Урок: Волшебная красочность музыкальных сказок

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения. Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент: Слушание: Интродукция «Океан - море синее» из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.
Иконка файла материала 3.docx
Волшебная красочность музыкальных сказок. Цели   урока:   анализировать   многообразие   связей   музыки   и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения. Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент: Слушание:   Интродукция   «Океан   ­   море   синее»   из   оперы «Садко» Н. А. Римского­Корсакова. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске.«Мой род – это сказка, былина, и непременно русские...»                         (Н. А. Римский­Корсаков) Сообщение темы урока: ­ Ребята, я думаю, что многие из вас бывали на музыкальных спектаклях, быть может, даже видели балеты­сказки, оперы­ сказки.   Скажите,   отличается   ли   музыка,   написанная   для таких спектаклей, скажем, от спектаклей  на не сказочные сюжеты? (Да, конечно, музыка, написанная к музыкальным сказкам,   рисует   нам   волшебный,   сказочный   мир,   она помогает   окунуться   в   атмосферу   необычную, нереальную.) Сегодня наш урок посвящён музыкальным сказкам. Работа по теме урока: 1. Сказка как основа сюжета для музыкального произведения Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства,птицы   и   животные   ­   словом,   всё   богатство   видимого волшебного   мира   получило   своё   звуковое   выражение. Благодаря   музыке   мы   узнали,   что   в   сказке   все   звуки особенные,   волшебные:   необычно   шуршат   и   падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по­особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное. Причудливый, волшебный, фантастический  мир сказочного творчества   по­разному   находил   своё   выражение   в   музыке. Сказка   могла   стать   основой   сюжета   оперы,   балета   или инструментального сочинения. Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор   Н.   Римский­Корсаков.   Он   написал   семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко»,   «Сказка   о   царе   Салтане»,   Кащей   Бессмертный», «Сказание   о   невидимом   граде   Китеже   и   деве   Февронии», «Золотой петушок».Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». Уже в самом названии   этого   фрагмента   видна   изобразительность   и живописность музыкального замысла. Композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок, резвящихся   в   подводном   царстве,   он   воспроизводит своеобразный танец цветов, бликов ­ золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых. Все средства музыки ­ от гибких и прихотливых   мелодических   линий   до   тембрового разнообразия оркестра ­ направлены на создание красочной музыкальной   картины.   Многие   музыканты   называли   оперу «Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка XIX столетия. Слушание:   Н.   Римский­Корсаков.   «Пляска   златопёрых   и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». ­ Услышали ли вы какие­либо особенные сказочные звуки, рисующие   рыбок? (Музыка   рисует   подводное   сказочноецарство,   игривых   весёлых   рыбок,   резвящихся   в   нём.   Но кроме этого он изображает своеобразный танец цветов и бликов   подводного   мира   ­   сверкающих,   изменчивых. Использование   различных   тембров,   гибких   мелодических линий создаёт красочную музыкальную картину.) 2. Портретные сказочные образы. ­   В   опере   также   присутствуют   и   портретные   сказочные образы.   Они,   конечно,   отличаются   от   музыкальных портретов   реальных   людей.   Как   вы   думаете, почему? (Отличие   в   изображении   сказочных   героев   от музыкальных портретов реальных людей заключается в привнесении   таинственного,   загадочного,   связанного   с непостижимым волшебным миром). Посмотрите   внимательно   на   картину   Михаила   Врубеля «Царевна Лебедь» ­ это не просто иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». Кто является автором этой сказки? (Великий русский поэт А. С. Пушкин.)«Царевна­Лебедь»   М.   Врубеля   ­   это   обобщённый   образ женских   сказочных   образов.   В   чем­то   он   сродни   образу Морской   царевны   Волховы   из   оперы   «Садко»,   так   же исполненной   невыразимой   прелести,   ­   и   вместе   с   тем загадочной, непостижимой. Когда Морская царевна поёт свою чудесную колыбельную песню,   она   вкладывает   в   неё   очень   много   лирического чувства.   В   музыке   звучат   интонации   народной   песни, придающие Волхове тёплые, живые черты реальной девушки. И   все   же,   когда   в   мелодию   «Колыбельной»   вплетаются интонации   «волшебного»   характера,   становится   очевидной нерасторжимая   связь   Морской   царевны   с   фантастической сказочной стихией. Таинственная   природа   Морской   царевны   подчёркивается колоритом инструментальных звучаний – особенно в конце «Колыбельной», когда в мелодии флейты и арфы начинает «струиться» мотив ручейков. Царевна Волхова, полюбившаягусляра Садко за его волшебный дар, не обретает, подобно другим   сказочным   героиням   (Русалочке,   Снегурочке), человеческую душу, а остаётся верна своему морскому миру с   его   таинственной   жизнью   и   холодным   безмолвием.   Это возвращение в привычную свою стихию передаётся в музыке исключительно   выразительно:   царевна   принимает   облик утреннего тумана и растекается  по лугу широкой светлой Волховой­рекой. Мелодия   колыбельной   Волховы   ­   простая,   задушевная, бесконечно   близкая   языку   русской   народной   песни. Баюкающий   припев   напоминает   тихое   мерное   колыхание волн.   Римский­Корсаков   высоко   ценил   музыку   последнего появления   Волховы.   «Вариации   её   колыбельной   песни,­ писал он,­ считаю за одну из лучших страниц среди своей музыки фантастического содержания». Слушание:   Н.   Римский­Корсаков.   «Колыбельная   Волховы» из оперы «Садко».Многие   известные   и   любимые   сказки   обогатились музыкальными   звучаниями.   Мы   услышали,   под   какую музыку плясала Маша в «Щелкунчике», услышали не только музыку самого танца, но всего празднично убранного зала ­ ёлки,   новогодних   игрушек,   снежинок   за   окном.   П. Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к сказке своей волшебной палочкой музыканта ­ и она сразу ожила,   наполнилась   очарованием   настоящего   праздника, тёплого и глубокого чувства ­ и словно стала реальностью, частью нашей жизни. Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по­ настоящему.   Герои   «Щелкунчика»   совершают   подвиги, поддерживают   друг   друга   в   минуты   испытаний.   