УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………3
Глава 1. Уроки литературы как средство нравственного воспитания
школьников.......................................................................................................5
Глава 2. Уроки внеклассного чтения (из опыта работы)…………………8
Глава 3. Урок внеклассного чтения в 9 классе «Человек – мерило
всех вещей» по рассказу Б. Лавренёва «Срочный фрахт…………………10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….25
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………28
В В Е Д Е Н И Е
Литература в школе… Все мы твердо усвоили, что «литература – учебник жизни», собрание человеческих судеб, страстей, духовного поиска, побед и заблуждений, некий свод совокупного опыта человечества, бесценный кладезь наглядных и поучительных уроков жизни.
К сожалению, в новых социокультурных условиях, в которых оказалось современное общество, когда «век расшатался», «порвалась связь времен», разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, угрожающе деформируется личность молодого человека, часто не различающего, где добро и зло, красота и уродство, колоссальный нравственный и эстетический потенциал литературы остается невостребованным юным читателем в той мере, в какой это необходимо сегодняшнему подрастающему поколению. Учителя сетуют на то, что книга вообще уходит из жизни современного школьника. Чтение он рассматривает чаще всего как принудительное учебное занятие, а литература вообще считается неперспективным и неактуальным предметом.
В сегодняшних условиях, когда жизнь навязывает людям стереотипы асоциального поведения, человеку трудно определить свою личностную позицию, сделать правильный выбор. У многих сегодняшних школьников материальные потребности уже преобладают над духовными. Их убеждения неустойчивы, мировоззрение искажено, не говоря о нравственных ценностях. Неустойчивость моральных убеждений порой приводит школьника к неожиданным, даже для него самого, поступкам. Причиной этого является отсутствие потребности добровольно следовать нормам поведения, слабое осознание своей жизненной цели, отсутствие глубокого знания и понимания норм нравственного поведения в обществе.
Такое положение дел свидетельствует о том, что школа недостаточно готовит школьника к вступлению во взрослую жизнь. Анализ происходящих в обществе процессов особенно заставляет задуматься нас, учителей литературы, поскольку русская классика содержит в себе огромный духовно-нравственный потенциал, который, несомненно, может оказать влияние на формирование личности школьника. Поэтому главная задача учителя литературы – добиваться неформального решения нравственных проблем, осуществления морального выбора с учетом всего разнообразия сопутствующих ситуации условий, вынося для обсуждения и анализа все более сложные нравственные проблемы и более сложные морально-этические ситуации.
Вот почему на протяжении последних нескольких лет я особое внимание уделяю нравственному аспекту уроков литературы, считая, что в школе это едва ли не единственный предмет, позволяющий в той или иной степени влиять на формирование нравственных критериев личности системно, независимо от изучаемых тем, авторов, литературных течений и периодов и т.д.
Основными наработками в этом направлении я и намерена поделиться в своём докладе.
Глава 1. Уроки литературы как средство нравственного воспитания школьников
Актуальность темы.
Анализ процессов, происходящих в обществе и о которых упоминалось выше, наталкивает на мысль: а не связано ли падение нравственности с понижением интереса к классической литературе? Радикальные изменения, произошедшие в нашей истории, привели к тому, что российское общество переживает глубокий кризис: человек отчужден от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры. Современный молодой человек все больше ориентируется на материальный успех, внешние достижения, рыночные отношения, происходит американизация жизни, нарушение национального самосознания. И как результат погони за красивой жизнью - усиление криминогенности общества, рост преступности, в том числе детской, рост насилия, открытая пропаганда распущенности нравов, попытки вовлечения подростков во всевозможные экстремистские организации.
Особенность периода отрочества состоит в том, что в это время у подростков возникает потребность осознать себя как личность, стремление понять нравственно-психологические особенности людей, с которыми они вступают во взаимодействие.
Вот почему мы считаем, что воспитание нравственности на уроках литературы – задача актуальная, своевременная и востребованная современными условиями.
Перспективность и научно-методическое обоснование.
Многолетняя практика работы учителем литературы позволяет нам высказать предположение, что любая деятельность, направленная на формирование активной жизненной позиции, на осознание учащимися себя самого как активной личности, рефлексия, проводимая на уроках литературы в качестве заключительного этапа, анализ не только литературно-исторического материала, но и психологических ситуаций - всё это, безусловно, работает на перспективу. И хотя школьный учитель в силу специфики профессии лишён возможности наблюдать своих учеников в дальнейшей их деятельности, тем не менее, опираясь на собственный жизненный опыт, обмениваясь впечатлениями со своими бывшими выпускниками, мы всё-таки можем сделать вывод, что уроки литературы оставляют след в душах наших учеников, учат задумываться над важными жизненными вопросами, искать на них ответы, в том числе и в литературных источниках.
Что касается научно-методического обоснования, то считаем, что вопрос нравственного воздействия уроков литературы широко освещён в специальной литературе, поэтому задача нашего выступления лишь в том, чтобы познакомить с личным опытом проведения таких уроков. Я глубоко убеждена, что литература, как никакой другой учебный предмет, создает условия для саморазвития личности, дает возможность восхождения личности к ценностям, смыслу, обретению отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций.
