Уроки литературы по разделу "Устное народное творчество" (7 класс)
Оценка 4.7

Уроки литературы по разделу "Устное народное творчество" (7 класс)

Оценка 4.7
docx
14.03.2020
Уроки литературы по разделу "Устное народное творчество" (7 класс)
Цикл уроков по теме Устное народное творчество (7 класс).docx

Раздел «Устное народное творчество»

Урок 1. Предания как поэтическая автобиография народа

Ход урока

I. Оргмомент.  С самых малых лет вы знакомились с произведениями устного народного творчества – скороговорками, загадками, сказками, пословицами и поговорками. В этом году мы познакомимся с такими жанрами УНТ как предания, былины, расширим представления о русских пословицах и поговорках. Сегодня на уроке мы изучаем предания.

II. Проверка домашнего задания

- Как отражается отношение народа к чтению и книге в пословицах?

«Не на пользу читать, коли только вершки хватать»: чтение не пойдёт на пользу, если оно будет поверхностным, если читатель не будет стремиться к глубокому осмыслению текста.

«В хороших книгах охотно роются»: рыться в книгах — отыскивать любимые страницы, перечитывать их заново, сопоставлять одни эпизоды с другими. Если книга хорошая, то её перечитывают охотно.

«Выбирай писателей так, как выбираешь друга»: любимый писатель становится истинным другом человека читающего; Образы его героев вспоминают, часто поступки героев берутся как образец. Читатель словно советуется с автором любимой книги. При выборе книги важно обращать внимание на фамилию автора, потому что автор может стать настоящим другом.

В этих пословицах отражается уважительное отношение народа к книгам и их создателям.

- Прочитайте пословицы о чтении и книге, которые нашли самостоятельно.

Русские пословицы о книгах.

Не красна книга письмом, красна умом.

Кто больше знает, тому и книги в руки.

Книги читать — не в чурки играть.

Русский народ с уважением относился к книгам. Грамотных людей в послемонголъскую эпоху было немного.

- Как же передавались знания о мире без книг?

До изобретения грамоты и после её изобретения в народе знания о мире и человеке передавались устным путём, по памя­ти.

- Как вы думаете, много ли людям приходилось запоминать?

III. Работа по теме урока

1.     Работа с понятием «предания»

Дома вы прочитали статью учебника «Предания».

- Как бы вы сформулировали значение слова «предание»?

Предание – переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.

- Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти?

Запоминаются, как правило, необычные, поражающие воображение события. На фоне больших и малых исторических событий вырисовываются монументальные фигуры государственных деятелей Древней Руси. Больной цикл преданий посвящён Ивану Грозному. Последующие страницы устной летописи надолго останавливаются на деяниях Петра Первого.

- Вы изучали историю России. Вспомните, что вы знаете о времени царствования Ивана Грозного?

2. Чтение преданий об Иване Грозном (стр. 8 – 9)

Дополнительно можно прочитать другие предания. Например:

Наказание Волги

Стала одолевать неверная сила народ христианский, и со­брался войной на врагов сам царь Иван Грозный. Повёл он за собой войско большое. Надо было переправляться им за реку Волгу. Сперва переехал на тот берег царь и стал ждать переправы войска. Сели солдаты на лодки и отплыли от берега. Вдруг Волга начала бурлить, и пошли по ней валы за валами страшные...

Видит Грозный-царь с берега, что утопит всё его воинство, и крикнул он громким голосом:      

— Не дури, река, а то худо будет!

Не унималась Волга, ещё сильнее заволновалась.

— Палача сюда! — крикнул царь.—Вот я тебя проучу.

Пришёл палач, и велел ему царь сечь реку кнутом. Взял кнут палач, разбежался да как свиснет по Волге — вдруг кровь из воды вверх брызнула и лёг на воде кровяной рубец в палец толщи­ной. Потише пошли волны по реке, а царь кричит:

 - Не жалей, давай сильнее!        

Разбежался палач дальше прежнего и ударил сильнее — кровь брызнула ещё выше и рубец лёг толще. После третьего удара кровь брызнула на три аршина и рубец оказался пальца в три толщиной — совсем успокоилась тогда Волга.

— Довольно, — сказал Грозный-царь, — вот как вас надо учить!                                          

После того благополучно переправилось через реку всё войско, и ни один солдат не утонул. И теперь, говорят, на том месте, где была переправа, видят на Волге три кровяных рубца, особенно летним вечером, если взглянешь против солнца, когда оно садится за горы.

Приехал царь Грозный в Новгород...

Ещё до наших дедов был царь Грозный, Иван Васильевич. Приехал царь Грозный в Новгород, пошёл к Софии. Стоит Иван - царь, богу молится; только глядит — за иконой бумага виднеется. Он взял ту бумагу — и страшно рассердился. А какая та мага была, никто не знает. Как распалился Грозный-царь и велел народ бросать в Волхов.

Стал Грозный на берегу, стали народ в Волхов бросать: возьмут двух, сложат спина к спине, руки свяжут да так в воду и бросят. Как в воду, так и на дно. Набросали народу на двенадцать вёрст. Там народ остановился, не идёт дальше, нельзя Грозному народ больше бросать! Послал он посмотреть за двенадцать вёрст — отчего народ мёртвый вниз не идёт. Сходили, посмотрели, говорят царю:

— Мёртвый народ стеной стал.

— Давай коня! — закричал царь.

Подали царю коня. Царь сел на коня и поскакал за двена­дцать вёрст. Смотрит - мёртвый народ стеной стоит, дальше не идёт.

В это самое время стал огонь из земли кругом Грозного вы­ступать. Поскакал царь Иван Васильевич прочь — огонь за ним. Он скачет дальше — огонь всё кругом! С тех пор Волхов не за­мерзает в том месте, где Иван Грозный народ бросал: со дна Волхова тот народ теплом греет.,. А где народ остановился за двенадцать вёрст, там Хутынский монастырь царь поставил.

3. Беседа

- Каким предстаёт Иван Грозный в этих преданиях? На что обращает внимание народный сказитель?

Иван Грозный в преданиях изображён в архаической (древней) традиции: он жрец, маг, всесильный царь. У него загорается свеча после того, как её вынули из воды, его проклятия боятся ведьмы, его слушается река Волга. Такой характер преданий связан с отношением к царю не только как к высшей светской власти, но и как к высшей духовной власти в земной иерархии. Он «благочестивый царь» и хочет уничтожить на русской земле всю нечисть.