Наградой становится тёплое и глубокое чувство, которое рождается между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в конце   сказки   из   уродливой   куклы   в   прекрасного   принца.«Па­де­де»   из   балета Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки, но и выражение живой человеческой любви. Слушание: «Щелкунчик». Мы узнали также, какая музыка звучала на балу у Золушки, что   танцевали   гости   и   она   сама.   Мы   всегда   знали,   что роковым   моментом   была   полночь,   впервые   услышали,   как звучали часы, как отбивали они свои двенадцать ударов и как   постепенно,   с   каждым   новым   ударом,   исчезало колдовство доброй Феи. Бой часов похож на колокольный звон ­ тревожный, яростный, неумолимый. Сначала как бы слышится   громкое   тиканье   часов,   а   затем   раздаются двенадцать   гулких, зловещих   ударов, изображаемых оркестром. А   сделал   это   зримым   ещё   один   волшебник   ­   Сергей Сергеевич Прокофьев.   хриплых,   П.   Чайковский.Слушание: С. Прокофьев. «Полночь» из балета «Золушка» (фрагмент) Итог урока: Итак, мы видим, что сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и   танцы   становятся   частью   волшебного   мира   чудес, праздников   и   светлых   надежд.   И   может   быть,   оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все   представления   о   волшебном,   таинственном,   что   она   ­ воплощённая мечта человека о прекрасном? Вопросы и задания: 1. Почему,   когда   композиторы   обращаются   к   сказочным сюжетам,   в   их   музыке   так   возрастает   изобразительное начало? 2. В   чём   разница   между   музыкальными   портретами реального человека и сказочного героя?3. Какими   средствами   передаётся   красочность   образа   в «Пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н. Римского­Корсакова? 4. Что, кроме новогоднего волшебства, звучит в музыке П. Чайковского «Щелкунчик»? 5. В   «Дневнике   музыкальных   наблюдений»   нарисуй   свой любимый персонаж из музыкальной сказки.«Музыкальные   краски»   в   произведениях   композиторов­ импрессионистов. Цели   урока:   Понимать   характерные   черты   музыкального импрессионизма   (с   учётом   критериев,   представленных   в учебнике),   и   называть   его   основных   представителей; исследовать   значение   изобразительного   искусства   для воплощения музыкальных образов; воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал. Ход урока:Организационный момент: Слушание: И.   Стравинский.   «Поцелуй   земли»   из   балета «Весна священная». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Это более чем музыка, и выходя из концерта, не только не испытываешь разочарования, но, напротив, чувствуешь себя точно окрылённым, освежённым, будто глотнул чистого, бодрящего воздуха моря, рощ, лугов»                                   (Н. Я. Мясковский) Сообщение темы урока: ­ Ребята, сегодня мы с вами будем вновь говорить о том, что общего есть в изображении пейзажа в музыке и живописи. Существует такое направление в этих двух видах искусства,   в   котором   они   опять называемое   импрессионизм,соприкасаются, и очень близко. Как раз этому и посвящён наш сегодняшний урок. Работа по теме урока: 1. Художники­импрессионисты. В конце XIX века во Франции появилось новое направление, получившее   название   «импрессионизм».   Слово   это   в переводе   с   французского   языка   означает   «впечатление». Импрессионизм возник в среде художников. В 1874 году группа непризнанных художников организовала в   Париже   выставку   своих   работ   (появились   оригинальные картины   К.   Моне,   К.   Писсаро,   Э.   Дега,   О.   Ренуара,   А. Сислея),   словно разорвавшаяся бомба. Молодые художники не хотели писать так, как было принято в официальном искусстве – приторно и бездушно. Художники­импрессионисты старались передать природу, как она есть, а если сказать точнее, воспроизвести   эта   экспозиция   была   воспринята,на   холсте   своё   впечатление   от   природы,   капризной   и переменчивой   в   каждое   мгновение   жизни.   Живописцы применяли   особую   технику   беглых   пятен­мазков,   которые вблизи казались беспорядочными, а на расстоянии рождали реальное   ощущение   живой   игры   красок,   причудливых переливов света. Они   вышли   с   мольбертами   из   мастерских   на   воздух,   на пленэр. Стремительными точными ударами кисти живописцы переносили на полотно эти мимолетные состояния природы. Не случайно уже знакомый вам Клод Моне написал один и тот же стог сена 15 раз. И на каждом холсте это был другой стог сена ­ то залитый розовыми лучами утренней зари, то утопающий   в   призрачном   лунном   свете,   то   подёрнутый туманной дымкой, то опутанный инеем. Клод Моне оставил несколько таких серий картин. Он 20 раз воспроизвёл свои впечатления от собора в Руане. Меньше   всего   его   интересовали   архитектурные   формыздания. На полотнах собор растворяется в переливах света и цвета.   Лучи   утреннего,   полуденного,   закатного   солнца скользят   по   башням   и   аркам   собора,   дробясь   на   тысячи оттенков.   Руанцы   именно   таким   видели   свой   знаменитый собор каждый день, но не замечали этого. Клод Моне изумил их, раскрыл глаза на привычное, примелькавшееся явление. 2. Музыканты­импрессионисты. Позднее,   в   80­90­е   годы,   идеи   импрессионизма   нашли выражение и во французской музыке. Два композитора ­ К. Дебюсси и М.   Равель ­   наиболее   ярко   представляют импрессионизм в музыке. В их фортепианных и оркестровых пьесах­эскизах   с   особой   новизной   выражены   ощущения, вызванные   созерцанием   природы.   Шум   морского   прибоя, плеск ручья, шелест леса, утренний щебет птиц сливаются в их   произведениях   с   личными   переживаниями   музыканта­ поэта, влюблённого в красоту окружающего мира.Музыкальный пейзаж у импрессионистов ­ область детальной разработки   всех   средств   выразительности,   придающих звучанию красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названии произведений: например, «Паруса», «Ветер на равнине», «Шаги на снегу», «Туманы», «Мёртвые листья» (всё это названия прелюдий К. Дебюсси);   «Чудесный   вечер»,   «Полевые   цветы»,   «Лунный свет»,   «Сентиментальный   пейзаж»   (романсы   К.   Дебюсси), «Игра   воды»,   «Отражения»   (фортепианные   пьесы   М. Равеля),   «Ночи   в   садах   Испании»   («симфонические впечатления»   М.   де   Фалья),   «Впечатления   от   природы» (оркестровые циклы Д. Малипьеро) и т. д. Музыка   импрессионистов   обнаружила   способность передавать   не   только   краски,   но   и   блики,   тени.   