Данная особенность литературы положена в основу системы Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего личность. Думается, следующие концептуальные положения и гипотезы указанной системы, которым я стараюсь следовать в своей работе, способствуют формированию социально значимых качеств учащихся:
− усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;
− принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений;
− принцип обучающего воспитания: обучение – не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;
− в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;
− идти к ребятам не только с темой урока, а со жгучей проблемой;
− нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;
−
знание через общение и общение через знание - это двуединый
процесс
нравственного развития;
− демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю.
Новизна и практическая значимость
Четвёртый десяток лет работаю я со школьниками. Говоря о новизне, понимаем, что даже один и тот же урок, по одному художественному тексту, в рамках одной программы, но данный разными учителями, или одним учителем, но в разных классах – всё это уже будут совсем разные уроки по силе эмоционального воздействия, по тем особенным ситуациям обсуждения, которые возникают часто спонтанно, в зависимости от класса, личностных проблем детей и т.д. Поэтому, говоря о новизне, будем иметь в виду индивидуальные особенности работы учителя. В этом смысле хочу остановиться на системе уроков внеклассного чтения. В последние годы я стала задумываться над тем, как много книг, которыми когда-то зачитывалась я сама и мои сверстники, проходят мимо внимания моих учеников. Понятно, что курс уроков внеклассного чтения ограничен. В прошлые годы я обычно старалась провести дополнительные уроки по изучению творчества «программных» авторов, добавить такие произведения, которые расширят понимание личности писателя, проблематику, раскроют дополнительные особенности его творчества и пр. Но вот в последние годы поняла, что гораздо лучше мне удаются уроки по тем произведениям, которые волнуют и привлекают лично меня. Вероятно, мой эмоциональный накал в таких случаях передаётся детям, и уроки получаются очень живые, можно сказать, темпераментные, проходят в хорошем темпе. Всё это помогает, на наш взгляд, открыть некое окошечко в духовный мир как писателя, так и самого ребёнка. Особенно важно этого добиваться, начиная с 5-6 классов, так как это возраст первоначального открытия внутреннего духовного мира, и планомерно продолжать в старших классах, так как это самый ответственный период, ведь здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. В каком человеке нуждается наше общество сегодня? Анализ ситуации утвердил меня в мысли, что, безусловно, в личности духовно-нравственной, свободно мыслящей и психологически готовой к конкуренции во всех ее проявлениях, способной поддерживать свое физическое, психическое и социальное здоровье, любящей свою Родину и способной созидать на ее благо.
Таким образом, мы можем говорить о том, что в литературе заложены огромные возможности, позволяющие формировать личность, и именно такую личность, которая окажется социально компетентной, займет достойное место в обществе. Задача учителя – определить, выявить нравственные качества, делающие личность социально значимой, и выбрать образовательную технологию, способствующую формированию и развитию вышеуказанных качеств.
Глава 2. Уроки внеклассного чтения (из опыта работы).
Сегодня мне хотелось бы остановиться на трёх последних уроках внеклассного чтения, проведённых в рамках ежегодных городских семинаров.
В позапрошлом году, совершенно случайно, в процессе обычных, внеклассных, разговоров о прочитанных произведениях, зашёл разговор о творчестве Омара Хайяма. Кто-то из детей-семиклассников высказал мнение, что свои рубаи он писал, в основном, о вине и о женщинах, призывая к этому своего читателя. Дети смеялись. Я поняла, что необходим глубокий предметный разговор о творчестве этого великого человека. В это время школа готовилась к городскому семинару учителей математики. Я предложила учителю математики построить интегрированный урок литературы и математики. Мы назвали его «Омар Хайям: математик, философ, поэт».
Целью данного урока было – я касаюсь сейчас только целей учителя-литератора, оставляя за рамками внимания математические задачи урока, – познакомить детей с выдающейся личностью, заинтересовать его творчеством, расставить некоторые акценты в понимании его произведений. Известно, что Омар Хайям занимает первое место в ряду самых известных поэтов Востока, читаемых во всем мире. Доминирующая идея Хайяма-поэта – возвеличение достоинства человеческой личности, утверждение за каждым живущим на земле права на радость бытия – позволяет причислить Омара Хайяма к величайшим гуманистам прошлого.
Помня о том, с чего начался наш разговор о Хайяме, постаралась донести до своих учеников роль важнейшего образа в его рубаи – образ вина. В процессе знакомства с особенностями эпохи, приходим к выводу, что образ вина в хайямовских четверостишиях следует понимать расширительно, как олицетворение всех простых и доступных земных утех. Важно, чтобы дети поняли, что за этими "винными" стихами – не беспечное эпикурейство, воспевание чувственных наслаждений, а целая философская система поэта-ученого. В условиях господства мусульманской догматики, проповедовавшей ограничение человеческих потребностей, воздержание от мирских благ, хайямовские призывы к винопитию, запретному для мусульман, были прямым вызовом религиозной морали, протестом против физического и духовного закрепощения человека. Анализируя отдельные рубаи, дети под руководствам учителя приходят к выводу, что четверостишия Омара Хайяма о смысле жизни человека, о незащищенности его перед лицом судьбы и времени, об очаровании мимолетных мгновений радости, стихи-афоризмы, в которых каждый из читающих видит и находит нечто свое, сокровенное. В заключение пытаемся поразмышлять о литературном творчестве как важнейшем факторе для становления нравственности и духовности читателя.