4. Чтение преданий о Петре I   (стр.9)

 Дополнительно можно прочитать другие предания. Например:

Взятие Орешка

Долго и безуспешно осаждали русские войска сильную кре­пость Орешек. Царь Пётр употреблял все способы, чтобы поско­рее овладеть ею.

Решили усилить канонаду, направляя пушки в один пункт, чтобы разбить стены и потом направить туда штурмующие ко­лонны.

Несколько дней стреляли беспрерывно. Наконец стену разрушили. Русские обрадовались и, так как дело было к вечеру, решили на следующее утро напасть на крепость. Рано утром Пётр с другими военачальниками поднялся на холм и был поражён, увидев, что разбитые стены стоят как ни в чём не бывало, будто даже новее стали.

Разгневался царь ужасно и хотел было всех пленных казнить, но тут один из них выступил вперёд и вызвался объяснить, в чём дело.

- Ваше величество, — сказал он, — русские войска уже не раз разрушали стены крепости, но мои соотечественники каждый раз пускались на хитрость. За ночь они сшивали рогожи, красили их под цвет камня и закрывали ими проломы в стене. Издали ка­залось, будто новая стена построена...

- Хорошо же, — сказал Петр, — мы перехитрим их.

Он приказал пленных отвести обратно в то место, где они со­держались, а войскам наделать побольше чучел из соломы, одеть их в солдатскую форму и разместить на плотах. Управлять пло­тами назначили несколько человек.

На следующее утро плоты двинулись по Неве к крепости, По ним открыли страшный огонь. Множество плотов уже разбито, но уцелевшие продвигались всё вперёд и вперёд. Ужас охватил мужественный гарнизон при виде надвигающихся на них рус­ских солдат.

Плоты приблизились... Испугавшиеся защитники крепости поспешили вынести ключи и сдаться царю. В это самое время на крепостной башне пробило полдень. Пётр снял шляпу и перекре­стился.

В память взятия Орешка с того самого дня и до сих пор ровно в полдень производится торжественный звон колоколов.

Пушки из колоколов

Пётр Великий, нередко бывая в Архангельске, заезжал и на Соловки.

Раз, живя здесь, государь решил снять самые большие монастырские колокола, чтобы отлить из них пушки. Монахи стали умолять государя отменить это решение и оставить на мона­стырской колокольне прежнее число колоколов.

- А зачем вам колокола? — спросил государь.

- Созывать народ к богослужению, — отвечали монахи.

- Ничего, — отозвался царь Петр, — если от вас народ не ус­лышит звона, так пойдёт в другие церкви. Разве это не всё равно?

Но монахи не отставали от царя:

— Отберёшь монастырские колокола, умалится слава святых соловецких угодников!

Государь ничего им не ответил на это, а только приказал всем монахам ехать на дальний остров архипелага и там слушать, что будет. А сам велел три раза позвонить в монастырские колокола, а потом три раза палить из пушки. Через некоторое время верну­лись монахи.

- Ну, что же вы слышали, святые отцы? — спросил царь.

- Мы слышали, — отвечали они царю, — как из пушек па­лили.

- Ну, так и есть, — заметил царь, — колоколов ваших вы не слыхали, а пушки славу мою до вас донесли! Так уж лучше да­вайте мне ваши колокола. Я их на пушки перелью, а пушки эти славу святых угодников распространят.

Монахи согласились на предложение царя и отдали ему луч­шие монастырские колокола.

Так и перелил царь Пётр Алексеевич монастырские колокола на пушки.

5. Беседа

- Как рисуется образ Петра I в народных преданиях?

Образ Петра I рисуется совершенно иначе, чем образ Ивана Грозного: это царь-плотник, работник, воин и строитель. В преда­ниях о Петре I отразилось отношение народа к небывалому царю-работнику, который не гнушается простым народом, трудится вместе с плотниками и может ради мастерства вытерпеть даже брань, а мастера наградить. Пётр справедливый, остроумный и хитрый, побеждает врагов не только силой, но и смекалкой.

IV. Подведём итоги

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие предания вам больше понравились? Почему?

V. Домашнее задание

1) Выполнить 3-е задание (стр. 10): подготовить к пересказу одно из преданий, сохранив особенности повествования.

Индивидуальное задание. Подготовить выразительное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович».

 

 

 

 

 

Урок 2. Понятие о былине. Возникновение и бытование былин. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.

Ход урока

I. Оргмомент. Сегодня на уроке мы продолжим с вами знакомство с произведениями устного народного творчества и обратимся к жанру «былина».

Круг рассматриваемых вопросов:

1.     Понятия «былина», «эпос», «эпический герой».

2.     Возникновение и бытование былин.

3.     Композиция былин.

4.     Художественные особенности былин.

5.     Два основных цикла былин.

6.     Содержание былины «Вольга и Микула Селянинович». 

II. Проверка домашнего задания

- Что вы узнали о преданиях на прошлом уроке? Слушаем пересказ 2-3 преданий.

III. Новая тема. Тема нашего урока – былины. Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь мёда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил. 

- Какие былины вы читали? Каких былинных героев вы знаете?

1. Понятия «былина», «эпос», «эпический герой».

Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.

- Как вы понимаете значение слова «эпос»?

Эпос (греч. – слово, повествование) – 1) Совокупность произведений устного народного творчества – героических песен, сказаний. 2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой).

- Сколько значений имеет слово «эпос»? Какое значение мы используем при разговоре о произведениях УНТ?

             Мы видим, что слово «эпос» имеет два значения. Понятие эпоса как литературного рода мы используем в работе с произведениями письменной литературы. Понятие эпоса в первом значении мы используем при разговоре о произведениях УНТ.

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

Эпитет – художественное, образное определение.

Гипербола – преувеличение.

2. Возникновение и бытование былин.

Былины возникли в глубокой древности и постепенно складывались в циклы, отражающие сознание народа. В 6-м классе мы изучали мифы и знаем, что во времена возникновения и бытования мифов у людей было особое – мифологическое – сознание. Люди чувствовали и воспринимали мир иначе, не так, как воспринимаем мир мы. Человек считал, что миром управляют неведомые ему силы, которые наделил божественной силой. Человеку казалось, что судьба зависит только от воли богов. Человек ничего не может противопоставить этим силам.

В УНТ это эпоха мифов, в которых действуют титаны и боги. Постепенно человек понимал, что его воля и поступки могут изменить мир вокруг него. Он осознавал себя сначала как представитель рода, племени, народности. Первобытная слитность с миром заменялась осознанием силы человека. Так возникло эпическое сознание, оно нашло отражение в эпических произведениях, в которых действуют герои.

