Урока развития речи на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)
Оценка 4.7

Урока развития речи на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
10.06.2017
Урока развития речи   на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)
Уроки данного вида работы занимают особое место в системе уроков по русскому языку, потому что они не только формируют определенные навыки общения, но и с историей возникновения письма, его видами, с основными требованиями к оформлению конверта и адреса; выражать свои мысли, чувства; внимательно и по доброму относиться к близким и родным, друзьям.
Урок развития речи в 5 классе.docx
Урок развития речи   Тема урока:   Письмо. Адрес. Цели урока: познакомить учащихся с историей возникновения письма, его  видами, с основными требованиями к оформлению конверта  и адреса ; освоить  их практически, формировать навыки написания логичного письма с учётом  адресата речи; совершенствование умения выделять обращение на письме и в  речи; развитие умений различать, выражать приветствия, поздравления, свои  мысли, чувства; воспитание внимательного, доброго отношения к близким и  родным.  Оборудование: интерактивная доска, мультимедиа, музыкальное оформление  (песня «Чунга­чанга»), рассказ А.П.Чехова «Ванька», учебник русского языка,  конверты, образец оформления конверта, опорная схема написания письма,  схема плана личного письма; словари С. Ожегова, наглядный материал.  Опережающие задания: подготовить историческую справку о возникновении  письма, подготовка инсценировки по сказке Р. Киплинга «Как было написано  первое письмо», принести конверты, прочитать рассказ Чехова «Ванька».                                                Ход урока I.Организационный момент: приветствие учителя. II. Мотивация учебной деятельности.                Вопросы к учащимся:       ­ Вспомните, пожалуйста, в каких двух формах существует речь?                                               (Устной и письменной.)      ­ Когда же мы пользуемся письменной речью? (Ответы детей: когда нужно написать заявление; когда мы учимся и выполняем задания; когда пишем  письма…)      ­ А какие требования к хорошей письменной речи вы помните? (Ответы  детей: писать аккуратно и разборчиво, речь должна быть грамотной и  понятной, содержательной и последовательной.) ­ Вы знаете, я очень люблю получать письма. Ребята, а вы любите получать  письма?  (Ответы детей.) Оказывается, мы любим получать письма, Авот  любим ли мы их писать сами, а главное – умеем ли? III. Объявление целей и задач урока. ­ Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться умению общаться друг с  другом, умению правильно выражать свои мысли и чувства устно и письменно. Для начала я загадаю вам загадку:                                          Сбоку марка и картинка,                                           В круглых штампах                                           Грудь и спинка.                                           Маленькое очень,                                           Быстрое,  как птица,                                           Если захочешь —                                           За море умчится. (Письмо.) ­ Правильно письмо, а внутри чего находится оно? (В конверте.)   (Демонстрация конверта с письмом). ­ Запишите тему урока: «Адрес. Письмо». Сегодня на уроке мы будем учиться  писать письмо, правильно его оформлять. Обратите внимание на эпиграф к  нашему уроку. В конце работы вы объясните, как понимаете эти слова.                                                           Эпиграф:                                                                            Письмо ­ это птица:                                                                            Может весь мир облететь.                                                                            Письмо, как родная матушка,                                                                            Может сердце любовью согреть.  III. Работа по теме урока.        1. Слово учителя с элементами беседы:  ­ Зачем люди пишут письма? Отличается ли письмо от телефонного звонка?  Почему вы так думаете?  ­ Когда мы пишем письма? Для чего мы их пишем? (Ответы детей)  ­ Почему возникла необходимость писать письма?                                                 ­ Молодцы, вы правильно понимаете, все ответы верные.  Письмо возникло  потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии.  (См. приложение 1.)          2. Работа со словарями ­ Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, прочитаем определение  письма. (Слайд : 1.