Следующий урок внеклассного чтения, на котором я хотела бы остановиться – это урок внеклассного чтения по рассказу И.А. Бунина «Красавица», который я провела в 8-м классе. Почему именно Бунин? Во-первых, я посчитала, что для более полного понимания личности автора в старших классах нам не помешает некоторое пропедевтическое знакомство с его произведениями. Во-вторых, этот урок хорошо вписывается в серию рассказов о любви, предлагаемых учебником Коровиной в 8 классе. В-третьих, возраст восьмиклассников наиболее сенситивен для осознания и усвоения основных нравственных понятий и категорий. Вопрос «Что есть красота?,,,» - один из «вечных» вопросов как поэзии, так и философии.
На этом уроке мы выбрали путь подробной работы над словом. Анализируя, в какой части рассказа автор использует прилагательные, а в какой – глаголы, находя примеры аллитерации, много работая со словарём, мы приходим к осознанию главной мысли рассказа: красота бывает внешняя и внутренняя, настоящая и обманчивая, ледяная, как у Снежной Королевы, без любви и тепла. И она, как правило, приносит другим только горе. Ведь КРАСОТА БЕЗ ЛЮБВИ ЭТО НИЧТО! Значит, название рассказа “Красавица”- ирония. Урок вызвал живой отклик детей, некоторые споры, но, в целом, достиг своей цели. В карточках рефлексии дети написали: «Моё отношение к красоте поменялось», «Не так страшно быть некрасивым внешне, а вот над внутренней красотой человек должен задумываться», «Не зря всё-таки Бунина наградили Нобелевской премией», «Я поняла, что самый большой грех – равнодушное отношение к ближнему», «Я удивился, что отсутствие описания природы тоже является приёмом выражения основной мысли» и др.
Однако целью моего сегодняшнего выступления является желание познакомить вас с последним нашим уроком внеклассного чтения. Тема урока была навеяна моим собственным летним чтением, точнее, ПЕРЕчитыванием рассказов Бориса Лавренёва. Будучи сама заново очарованной словесной тканью, проблематикой, интернационализмом и гуманизмом этого писателя, я просто заболела идеей урока внеклассного чтения по рассказу «Срочный фрахт».
Глава 3. Урок внеклассного чтения в 9 классе «Человек – мерило всех вещей» по рассказу Б. Лавренёва «Срочный фрахт».
Поскольку урок готовился в рамках семинара учителей литературы по теме «Работа со словом на уроках русского языка и литературы», то ключевым приёмом анализа художественного текста явилась работа со словом, а именно, работа над концептом слова.
По календарному
планированию урок выпадал на период завершения изучения творчества М.Ю.
Лермонтова. А ведь с Лермонтовым многое связано в творчестве Б. Лавренёва. Вспомним, что первым произведением юного Бори Сергеева была поэма
«Люцифер» — подражание лермонтовскому «Демону». В кабинете уже состоявшегося
писателя среди других картин — портрет М.Ю. Лермонтова работы художника Б.
Щербакова, в библиотеке — воспоминания херсонца-декабриста Н.И. Лорера, о
встречах с Лермонтовым на Кавказе.
Не случайно также одним из последних произведений Бориса Лавренева
стала драма «Лермонтов» (1953 г.). В этой пьесе воплотилось и юношеское
увлечение творчеством великого поэта и желание на склоне собственных лет
осмыслить путь и назначение писателя в обществе. И если прозе Лавренева 20-х
годов присуща драматургичность, то пьеса «Лермонтов» приближена к повествовательной
манере, которая помогла писателю сосредоточить внимание на внутреннем мире
поэта.
Для своего времени драма «Лермонтов» была во многом полемичной и
новаторской. Возможно, поэтому литературные критики не считали ее творческой
удачей Лавренева. Тем не менее, драма «Лермонтов», которая стала последним
произведением писателя, идет и сейчас на сценах современных театров.
Вот почему урок по рассказу «Срочный фрахт» был проведён сразу
же после изучения творчества Лермонтова.
Чуть подробнее остановлюсь на принципах работы над словом. Все присутствующие здесь коллеги прекрасно знают, насколько широка и необъятна эта работа. Именно для этого семинара я выбрала отработку умений и навыков учащихся по работе над концептом слова.
Все мы знаем, что среди слов любого текста есть ключевые, на которые опирается всё его идейно-тематическое содержание. Такие ключевые слова выражают «всю сумму представлений народа о наиболее значимых предметах и явлениях бытия и культуры в историческом развитии» (Шуралёв А.М. Ассоциативно-концептуальный словарь культурного кода русской литературы XIX века: Учебное пособие. – Уфа: Изд-во БИРО, 2004. – С. 4). Такая сумма наполняет содержание концепта слова. Поэтому для обеспечения вхождения языковой личности в культуру необходимо научить школьников выявлять концептуальную сущность ключевых слов художественного текста. Уже несколько лет мы проводим на своих уроках эту работу. Детям хорошо знаком план осмысления концепта, который в той или иной степени отрабатывается на уроках литературы.