Былины – это настоящий эпос русского народа. От одной только сказительницы Ирины Андреевны Федосовой было записано тридцать тысяч стихотворных строк. Сказительница говорила про себя: «Грамотой я не грамотна, зато памятью памятна».

Действие былин происходит в Киеве, в просторных каменных палатах, на киевских улицах, у днепровских причалов, в соборной церкви, на широком княжеском дворе, на торговых площадях Новгорода, в других городах: Чернигове, Ростове, Муроме, Галиче. Сказители воспевали широту русской земли, раскинувшейся под высоким небом. Знали тогда и о далёких землях: о земле Веденецкой (Венеции), о богатом Индийском царстве, Царьграде, разных городах Ближнего Востока.

Много достоверных черт древнего быта и жизни придаёт былинам документальную ценность. В них рассказывается об устройстве первых городов. За городскими стенами сразу начиналось раздолье чистого поля. Сказители поведали нам о настенных украшениях в парадных жилищах. Нарядна одежда героев, подробно говорится о конской упряжи.

Сколь ни ценны черты древнего быта, ещё более ценны воплощённые в былинах думы и чувства народа. Примером верности воинскому долгу являются богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич. Они сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягал на её свободу.

Былины охотно рассказывали о делах и событиях повседневной жизни: о работе на пашне, сватовстве и соперничестве, конных состязаниях, торговле и далёких путешествиях. Но и такие былины не просто развлекали: сказитель учил и наставлял, делился своими думами о том, как жить. 

3. Композиция былин. В былинах, как и в сказках, есть зачины (в них рассказывается о времени и месте действия), концовки.

4. Художественные особенности: в былинах есть повторы, преувеличения (гиперболы), постоянные эпитеты.   В древности пение былин сопровождалось игрой на гуслях. Музыканты считали, что гусли – самый подходящий инструмент для подыгрывания словам: мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины. Былинный стих ритмичный, напевный.

5. Два основных цикла былин.

Исследователи русских былин разделили былинных героев на два типа: на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» богатыри – это воплощение титанической силы и мощи. Они уже получили очертания человеческого образа, но всё ещё остаются силою мировою.

  Один из самых древних богатырей – Святогор, обитающий на святых горах, который хочет передать свою силу Илье Муромцу. Илья Муромец отказывается принять всю силу Святогора, принимает только полсилушки. Древнейшую былинную «троицу» дополняют Волх Всеславьич и Михайло Потык.

Былинный образ Волха Всеславьича не менее древний, чем образ Святогора. Волх – это волхв, умеющий «вражбу чинить», т. е. ворожить, мудрый кудесник, родившийся от змея (что по древним языческим преданиям являлось признаком мудрости). О его рождении и подвигах рассказывается в былине «Волх Всеславьевич». Волх – оборотень, обладающий способностью обёртываться в сокола, волка, муравья. Такая способность была присуща языческому божеству охоты. Позже имя Волх превратилось в имя Вольга. Исследователи считают, что в былине о Вольге и Микуле воссозданы не просто образы князя и крестьянина, а двух языческих богов: бога охоты (Волх – Вольга) и бога земледелия (Микула). Микула носит отчество Селянинович – от слова «селянин», т. е. крестьянин, человек, живущий в селе.

Существует два основных цикла былин – киевский и новгородский. Они сложились во время расцвета Киева и Новгорода.

Киевский цикл имеет ряд признаков: действие происходит в Киеве или около него; в центре повествования стоит князь Владимир; основная тема – защита русской земли от кочевников. Киевский цикл подарил нам образы трёх богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича. 

К новгородским относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве, Вольге и Микуле Селяниновиче и др. В них затронуты социальные темы. Это обусловлено своеобразием жизни Новгорода, который вёл торговлю со многими странами. 

Наиболее ранние записи былин были сделаны в 17 веке, а первые публикации текстов в 18 веке принадлежат писателям М. Чулкову, Н. Новикову, И. Дмитриеву. В 30-е годы 19 века произведения УНТ стал собирать П. Киреевский, который обратился к литераторам с призывом записывать и собирать фольклор. На призыв откликнулись многие: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, В. И. Даль. В 1861 – 1867 годах были изданы четыре тома «Песен, собранных П. Рыбниковым», куда вошло 165 былин.

6. Комментированное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович» (стр. 17 – 23).

По ходу чтения разбираем устаревшие слова и непонятные места в былине.

- гужики  (гуж) – петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой;

- булатный – старинный, твёрдый и упругий, с узорчатой поверхностью из стали;

- сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет;

- соловый – о масти лошадей; желтоватый.

- оратай – пахарь;

- орет – пашет;

- омешики – сошник у плуга, подрезывает и вздымает пласт;

Вольга Святославович – князь. Он формально главный герой былины. Он едет в города, которые ему отдал киевский князь. По пути он знакомится с Микулой Селяниновичем, который превосходит по силе и мужеству всю княжескую дружину. Богатырь Микула Селянинович является подлинным героем, которому отданы симпатии слушателей.

7.     Анализ былины

- Найдите в былине зачин. Как вы понимаете его смысл? (Вольга родился в самом начале мира, как мифологический персонаж).

- Расскажите, кто такой Вольга, зачем и куда он ехал?

Вольга Святославович в былине – князь, племянник князя Владимира, жалованный им тремя городами «со крестьянами». Вольга едет «к городам да за получкою» и наезжает в поле на пахаря, которого не может догнать три дня.

Рождение Вольги носит мифологический характер:

Когда воссияло солнце красное

На тоё на небушко на ясное,

Тогда зарождался молодой Вольга,

Молодой Вольга Святославович.

Когда начал Вольга «растеть – матереть», «похотелося Вольге много мудрости», но рыбы ушли «во сини моря», птицы улетели «за оболока», звери ускакали «во тёмные леса». Мудрость не далась Вольге, и он решил стать воином: собрал «дружинушку хоробрую» и поехал «к городам да за получкою», т. е. за данью.

- Почему сказитель так подробно описывает облик, одежду и работу оратая?

В портрете Микулы заметно стремление украсить облик любимого героя: он одет не как крестьянин для работы, а как богатый и знатный боярин. Это описание даёт представление не столько об облике героя, сколько об отношении к нему рассказчика былины, а также о стремлении поэтизировать труд.