Письмо ­ написанный текст, посылаемый для сообщения  чего­нибудь. С. И. Ожегов.) ­ Письмо – одно из основных средств связи не только между родными и  близкими  людьми, но и учреждениями, организациями. Поэтому различают  деловые (служебные) и личные письма (слайд –схема.) ­О служебных  мы будем подробно будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания и оформления. ­ Прежде всего, давайте обратимся к истории письма.  Узнаем, откуда оно  произошло, что собой представляли первые письма. С этой информацией нас  познакомят ребята­историки.          3.Выступление подготовленных учеников (рассказ сопровождается  слайдами.)  См. приложение  2. 4.Инсценировка сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». 5. Обучение написанию письма. ­ В начале урока мы уже говорили с вами о требованиях к хорошей письменной  речи. Сейчас, ознакомившись с памяткой  «Как оформлять письмо», вы  пополните свои знания. (Слайд – памятка «Как оформлять письмо».) ­ Что нового вы узнали из данной памятки? 6. Объяснительный словарный диктант. ­ Вы уже знаете, что писать нужно грамотно, поэтому запишем и объясним  слова, которые часто употребляем в письмах.              Здравствуйте, добрый день, дорогой, уважаемый, привет, здоровье,               счастье, до свидания, до скорой встречи, извините, самочувствие, событие. 7. Работа с учебником:             а) ознакомиться с планом написания письма в упр. 486 на с.273;                              б)  анализ двух образцов писем на с. 272 ­ Соответствуют ли данные письма плану? (Ответы детей.) ­ Из каких частей состоит письмо? (Ответы детей.) Комментарий учителя.  Правильно,  письмо состоит из трёх частей. (Слайд –  структура письма.)  Н а ч а л о: обращение к тому, кому адресовано письмо. О с н о в н а я  ч а с т ь: содержание письма.  З а к л ю ч е н и е: слова вежливости (прощания). Подпись. Дата.  8. Физкультминутка. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну­ка, ну­ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо­влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) 9. Работа в группах. I   группе: прочитать письмо и отредактировать, выяснив, что кажется  Задание    неправильным, а что – неуместным. (задание учащимся с высоким уровнем  знаний).              Привет, бабушка! Дела у меня нармальные. Забот нет, праживу              Много лет. Едим, пъём, бегаем, дерёмся. Сёдня жарко, светит сонце.              А вчера шол дощ. Больше писать нечево. Пока.                              Задание  II   группе:  выполнить упр. 485 на с.  272.                                         Задание  III   группе: прочитайте данные обращения. Предположите, кто бы мог  использовать их в своём письме. Составьте с тремя­четырьмя из них  предложения и запишите их.           Дорогой мой юный друг! Друзья мои! Милые мои! Дорогая  мамочка!           Милая бабушка! Ольга Сергеевна, здравствуйте! Привет, Слава!            Дорогой  братишка! Ваше величество! Мой господин! Сударь! Задание     группе: представьте, что вы уехали в санаторий, который  находится   IV  у моря. Поделитесь своими впечатлениями об отдыхе с другом или кем­то из  родных (4­5 предложений). 10. Проверка выполнения заданий в группах. 11. Оформление конверта. ­ Что нужно сделать, когда письмо будет написано? Правильно, запечатать в  конверт и подписать. Поработайте с упр. 487 с. 323 (письмо Ваньки из рассказа  А. П. Чехова). ­ Дойдёт ли это письмо до адресата? (Ответы детей.)  Конечно же,  надо  правильно оформить конверт, чтобы оно дошло до того, кому пишешь. ­А что означает слово « адрес»? Мы сегодня знакомимся с новыми словами.  Словарная работа: адрес, адресат, адресант, индекс (объяснение значений слов  осуществляют ребята в группах, работая с толковыми словарями). ­ Посмотрите на экран. Перед вами образцы написания адресов отправителя и получателя письма (слайд с подписанным конвертом). ­Когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила:                    1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно.                   2. Название города, поселка, областей, района и                        др. населенных пунктов в И.п.                      Ф.И.О. отправителя в И.п.                       Ф.И.О. получателя в Д.п.                   3. Внизу пишется индекс предприятия связи                        (6 цифр ­ образец на конверте) ­Давайте правильно подпишем (учащиеся подписывают конверт, списывая  указанный адрес получателя, а в качестве отправителя указывают свои  данные). ­Я не случайно написала свой адрес. Итак, конверт мы подписали, чего не  хватает? (Письма.) ­ А письмо вы напишете дома. 12. Домашнее задание: написать письмо, вложить в конверт, подписанный на  моё имя, отправить по почте. А как вы думаете, почему вы должны написать  письмо мне? (Ответы детей.) ­ Для того чтобы проверить, научились ли вы правильно писать и оформлять  письмо, для этого мне необходимо прочитать ваши письма. Если вы напишете  кому­то другому, я не имею права их читать. У нас есть одно правило, которое  вы должны запомнить на всю жизнь: никогда нельзя читать чужие письма. Это  правило порядочного человека. ­ О чём же вы можете написать учителю?  