Более изысканными   стали   ритмы,   более   утонченными   ­   тембры, более терпкими ­ гармонии. Возможности музыки оказались созвучными   живописи   импрессионистов;   может   быть,никогда   ещё   эти   два   искусства   не   были   так   близки   друг другу. Рассмотрите картины: Какие чувства они у вас вызвали? (Заслушиваются ответы детей). В фортепианной пьесе М. Равеля «Игра воды» явно слышны переливы   искрящихся   на   солнце   струй.   «Речной   бог, смеющийся над щекочущими его струями» ­ этот эпиграф из стихотворения Анри де Ренье созвучен музыкальному образу произведения. Мы отчётливо слышим, как смех речного бога сливается со смехом   быстрой   воды.   И   в   этой   радости   угадываем очарование   солнечного   лета,   прелесть   прозрачной   воды, обрисованной   в   музыке   столь   выразительно,   что   она воспринимается почти зримо. Слушание: М. Равель. «Игра воды».Зримость обнаруживает себя даже в нотной записи. Разливы речных   волн   буквально   изображены   в   нижней   строке музыкального примера. А   теперь   послушайте   оркестровый   ноктюрн   К.   Дебюсси «Облака». Слушание: К. Дебюсси. «Облака». Музыка пьесы ­ воплощение стихии воздуха, пространства высокого неба. В отличие от «Игры воды» в ней отсутствует стремительность,   порыв   к   движению,   к   развитию.   Ее звучание отличается спокойствием, созерцательностью, даже некоторой отстранённостью. Центральное   место   в   пьесе   занимает   «тема   облаков»   ­ короткий   мотив,   исполняемый   английским   рожком. Английский рожок обладает особым тембром. В зависимости от   характера   музыки,   от   тембрового   состава   оркестра,   в котором он звучит, английский рожок меняет окраску своегохарактер,   (пастушеский) звучания. Музыканты даже называют его хамелеоном. Этот инструмент   ­   «хамелеон»   может   придать   музыке пасторальный   может воспроизводить   интонацию   человеческого   голоса.   Но   в «Облаках»   его   характер   иной.   Он   звучит   не   то   чтобы холодно, но в его голосе нет «земного» тепла: так «звучит» высота. Обращаясь   к   поэзии,   композиторы­импрессионисты останавливали   свой   выбор   на   таких   произведениях,   в которых также было ярко выражено красочное, живописное начало. Вот одно из таких стихотворений; его автор – поэт Поль Верлен. Оград бесконечный ряд И дикий виноград; Простор далёких синих гор; Моря терпкий аромат.Ветряк, как алый маяк, На светлой зелени дольней; Бег жеребят своевольный Возле прибрежных коряг. Овцы пышные на склонах, Текущие, как река, ­ Белей молока На коврах они ярко­зелёных. Кружева пены за кормою, И парус над водою, И там, в лазури воскресной, Медный зов колоколов. Если   бы   в   поэзии   существовал   жанр   пейзажа,   то   это стихотворение   полностью   бы   отвечало   его   требованиям. Каждая его строка ­ самостоятельный образ, а взятые вместе они образуют единую картину воскресного летнего пейзажа.охватывает   стихотворения Обратите внимание: в стихотворении нет ни единого глагола. Движение как будто есть, но оно застыло, как на картине: жеребята не бегут, их бег просто запечатлён раз и навсегда, как и кружева пены, и парус над водою. значительное Образ пространство: ряд оград ­ бесконечен, синие горы ­ далеки, а зов колокола звучит в высокой небесной лазури. И при этом ­ какое обилие красочных определений. Горы в стихотворении синие,   ветряк   ­   алый,   дол   ­   светло­зелёный,   овцы   ­   белей молока,   небо   ­   лазурное,   зов   колоколов   ­   медный. Красочность,   буквально пронизывают этот поэтический пейзаж. Романс   К.   созданный   на   основе   этого стихотворения, придаёт поэтическому образу ещё большую выразительность.   Композитор   вносит   элемент   движения, живого и весёлого.   живописность   зримость,   Дебюсси,Начальные звуки аккомпанемента напоминают узор ­ то ли рисунок   бесконечных   оград,   то   ли   кружева   пены.   Но   мы чувствуем,   что   этот   узор   определённо   связан   с   образами стихотворения. Слушание: К. Дебюсси. «Оград бесконечный ряд». Слова П. Верлена. Фортепианное вступление. Свежесть   звучания   непостижимым   образом   передаёт   не только   краски   моря,   но   и   его   терпкий   аромат,   и   запах морского   ветра,   всю   лёгкость   и   воздушность   солнечной морской   стихии.   Тонко   и   выразительно   в   заключении романса   звучат   воскресные   колокола:   их   звон,   нежный   и негромкий, доносится откуда­то издалека и растворяется в безбрежной лазури пространства. Итог урока: Итак, мы видим, что пейзаж в музыке присутствует во всем богатстве  своих проявлений ­   и как «пейзаж настроения»(например, у Чайковского), созвучный пейзажным полотнам И.   Левитана   и   В.   Серова,   и   как   динамичный   пейзаж, передающий   процессы,   происходящие   в   природе   (у Стравинского),   и   как   красочная   картина,   заключающая   в себе   многообразные   проявления   прелести   окружающего мира (у импрессионистов). Мы   рассмотрели   лишь   малую   часть   пейзажных   образов   в музыке, однако и она позволяет нам увидеть, сколь многому научилась музыка у живописи в передаче облика, видения природы.   И   может   быть,   благодаря   такой   музыке   и   наше восприятие   природы   становится   богаче,   полнее, эмоциональнее? Мы лучше начинаем видеть и чувствовать детали,   постигать   краски   и   настроения,   слышать   во   всем своеобразную музыку. «Ничто  по музыкальности  не  может  сравниться  с  закатом солнца»,   ­   писал   К.   Дебюсси,   и   эта   музыкальностьвосприятия   мира   становится   равной   восприятию   его безграничной красоты. Вопросы и задания: 1. Какие признаки отличают музыкальный пейзаж у  композиторов­импрессионистов? Объясните на примере  пьес «Игра воды» М. Равеля и «Облака» К. Дебюсси. 2. Какой характер придаёт тембр английского рожка  пейзажу в пьесе «Облака»? 3. Что нового внесла музыка в поэтический пейзаж  стихотворения П. Верлена «Оград бесконечный ряд…»? 4. Какие музыкальные произведения на пейзажную тему  вам известны? Запишите свой ответ в  «Дневнике  музыкальных наблюдений». Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантовЦели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного   искусства;   рассуждать   об   общности   и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства; самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме. Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент: Слушание:  М.  Мусоргский.  «Гном» из цикла  «Картинки  с выставки». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полнотыжизни...»                                            (И. В. Гёте) Сообщение темы урока: ­   Ребята,   как   вы   думаете,   есть   ли   что­то   общее   в изображении   природы   на   картинах   и   в   музыкальных произведениях? (Думаем,   что   да.   Потому   что   природа передаёт то или иное настроение. А каково оно ­ можно услышать в музыке и увидеть на картине.) Работа по теме урока. 