Ход урока
слайд 1
1. Организационный момент.
- Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. У нас гости поприветствуем их.
Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на земле.
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне ( хором)
-Я рада, что у вас прекрасное настроение, а вот какое оно будет узнаем скоро.
II. Повторение
1.Игра «Перекличка букв»
( у детей на партах лежат карточки с названиями всех изученных букв)
-Встаньте гласные буквы (а, о,у, ы, я,и, е) – 7 чел. Слайд 2 проверка
- Сядьте Гласные смягчающие согласные . ( я, и, е) (3 чел.) щелчок пров. 3р
- сядьте Гласные с которыми согласные всегда твердые. ( а, у, о, ы).
- Встаньте Гласные, которые могут обозначать 2 звука. спасибо(я, е,) слайд 3
- встаньте Звонкие согласные. спасибо ( з,б, в, г) (4 чел). Слайд 4
- Встаньте Глухие согласные. спасибо (к, ч, п, )( 3 чел). Слайд 5
-Всегда мягкий согласный (ч) 1 чел проверка слайд 6
-Буква не обозначающая звука.(ь)1чел. Проверка щелчок.
- Чем отличаются буквы от звуков?
( В это время собрать картинки)
Слайд 7
Совсем немного времени осталось до самого весёлого, самого шумного и самого любимого праздника детворы. Какого? Послушайте историю, которая произошла накануне Новогоднего праздника, как-то гуляли дети во дворе и увидели нарядную ёлочку:(звучит музыка «В лесу родилась елочка» 1 куплет).
Смотрите, смотрите на ёлке «сыски» висят.(Анжелика)
(Миша): - Ха –ха –ха! Умру от смеха! Сыски! Ой, мне плохо! Сыски! Ха –ха –ха!
(Артём). -Ха-ха-ха! Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать, а она «сыски».
(Анжелика) - Я правильно сказала! Это просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски» а получается «сыски».
(Миша) - Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются. А я всё равно правильно говорю. Послушайте: -«хыхки». Ну что? Правда, здорово: «хыхки» я даже петь могу:
Ох, хыхечка зелёная,
Боюся, уколюсь.
(Анжелика прыгает от радости)- Неправильно надо «сыски», а ты говоришь «хыхки». (Миша) –Нет «хыхки», (Анжелика) – Нет «сыски».(Артём) Хватит спорить, ведь оба неправы. Никакие ни «сыски», никакие ни «хыхки», а просто – «фыфки».
-Интересный рассказ? Какое слово не могли выговорить дети? А вы догадались, какой звук не удавалось произнести ребятишкам? Назовите его.
Вы уже, наверное догадались какая тема урока.(дети формулируют тему урока).
Тема урока на слайде 8 ( учитель читает тему урока со слайда).
-С новым звуком [ш] и буквами, которые обозначают этот звук на письме, мы и познакомимся сегодня на уроке.
Работа со звуком (доска)
-Произнесите слово ШИШКИ. Назовите первый звук.
-Какой это звук? СОГЛАСНЫЙ
-Почему так считаете? (при произношении воздух встречает преграду)
-Определите, какой это звук по звонкости и глухости? ГЛУХОЙ
-Почему так думаете? (состоит из шума)
-Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару?
-Как это определить?(«включить» голос)
-Какой парный глухому согласному звуку Ш ? (звонкий Ж ) ПАРНЫЙ.
Вывод: звук [ш] согласный, глухой, парный.
Постановка проблемы, открытие новых знаний.
-Звук [ш] не простой, а с секретом.
-И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание:
-Чтобы нашей ёлочке было не грустно и одиноко, украсим её красивыми игрушками, но не любыми, а только теми, в названиях которых есть звук Ш.
Отгадать загадки:
1.С неба падают зимою
И кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки
Белые снежинки.
Повесим игрушку на ёлочку?
Почему нет? (звук Ж )
2.Растут они на ёлке,
Но это не иголки. (шишки)
Повесим?
Почему да? (глухой согласный звук Ш )
3.Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (заяц)
4.Висят на ёлке нити пёстрой мишуры
5.И разноцветные шары.
-Ёщё раз повторите названия игрушек, что мы повесили на нашу ёлочку. Что общего во всех словах?
Произнесите медленно: ШШИШКИ, ШШАРЫ, мишшура
-Какой звук Ш во всех словах твёрдый или мягкий?
-Может быть, случайно так получилось что звук Ш твёрдый?
-Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук Ш произносился бы мягко.
-Получилось?
-Значит, какой вывод можно сделать? (даже хитрые звуки и, я, е не могут его смягчить). Слайд 9
(машина, шелест, тишина). ( читает Нина, Аня, Миша).
Вот вы и открыли секрет согласного звука (Ш) ! ТВЁРДЫЙ этот звук ещё называют шипящим так как произносится с шумом.
- Звук [ш] на письме обозначается буквой ш (ша). (наглядность доска).
-У вас на столах буква ша, заштрихуйте её. Так этот звук твёрдый, каким цветом заштрихуем (голубым).
2.Знакомство с буквой ш, Ш.
Реализация построенного проекта.
1.-А теперь посмотрим на букву. Слайд 10
Что напоминает буква ш? (гребешок, вилы ,табуретка…)
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Посмотри на букву ш.
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё. щелчок 2 раза
Ах, табуретка хороша!
Перевернул и буква Ш. щелчок
Работа по учебнику с. 17. Чтение слогов и слов с буквой Ш:
ша
шо
ши
шу
ше.
Чтение текста с. 17 (по-цепочке).
Выборочное чтение.
- О каком времени года упоминается в рассказе?
Придумайте имена детям, которые пошли в лес? Обязательное условие: в словах должен быть звук [ш].( Саша, Миша, Паша)
-Подумайте, какие значения имеет слово кисти? ( 4 предложение).
Слайд 11( кисти ягод, кисти для рисования, кисти рук)
1. Работа с правилом (ши пиши с буквой и). ( Работа с 5 предложением со словом шишка).
После Ш слышится Ы, а пишется И.
Запомни правило ши пиши с буквой и. (наглядность доска).
Физминутка. (включить)
Работа в паре.
- нужно дополнить стишок и составить в паре звуковую схему отгадки.
1.Сегодня всё ликует!
В руках у детворы.
От радости танцуют
Воздушные … (ШАРЫ) ( дети в паре составляют схему слова шары). проверка слайд 12 щелчок
Хоровое чтение слов с буквой ш (слайд 13)
Шар, шапка. Паша, малыши, тишина.
-А теперь посмотрим уроки тётушки совы. ( включать).
- Какие слова запомнили, начинающие со звука [ш] . ( шапка, шарф, шуба, шорты, шлёпанцы, шутка, школа, шаг, шоколад, шар, шашки).
9. Подведение итогов урока.
С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы можете сказать об этой букве? (Буква ша обозначает Звук [ш].) слайд 14
1. Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый.
2. После Ш слышится Ы, а пишется И.
-Проведём фонетическую зарядку ( слайд 15).
IX. Рефлексия. ( слайд 16).
Наступила время, узнать какое у вас настроение в конце урока, покажите смайлики.
- Ребята сегодня на уроке вы много узнали о букве ша, за это получаете медали с надписью «Я знаток буквы ш». ( включить фанфары).
-Урок окончен. Спасибо за внимание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.