочинение на одну из тем: 1. Рассказ о человеке, который стал для других надеждой. 2. Для кого я могу стать надеждой в этой жизни? Что я должен сделать для этого? 3. Кто для меня является надеждой? Заканчивая урок, хочется пожелать, чтобы у каждого из нас была своя баба Надёжа, потому что, как говорит современная писательница Виктория Токарева: «Земля круглая. Человек должен за что­то  держаться, чтобы не соскользнуть». Спасибо всем за урок. Удачи вам сегодня!

Урок внеклассного чтения "Ведет нас по жизни Надежда" (Образ бабы Надёжи в рассказе Б.П. Екимова "Возвращение")

Урок внеклассного чтения "Ведет нас по жизни Надежда"  (Образ бабы Надёжи в рассказе Б.П. Екимова "Возвращение")

Урок внеклассного чтения "Ведет нас по жизни Надежда" (Образ бабы Надёжи в рассказе Б.П. Екимова "Возвращение")

Урок внеклассного чтения "Ведет нас по жизни Надежда"  (Образ бабы Надёжи в рассказе Б.П. Екимова "Возвращение")

Урок внеклассного чтения "Ведет нас по жизни Надежда" (Образ бабы Надёжи в рассказе Б.П. Екимова "Возвращение")

Урок внеклассного чтения "Ведет нас по жизни Надежда"  (Образ бабы Надёжи в рассказе Б.П. Екимова "Возвращение")

Урок внеклассного чтения "Ведет нас по жизни Надежда" (Образ бабы Надёжи в рассказе Б.П. Екимова "Возвращение")

Урок внеклассного чтения "Ведет нас по жизни Надежда"  (Образ бабы Надёжи в рассказе Б.П. Екимова "Возвращение")

Урок внеклассного чтения "Ведет нас по жизни Надежда" (Образ бабы Надёжи в рассказе Б.П. Екимова "Возвращение")

Урок внеклассного чтения "Ведет нас по жизни Надежда"  (Образ бабы Надёжи в рассказе Б.П. Екимова "Возвращение")

Урок внеклассного чтения "Ведет нас по жизни Надежда" (Образ бабы Надёжи в рассказе Б.П. Екимова "Возвращение")

Урок внеклассного чтения "Ведет нас по жизни Надежда"  (Образ бабы Надёжи в рассказе Б.П. Екимова "Возвращение")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017