1. Природа в искусстве. Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы   ни   манила   художников   стихия   моря,   как   бы   ни очаровывала   душу   лунная   ночь   ­   все   эти   образы,   будучи запечатлёнными  на холсте, в стихах  или звуках, вызывали сложные   чувства,   переживания,   настроения.   Природа   вискусстве   одухотворена,   она   печальна   или   радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек. Однажды ты проснёшься в изумленье, Услышишь птичьи трели на лугу. И сердце затрепещет в восхищенье – Вокруг всё в бело­розовом снегу! Что стало в одночасье вдруг с природой? Откуда столько света и тепла? Преодолев мороз и непогоду, Пушистой пеной вишня расцвела! Собой заполонила всё пространство, Взметнув цветов фонтаны в вышину! Накинув ароматное убранство, Приветствует красавицу Весну! Принарядившись белыми цветами, Невеста юная к себе манит.И замирает сердце под ветвями. Любовь, Надежду и Мечту хранит! (Т. Лаврова) Тема   природы   издавна   привлекала   музыкантов.   Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы. Звукоизобразительность   как   подражание   звукам   природы можно найти уже в музыке XV века ­ например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей». Слушание: К. Жанекен. «Пение птиц». Постепенно   помимо   подражания   звукам   природы   музыка научилась вызывать зрительные впечатления. В ней природа не   только   зазвучала,   но   и   заиграла   красками,   цветами, бликами ­ стала зримой. Есть даже такое выражение ­ «музыкальная живопись». Это выражение   композитора   и   критика   А.   Серова   не   простометафора;   оно   отражает   возросшую   выразительность музыки,   открывшей   для   себя   ещё  одну   образную   сферу   – пространственно­изобразительную. 2. Времена года.   связанных   с Среди   ярких   музыкальных   картин, изображением   природы,­   цикл   П.   Чайковского   «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного   из   месяцев   года,   причём   этот   образ   чаще   всего передан через пейзаж. По программе, предложенной нотным издателем, он написал свой   знаменитый   фортепианный   цикл.   В   этих   небольших пьесах,   напоминающих   музыкальные   акварели,   отражено настроение сезона – зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее раздолье,   осенняя   грусть.   Композитор   вложил   в   них   всю свою   огромную   любовь   ко   всему   родному   ­   к   русскому человеку,   русской   природе,   русским   обычаям.   Каждой   из двенадцати   миниатюр   предпосланы   заголовок   и   эпиграф,раскрывающие характер музыки, строчки из стихотворения русских поэтов.   музыка Несмотря   на   поэтический   первоисточник, Чайковского   ярко   живописна   ­   и   в   обобщённо­ эмоциональном   плане,   связанном   с   «образом»   каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности. Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова: Голубенький, чистый Подснежник­цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние грёзы О горе былом И первые грёзы О счастье ином...Как   это   часто   бывает   в   лирической   поэзии,   образ   ранней весны,   первого   весеннего   цветка   связывается   с пробуждением   сил   человека   после   зимнего   оцепенения, сумрака морозов и вьюг ­ к новым чувствам, свету, солнцу. Слушание:   П.   Чайковский.   «Апрель.   Подснежник»   из фортепианного цикла «Времена года». ­   Как   звучало   это   произведение,   какие   чувства   хотел передать   композитор   своей   музыкой? (Музыка   звучала очень   нежно,   будто   цветок действительно   тянется   к   солнышку   и   постепенно распускает   свои   лепестки.   Средняя   часть   звучала несколько   взволнованно,   слышно   журчание   ручья,   звон капели.) Правильно, строки поэта Майкова претворяются в нежной мелодии, которая передаёт живое дыхание весны. Мы словно видим   маленький   беспомощный   цветок,   пробивающийся   к свету из­под снега.   Казалось,   светло.«Протокольная   правда   никому   не   нужна,   ­   говорил   Исаак Левитан. Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую   тропинку».   Посмотрите   на   репродукцию   картины «Весна. Большая вода», удивительно светлые, чистые тона нашёл   композитор   для   передачи   более   поздней   весны. Вспомните   ещё   одну   картину   Левитана,   которая   имеет музыкальное   название. («Вечерний   звон»,   эта   картина тоже звучит.) Левитана   по   праву   называют   непревзойденным   мастером настроения в живописи. Его часто сравнивают с Чайковским, в   музыке   которого   русская   природа   нашла   удивительно сердечное   выражение.   И   художнику,   и   композитору, каждому средствами своего искусства, удалось спеть свою песнь в искусстве ­ лирическую песнь русской души. 3. Образы природы. Если   музыка   Чайковского   ­   при   всей   её   яркой изобразительности   ­   все   же   направлена   на   передачуструктура, настроения,   переживания,   вызванного   первым   цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный. Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама   форма   его,   цветок   как видение, как явление не   может   не   найти   своего   воплощения   в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё   без   исключения,   что   может   испытать,   пережить, продумать и прочувствовать человек. Форма   цветка,   видение   цветка   осязаемо   присутствует   во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное   явление   природы   –   распускание   бутонов, стебельков   ­   запечатлено   в   этой   музыке,   передающей,   по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».Начальная   тема­наигрыш,   исполняемая   фаготом,   по   своим очертаниям   напоминает   строение   стебелька,   который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому, как стебель   растения   постепенно   обрастает   листьями, мелодическая   линия   на   протяжении   всего   звучания   также «обрастает»   мелодическими   подголосками.   Свирельные пастушьи   наигрыши   постепенно   превращаются   в   густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье. Слушание:   И.   Стравинский.   «Поцелуй   земли»   из   балета «Весна священная». «Пейзаж не имеет цели,­ говорил Саврасов,­ если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком,   отвечающим   сердечным   чувствам.   Это   трудно выразить словом, это так похоже на музыку». Итог урока:Пейзаж   в   музыке,   наверное,   можно   уподобить   пейзажу   в произведениях   живописи   ­   так   разнообразны   картины природы,   к   которым   обращались   композиторы.   