Урок "Застывшая музыка"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Застывшая музыка» Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний Форма урока: виртуальная экскурсия Методы обучения: словесные, наглядные, поисковые Цель: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры Задачи: образовательные: познакомить детей с жанром «полифония», «а капелла». развивающие: развивать навыки музыкального восприятия путём анализа; расширять музыкальный кругозор учащихся; формировать исполнительские навыки. воспитательные: воспитывать музыкальный вкус; формировать позитивное отношение к классической музыке. коррекционные: развивать интеллектуальные и эмоциональные возможности детей развивать в детях чувство прекрасного; Планируемые результаты: Предметные:научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, находить взаимосвязи между различными видами искусств, передавать характер звучания пьес и песен, закрепят понятия «архитектура, органная музыка, а-капелла». Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата, самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать. Регулятивные действия: самостоятельно определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция, участие в проектно-исследовательской деятельности. Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее, анализ, синтез, сравнение, формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, уметь доказывать. Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, уметь оценивать друг друга. Оборудование: компьютер, презентация, портреты. Электронно-образовательные ресурсы: Информационные: презентация; звуковые: произведения из фонохрестоматии Е.Критской: григорианский хорал, И.С. Бах органная фуга соль минор, праздничны колокольный звон, С. В. Рахманинов « Богородица, дева радуйся». Информационные источники: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – 78с. – (Стандарты второго поколения). Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под редакцией Г. с. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам) Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М. :Просвещение, 2012. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс–М.: Просвещение, 2006. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5 класс. М. :Просвещение, 2014. Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М. : Просвещение, 2010. – 48с. (Стандарты второго поколения). Рабочая учебная программа по музыке 5 класс
Иконка файла материала 4.docx
Класс: 5  УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева,Т.С.Шмагина «Музыка» 5 класс Тема: «Застывшая музыка» Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний Форма урока: виртуальная экскурсия Методы обучения: словесные, наглядные, поисковые Цель: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры Задачи:        образовательные:        развивающие:          познакомить детей  с жанром «полифония», «а капелла». развивать навыки музыкального восприятия путём анализа; расширять музыкальный кругозор учащихся;    формировать исполнительские навыки.       воспитательные:  коррекционные: воспитывать музыкальный вкус;   формировать позитивное отношение к классической музыке.   развивать интеллектуальные и эмоциональные возможности детей  развивать в детях чувство прекрасного; Планируемые результаты: Предметные:научатся проводить интонационно­образный анализ музыкальных сочинений, находить взаимосвязи между различными видами искусств, передавать характер звучания пьес и песен,  закрепят   понятия «архитектура, органная музыка, а­капелла». Личностные действия: учебно­познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата, самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, проявление   эмоциональной отзывчивости, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать. Регулятивные   действия: самостоятельно   определять   цель   учебной   деятельности,   план   выполнения   заданий,   определять   правильность выполненного задания на основе образца, учиться   корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция, участие в проектно­исследовательской деятельности.Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее, анализ, синтез, сравнение, формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, уметь доказывать. Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, уметь оценивать друг друга. Оборудование: компьютер, презентация, портреты. Электронно­образовательные ресурсы:  Информационные: презентация;  звуковые:  произведения   из   фонохрестоматии   Е.Критской:  григорианский   хорал,   И.С.   Бах   органная   фуга   соль   минор,   праздничны колокольный звон, С. В. Рахманинов « Богородица, дева радуйся». Информационные источники:   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М­во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – 78с. – (Стандарты второго поколения).  Музыка.   Планируемые   результаты.   Система   заданий.   