- Когда Вольга проникся уважением к Микуле Селяниновичу?

Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу, потому что вся его дружина не могла сделать то, что пахарь сделал с лёгкостью: он легко взял сошку одной рукой, встряхнул землю и бросил сошку за ракитов куст.

- Как вы понимаете смысл этой былины?

Сюжет былины – эпическое состязание богатыря – пахаря с воинами. Целая дружина по приказанию Вольги Святославовича не может выдернуть сошку из земли, а Микула делает это легко на удивление Вольге. Вольга на своём добром коне не может догнать Микулу, который едет на кобыле, которую он сам купил жеребёночком и вырастил. В состязании между Вольгой и Микулой князь оказывается «глупым», потому что оценивает предметы по внешнему виду, а не по их сути, сожалея, что кобыла, которая легко обгоняет его доброго коня, - не конь:

Тут проговорил оратай – оратаюшко: - Ай же глупый ты, Вольга Святославович! Только после ответа пахаря Вольга наконец понимает, что имеет дело не с простым крестьянином, и спрашивает его имя.

- Как вы думаете, почему Вольга предлагает Микуле оставаться наместником в своих городах?

- Найдите в тексте былины эпитеты, гиперболы. Выпишите их в тетрадь.

IV. Подведём итоги.

- В чём ценность былин для народа?

 V. Домашнее задание. 1) Подготовить выразительное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович». 2) Выписать из текста эпитеты, гиперболы, найти повторы.  3) Прочитать и подготовить пересказ былин «Илья Муромец и Соловей - Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин».

 

 

Урок 3. Внеклассное чтение. Киевский цикл былин. Былина "Илья Муромец и Соловей – разбойник". Илья Муромец – носитель лучших черт русского национального характера.

Цели: расширить представления об эпическом герое; отработка навыков работы с поэтическим текстом.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение отрывков из былины «Вольга и Микула Селянинович»; прочитать выписанные из былины эпитеты, повторы, гиперболы.

- Назовите особенности образа Микулы Селяниновича как эпического героя. Какие черты в Микуле подчёркиваются? (Действует в реальном историческом прошлом, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью; его богатырство превосходит мудрость князя Вольги).

3. Слово учителя. История былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» принадлежит к числу самых распространённых и популярных. В разное время было записано более ста её вариантов. Классическим считается текст, записанный Александром Фёдоровичем Гильфердингом 8 июля 1871 года в Кижах от Трофима Григорьевича Рябинина, известного сказителя, который знал 23 былины общей сложностью более пяти тысяч строк.

4. Выразительное чтение былины (по книге «Читаем, думаем, спорим…» - 12 мин.)

5. Анализ былины.

- Каково главное настроение былины?

Ритм и настроение былины, речь и поступки героя исполнены торжественности и величавости.

- Какой теме посвящена былина?

Тема защиты родной земли от внутренних и внешних врагов.

- Почему Илья Муромец не пошёл во Чернигов воеводою?

Илья Муромец не пошёл во Чернигов воеводою, потому что он не до Чернигова хотел доехать, а до стольного града Киева.

- Почему Илья Муромец решил ехать «дорогой прямоезжею»?

Илья Муромец доехал до Чернигова, освободил его от врагов и далее поехал на Киев не безопасной окольною дорогой, а опасной «дорогой прямоезжею». Этот поступок говорит о решительности и бесстрашии былинного героя, о желании освободить русскую землю от разбойников.

- Ради чего борется Илья с Соловьём-разбойником?

Илья Муромец знал, что борется с Соловьём-разбойником ради того, чтобы на родной земле люди жили мирно, без страха.

- Какова концовка былины?

В конце былины Илья Муромец срубил Соловью-разбойнику «буйну голову».

В этой былине мы видим такую концовку:

А тут Соловью ему славу поют,

Ай славу поют ему век по веку.

Слово «слава» в концовке означает не прославление заслуг Соловья-разбойника. Смысл концовки в том, что из века в век люди продолжают рассказывать о Соловье-разбойнике и помнить подвиг Ильи Муромца.

- Как сказитель выражает отношение народа к богатырю?

Отношение народа к богатырю в былине выражается с помощью эпитетов и гипербол, используя которые, сказитель описывает героя и его поступки: «удаленькой дородный добрый молодец», «славный богатырь святорусский»; Илья Муромец топчет конём «силу великую», выбивает Соловью-разбойнику «право око со косицею», то есть с виском, не соблазняется на посулы дочерей и зятьёв Соловья-разбойника.

- Как вы думаете, для чего сказитель употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Найдите эти слова.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами в былинах помогают сохранять ритм и передают любовное отношение народа к своему герою.

6. Работа над текстами былин «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин»

          Добрыня Никитич – былинный богатырь, побратим и товарищ Ильи Муромца. В Древней Руси человеку часто давали два имени: первое – христианское, второе – языческое. Имя «Добрыня» получали за доброту, красоту, величие, воинскую доблесть, храбрость, силу. Имя Никита в переводе с греческого означает «славный, блестящий, победитель». Добрыня Никитич – добрый победитель, храбрый победитель. Добрыня Никитич в русских былинах в первую очередь – герой– змееборец.

          Пересказ былины «Добрыня и Змей»

Мать наказывала Добрынюшке:

«Ты не езди-ка далече во чисто поле,

На ту на гору на Сорочинскую,

Не топчи-ка ты младых змеёнышей,

Ты не выручай-ка полонов да русских,

Не купайся, Добрыня, во Пучай - реке –

Пучай – река очень свирепая,

Средняя-то струйка как огонь сечёт!»

Добрыня матушки не послушался, поехал во чисто поле, потоптал змеёнышей, освободил русские полоны и выкупался в Пучай – реке. В это время налетел Змеище  Горынище о двенадцати хоботах. Добрыня не испугался, кинул в него «колпак земли греческой» и отшиб Змею все двенадцать хоботов. Хотел Добрыня убить Змея, но тот взмолился:

«Ой ты Добрыня сын Никитич!

Мы положим с тобой заповедь великую:

Тебе не ездити далече во чисто поле,

На ту гору на Сорочинскую,

Не топтать больше младых змеёнышей,

Не выручать да полонов русских,

Не купаться тебе, Добрыня, во Пучай – реке,

И мне не летать да на святую Русь,

Не носить людей мне больше русских,

Не копить мне полонов да русских».

Добрыня отпустил Змея, а он полетел в Киев и украл племянницу князя Владимира «молоду Забаву».