Не   только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо ­ всё находит своё звуковое   выражение,   порой   буквально   поражающее изобразительной   точностью   и   силой   воздействия   на слушателя. Вопросы и задания: 1. Можно ли считать, что пейзаж в искусстве – это точная копия картины природы? 2. Почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве? 3. Каким предстаёт апрель в пьесе П. Чайковского из цикла «Времена года»? Какие чувства вызывает эта музыка?4. Почему   музыка   И.   Стравинского   воспринимается   как настоящая «картина весеннего произрастания»? 5. Подбери   поэтические   и   живописные   произведения   на пейзажную тему, которые вам известны. 6. Выполните   задание   в   «Дневнике   музыкальных наблюдений», стр. 28.Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека? Цели   урока:   анализировать   многообразие   связей   музыки   и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между   художественными   образами   музыки   и   другими видами   искусства;   различать   характерные   признаки   видов искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике); воспринимать   и   сравнивать   разнообразные   по   смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки. Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал. Ход урока:Организационный момент: Слушание: К. Дебюсси. «Паруса». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений, но они полны также мыслей и образов»                                                (Н. Римский­Корсаков)   Сообщение темы урока: ­   Как   вы   думаете,   ребята,   а   может   ли   музыка   выразить характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить. Работа по теме урока:­   Рассматривая   картину,   мы   включаем   все   наши   органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что   происходит   на   полотне.   Наш   взгляд,   по   образному определению   Александра   Ивановича   Герцена,   становится «слушающим». Ребята,   всмотритесь   внимательно   в   картину   Ильи   Репина «Протодьякон»,   кого   вы   видите   перед   собой,   опишите. (Перед нами портрет протодьякона ­ это духовный чин в православной   церкви.   Мы   видим   пожилого   человека,   с длинной   седой   бородой,   грузного,   у   него   сердитое выражение лица, которое придают ему изогнутые брови. У   него   крупный   нос,   большие   руки   ­   в   общем­то, мрачноватый   портрет.   Наверное,   у   него   низкий   голос, может, даже бас.) Вы   правильно   всё   увидели   и   даже   услышали   его   низкий голос.   Так   вот,   ребята,   когда   эта   картина   появилась   на известный выставке художников­передвижников,музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» ­ Варлаама. Точно так же отреагировал   и   Модест   Петрович   Мусоргский,   увидев «Протодьякона»   он   воскликнул:   «Так   ведь   это   же   мой Варлаамище!» Как   вы   думаете,   что   позволило   этим   двум   глубоким   и метким   наблюдателям   увидеть   в   портрете   сходство   с персонажем оперы «Борис Годунов»? Наверное то, что каждому из произведений ­ и пушкинскому «Борису Годунову», и одноименной опере Мусоргского, и «Протодьякону» Репина присуща одна важная особенность ­ ярко   и   достоверно   ­   словом,   музыкой,   изображением показывать характер человека. Между Варлаамом и Протодьяконом есть, конечно, общее, связанное не только с характером. Протодьякон ­ духовный чин. Варлаам ­ монах, бежавший из монастыря и загулявший в   корчме   на   литовской   границе.   Он   подобен   персонажуРепина ­ огромный, пузатый, «лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое». Однако ­ не это самое главное, что роднит и сближает эти в общем­то самостоятельные образы, возникшие независимо друг от друга. Главное между ними ­ необузданность   нрава,   грубость   натуры,   склонной   к обжорству и разгулу. Послушайте, как в опере Мусоргского поёт Варлаам свою знаменитую   песню   «Как   во   городе   было   во   Казани». Обратите   внимание   на   тембр   его   голоса,   на   особенности музыки   –   буйной,   необузданной,   нарочито   громкой. Отметьте и манеру исполнения: ведь артист всегда старается подчеркнуть самое важное в характере героя. Слушание: М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов». ­ Каким предстал перед вами Варлаам?  (Шумным, буйным, с необузданным нравом.)Вспомните,   какую   роль   играют   детали   в   произведениях изобразительного   искусства,   как   они   дополняют   облик героя,   сливаются   с   ним,   сообщают   нечто   такое,   что невозможно передать иными средствами. Например, известная картина «Девочка с персиками» ­ разве это   не   единый   образ?   Нежность,   юность,   ласковое   солнце буквально   пронизывают   картину,   где   каждая   подробность, каждый штрих наполнены обаянием главной героини. А вот совсем другой музыкальный портрет. Его   «нарисовал»   великий   мастер   вокальной   лирики   Ф. Шуберт. В центре изображения ­ Маргарита, сидящая за прялкой и поющая о своей любви. Если   портретные   черты   Варлаама   передавались   через характер   музыки   и   манеру   её   исполнения,   то   в   песне «Маргарита за прялкой» важно все: и смысл слов, и характери   яркая   изобразительность   музыкального мелодии, исполнения. Портрет Маргариты в этой песне рисуется на фоне важной бытовой детали ­ жужжащего веретена. Слушание: Ф. Шуберт. «Маргарита за прялкой». Слова И. В. Гёте. Маргарита   тоже   находится   в   ряду   обаятельных   женских образов. Но ей, уже познавшей любовь и страдание, присуща большая   глубина   и   эмоциональность.   Её   песня   ­   образ, картина,   внешний   включающая   несколько   планов: (изобразительный), лирический, психологический. Изобразительность, как нередко бывает в вокальной музыке, заключена в музыке аккомпанемента: уже с первых тактов мы   как   будто   видим   и   слышим   прялку   с   её   мерным жужжанием.   На   этом   фоне   звучит   лирическая   исповедь одинокой девушки, тоскующей о своём возлюбленном.Все богатство её любви, все оттенки настроений от затаённой грусти до могучих взлётов чувства – переданы в вокальной партии.   Но   при   всей   динамичности   этого   лирического высказывания,   при   всех   взлётах   и   кульминациях мелодической   линии   мы   вновь   и   вновь   возвращаемся   к жужжанию   прялки   –   первоначальному   мотиву, обрамляющему этот одухотворённый музыкальный портрет. Если музыкальные изображения Варлаама и Маргариты были опосредованы   словесным   текстом,   то   в   следующем произведении   музыкальный   портрет   осуществляется   без помощи слов. «Гном» из фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки» ­ музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с огромной художественной силой. Он написан под впечатлением картины В. Гартмана.  