Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»
Иконка файла материала по рус урок Синонимы, антонимы, омонимы.docx

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

Цель: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах

Задачи-обучать умению различать синонимы, антонимы, омонимы, подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы, - развивать умения понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать и обосновывать свое мнение, воспитывать уважительное отношение  к русскому языку, аккуратность при письме.

Оборудование: учебник Канакина «Русский язык», 1ч., карточки, тетрадь.

Ход урока

                            I. Организационный момент

Здравствуйте, садитесь.В тетрадях число и классная работа.

II. Актуализация знаний

Чистописание                  Аа Сс Оо

- Узнайте слова по их лексическому значению, запишите. Подчеркните непроверяемые безударные гласные.

1.           Поток воздуха. (Ветер)

2.           Время еды, обычно в середине дня. (Обед)

3.           Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)

4.           Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)

- К какой части речи относятся все слова? (Имя существительное)

- выполните звукобуквенный разбор слова обед. (Один человек работает у доски на оценку. Коллективная проверка)

- Составьте с любым из слов предложение.

- Запись на оценку с комментированием предложения:

С севера подул холодный ветер.

Синтаксический разбор предложения.

VI. Самоопределение к деятельности

-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)

- К какой части речи они относятся? ( Глагол)

- Отгадайте загадку и назовите слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Это дятел. Враг – друг)

- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)

- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

- Отгадайте следующую загадку?

 

 

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

- Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)

Определите сами тему и задачи урока. (Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы и научиться распознавать их в речи)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 70 (с.47) устно

(Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)

- При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника.

- Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

Упр.71 письменно.Омонимы на выбор.

Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

         Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

                 Большие корабли бороздят большие моря и большие океаны.

                 На красивой клумбе растут красивые незабудки и красивые анютины глазки.

Замените синонимами, запишите их через запятую.

Внутренняя сторона кисти руки - ... (ладонь)

Изображение человека на картине или фотографии - ... (портрет)

Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ...

(адрес)

Тот, кто работает в шахте - ... (шахтёр)

Место на реке, где её можно перейти - ... (брод)

Асфальтированная дорога - ... (асфальт)

 

Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика.

Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

 

Расположите синонимы по убывающей степени признака (градация синонимов).

Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.

(Гигантский, огромный, большой, крохотный, микроскопический)

 

Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь робком уголке. Много у робкого зайчика врагов.

 

( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).

Произведение В.Драгунского где есть антонимы пишут пис.(Коллективная проверка)- Прочитайте.Вставьте пропущенные антонимы:

… всегда становится … .Слова для справок: тайное-явное.

 

Беседа  - Для чего в языке нужны слова синонимы? (Ответы детей)

- Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. Например, слово друг означает человека, близкого по духу, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие отношения, но не очень близкие отношения.

- Разные виды синонимов используются в возвышенной речи или, наоборот, в просторечии: мальчик – пацан, прибыть – приехать.

Физминутка

Игра «Топайте – хлопайте»

- Если я называю пару синонимов – вы топаете, если услышите антонимы – хлопаете……

Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ

Закрепление изученного материала

https://onlinegdz.net/wp-content/uploads/2015/08/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA-4-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%E2%84%9672-%D1%81.-48.jpg

Фонетический разбор слова      Честь

Подведение итогов

Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами? Приведите примеры.

Домашнее задание

Упр. 73 (с. 48)

 

 

 

Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

 

         Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.

 

 

Замените в предложениях повторяющиеся слова синонимами.

 

             Большие корабли бороздят большие моря и большие океаны.

                 На красивой клумбе растут красивые незабудки и красивые анютины глазки.

 

 

 

 

Замените синонимами, запишите их через запятую.

 

Внутренняя сторона кисти руки - ...

Изображение человека на картине или фотографии - ...

Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ...

Тот, кто работает в шахте - ...

Место на реке, где её можно перейти - ...

Асфальтированная дорога - ...

 

 

 

 

Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика.

 

Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

 

 

 

 

Расположите синонимы по убывающей степени признака (градация синонимов).

 

Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.

 

 

 

 

Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.

 

Нет более робкого животного, чем заяц. Ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь робком уголке. Много у робкого зайчика врагов.