План осмысления концепта:
1. Вторичное обращение после целостного прочтения текста к его фрагментам, содержащим ключевые слова.
2. Составление словарного портрета слова (лексическое значение данного слова с учётом народного миропонимания, религиозной традиции и фольклорной интерпретации).
3. Сопоставление слов в родном и других языках (здесь приводятся переводы данного слова на несколько языков: русский, башкирский, татарский, английский).
4. Рассмотрение данного слова в контексте народной мудрости (пословицы, поговорки, загадки, устойчивые сочетания слов, фразеологизмы, крылатые выражения, в которых содержится данное слово).
5. Определение контекстуального значения слова (роль ключевого слова в изображении характера персонажа, в раскрытии мотивов поведения персонажа в эпизоде, в идейно-тематическом содержании всего текста, в образной системе произведения).
6. Определение ассоциаций, вызываемых данным словом.
7. Рассмотрение данного слова в контексте других литературных произведений.
(При составлении предложенного плана были использованы алгоритмы выявления концептуальной сущности слова, содержащиеся в книгах:
1. Воробьёв В.В., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур: Учебное пособие / Элективный курс для 10 – 11 классов школ гуманитарного профиля. М.: Ладомир, 2006. – 286 с.
2. Шуралёв А.М. Экспликация культурного кода художественного текста. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006. – 276 с.
Главной задачей учителя, на мой взгляд, является не «потерять за деревьями леса», то есть, углубившись в работу с ключевыми словами, не потерять остроты нравственного звучания рассказа, услышать боль автора, понять основную проблематику. Вот каким получился наш урок.
(По рассказу Бориса Лавренёва «Срочный фрахт»)
(Учитель: Зуева О.Д.)
Человек – мерило всех вещей…
Протагор
Цели урока:
Учебно-познавательные:
· отрабатывать навык анализа художественного текста;
· пополнить литературоведческие знания учащихся синтетическим методом определения концепта слова;
· формировать умение определять основную мысль текста, опираясь на лексическую работу с текстом;
· закрепить навык нахождения изобразительно-выразительных средств в тексте.
Коммуникативно-развивающие:
· вырабатывать умение результативной работы в группе;
· учить ставить цель, выделять существенное, осуществлять самоконтроль, подводить итоги;
· закрепить умение аргументировано доказывать собственное мнение;
Социально-ориентационные:
· формировать духовно-нравственные качества обучающихся;
Эпиграфы к уроку:
Деньги - категория нравственная и таинственная. Неправедно нажитые деньги никогда не служат добру.
Владимир Крупин, московский писатель, секретарь Правления Союза писателей России
В каждом из нас живут мать Тереза и Гитлер. Нам нужно выбрать, кем из них мы хотим стать.
доктор Элизабет Кублер-Росс
ХОД УРОКА
I. Приветствие. Оргмомент (Дети разделены на три рабочие группы)
Слово учителя: Вам было дано опережающее ДЗ – прочитать рассказ Б. Лавренёва «Срочный фрахт». И сегодня мы должны обсудить это произведение.
Слайд 1 Темой сегодняшнего урока я выбрала слова древнегреческого философа Протагора «Человек – мерило всех вещей».
*** Откройте тетради, запишите тему сегодняшнего урока.
(включается DVD с первыми кадрами фильма «Срочный фрахт, реж. А. Назикян, киностудия «Бармалей», 2003г.)
На фоне тревожной музыки первых кадров начинаю урок.
Вслушайтесь в музыку композитора Святослава Курашова. Созвучна ли она с вашими чувствами, связанными с содержанием рассказа? Какая это музыка? Какие мысли она навевает? Мы, зная уже содержание рассказа, можем ли сказать, что она готовит зрителя к трагическому исходу? (Ответы учащихся)
Ещё раз обращаю ваше внимание на тему урока и прошу сказать, позволяет ли развитие сюжета утверждать, что в мире, который описал нам Б.Лавренёв, – «человек – мерило всех вещей», то есть главная ценность в жизни? Почему? (Нет, так как погибает ребёнок, которого можно было спасти)
(Демонстрация фрагмента фильма заканчивается на кадре с названием судна).
II. Проверка первичного восприятия. Беседа по содержанию рассказа.
· Все прочитали рассказ?