Алёша Попович посоветовал князю послать за Забавой Добрыню, потому что у Добрыни со Змеем был уговор. Добрыня вернулся с княжеского пира и закручинился. Мать посоветовала ему взять плётку. Когда змеёныши подточат у Бурка копыта, то хлестать этой плёткой Бурку, тогда Бурка снова сможет скакать и топтать их. Наутро седлал Добрыня коня, поехал на гору и потоптал змеёнышей. Из глубокой норы вышел Змей и ответил Добрыне, что не отдаст Забаву «без бою, без драки – кровопролития». Бился Добрыня со Змеем трое суток, не мог его перебить и хотел уже прекратить битву, как раздался голос с небес:

«Молодой Добрыня сын Никитич!

Дрался со Змеем ты трое суточек,

Подерись со Змеем ещё три часа –

Ты побьёшь Змея да проклятого!»

Добрыня побил Змея проклятого. Змей «кровью пошёл». Добрыня стоял около Змея трое суток и не мог крови переждать. С небес вновь раздался голос, чтобы Добрыня постоял ещё три часа, стукнул копьём в землю и сказал заветные слова. Добрыня так и сделал: стукнул копьём в землю, матушка сыра земля расступилася и «пожрала она всю кровь да всю змеиную». Добрыня вывел из плена Забаву, повёз её в Киев.

- Каковы главные качества Добрыни Никитича?

          Пересказ былины «Алёша Попович и Тугарин»

По чистому полю едут два молодца – Алёша Попович и Еким и раздумывают, куда им отправиться: в Суздаль – град, где «питья много», во Чернигов – град, где «девки хорошие», или к Киеву – граду на оборону? Решают ехать к Киеву. Князь Владимир принимает гостей с почётом и предлагает самим выбрать место за столом. Алёша Попович садится на печку. Прошло немного времени, входит в гридню собака Тугарин Змеевич:

«Да богу собака не молится,

Князю с княгиней он не кланяется,

Князьям да боярам челом не бьёт;

Вышина у собаки ведь трёх сажен,

Ширина у собаки ведь двух обхватов,

Промеж глаз его да калёна стрела…

Тугарин сел между князем и княгиней и стал пожирать всё, что было на столе. Алёша стал над ним насмехаться. Тугарин спрашивает князя:

«Да что у тебя на запечье за смерд сидит?»

Узнав, что это русский богатырь, Тугарин метнул в Алёшу булатный нож. Названый брат Алёши Еким успел перехватить нож. Тугарин вызвал Алёшу на поединок.

По дороге на поле Алёша встретил своего названого брата Гурьюшку и взял у него для битвы поршни (кожаная обувь без голенищ), шелом земли греческой и ременную плеть. Когда Алёша встретил Тугарина, тот стал кричать во всю глотку. Победил Алёша Тугарина, буйну голову привёз князю Владимиру.

- Какие качества отличают Алёшу Поповича от Добрыни Никитича и Ильи Муромца?

- Что сближает их?

IV. Подведём итоги

- Кто они, русские богатыри, во имя чего совершают подвиги и что защищают?

V. Домашнее задание

1. С помощью текстов известных вам былин составьте небольшой «Богатырский словарь».

2. Подготовьте характеристики героев былин.

3. Подготовьте свою иллюстрацию к одной из былин.     

 

 

Дополнительный материал к теме «Былины»

Едва ли найдётся такой жанр в фольклоре, о котором было бы написано статей и книг больше, чем о былинах. Это объясняется прежде всего высокими художественными достоинствами эпоса. Древнейшие былины можно возводить к событиям и явлениям 9 века, а наиболее поздние – к 13 веку.  К концу 10 – началу 11 века древнерусское Киевское государство достигло расцвета. Под властью Киева находились все восточнославянские племена, а также неславянские – по Волге, Оке и в Новгородской земле.

Наиболее ранними былинами этого периода являются былины о Добрыне Никитиче. В них нашли отражение процессы, связанные со становление и расцветом Киевской Руси.

Тревожная боевая жизнь в пограничных, даже и в далёких от границ землях, рождала героев, о которых слагались легенды и былины. Саамам популярным героем воинских былин стал крестьянин из Мурома Илья. Он – главный оберегатель Руси и защитник справедливости.

Былины – первый по времени жанр устного народного творчества, в котором мы встречаемся с зачаточной индивидуализацией образов. Конечно, здесь нет прослеживания сложного духовного развития персонажей: они статичны и представляют собой цельные характеры. Их объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумываются служить или не служить Руси, защищать или не защищать её. Все они обладают необходимым тактом, умеют вести себя так, как требуется по установленным обычаям: при входе в дом «крест кладут по-писаному, ведут поклоны по-учёному», относятся с должным почтением к тем, кто старше их по возрасту, они бескорыстны. Но различия между богатырями есть, и не только в имени.

Герои совершают свои подвиги в разных ситуациях. Добрыне Никитичу не приходится быть главным богатырём при обороне Руси от нападения врагов. Наоборот, он сам учиняет разгромы в других землях. Вся боевая деятельность Добрыни проходит вдали от Киева.

Илья Муромец всегда выступает против врага на своей земле. Его противники: Калин – царь, который привёл с собой огромное войско; Идолище поганое, которое засело в Киеве и хозяйничает там; Соловей – Разбойник, захвативший дорогу между Киевом и Черниговым – всех их должен победить Илья Муромец и спасти русскую землю, свой народ. Могут быть и невоинские конфликты в былинах об Илье Муромце – это социальные конфликты. В Илье Муромце явно проступают черты героя из простого народа.

Третий герой русского эпоса – Алёша Попович одерживает свои победы не столько силой, сколько хитростью.

Чем отличается былина? 1. Ей не свойственна точная передача исторических фактов. 2. Былины запечатлевают историческую реальность в обобщённых образах. 3. Эпос передаёт понимание истории, вскрывает исторический смысл событий, потрясавших древнюю Русь в жестокой борьбе за государственную независимость. 4. Былины позволяли угнетённым чувствовать нравственное превосходство над угнетателями. Богатырь и богатырство обладали силой примера.

Эпос был не только исторической памятью народа, но и его достоинством, умом, нравственным кодексом. Наука называет былины героическим эпосом. Героика – не тематическая характеристика былин, но как примета их жанра.

Былина – патетическое, торжественное песнопение, повествующее о великих деяниях необыкновенных людей. Итак, былины – это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху, ставящие перед собой цель возвеличить социальные и нравственно – этические идеалы народа.

