Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
Цель: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах
Задачи-обучать умению различать синонимы, антонимы, омонимы, подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы, - развивать умения понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать и обосновывать свое мнение, воспитывать уважительное отношение к русскому языку, аккуратность при письме.
Оборудование: учебник Канакина «Русский язык», 1ч., карточки, тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, садитесь.В тетрадях число и классная работа.
II. Актуализация знаний
Чистописание Аа Сс Оо
- Узнайте слова по их лексическому значению, запишите. Подчеркните непроверяемые безударные гласные.
1. Поток воздуха. (Ветер)
2. Время еды, обычно в середине дня. (Обед)
3. Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)
4. Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)
- К какой части речи относятся все слова? (Имя существительное)
- выполните звукобуквенный разбор слова обед. (Один человек работает у доски на оценку. Коллективная проверка)
- Составьте с любым из слов предложение.
- Запись на оценку с комментированием предложения:
С севера подул холодный ветер.
Синтаксический разбор предложения.
VI. Самоопределение к деятельности
-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)
- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)
- К какой части речи они относятся? ( Глагол)
- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Это дятел. Враг – друг)
- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)
- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)
- Отгадайте следующую загадку?
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)
- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)
- Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)
- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)
- Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 70 (с.47) устно
(Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)
- При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника.
- Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:
Упр.71 письменно.Омонимы на выбор.
Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
Большие корабли бороздят большие моря и большие океаны.
На красивой клумбе растут красивые незабудки и красивые анютины глазки.
Замените синонимами, запишите их через запятую.
Внутренняя сторона кисти руки - ... (ладонь)
Изображение человека на картине или фотографии - ... (портрет)
Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ...
(адрес)
Тот, кто работает в шахте - ... (шахтёр)
Место на реке, где её можно перейти - ... (брод)
Асфальтированная дорога - ... (асфальт)
Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика.
Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.
Расположите синонимы по убывающей степени признака (градация синонимов).
Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.
(Гигантский, огромный, большой, крохотный, микроскопический)
Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь робком уголке. Много у робкого зайчика врагов.
( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).
Произведение В.Драгунского где есть антонимы пишут пис.(Коллективная проверка)- Прочитайте.Вставьте пропущенные антонимы:
… всегда становится … .Слова для справок: тайное-явное.
Беседа - Для чего в языке нужны слова синонимы? (Ответы детей)
- Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.
- Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот, в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.
Физминутка
Игра «Топайте – хлопайте»
- Если я называю пару синонимов – вы топаете, если услышите антонимы – хлопаете……
Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ
Закрепление изученного материала
Фонетический разбор слова Честь
Подведение итогов
Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами? Приведите примеры.
Домашнее задание
Упр. 73 (с. 48)
Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.
Большие корабли бороздят большие моря и большие океаны.
На красивой клумбе растут красивые незабудки и красивые анютины глазки.
Замените синонимами, запишите их через запятую.
Внутренняя сторона кисти руки - ...
Изображение человека на картине или фотографии - ...
Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ...
Тот, кто работает в шахте - ...
Место на реке, где её можно перейти - ...
Асфальтированная дорога - ...
Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика.
Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.
Расположите синонимы по убывающей степени признака (градация синонимов).
Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.
Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.
Нет более робкого животного, чем заяц. Ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь робком уголке. Много у робкого зайчика врагов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.