· Где происходит действие? (Константинополь –ныне Стамбул –Одесса (основные события) – Нью-Орлеан штат Луизиана)
· Почему рассказ назван «Срочный фрахт»? (заказ был срочным, так как груз – жмыховое удобрение, и срок его реализации на рынке очень короток)
· Почему пришлось обратиться к услугам конторы Быкова? (корабль был загружен не углем, а «панельным мусором», который засорил трубы и котлы)
· Какое событие является кульминационным? (Мальчик Митька по прозвищу «Крыса» застрял в трубе)
· Увенчались ли успехом попытки вытащить ребёнка из трубы? (Нет, хотя было предпринято всё возможное)
· Чем закончилась история с Митькой-Крысой? (Котлы затопили вместе с мальчиком, где он и погиб)
· Как удалось скрыть от команды, что ребёнок остался в трубе? (Быков прибег к обману и перед лицом команды и капитана корабля сделал вид, что вытащил мальчика, использовав для этого другого, подставного ребёнка)
· Был ли раскрыт этот обман и как? (Да, механик ОʹХидди понял подмену ребёнка по зубам, которые у Митьки были очень красивые – «блестящий частокол зубов», а у подставного ребёнка – «чёрные, испорченные зубы»)
Да, вот таков сюжет рассказа.
III. I ступень анализа - понимание фактического содержания (Самостоятельная оценка учащимися прочитанного. Выражение отношения к прочитанному)
· Какие чувства вызвал у вас рассказ Б. Лавренёва? (Ответы учащихся – жаль героя, стыдно за поступок взрослых, протест против жестокости и др.)
· Кто вам больше всего понравился в рассказе? (варианты: старший механик ОʹХидди, мальчик Митька-Крыса, еврей Лейзер Цвибель, добрый кочегар-канадец)
· Какая единственная возможность была спасти мальчика? («Распилить трубу ацетиленом»)
· Почему же это не было сделано? (Боялись потерять деньги, премию, работу)
· Так какова основная причина того, что мальчика не спасли, что он погиб? (Деньги)
Слайд 2- Раз зашёл разговор о деньгах, я хочу обратить ваше внимание на 1 эпиграф к нашему уроку. Обратите внимание на слова «нравственная» и «неправедно».
· Как вы понимаете эти слова? (ответы детей: это значит, что по отношению к деньгам могут складываться разные ситуации: праведным и неправедным может быть поведение человека, стремящегося заработать деньги; нравственная – значит, может поставить человека в ситуацию нравственного выбора)
Итак, нравственный выбор. Обращаю ваше внимание на 2-й эпиграф к нашему уроку:
Слайд 3: «В каждом из нас живут мать Тереза и Гитлер. Нам нужно выбрать, кем из них мы хотим стать» -доктор Элизабет Кублер Росс.
(Кратко выясняем нарицательное значение этих двух имён собственных: Гитлер – жестокость, идея порабощения, ненависть; мать Тереза – милосердие, христианская бескорыстная помощь людям)
· Можем ли мы говорить, что в рассказе поднята проблема нравственного выбора?? (Да, герои по-разному ведут себя, каждый делает свой выбор)
· А всё ли понятно в рассказе? Возникли ли у вас какие-то вопросы?(Почему нельзя было вскрыть трубы, как предлагал канадец? Почему старший механик ОʹХидди позволил преступлению совершиться, ведь он был добрый человек и мальчик ему понравился? Почему он затем бросился в море? Зачем капитан Джиббинс после окончания рейса найденный в трубе чёрный, обожжённый доллар попросил вправить в свой серебряный портсигар? – и др.)
IV. II ступень анализа - актуализация знаний.
(понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков на основе анализа художественного текста)
Давайте же попытаемся разобраться в повествовании, понять,
Для этого вспомните, какие факторы помогают нам лучше понять содержание, проблематику и основную мысль произведения?
1. Знакомство с личностью автора.
2. Знание исторической эпохи.
3. Лингвистический анализ текста.
4. Изобразительно-выразительные средства.
Постановка целей и задач урока (для учащихся):
- Итак, давайте попытаемся сформулировать цели сегодняшнего урока: (определить тему, основную мысль и нравственную проблематику рассказа.
Слайд 4.
Что мы должны для этого сделать?
1. Познакомиться с личностью автора.
2. Воспроизвести исторические особенности времени, описанного в рассказе.
3. Произвести лингвистический анализ текста.
Слайд 5.
1. Познакомиться с личностью Бориса Лавренёва, ключевыми особенностями его творчества нам поможет Глеб Ухатый.
Прошу вас делать, слушая Глеба, краткие записи в тетради.
(Подготовленный ученик выступает с сообщением о Б. Лавренёве – мультимедийное сопровождение: портрет, даты, основные события)(3-4 мин.)
Учитель: После знакомства с личностью автора лучше ли вы понимаете истоки его творчества, морскую тему в его рассказе? Вызывает писатель уважение? Выше ли становится степень доверия к его мыслям, к уже знакомому сюжету?
2. А что касается исторической эпохи, достаточно будет определиться с временем, эпохой, строем.
· В каком году происходит действие?(1907, через два года после восстания на броненосце «Потёмкин»)
· Какой строй в это время в России? (Капиалистический)
· Как вы понимаете это слово? (Власть капитала, денег)
3. Итак, пора обратиться к тексту. Работу организуем по группам. Обращаясь к нашей привычной схеме, поищем ответ на поставленные вопросы.
Слайд 6.