1. Древнейший период в истории былин. Мифологическая основа былин о Святогоре. Образ былинного Волха в его связях с мифологией. Мифологические традиции в былинах о Дунае.

2. Киевский период в истории былин. Главный герой эпоса – Добрыня. Добрыня – боец за нерушимость границ Руси.

3. Владимиро – Суздальский период в истории былин. Среднерусское происхождение Ильи Муромца и выдвижение его на первое место. Развитие демократических начал эпоса. Ростовский богатырь Алёша. Алёша и Тугарин. Омрачение образа богатыря. 4. Галицко – Волынские, Новгородские и другие тенденции в истории былин. Псковско – Новгородские – былина о Вольге и Микуле.

Былина о Вольге и Микуле

Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователь академик В. Я. Пропп относит её возникновение к 14 – 15 векам, но основа былины возникла раньше – в 11 – 12 веках и именно в пределах Новгородской земли.

Князь Вольна Святославович, приходящийся в былине дядей Владимиру Красное Солнышко, получил от стольного киевского князя три города – Гурчевец, Ореховец и Крестьяновец. Молодой Вольга с дружиной выехал в дальний путь к городам «за получкой» - за данью. В чистом поле Вольга увидел могучего пахаря, который выворачивал сохой коренья и большие камни. Пахарь спрашивает, куда едет князь, а узнав, рассказывает, какие люди живут в городах, пожалованных князем Владимиром. Был пахарь в тех местах «третьёво дня», вёз оттуда соль, а местные мужики – разбойники напали на пахаря: стали  с него «грошей просить» (грабить).

Рассказал пахарь Вольге и то, как он побил своих обидчиков. Князь Вольга сразу предлагает Микуле ехать «в товарищах» к тем городам. Пахарь охотно соглашается, и, судя по тому, как разворачиваются дальнейшие события, его участие было совершенно необходимо.

Дружине князя была ба не под силу борьба с разбоем. Это ясно из того, как дружинники князя дёргают из земли соху пахаря. Пахарь, отъехав от пашни, подумал, что нельзя оставлять соху в поле: ещё позарится на неё кто – нибудь из своей братии – мужиков. Вертят могучие дружинники соху, а справиться с ней не могут. Пришлось пахарю вернуться: выдернул он её из борозды одной рукой и бросил соху за ракитов куст. Снова в пути Вольга и пахарь. Видит князь, что его конь не чета соловой кобыле пахаря. Отстал Вольга с дружиной. Дивится князь пахарю, спрашивает, как его зовут, кто он. Приехали Вольга с Микулой в жалованные города. Стали они по городу похаживать. А горожане стали поговаривать: не Вольги с дружиной они боятся, а боятся того, кто «третьёво дня» у них был и их побил. И Вольга назначает в своих городах наместником Микулу.

Смысл былины заключается в том, что власть и дары киевского стольного князя не имеют никакого значения в тех местах, где живёт Микула. Всё решает местная сила, её отношение к актам пожалования, совершаемым киевским князем. Вольга  с дружиной могли воочию убедиться, кто в краю Микулы хозяин положения.

Такая идея могла принадлежать только Новгородскому краю. Новгород признавал лишь те решения киевского князя, которые были любы новгородцам, а не те, которые самовластно принимал столичный киевский князь.

Былина, поставившая новгородца Микулу над дядей киевского князя – Вольгой Святославовичем, запечатлела тот период в истории Великого Новгорода, когда он особенно настойчиво боролся с киевскими князьями за независимость в середине 12 века.

В своё время эта былина звучала как политическое произведение, откликнувшееся на злобу дня. Вместе с тем былина, выражающая интересы Новгорода, не стала произведением, отстаивающим интересы новгородского боярства. Былина противопоставила родственнику киевского князя не боярина, а пахаря, который на стороне киевской власти лишь тогда, когда она отстаивает порядок и в Новгородской земле, борясь с разбоем и действиями тех, кто мешал новгородскому сельскому люду бывать в городах, приобретать у горожан всё необходимое, в том числе соль.

Таким образом, будучи областной, новгородской, былина одновременно оставалась демократической, так как противопоставила князю пахаря.

Со временем в былине стёрлись приметы некогда актуальной политической областной ориентации. Классово – социальная идея стала преобладать над областной. Ослабление новгородской идеи заменялось поэтизацией крестьянского труда. Былина внушает уважение к тяжкому труду землепашца.

Тест по теме «Былины»

1. К какому роду литературы относятся былины?

а) Лирика            б) Драма               в) Эпос

2. Выберите определение былины.

а) Жанр русского фольклора; эпическая песня героико – патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси.

б) Жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого – либо исторического события или исторической личности.

в) Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений.

3. Прочитайте фрагмент и определите, из какой былины он взят.

     А тут ли оратай – оратаюшко

     Гужики шелковые повыстегнул,

     Кобылу из сошки повывернул.

     Они сели на добрых коней, поехали…             

а) «Добрыня и Змей»  б) «Вольга и Микула Селянинович»  в) «Волх Всеславьевич»

4. Какой город не мог упоминаться в былинах?

а) Киев   б) Чернигов     в) Муром    г) Москва

5. Есть ли былины, в которых богатырь не одолел бы врага?

а) да       б) нет

6. Какое событие соответствует кульминационному моменту былины?

а) Ссора богатыря и князя 

б) Поединок богатыря, в котором он одерживает победу  

в) Пир у князя

7. Выберите определение гиперболы

а) Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

б) Сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.

в) Перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общего признака.

8. Выберите примеры употребления гиперболы.

а) Чисто поле, ковыль – трава, добрый конь.

б) «Птицей – соколом летать ему под оболока».

в) «Мужичками – разбойничками, положил их до тысячи».

9. Какой из перечисленных признаков былин не соответствует истине?

а) Былина – исконно русский жанр   б) Былина – правдивый исторический рассказ   в) Былина родственна мифу       г) Былина рисует картину мироздания

10. Какие качества богатыря являются первостепенными?

а) Физические      б) Нравственные

11. Чьи интересы защищает Илья Муромец?

а) Интересы князя     б) Интересы народа    в) Свои собственные интересы

12. Соотнесите существительные с прилагательными, чтобы получились постоянные эпитеты:

          Чисто                                               конь

          Добрый                                          головушка

          Буйная                                              дружинушка  

          Хоробрая                                          поле

13. К какому древнему повествованию былина ближе?