5   класс:   пособие   для   учителей   общеобразовательных   учреждений   /   Л.   Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под редакцией Г. с. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам) Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» ­ М. :Просвещение, 2012. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс–М.: Просвещение, 2006. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5 класс. М. :Просвещение, 2014.     Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М. : Просвещение, 2010. – 48с. (Стандарты второго поколения).  Рабочая учебная программа по музыке 5 классЭтапы Орг.момент Актуализация опорных знаний Деятельность учителя Ребята,   музыка   окружает   нас   везде,   она   в   наших душах и в наших мыслях, мы её слушаем и слышим.  Вслушайся: весь мир поёт – Шорох, свист и шелест, Музыка во всём живёт, Мир её волшебен. А как вы думаете, можем  ли мы увидеть её? С каким же видом искусства надо подружиться, что бы суметь увидеть музыку? А еще с каким? Послушайте     произведение   и   скажите,   где   можно услышать  эту музыку? Почему  в храме? Слайд 1. Деятельность учащихся Приветствуют учителя с изобразительным искусством на концерте, в храме музыка похожа на молитву,  мужское одноголосное пение, монотонность звучания Молодцы,   услышать в храме.   действительно   такую   музыку   можно Это звучал старинный Григорианский хорал на латинском языке.   архитектурное Ребята, скажите, что такое храм, как вы думаете?..... Храм   —   сооружение, предназначенное   для   совершения   богослужений   и религиозных обрядов.  Храм ­  архитектура. Давайте, тогда  попробуем определить тему урока. Ваше предположения, ваше мнение. Музыка в храме, музыкальный храм и т.д УУД Личностные: Развитие доброжелательности  и эмоционально­ нравственной  отзывчивости. Познавательные :   выдвигать  предположения  и формулировать  тему  урока. Коммуникативные:  оформлять свои мысли в  устной речи; Регулятивные:  формировать мнение в  устной речи; ориентироваться  в ситуацииТема записывается на доске (предполагаемая) Слайд 2. Посмотрите, на слайде изображены два храма.  Какие эти храмы?  А   как   вы   думаете,   в   этих   храмах   музыка   звучит одинаковая?  Почему?  Предположение записать на доске Как   будем   проверять   наше   предположение?     С помощью каких средств мы можем сравнить музыку и архитектуру?   Какие   средства   музыкальной   выразительности   вы знаете? Итак, мы готовы для сравнения? Какие   средства   музыкальной   выразительности подходят для описания этих храмов?  Называем. мелодия (музыкальная мысль)  – на фото плавные, “певучие”   линии,   соответствующие   русской песенности; ритм   (порядок)  –   все   элементы   (башни,   купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого; регистр,   какой   бывает   регистр?   –   большие   купола похожи   на   басы,   башни   –   на   средний   регистр, маленькие купола – на высокий; динамика   (громкость)   –   высокие   здания   здесь “громче”,   напряжённее,   чем   обычные   городские разные разная Выход на предположение, что музыка связана с архитектурой средства музыкальной выразительности мелодия, ритм, регистр, динамика, форма  и т. д Называют средства музыкальной выразительности и сравнивают с архитектурными зданиями высокий, средний, низкийпостройки; форма   (построение)   –   здания   похожи   на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно. Решение проблемы Послушайте музыку, опишите ваши чувства.  Слушание: И.С.Бах. Органная фуга Соль­минор Как звучит музыка? Слайды 3­11   сосредоточенность, покой, равновесие, слышится пространство сооружений, объёмность, мощь звучания Что помогало музыке звучать так мощно и сильно? инструмент – орган Как вы думаете, в каком храме может звучать эта музыка в левом или в правом? А почему? Слайд 12. Слайд 13. Перед   вами   готический   собор,   в   котором     звучит самый большой в мире инструмент – орган.  Он большой по высоте, чувствуется мощь и сила Познавательные:  анализировать, обобщать Регулятивные:  формировать мнение в  устной речи; Учатся размышлять,  слушать вопросы и  отвечать на них; Коммуникативные:  оформлять свои мысли в  устной речи; Ребята,   кто   знает,   какой   композитор   писал   много произведений для органа? Слайд 14. Слайд 15.   И.С.Бах   –   считается   одним     из   величайших “архитекторов” музыки . Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития, это как?  Можно сказать, сплетения равноправных мелодий? Что происходило с мелодиями? Давайте   обратим   внимание   на   то,   где,   в   каком И.С.Бах Мнения детейрегистре   возникла   тема   разговора,   и   что   с   ней происходило дальше?  Сокращённое повторное слушание фрагмента (1:15) Главная тема возникла в каком регистре? ­Эта тема звучала один раз? Как она повторялась? А   когда   вступали   темы   в   других   голосах, предыдущие голоса в этот момент замолкали? А как менялась динамика?  