Это не только   «картинки,   написанные   музыкантом,   но   это маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явленийжизни, ­ сквозь звуки как бы просвечивает душа событий, душа вещей»,­ писал Б. Асафьев. Мы   уже   говорили,   что   не   только   в   музыке,   но   и   в изобразительном   искусстве   важно   не   просто   изображение, передача   внешнего   облика,   а   проникновение   в   глубинную, душевную   сущность   персонажа.   Пьеса   «Гном»   ­   один   из примеров такого произведения. Слушание:  М.  Мусоргский.  «Гном» из цикла  «Картинки  с выставки». Сквозь   хромающую   походку   и   угловатые   прыжки фантастического уродца неожиданно проглядывает глубокое страдание ­ уже совсем не сказочное, а живое, человеческое. Музыка   резко   меняет   свой   характер:   изломанные, причудливые   ритмы   и   скачки,   имеющие   ярко изобразительный   характер,   уступают   место   нисходящему движению   аккордов,   звучание   которых   проникнуто интонацией щемящей тоски, боли, одиночества.«Гном»   Мусоргского   –   это   уже   не   простая   иллюстрация картины   В.   Гартмана,   это   значительное   развитие   и углубление   образа,   о   котором   в   своей   короткой   пьесе композитор успел сказать столь многое. Вопросы и задания: 1. Почему некоторые музыкальные произведения обладают яркой портретностью? 2. Какие музыкальные жанры наиболее способны передать портретные черты героя? 3. Что   общего   между   портретами   «Протодьякона»   И. Репина и Варлаама М. Мусоргского? 4. Как   музыка   передаёт   портрет   Гнома   в   пьесе   М. Мусоргского? О чём, по­вашему, больше говорит музыка – о внешнем облике Гнома или о его внутреннем мире?5. Назовите   произведения,   изученные   ранее,   в   которых средствами   музыки   воплощаются   портреты   героев (персонажей). 6. Выполните   задание   в   «Дневнике   музыкальных произведений» ­ стр. 26­27. Музыка   и   изобразительное   искусство.   Музыка   ­   сестра живописи. Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного   искусства;   воспринимать   и   выявлятьвнутренние   связи   между   музыкой   и   изобразительным искусством;   рассуждать   об   общности   и   различии   «планов содержания   и   выражения   музыки   и   изобразительного искусства; понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи. Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент: Слушание: О. Лассо «Эхо». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия»                                        (Микеланджело Буаноротти) Сообщение темы урока:­   Эпиграфом   нашего   сегодняшнего   урока   являются   слова великого   итальянского   художника   Микеланджело Буонарроти. Он подсказывает тему нашего урока ­ «Музыка ­ сестра живописи». Работа по теме урока: 1. Повторение изученного материала. ­   Мелодии   обычно   вызывают   у   слушателя   определённые мысли   и   чувства,   рождают   воспоминания,   смутные   либо более или менее ясные картины когда­то увиденного. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего   художника   и   сама   картина   приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как будто звучит музыка. Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке Римский­Корсаков   считал   несомненной.   Много   общего между музыкой и живописью мы найдем даже в терминах,употребляемых музыкантами и художниками. И те, и другие, говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений. На прошлом уроке мы с вами начали разговор о том, что общего есть у живописи и музыки. Какие общие черты вы можете назвать? (Динамика ­ распределение в произведении уровней   громкости,   которые   называются   оттенками   и нюансами, точно такие же понятия есть и в музыке.) Конечно, в музыке своя шкала, а в живописи своя. Давайте представим   себя   переводчиками   итальянского   языка   и попробуем   итальянские слова. (Учитель   показывает   карточки   с   оттенками музыкальной динамики, а дети отвечают). 2. Рельеф и фон. ­ Если сравнивать произведения живописи и музыки с точки зрения динамики, становится понятно, что объект, который некоторые   перевестиизображён на переднем плане картины, «звучит» (если можно так выразиться) громче, чем то, что является фоном. Посмотрите   внимательно   на   репродукцию   картины   Клода Моне «Стог сена в Живерни». Что вы видите на переднем плане, а что на заднем? (На переднем плане мы видим стог сена, если сравнить с нюансами в музыке ­ форте, чуть дальше ­ белёные деревенские домики (умеренно громко), ещё   дальше   ­   лес   (умеренно   тихо),   совсем   далеко   – неясные очертания (предельно тихо). Сочетание   на   картине   приближённых   и   отдалённых предметов составляют рельеф (передний план) и фон (задний план) произведения. А не вспомните ли вы направление художников, к которым принадлежит Клод Моне, нарисовавший эту картину? (Это направление   называется   импрессионизм,   изображение передаётся в движении.)В   музыке,   помимо   простого   эффекта   эха,   они   находят воплощение   в   сочетании   солирующего   голоса   и инструментального   или   хорового   сопровождения,   в организации   оперной   драматургии,   где   на   фоне   сквозных сцен порой возникает крупный план ­ арии, ариозо, ансамбли, в последовательности  главной   и  побочной   тем  в  сонатной форме. Послушайте  фрагмент  из II  части   Первого фортепианного концерта П. И. Чайковского. Слушание: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть. Партию солирующего голоса в начале этой части исполняет флейта,   которая   звучит   на   фоне   лёгкого   оркестрового сопровождения. Нежная мелодия начальной темы, звучащая на   переднем   плане   и   проходящей   затем   у   других инструментов,   определяет   характер   этой   музыки.   А   роль оркестра от начала до конца остаётся фоновой.В литературе сочетание рельефа и фона проявляет себя в отношениях   центральных   и   второстепенных   персонажей, действий, картин. Однако   понятие   «второстепенный»   в   искусстве   носит условный   характер.   В   любом   подлинно   художественном произведении роль фона по отношению к крупному плану ­ не   механически­иллюстративная,   а   смысловая.   Не   бывает случайным   выбор   деталей   у   художника,   даже   если   это просто   обрамляющий   пейзаж,   подробности   одежды   или интерьера   жилища.   Вот,   например,   картина   П.   Федотова «Завтрак аристократа», Как много можно увидеть в таких, казалось бы, незначительных вещах, как надкусанный кусок хлеба   ­   единственная   еда   обедневшего   аристократа, соседствующая   с   книгой   об   устрицах!   А   прекрасный интерьер   его   комнаты   ­   не   просто   рамка,   в   которую помещено изображение человеческой фигуры, а самоценныймир   превосходных   предметов,   ярко   контрастирующих   с комизмом сюжета. 