В этом году вы стали  пятиклассниками. У вас новые учителя, появились новые предметы, изменились  условия обучения. Поделитесь в письме своими впечатлениями. Какие  трудности вы испытываете, в какой помощи нуждаетесь? Какие у вас  пожелания, предложения? 13. Работа с эпиграфом. ­Ребята, согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы детей) 14.Подведение итогов урока. Оценки за урок. ­Ребята, чему мы сегодня научились? Зачем нужны письма? Как вы думаете,  почему, когда космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили о том,  что им приятнее всего было получить с Земли, они ответили: «Письма»?                                                  (Ответы детей).                                                                                                       Приложение 1  Здравствуйте, меня зовут Девочка ­ которую ­ нужно ­ было ­ хорошенько ­  отшлепать ­ за ­ то­ что ­ она ­ такая ­ шалунья или просто Таффи. Как ­ то раз я со своим отцом отправилась на реку за раками. По дороге у моего  отца сломалось копье, и мы решили передать с незнакомцем, идущим по направ­ лению к нашему племени, письмо для мамы, чтобы она прислала другое копье.  На куске березовой коры я нацарапала акульим пером такие рисунки: папу со  сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого незнакомца с  копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, я  нарисовала бобров, которые встретятся на пути, а на последнем рисунке я  изобразила маму с копьем в руке. Я думала, что на картинке все будет понятно.  Но незнакомец понял по­своему. Что моему отцу ­ вождю племени ­ грозит  опасность. За врагов с копьями он принял бобров, которых было много. А мама  очень расстроилась. Она подумала, что незнакомец проткнул моего папу копьем, сломал его руку, напугал меня и что целая шайка злодеев в виде бобров  подкрадывается ко мне и к папе сзади. Оказывается, написать письмо ­ это только полдела: нужно еще уметь правильно его прочитать. Когда все выяснилось, все долго смеялись. А главный вождь  племени похвалил меня: «Ты сделала великое открытие ­ написала первое пись­ мо».                                                  Приложение 2                                                  ИСТОРИКИ: Первобытные люди совсем не умели говорить, но потребность в общении была  очень велика, поэтому им приходилось язык придумывать. Сначала это был язык жестов, потом они научились говорить словами. Но необходимо было еще пере­ давать информацию на расстоянии. Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Письмо помогает  людям общаться на расстоянии. Много лет назад, когда человек не умел писать,  люди обменивались при помощи знаков. Перед вами первые письма: 1. Письмо КИПУ ­ палочка с навязанными разноцветными шнурками с узелками, которую можно послать с гонцом как письмо. 2. А это ирокезское письмо ВАМПУМ: пояс или жезл с прикрепленными ра­ кушками разного цвета или размера. 3. Потом появилось письмо ­ рисунок ­ ПИКТОГРАФИЯ. Но пользуясь такими письмами, никто не мог быть уверен , что его правильно  поймут, для этого надо было заранее договариваться, что будет обозначать каж­ дый знак. Вот что случилось с героиней сказки Киплинга. Сказка называется  «Как было написано первое письмо». Прошло несколько тысячелетий, прежде чем люди научились общаться при  помощи слов.

Урока развития речи на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)

Урока развития речи   на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)

Урока развития речи на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)

Урока развития речи   на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)

Урока развития речи на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)

Урока развития речи   на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)

Урока развития речи на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)

Урока развития речи   на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)

Урока развития речи на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)

Урока развития речи   на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)

Урока развития речи на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)

Урока развития речи   на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)

Урока развития речи на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)

Урока развития речи   на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)

Урока развития речи на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)

Урока развития речи   на тему: "Письмо. Адрес" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2017