а) Сказка     б) Миф      в) Легенда     г) Историческая повесть

14. В какой былине нашли отражение нравственные идеалы русского народа: прославление мирного труда, мастерство, трудолюбие, физическая сила, доброта и честь?

а) «Илья Муромец и Соловей – Разбойник»

б) «Вольги и Микула Селянинович»

в) «Алёша Попович и Тугарин»

15. Продолжите предложение, чтобы высказывание стало верным.

Главной целью былин было…

а) Сохранение исторической памяти о событиях прошлого, славной истории русского народа.

б) Возвеличивание Руси, прославление её героического прошлого, славной истории русского народа.

Ответы к тесту по теме «Былины»

1) в    

2) а    

3) б   

4) г    

5) б    

6) б    

7) а    

8) в    

9) г    

10) а    

11) а    

12) Чисто поле, добрый конь, буйная головушка, хоробрая дружинушка

13) б    

14) б    

15) б  

 

  

    

    

 

 

 

 

                  Урок 4. Р/р. Устное сочинение по картине В. М. Васнецова "Богатыри". Русские богатыри как выражение национального представления о героях.

Цели: умение учащихся охарактеризовать богатырей как эпических героев с практическим использованием в своём рассказе былинных особенностей повествования о русских богатырях; развитие навыков устной монологической речи.

Ход урока

1. Оргмомент. Сегодня нас ждёт увлекательная работа. Перед нами репродукция картины замечательного русского художника В. М. Васнецова «Богатыри». Давайте внимательно рассмотрим эту картину и попробуем составить устный рассказ о богатырях.    

2. Проверка домашнего задания

- Прочитайте составленный вами «Богатырский словарь». Обсуждение.

- Дайте характеристику основным былинным героям: Илье Муромцу, Добрыне Никитичу, Алёше Поповичу, Микуле Селяниновичу. Обсуждение.

- Демонстрация иллюстраций к былинам. Обсуждение.

3. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) родился в селе Рябовском в Вятском крае. Он был современником Репина и Сурикова. В. М. Васнецов прославился своими картинами на сюжеты русских былин и сказок.

4. Работа по картине

- Какое ещё название этой картины закрепилось в народном сознании? («Три богатыря»)

- Что вы знаете об этих богатырях? Расскажите. 

- Найдите в текстах былин описание внешности Ильи Муромца, Алёши Поповича и Добрыни Никитича и опознайте героев на картине.

- Каково воинское снаряжение богатырей?

- Какими изображены кони богатырей?

- Соответствует ли пейзаж былинному зачину? (Поле, простор, дорога…)

- Как художник сумел передать не только впечатление физической мощи богатырей, но и их воинской доблести? (Через особенности характеров героев, состояния природы – тучи на небе, выражение их готовности к бою – полное снаряжение воина, богатыри на дороге…)

- Какую идею содержит сюжет картины «Богатыри»? (Патриотизм, бескорыстное служение народу, прославление героического прошлого народа).

 5. Составление устного сочинения по картине.

Возможный вариант

 В древние – древние времена, когда на Руси правил Владимир Красное Солнышко, жили на Руси богатыри. Стояли они заставами на границах родной земли, за которой бродили кочевники. От набегов кочевников страдала Русь, а бывало и так, что подступали они к стенам самого Киева.

Такую заставу богатырскую изобразил на своей картине В. М. Васнецов. Стоят три богатыря и смотрят вдаль, не подымается ли где облако пыли под копытами вражеских коней, не грозят ли враги родной земле.

В середине – Илья Муромец, острое копьё в левой руке держит. Тяжёлая, с большими шипами палица свисает с его правой руки, а он будто и не чувствует её тяжести, из – под руки в рукавице зорко вглядывается вдаль.

По правую руку Ильи – друг и соратник его Добрыня Никитич на белом коне, острый меч наполовину из ножён вытащил – хоть сейчас в бой! И конь его голову вскинул, уши насторожил – видно, стучат по сухой земле копыта вражеских коней.

По левую руку от Ильи самый молодой богатырь – Алёша Попович в пластинчатом доспехе, с лёгким луком в левой руке, с певучими гуслями, прикреплёнными к седлу. И он насторожился, туда же, куда и его друзья, глядит.

Бой впереди. Но непобедимы богатыри, и родная земля может жить спокойно, пока они стоят на заставе. 

6. Подведём итоги. Какие чувства вызывает у вас картина В. М. Васнецова? Объясните.

7. Домашнее задание. Домашнее сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри».

        

Урок 5. Русские пословицы и поговорки.

Цели: формирование понятия «пословица», «поговорка»; развитие навыков устной монологической речи учащихся.  

Ход урока

1. Оргмомент. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жанрами устного народного творчества. Тема нашего урока: «Русские пословицы и поговорки».

                                                                                                "…в них всё есть:

                                                                                издёвка, насмешка, попрёк,

                                                            словом – всё шевелящее и задирающее за живое".                                                                                                                                             Н. В. Гоголь

Круг рассматриваемых вопросов

1.     Понятия «пословица», «поговорка». Общее и отличие.

2.     Тематика пословиц и поговорок.

3.     Пословицы и поговорки народов мира.

2. Интеллектуальная разминка

- Прочитайте высказывания и скажите, чем они отличаются?

Надо трудиться – Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Пришёл тот, о ком только что говорили – Лёгок на помине

Своих ошибок не видишь, а за другими замечаешь – В своём глазу бревно не видит, а в чужом – соломинку разглядит

Очень умный – Семи пядей во лбу

Отличие в этих парах высказываний состоит в том, что пословицы и поговорки более образны, эмоциональны, легче запоминаются.

- Как вы думаете, какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества?

Они выражают народную мудрость.

- Чем же отличаются пословицы от поговорок? Посмотрите на доску. В каком столбце пословицы, а в каком - поговорки?

   Чужую беду рукой разведу.                                         Своя рука – владыка.

   Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.            Охота пуще неволи.

   Красна изба углами, а стол – пирогами.                     За словом в карман не лезет.

Пословицы находятся слева, они выражают мысль более полно, чем поговорки.

3. Работа со статьёй учебника (стр. 42 – 43). Индивидуальная работа

- Внимательно прочитайте статью учебника и составьте тезисный план.

- Какие сведения вы включили в свой тезисный план?

Ответьте на вопросы:                                                                                         

1.     Что такое пословица? Приведите примеры пословиц.

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость.

2.     Что такое поговорка? Приведите примеры поговорок.

Поговорка – это яркое, меткое  народное выражение, это часть суждения.