ОБРАЩАЕМСЯ К НАШЕЙ СХЕМЕ (фразе с секретом)
ТЫ - Тема
ПОНЯЛ, - Проблема
ГДЕ - Герои
СЛЕДУЕТ - Сюжет
ИСКАТЬ - Идея (основная мысль автора)
ОТВЕТ? - Особенности (художественные средства выразительности)
Задание будем выполнять по группам:
Слайд 7
РАБОТА В ГРУППАХ:
Опираясь на схему: 1 группа определяет тему рассказа(частную и общую, философскую)
2 группа формулирует основную проблему (проблемы)
3 группа работает над системой образов , пытаясь понять, какую смысловую нагрузку несут на себе герои рассказа.
Прошу вас аргументировать свои тезисы примерами из текста. (3 минуты)
****************************************************
Примерные варианты ответов учащихся
1 группа: тема – трагическая гибель ребёнка по вине людей, боящихся потерять деньги, премию, заработок или работу.(Они затопили котлы вместе с застрявшим там мальчиком) На этом примере Лавренёв поднимает тему власти денег над человеком в мире капитала.
2 группа: мы подумали, что главная проблема – это проблема нравственного выбора. Герои рассказа должны были сделать выбор – погубить этого никому не нужного мальчика – или в противном случае потерять премии, деньги, работу.
3 группа: составили схему, комментируют.(Все персонажи делятся на две группы: готовых совершить преступление, убить ребёнка или сделать вид, что ты ничего об этом не знаешь, а после этого – жить нормальной жизнью! – и другие, стоящие по ту сторону «баррикады», для которых эта смерть переворачивает всю жизнь. Это Лейзер Цвибель, отец 9-ти детей, который пришёл проводить пароход, а затем ушёл с пирса, «унося на согбенной спине никому не видимый страшный груз». А главное – это, конечно, старший механик О'Хидди, который не смог залить спиртным невыносимую тяжесть вины и бросился в море, считая собственную смерть единственно возможным искуплением.
*** (кратко это записываем в тетради)
***************************************************
V. Работа над углублением материала.
V.1. Скажите, можно ли предположить иное течение сюжета?(Мнения могут разделиться) Вывод: НЕТ
Почему? (ни у капитана, ни у Быкова, ни у ОʹХидди нет иного выхода!!!
Тогда кто виноват в совершившемся? (ДЕНЬГИ – КАПИТАЛ - КАПИТАЛИСТЫ)
А как представлено это ёмкое понятие в тексте? Давайте поработаем над этим.
Мы знаем, что среди слов любого текста есть ключевые, на которые опирается всё его идейно-тематическое содержание. Такие ключевые слова выражают всю сумму представлений о наиболее значимом в данном тексте предмете или явлении. Именно эта сумма наполняет содержание концепта слова.
Вот мы сейчас и попытаемся выявить концептуальную сущность ключевых слов данного текста.
Перед вами – план осмысления концепта:
Слайд 8.
План осмысления концепта:
1. Вторичное обращение после целостного прочтения текста к его фрагментам, содержащим ключевые слова.
2. Составление словарного портрета слова (лексическое значение данного слова с учётом народного миропонимания, религиозной традиции и фольклорной интерпретации).
3. Сопоставление слов в родном и других языках или в разных стилях.
4. Рассмотрение данного слова в контексте народной мудрости (пословицы, поговорки, загадки, устойчивые сочетания слов, фразеологизмы, крылатые выражения, в которых содержится данное слово).
5. Определение контекстуального значения слова (роль ключевого слова в изображении характера персонажа, в раскрытии мотивов поведения персонажа в эпизоде, в идейно-тематическом содержании всего текста, в образной системе произведения).
6. Определение ассоциаций, вызываемых данным словом.
Работа с концептом слова может идти по прямому пути (анализ) и обратному (синтез). То есть, если у нас уже есть ключевое понятие, мы, чтобы лучше в нём разобраться, проводим всю эту работу точно по схеме, как мы раньше с вами уже делали составляя концепт слов родина и красота.
Сегодня предлагаю вам пойти путём синтеза тех отдельных составляющих суммы представлений о концепте такого понятия, явления, как КАПИТАЛ.
Снова работаем по группам.
Слайд 9.(задания)
Находим в тексте ключевые слова:
**************************************************************
Варианты ответов учащихся
Глава 2 – 1-я группа
· На рынке спрос!
· Можем потерять премию…
· Царство жадности
· Колонки и столбики цифр(3 раза)
· Хрустящие цветные бумажки(4 раза)
· Звонкие металлические кружкИ(2 раза)
· Лающие приказы жадности
· Потеря работы страшнее гибели
ВЫВОД: Власть денег, КАПИТАЛА, капиталистов имеет нечеловеческое лицо.
Глава 6 – 2-я группа
· Жалкая берлога на Молдаванке
· Ноги в драных носках
· Вечно голодная Рахиль с 9-ю ребятишками
· Г-ну приставу нужно каждый месяц нести 10 руб.
· Г-ну околоточному – 5 руб.
· Г-ну городовому – 3 руб.
ВЫВОД: обратная сторона КАПИТАЛА – бедность и нищета большинства людей.