3. Понятие контраста. ­   Сегодня   мы   с   вами   познакомимся   ещё   с   одним универсальным   понятием,   а   называется   оно   ­   контраст,   в литературе ­ антоним (темно ­ светло, высоко ­ низко, далеко ­ близко...). В   живописи   контраст   ­   это   сопоставление   цветов   или масштабов.   В   музыке   ­   сопоставление   мажора   и   минора, быстрого   и   медленного   темпов,   громкого   или   тихого звучания (динамики), высоких или низких звуков. Посмотрите внимательно на картину Эдуарда Николаевича Дробицкого   «Жизнь   и   смерть».   Здесь   вы   видите противопоставление двух вечных философских категорий. В чём здесь контраст? То, как они соотносятся между собой, нашло своё пластическое выражение во множестве деталей.Контраст   светлого   и   тёмного   на   этой   картине   подобен контрасту света и тени: светлая фигура Жизни обладает и подробно   выраженными   чертами   лица   ­   мягкого, женственного, и детальностью в изображении одежды и даже причёски. Тёмная   фигура   Смерти   представляет   только   силуэт   ­   без лица,   без   деталей,   но   этот   силуэт   точно   соответствует силуэту   светлой   фигуры.   Единственная   подробность сосредоточена в руках темной фигуры ­ предметы, которые здесь   изображены,   символизируют   возможный   итог   жизни: богатство,   множество   исписанных   страниц.   Светлая   же фигура таит только возможности ­ в её руках лишь зародыш жизни ­ со всеми будущими делами и свершениями. Контраст   присутствует   почти   в   каждом   музыкальном произведении. Даже в тех фрагментах, которые вы слушали в этом   году,   можно   найти   смены   настроения,   темпа   или громкости, например, в мазурках М. Глинки и Ф. Шопена.Очень яркий пример музыкального контраста дан в пьесе М. Мусоргского   «Два   еврея,   богатый   и   бедный»   из фортепианного   цикла   «Картинки   с   выставки».   Контраст заложен уже в самом названии – богатый и бедный. Музыка   этой   пьесы   рисует   характеры   двух   очень   разных людей.   Образ   первого   –   богатого   –   отличает   уверенное, громкое,   важное   звучание.   Второй   –   бедный   –   изображён жалкой, просящей, суетливой интонацией. Неравенство   образов   выражается   и   в   том,   что   богатый оказывается сильнее. Его музыкальная тема поглощает тему бедного   и   завершает   пьесу   не   просто   уверенно,   а победоносно.   Эта   сценка   производит   столь   зримое впечатление,   что   становится   понятной   яркая выразительность музыкального контраста. Слушание: М. Мусоргский. «Два еврея, богатый и бедный» из цикла «Картинки с выставки».­   Контраст   можно   также   найти   в   многочисленных «пейзажных»   пьесах.   Таким   примером   как   раз   является прелюдия Клода Дебюсси «Паруса». «Это более чем музыка, ­ писал композитор Мясковский о своих впечатлениях от сочинений К. Дебюсси, ­ и, выходя из концерта, чувствуешь себя окрылённым, освежённым, будто глотнул чистого, бодрящего воздуха моря, рощ, лугов». Французский композитор Клод Ашиль Дебюсси был одним из   самых   значительных   французских   композиторов, повлиявших   на   развитие   музыки   ХХ   века, основоположником музыкального импрессионизма. Дебюсси, как   и   художники­импрессионисты,   стремился   передавать свои впечатления от окружающего мира. Слушание: К. Дебюсси. «Паруса». Яркая   живописность   прелюдии,   разумеется,   заключена   не только в простом приёме сопоставления регистров. Однакопервоначальный   «эскиз»   произведения­именно   в   контрасте светлого,   надуваемого   морским   ветром   паруса   и   темной глади воды, всего необозримого пространства моря. Когда   мы   говорим   о   регистрах,   мы   употребляем   слова «высокий»,   «низкий»,   «средний».   Понятие   «высота» применимо не только к регистрам, но ко всем музыкальным тонам.   «3вуковысотность»   ­   одно   из   ключевых   понятий музыки   ­   означает   распределение   музыкальных   звуков   в пространстве. Известно, что музыка строится всего на семи нотах: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ноты   различаются   между   собой   по   высоте   –   каждая последующая   нота   гаммы   выше   предыдущей.   Но   ведь   это означает,   что   в   основе   звукового   различия   также   лежит пространственное   понятие.   Высокое   и   низкое   звучание голоса, хора, оркестра ­ это основа выразительности музыки, и   наряду   с   движением   во   времени   (ритмом)   существуетдвижение   музыки   в   пространстве:   вниз   ­   к   сумрачному рокоту басов, вверх ­ к сияющей звонкости высоких голосов. Не случайно первые образцы музыки, сочетающей эти голоса в   одновременности,   возникли   в   пространстве   соборов,   в своей архитектуре отражающих стремление ввысь. Может   быть,   поэтому   великий   мыслитель   Гёте   говорил   о том, что архитектура ­ это застывшая музыка, так настаивал на   родстве   архитектуры   и   музыки:   собор   как   символ умолкнувшей   музыки,   музыка   как   устремление   линий собора. Итог урока: Говоря о влиянии живописи на музыку, нужно сказать, что многие   понятия   из   области   живописи   вошли   и   в   музыку. Музыканты сделали своим достоянием слова, ранее бывшие исключительной принадлежностью художников: гамма, тон и полутон,   оттенок   и   нюанс,   музыкальная   краска,   колорит, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные мелодии.Так   музыкальное   пространство   получило   не   только очертания, оно обрело своих «обитателей», которые имеют свой неповторимый облик, цвет, колорит. Музыкальное   пространство   дышит   и   пульсирует, расширяется и сужается, поражает красочностью звуковых сочетаний   и   истончается   до   одного­единственного   звука. Искусство   звучащего   пространства   ­   такое   определение вполне подходит для музыки, давно уже отданной во власть хоровых   и   оркестровых   исполнений.   Но   даже   помимо сложных   многоголосных   произведений:   разве   одинокий поющий голос ­ это не звучащее пространство? Пространственные   возможности   музыки,   присущее   ей свойство   звуковой   изобразительности,­   в   этом   состоит причина   того,   что   музыке   подвластно   воплощение   идей изобразительного   искусства.   Смотрим   ли   мы   портрет, любуемся пейзажем или натюрмортом ­ во всех этих образахесть своя музыкальность, и все это по­своему может быть передано в звуках. Вопросы и задания: 1. В чём заключается «рельеф и фон» звучания во II части Первого фортепианного концерта П. Чайковского? 2. В   чём   может   проявлять   себя   контраст   в   музыке? Объясните на примере пьесы М. Мусоргского «Два еврея, богатый и бедный». 3. Какими   средствами   может   быть   выражен   контраст   в музыке?   