Давайте соберём всё воедино и изобразим эту музыку в рисунке:  Главная тема звучит в каком регистре. Одноголосный высокий “шпиль” темы, как можно изобразить, виде чего? Виде башни можно? Следующие   темы   отличаются   звучанием?   Как   они звучат? Как можно изобразить? Вспомните, звучание последней темы  Она звучит сначала в высоком регистре Нет, звучит несколько раз,  начало тем повторяется, после высокого звучит по ниже, потом звучит голос в среднем регистре, потом и в басах Нет, они продолжали звучать Чем больше голосов, тем громче, напряжённее дети совместно с учителем создают рисунок музыки готического собора  в высоком  немного ниже Башни поменьше, ниже самая низкая ­  басы, звучат  как основание, как фундамент Готический  соборВам это ничего не напоминает?  Молодцы, музыка И. С. Баха нам нарисовала   готический собор ­ это сейчас мы увидели своими  глазами. Слайд 16. Слайд 17. А теперь послушайте и скажите,  в каком храме  может звучать эта музыка? Звучит колокольный звон Слайд 18. Молодцы,   правильно,   в   левом   храме.   Перед   вами православный   собор.   Молодцы,   да   это   прозвучал колокольный звон. Слайд 19. Для чего служит колокольный звон?   Ребята, а какие колокольные звоны вы знаете? Как называется  колокольный звон, когда случается беда? А   как   называется,   когда   приглашает   всех   на праздник?  Какой   колокольный   звон   сейчас   прозвучал? Молодцы, праздничный. О чём нам говорит праздничный звон?  Православный Созывает верующих к службе; выражает торжество церковного богослужения; оповещает о времени совершения наиболее важных частей службы Набат Благовест, праздничный такой колокольный звон возвещает нам о православном праздникеА какие православные праздники вы знаете? Есть такой праздник   ­ Благовещение. В день этого библейского события архангел Гавриил принёс Деве Марии весть о том, что   вскоре   у   неё   родится   Сын   Божий.   Вот   как написано об этом в Евангелие: Слайд 20. “Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами”. (Евангелие от Луки) Как   вы   думаете,   какая   музыка   должна   звучать? Опишите её? Давайте   проверим   наше   предположение,   послушав музыку.          С.В. Рахманинов «Богородица, дево радуйся» Слайд 21­ 26 Правильные   слова   мы   подобрали   для   этой   музыки или нет?  Какие особенности этой музыки? Слайд 27. Ответы детей. Музыка напевная, мелодичная, тёплая звучит хор без сопровождения А как называется пение без сопровождения?  А каппелла Отличительная черта русской православной музыки  ­ пение без сопровождения (a capella) Сейчас прозвучало духовное произведение русского композитора   С.Рахманинова   “Богородица   Дева, радуйся”  Слайд 28. Похожа   ли   музыка   С.В.Рахманинова   на   музыку И.С.Баха?  Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная; живой голос, по сравнению с органом, более Познавательные: Извлечение из  прослушанной музыки  необходимой информации Регулятивные УУД Учатся воспринимать  музыку как образное  искусство Познавательные УУД Учатся сравнивать разные  музыкальные произведения, выявлять выразительные  возможности музыки,Хочется немного помолчать, правда?.  Как вы думаете, почему?  Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная тёплый, в нём чувствуется “человеческое”... обнаруживать общность  музыки и изобразительного  искусства. Теперь   давайте,   попробуем   нарисуем   музыку Рахманинова: Как начинается музыка? Поёт много голосов в начале или один?   Посмотрите на слайд. На что похож этот голос? – можно сказать, что  на большой купол? Дальше что происходит?  Хор что напоминает? –  Соединяем их, что получается? Православный храм. Слайд 29. Молодцы   ребята,  смотрите   сколько  мы   сегодня  на уроке успели сделать.. А что именно? Сравнивали   музыку   и   храмы,   почувствовали   её, описали и нарисовали музыку. Какой   вывод   можно   сделать   на   основе   этих сравнений? Вернёмся к нашему предположению. Музыка и архитектура взаимосвязаны между собой? Предположение подтвердилось? Молодцы? А можно наш урок назвать застывшей музыкой?  И   в   завершении   нашего   урока   я   предлагаю   вам заполнить синквейн на листочках. Первичное закрепление Рефлексия Поёт священнослужитель – низким голосом, солист. Вступает хор маленькие купола, которые находятся возле большого Ответ детей  Мнение детей Познавательные: Извлечение из  прослушанной музыки  необходимой информации Регулятивные УУД Учатся воспринимать  музыку как образное  искусство Пишут синквейн Регулятивные  Формирование уменияДомашнее задание   сообщение   о   музыкальности Подготовьте   архитектуры нашего города, опишите одно из зданий при помощи элементов музыкальной речи.  И   пусть   выполнению   этого   задания,   хорошему настрою   на   учебный   день       поможет   эта   песня. (звучит песня)               Песня «Я хочу услышать музыку» До свидания. Спасибо за урок! анализировать и оценивать  свою деятельность