Глава 10 – 3-я группа
· Кроме премии ещё и специальная награда для капитана
· Был спокоен и уверен в завтрашнем дне
· Тёмный обожжённый доллар впаял в крышку своего портсигара – «хочу сохранить эту монету на память»
· Был спокоен и уверен
ВЫВОД: в мире КАПИТАЛА совершить преступление для людей становится почти нормой, преступаются христианские, гуманистические правила и нормы.
**********************************************************
ВЫВОДЫ – в тетрадь.
ТАКОВ КОНЦЕПТ понятия КАПИТАЛ, КАПИТАЛИЗМ со всем его звериным оскалом.
Как же сам Лавренёв относится к этому явлению? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к такому художественному приёму, как имена собственные, названия.
Слайд 10.
V.2 СМЫСЛ НАЗВАНИЙ:
А) рассказа - СРОЧНЫЙ ФРАХТ (срок – слово многозначное – за совершение преступления – положен СРОК, срок заключения. Уголовно наказуемое действие спровоцировано миром капитала, его устоями, порядками, ценностями. (в тетрадь)
Б) корабля «MAGGY DALTON» ( магия, фортуна, судьба – слепа (дальтонизм – разновидность слепоты) – Судьба, фортуна слепа
? По отношению к кому слепа судьба? – к Митьке-Крысе.
? Почему – (Он никому не нужен «Я не хочу пойти по миру из-за выскребка», «Всё одно – у него никого, бездомный – никто не спросит».
А ещё к кому? – ко всем, кто зависит от капитала.
Так ЧТО хочет сказать нам автор? Что лик капитализма ужасен, что в условиях погони за капиталом для одних и в условиях выживания для других – люди теряют человеческий облик! Их нравственный выбор становится БЕЗНРАВСТВЕННЫМ! И виной всему – несправедливое политико-экономическое устройство жизни.
В этом же 1925 году поэт Вл. Маяковский написал стихотворение «Вызов», где были такие строки:
Слайд 11.
Но пока
доллар
всех поэм родовей.
Обирая,
лапя,
хапая,
Выступает,
порфирой надев Бродвей,
Капитал —
его препохабие.
*****************************************
(Р Е З Е Р В Н О Е З А Д А Н И Е)
ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
Кого вы назвали бы главным героем? – Митьку-Крысу
Почему? – Он главная фигура, пострадавшая из-за
КАКИМ ПОКАЗАН ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ? («золотой клад для конторы», «один сделает работу за десятерых», имеет свой «рыцарский кодекс» - с.7
??? КАКАЯ ДЕТАЛЬ помогает тому, что преступление скрыть не удалось? (белоснежная улыбка). Символом чего является эта белоснежная улыбка (символ нравственной чистоты).
Так в лице этого ребёнка КАПИТАЛ убивает ЧТО? – здоровые жизненные принципы, нравственную чистоту, рыцарские черты и т.д.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, какова ИДЕЯ автора. Кто виновен? – КАПИТАЛ.
ТОЛЬКО ли в России или во всём мире? (во всём мире)
И в этом проявляется интернационализм автора. Вообще, говоря о категориях нравственных, мы понимаем, что они не имеют национальной привязки. (Порядочны еврей Цвибель, канадец в команде корабля, ОˊХидди, судя по фамилии – ирландец)
*******************************************
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
· Итак, о чём этот рассказ? (О власти капитала над судьбами и жизнями людей)
· Только ли в России такое положение вещей? (Нет, везде, где царит капитал)
· Какова основная мысль рассказа? (Протест Лавренёва против капиталистического строя, разрушающего гуманистические идеи в угоду наживе, деньгам, капиталу)
· Какую главную проблему можно выделить в рассказе? (Проблему нравственного выбора. «Гитлер или мать Тереза» должны побеждать в людях. А также проблему гуманизации, а точнее – дегуманизации мира)
· Понравился вам рассказ?
Слайд 12. Вот что говорил писатель А. Приставкин :
Вы согласны с такой оценкой рассказа?
Перед вами карточки для рефлекии.
Слайд 13.
Рефлексия урока:
Ответьте, пожалуйста, на вопросы рефлексии и пришлите мне ответ по электронной почте olgitsa_56_@mail.ru Спасибо!
1. Что вы ожидали от работы на данном уроке? Сравните свои предварительные ожидания и реально достигнутые результаты.
2. Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы? Что оказалось для вас самым неожиданным?
3. Что лично вам более всего удалось, какие задания были выполнены наиболее успешно?
4. Перечислите в порядке убывания основные трудности, которые вы испытывали во время урока. Как вы их преодолевали?
5. Работая в группе, Вы познакомились с работой своих товарищей. Показалась ли она вам наиболее содержательной, значимой, оригинальной?
6. Какие задачи вы бы хотели научиться решать на следующих уроках литературы?
Слайд 14. Домашнее задание:
Написать сочинение - рассуждение на тему «Актуальны ли сегодня проблемы, поднятые Б. Лавренёвым в рассказе «Срочный фрахт»».
Выставление отметок.
