Урок "Звук [Ш], буквы Ш, ш."
Оценка 4.9

Урок "Звук [Ш], буквы Ш, ш."

Оценка 4.9
Разработки уроков
русский язык
1 кл
24.10.2017
Урок "Звук [Ш], буквы Ш, ш."
Ход урока слайд 1 1. Организационный момент. - Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. У нас гости поприветствуем их. Прекрасно всё на небе, Прекрасно на земле. Прекрасно в нашем классе, Прекрасно всё во мне ( хором) -Я рада, что у вас прекрасное настроение, а вот какое оно будет узнаем скоро. II. Повторение 1.Игра «Перекличка букв» ( у детей на партах лежат карточки с названиями всех изученных букв) -Встаньте гласные буквы (а, о,у, ы, я,и, е) – 7 чел. Слайд 2 проверка - Сядьте Гласные смягчающие согласные . ( я, и, е) (3 чел.) щелчок пров. 3р - сядьте Гласные с которыми согласные всегда твердые. ( а, у, о, ы). - Встаньте Гласные, которые могут обозначать 2 звука. спасибо(я, е,) слайд 3 - встаньте Звонкие согласные. спасибо ( з,б, в, г) (4 чел). Слайд 4 - Встаньте Глухие согласные. спасибо (к, ч, п, )( 3 чел). Слайд 5 -Всегда мягкий согласный (ч) 1 чел проверка слайд 6 -Буква не обозначающая звука.(ь)1чел. Проверка щелчок. - Чем отличаются буквы от звуков? ( В это время собрать картинки) Слайд 7 Совсем немного времени осталось до самого весёлого, самого шумного и самого любимого праздника детворы. Какого? Послушайте историю, которая произошла накануне Новогоднего праздника, как-то гуляли дети во дворе и увидели нарядную ёлочку:(звучит музыка «В лесу родилась елочка» 1 куплет). Смотрите, смотрите на ёлке «сыски» висят.(Анжелика) (Миша): - Ха –ха –ха! Умру от смеха! Сыски! Ой, мне плохо! Сыски! Ха –ха –ха! (Артём). -Ха-ха-ха! Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать, а она «сыски». (Анжелика) - Я правильно сказала! Это просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски» а получается «сыски». (Миша) - Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются. А я всё равно правильно говорю. Послушайте: -«хыхки». Ну что? Правда, здорово: «хыхки» я даже петь могу: Ох, хыхечка зелёная, Боюся, уколюсь. (Анжелика прыгает от радости)- Неправильно надо «сыски», а ты говоришь «хыхки». (Миша) –Нет «хыхки», (Анжелика) – Нет «сыски».(Артём) Хватит спорить, ведь оба неправы. Никакие ни «сыски», никакие ни «хыхки», а просто – «фыфки». -Интересный рассказ? Какое слово не могли выговорить дети? А вы догадались, какой звук не удавалось произнести ребятишкам? Назовите его. Вы уже, наверное догадались какая тема урока.(дети формулируют тему урока). Тема урока на слайде 8 ( учитель читает тему урока со слайда). -С новым звуком [ш] и буквами, которые обозначают этот звук на письме, мы и познакомимся сегодня на уроке. Работа со звуком (доска) -Произнесите слово ШИШКИ. Назовите первый звук. -Какой это звук? СОГЛАСНЫЙ -Почему так считаете? (при произношении воздух встречает преграду) -Определите, какой это звук по звонкости и глухости? ГЛУХОЙ -Почему так думаете? (состоит из шума) -Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару? -Как это определить?(«включить» голос) -Какой парный глухому согласному звуку Ш ? (звонкий Ж ) ПАРНЫЙ. Вывод: звук [ш] согласный, глухой, парный. Постановка проблемы, открытие новых знаний. -Звук [ш] не простой, а с секретом. -И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание: -Чтобы нашей ёлочке было не грустно и одиноко, украсим её красивыми игрушками, но не любыми, а только теми, в названиях которых есть звук Ш. Отгадать загадки: 1.С неба падают зимою И кружатся над землёю, Лёгкие пушинки Белые снежинки. Повесим игрушку на ёлочку? Почему нет? (звук Ж ) 2.Растут они на ёлке, Но это не иголки. (шишки) Повесим? Почему да? (глухой согласный звук Ш ) 3.Что за зверь лесной Встал, как столбик под сосной? И стоит среди травы, Уши больше головы. (заяц) 4.Висят на ёлке нити пёстрой мишуры 5.И разноцветные шары. -Ёщё раз повторите названия игрушек, что мы повесили на нашу ёлочку. Что общего во всех словах? Произнесите медленно: ШШИШКИ, ШШАРЫ, мишшура -Какой звук Ш во всех словах твёрдый или мягкий? -Может быть, случайно так получилось что звук Ш твёрдый? -Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук Ш произносился бы мягко. -Получилось? -Значит, какой вывод можно сделать? (даже хитрые звуки и, я, е не могут его смягчить). Слайд 9 (машина, шелест, тишина). ( читает Нина, Аня, Миша). Вот вы и открыли секрет согласного звука (Ш) ! ТВЁРДЫЙ этот звук ещё называют шипящим так как произносится с шумом. - Звук [ш] на письме обозначается буквой ш (ша). (наглядность доска). -У вас на столах буква ша, заштрихуйте её. Так этот звук твёрдый, каким цветом заштрихуем (голубым). 2.Знакомство с буквой ш, Ш. Реализация построенного проекта. 1.-А теперь посмотрим на букву. Слайд 10 Что напоминает буква ш? (гребешок, вилы ,табуретка…) Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл. Посмотри на букву ш. Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё. щелчок 2 раза Ах, табуретка хороша! Перевернул и буква Ш. щелчок Работа по учебнику с. 17. Чтение слогов и слов с буквой Ш: ша шо ши шу ше. Чтение текста с. 17 (по-цепочке). Выборочное чтение. - О каком времени года упоминается в рассказе? Придумайте имена детям, которые пошли в лес? Обязательное условие: в словах должен быть звук [ш].( Саша, Миша, Паша) -Подумайте, какие значения имеет слово кисти? ( 4 предложение). Слайд 11( кисти ягод, кисти для рисования, кисти рук) 1. Работа с правилом (ши пиши с буквой и). ( Работа с 5 предложением со словом шишка). После Ш слышится Ы, а пишется И. Запомни правило ши пиши с буквой и. (наглядность доска). Физминутка. (включить) Работа в паре. - нужно дополнить стишок и составить в паре звуковую схему отгадки. 1.Сегодня всё ликует! В руках у детворы. От радости танцуют Воздушные … (ШАРЫ) ( дети в паре составляют схему слова шары). проверка слайд 12 щелчок Хоровое чтение слов с буквой ш (слайд 13) Шар, шапка. Паша, малыши, тишина. -А теперь посмотрим уроки тётушки совы. ( включать). - Какие слова запомнили, начинающие со звука [ш] . ( шапка, шарф, шуба, шорты, шлёпанцы, шутка, школа, шаг, шоколад, шар, шашки). 9. Подведение итогов урока. С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы можете сказать об этой букве? (Буква ша обозначает Звук [ш].) слайд 14 1. Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый. 2. После Ш слышится Ы, а пишется И. -Проведём фонетическую зарядку ( слайд 15). IX. Рефлексия. ( слайд 16). Наступила время, узнать какое у вас настроение в конце урока, покажите смайлики. - Ребята сегодня на уроке вы много узнали о букве ша, за это получаете медали с надписью «Я знаток буквы ш». ( включить фанфары). -Урок окончен. Спасибо за внимание.
Публикация состоит из частей:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.