Что   общего   между   контрастом   в   музыке   и контрастом в изобразительном искусстве? 4. Что в звучании прелюдии К.   Дебюсси «Паруса» можно уподобить переднему плану (рельефу), а что ­ фону? 5. Выполните   задание   в   «Дневнике   музыкальных наблюдений», стр. 24­25.Образы живописи в музыке. Цели   урока:   исследовать   значение   изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов; находить ассоциативные   связи   между   художественными   образами музыки   и   другими   видами   искусства;   анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства; понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в исполнении. Материалы   к   уроку:   портреты   композиторов,   писателей, репродукции картин, музыкальный материал. Ход урока. Организационный момент. Слушание: песня «Слово и нота» в исп. А. Иванова (музыка и слова Михаила Шелега).Где найти мне такое слово, Чтобы скептик не мог оспорить, Чтобы даже самого злого Слово это могло успокоить? Разбудило б любовь и нежность, Подарило бы веру снова, Чтоб вселяло в сердца надежду, Где найти мне такое слово? Ночью, когда за окном стемнеет, Ночью, когда лишь Луна и звёзды, Слово это над миром реет, Словно птица, пронзая воздух. Ночью, когда засыпает город, Ночью, когда сон смыкает вежды, Я в тишине разыщу это слово ­ Слово Веры, Любви и Надежды, Слово Веры, Любви и Надежды.Где найти мне такую ноту И так к слову её поставить, Чтоб сердца пригласить к полёту, Чтобы души летать заставить? Чтоб струной натянулась тонко, Не сфальшивила б ни на йоту, Чтоб звучала легко и звонко, Где найти мне такую ноту? Утром проявится дня рисунок, Утром, когда горизонт проснётся, На золотых лучах, как на струнах, Ноту эту сыграет солнце. Утром, когда всколыхнёт природу Птичий гомон светло и нежно, Я в пеньи птиц разыщу эту ноту ­ Ноту Веры, Любви и Надежды, Ноту Веры, Любви и Надежды.Утром, когда всколыхнёт природу, Птичий гомон светло и нежно, Я в пеньи птиц разыщу эту ноту ­ Ноту Веры, Любви и Надежды, Ноту Веры, Любви и Надежды. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки такой постичь!»                                           (Г. Гессе) Сообщение темы урока. ­   Все   художественные   произведения   –   и   музыки,   и изобразительного искусства, и литературы – рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь. Понять по­настоящему произведение искусства – значит проникнуться его содержанием, осознать, на какой жизненной почве оно возникло и выросло. Связь   музыки   и   литературы   бесспорна   и   очевидна,   а   вот музыка   и   изобразительное   искусство   образуют   более сложный союз. Сегодня мы и поговорим об этом союзе. Работа по теме урока. 1. Связь музыки и изобразительного искусства. ­   Музыка   и   поэзия   ­   искусства   временные,   они взаимодействуют в едином потоке звучания, едином биении ритмического пульса. Изобразительное искусство ­ явление пространственное, это цвет, линии и формы. Вроде бы ничего общего с музыкой, у которой   своя   художественная   область.   Встретиться   они, конечно, могут, например, в опере, балете, либо в другомгде   действие   требует   и музыкальном   спектакле, музыкального выражения, и декоративного оформления. Изучая различные музыкальные произведения, мы встречаем в ней не только песни и сказки, поэмы и баллады, не только оперы,   навеянные   литературными   образами   ­   такие,   как, например, «Снегурочка» Н. Римского­Корсакова, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Орфей и Эвридика» К. Глюка. В   музыке   давно   существуют   симфонические картины и этюды­картины, фрески и эстамп, музыкальные портреты. Названия   музыкальных   произведений   отражают вдохновившие   их   образы:   «Лес»   и   «Море»   А.   Глазунова, «Облака» и «Туманы» К. Дебюсси, «Богатырские ворота в Киеве», «Старый замок» М. Мусоргского… Выходит,   не   только   литература,   но   и   изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания? 2. Музыка и пейзаж.­ Откройте учебники на стр. 145 и прочитайте, что написал немецкий поэт­романтик Людвиг Тик о Звуке и Цвете. «Что завистливо разделила воля богов, соединяет богиня Фантазия, так что каждый Звук знает свой Цвет, сквозь каждый листок просвечивает сладостный Голос, зовущий собратьями   Цвет,   Пенье,   Аромат»,­   писал   немецкий поэт­романтик Людвиг Тик. Он   имел   в   виду,   что   каждое   искусство   выражает   своё: живопись – цвет, поэзия – слово, музыка – звук. Поэтический пейзаж. Разделив звук и цвет, проведя границы между искусствами, боги не затронули мир природы, который живёт и дышит в единстве   своих   проявлений.   Каждое   искусство,   стремясь создать   свой   собственный   полноценный   мир,   способно сказать больше того, что ему традиционно приписывают.­   Прочитайте   отрывок   из   романа   А.   Пушкина   «Евгений Онегин». (Учащиеся самостоятельно читают отрывок). Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идёт волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. ­   Как   описывает   автор   краски   зимы? (Очень   поэтично, живописно, образно.) Так   описывал   А.   Пушкин   яркие   картины   приходы   зимы. Приведённый отрывок – настоящий поэтический пейзаж. Внём   каждая   строка   наделена   живописным   образом.   Зима предстаёт как величественное снежное царство. На ветвях, на полях и холмах – всюду бескрайний снежный покров. Даже на этом маленьком примере видно, что у литературы достаточно изобразительных средств – её красочные эпитеты и метафоры рисуют яркий зрительный образ. Пейзаж музыкальный. Но   ведь   по­своему   ярки   и   музыкальные   пейзажи.   Какие цветы, какие  снежинки  порой можно «увидеть» в музыке! Вот   один   из   «зимних»   музыкальных   пейзажей   –   Вариация Феи зимы из балета С. Прокофьева «Золушка». Слушание:   Вариация   Феи   зимы   из   балета   С.   Прокофьева «Золушка». В этой музыке мы почти видим, как волшебница зима плетёт узорное снежное кружево. Музыка очаровывает нас плавным движением – лёгкая метель исполняет свой сказочный танец.3. Музыка и пространство. Существует   изречение   И.   В.   Гёте:   «Архитектура   –   это онемевшая музыка». Столь яркое, образное сравнение, если только   это   не   дань   поэтическому   красноречию,   рождает целый ряд вопросов. Можно   ли   уподобить   музыкальное   произведение архитектурному сооружению? Что такое «музыкальное пространство»? Как оно выражает себя в звуках? Приходилось ли вам когда­нибудь слышать эхо? Вспомните, где его можно услышать. Наверное, прежде всего вы назовёте лес или горы, где есть большое пространство, далеко разносящее звуки природы. В чём заключается особое звучание эха? Оно бывает близким и далёким, звонким и глухим. В нём мы слышим   собственный   голос,   далёкий   и   близкий   –   в