*******************************************************************
Хочется в заключение сказать, что я не ошиблась в выборе художественного текста. Содержание глубоко потрясло моих учеников. Урок прошёл, что называется, «на одном дыхании». Мне кажется, что удалось сместить акценты урока в сторону нравственного выбора человека, его ответственности за свой выбор перед человечеством. Интересно, что в домашнем задании учащиеся почти единодушно высказали мнение, что рассказ очень современен, его проблематика остаётся актуальной для наших современников. Дети осознают страшное влияние силы денег на нравственный потенциал человека.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В заключение хочется сделать следующие выводы.
1. Уроки литературы имеют большое влияние на формирование нравственности и духовности учащихся. Поскольку идея гуманизации образования стала ведущей в нашем обществе, в ее рамках возможно создание условий для саморазвития, самосовершенствования личности (причем как ученика, так и учителя). Основным направлением своей работы я определила следующее: формирование ценностных ориентаций учащихся средствами художественной литературы.
2. Профессиональная задача учителя – помочь ученику увидеть в общей проблеме тот универсальный поворот, который соприкасается с личными проблемами и размышлениями ученика. Формирование личности школьника идет путем построения следующей модели взаимодействия: ученик – учитель – писатель. Работа в данном направлении предполагает следующие этапы:
· «Встреча» с произведением.
· Исходное понимание или непонимание смысла произведения. Кто-то смог прочитать текст под разными углами зрения, извлечь основной смысл, кто-то увидел его лишь с одной стороны, кто-то вообще не понял.
· Актуализация жизненного опыта читателя, построение проблемной ситуации как личной для ученика.
· Проговаривание своей позиции. Создание ситуации выбора. Постановка вопросов на «усомнение» в правильности понимания.
· Сравнение пониманий проблемы. Конфликт позиций.
· Диалог: обмен позициями, понимание всех и приятие близких позиций (конкуренция или кооперация).
· Рефлексия итогов. Осмысление новой информации, выводы.
· Самоопределение.
3. Решая задачу по нравственному воспитанию на уроках литературы, необходимо постараться выстроить следующую логическую цепочку: чтение → анализ → критическое мышление → моральный выбор → формирование личной позиции (мировоззрение) → выработка коммуникативных качеств → выдвижение конкурентоспособной гипотезы = личность, обладающая социально значимыми нравственными качествами.
4. Работая над формированием нравственной позиции школьников в процессе анализа литературных произведений, приходим к следующим выводам:
− в процессе построения диалога мнений формируются коммуникативные качества школьников, что само по себе является социально значимым качеством. Умение строить отношения, общаться – неотъемлемое, обязательное условие плавного, безболезненного вхождения подростка во взрослую жизнь;
− осуществляя анализ текста, сопоставляя различные точки зрения, развивается такое важное качество как критичность мышления, что, в конечном счете, способствует выработке собственной позиции, выработке умения формулировать ее и отстоять, т.е. в конечном счёте - конкурентоспособности молодого человека в обществе;
− постоянное требование ведущего учителя определить свое видение вопроса, дать собственную оценку, характеристику формулирует понятия «добро» и «зло», «истина» и «ложь» и др., т.е. составляет духовно-нравственное содержание личности школьника;
− осознание ценности лучших образцов отечественной классики, богатство примеров подражания, возможности найти ответ на любую жизненную проблему вызывает гордость за русскую литературу, за причастность к народу, имеющему такую духовную сокровищницу, желание преумножить ее достижения, т.е. воспитывает чувство патриотизма.
Как видим, использование уроков литературы как средства нравственного воспитания школьников позволяет подготовить знающую, думающую, готовую действовать, созидать личность, которая в силу наличия вышеуказанных качеств чувствует себя комфортно в современном обществе и психологически, и социально, а, следовательно, и физически. Тут прослеживается решение проблемы здоровьесбережения. А это, в конечном счете, и есть выполнение главной задачи, поставленной перед образованием в целом и учителем в частности: воспитание гармонично развитой личности, готовой к жизни в современной социокультурной среде.
Опыт работы показал, что проведение подобной работы в старших классах способствует достижению многих целей, стоящих перед современным образованием, когда указывается на необходимость ставить личность в центре образования и воспитания, т.е. организовывать учебный процесс в позиции «субъект (учитель) + субъект (ученик)». Это необходимость вызвана тем, что школа должна выпускать подростков, готовых к жизни, а для этого формировать их социально значимые качества. Решению этой задачи подчинены и перспективные национальные проекты в области образования.
Подтверждением того, что система работы эффективна, являются следующие результаты работы:
· интересы школьника выходят за рамки программы, они более увлеченно читают;
· формируется умение работать с дополнительной литературой;
· развивается речь учащихся, которые логически выражают свои мысли, иллюстрируя их примерами из изученных произведений и из жизни;
· усваиваются литературоведческие понятия, формируется умение апеллировать ими;
· ломаются стереотипы восприятия произведения, оно оживает, появляются новые, самобытные мысли;
· по результатам анкетирования литература называется в качестве любимого предмета.
Я убеждаюсь на практике, что учет успеваемости плавно перешел в анализ достижений каждого школьника, который развивает свои способности внутри предмета и вне его, поскольку работа по формированию нравственных категорий проводится не только в процессе учебной деятельности, но и во внеклассной работе.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.