3.     Чем поговорка отличается от пословицы?

Пословица содержит в себе законченную мысль, а поговорка – это только часть какого – либо суждения.

4.     Назовите основные темы пословиц и поговорок.

Любовь к родине, мужество, храбрость, вера в торжество справедливости, понятие о чести, достоинстве, об учении, о знаниях, о семье, о трудолюбии и мастерстве.

5.     Что такое прямой смысл и переносный смысл? Объясните на примере пословиц.

Пословицы и поговорки создавались много веков, а записывать и собирать их стали только в 19 веке. Один из таких любителей старины и большой учёный нам с вами известен: это В. И. Даль, автор "Словаря живого великорусского языка".

- Найдите, какое определение пословицы даёт В. И. Даль?

Пословица – это коротенькая притча, это суждение, приговор, поучение…Пословицу "нельзя обжаловать", "приговор её неотразим", "от пословицы не уйдёшь", "все ей покоряются..."

4. Работа с текстами пословиц (стр. 43 – 44). Индивидуальная работа        

- Прочитайте группы пословиц и определите тему каждой группы

Пословицы объединены в группы по темам:

1. Родина, родная земля.

2. Труд, работа.

3. Грамота, учение.

4. Дружба.

Задание. – Покажите на примере пословицы "Пашню пашут – руками не машут", как вы понимаете, что такое прямой и переносный смысл пословицы?

Пословица "Пашню пашут – руками не машут" говорит о том, что во время работы на пашне надо держаться за сошники, а не размахивать руками. Это прямой смысл пословицы. В переносном смысле это означает: делая трудное дело, надо быть сосредоточенным, нельзя отвлекаться на пустяки.

5. Работа с текстами пословиц народов мира (стр. 44 – 46)

Пословицы живут в каждом народе, переходят из века в век, передают накопленный опыт новым поколениям. Все народы единодушны в том, что труд составляет главную ценность жизни. Бесчисленные пословицы высмеивают лентяев, глупцов.

Групповая работа. Прочитайте пословицы разных народов, объясните их смысл. Выпишите пословицы: а) о дружбе; б) об отношении к труду; в) об отношении к учению.

Проверяем:

Пословицы о дружбе:

Хороший друг ближе брата. (Азербайджанская)

Ради друга терпи и пургу, и снег. (Азербайджанская)

В трудную минуту – друг тут как тут. (Арабская)

Друг в глаза скажет, враг – за спиной бурчит. (Башкирская)

Дерево сильно корнями, а человек – друзьями. (Грузинская)

Неразумный о друге лишь в беде вспоминает. (Грузинская)

Друзья лучше старые, одежда – новая. (Китайская)

Пословицы об отношении к труду:

Кто не знает, как работать, для того работа не кончается. (Абхазская)

Лучше есть свой чёрствый хлеб, чем чужой плов. (Азербайджанская)

Ничего не делая, мы учимся дурным делам. (Английская)

Осталось дело до завтра - считай, что застряло. (Армянская)

Труд кормит человека, безделье – портит. (Ассирийская)

Земля ценится хлебом, а человек – делом. (Башкирская)

Конь узнаётся в скачке, человек – в делах. (Казахская)

Руку не протянешь, так с полки и ложку не достанешь. (Латышская)

Много рук поднимут и тяжкую ношу. (Литовская)

Жизнь – счастье в труде. (Литовская)

Безделье – мать всех пороков. (Французская)

У ремесла золотое дно. (Эстонская)

Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет. (Узбекская)

Пословицы об отношении к учению:

Невежда – враг самому себе. (Арабская)

Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок. (Башкирская)

Без ученья нет и уменья. (Вьетнамская)

Человек с сильными руками поборет одного, человек с сильными знаниями – тысячу. (Казахская)

Вывод: различные народы мира ценят в человеке одни и те же качества: дружбу, трудолюбие, знания, мужество, скромность, любовь к людям. Пословицы всех народов осуждают невежество, лень, предательство, грубость, трусость, хвастовство и себялюбие.

6. Подведём итоги.

Как вы думаете, почему мы считаем пословицы и поговорки важной частью народного творчества?

- Нравятся ли вам пословицы и поговорки? Объясните.

- Употребляете ли вы в своей речи пословицы и поговорки? Объясните.

7. Домашнее задание. 1) Найдите по пять пословиц, посвящённых временам года, силе и храбрости воинов, ценности дружбы. 2) Подготовьте письменное толкование понравившейся вам пословице (мини – сочинение). 

 

 

 

 

 


 

Раздел «Устное народное творчество»

Раздел «Устное народное творчество»

Как же передавались знания о мире без книг?

Как же передавались знания о мире без книг?

Не унималась Волга, ещё сильнее заволновалась

Не унималась Волга, ещё сильнее заволновалась

В это самое время стал огонь из земли кругом

В это самое время стал огонь из земли кругом

Издали ка­залось, будто новая стена построена

Издали ка­залось, будто новая стена построена

Ну, что же вы слышали, святые отцы? — спросил царь

Ну, что же вы слышали, святые отцы? — спросил царь

Урок 2. Понятие о былине. Возникновение и бытование былин

Урок 2. Понятие о былине. Возникновение и бытование былин

Понятие эпоса в первом значении мы используем при разговоре о произведениях

Понятие эпоса в первом значении мы используем при разговоре о произведениях

Веденецкой (Венеции), о богатом

Веденецкой (Венеции), о богатом

Святогора, принимает только полсилушки

Святогора, принимает только полсилушки

Комментированное чтение былины «Вольга и

Комментированное чтение былины «Вольга и

Мудрость не далась Вольге, и он решил стать воином: собрал «дружинушку хоробрую» и поехал «к городам да за получкою», т

Мудрость не далась Вольге, и он решил стать воином: собрал «дружинушку хоробрую» и поехал «к городам да за получкою», т

Прочитать и подготовить пересказ былин «Илья

Прочитать и подготовить пересказ былин «Илья

Ритм и настроение былины, речь и поступки героя исполнены торжественности и величавости

Ритм и настроение былины, речь и поступки героя исполнены торжественности и величавости

Соловья-разбойника. - Как вы думаете, для чего сказитель употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

Соловья-разбойника. - Как вы думаете, для чего сказитель употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

Мы положим с тобой заповедь великую:

Мы положим с тобой заповедь великую:

Пересказ былины «Алёша Попович и

Пересказ былины «Алёша Попович и

С помощью текстов известных вам былин составьте небольшой «Богатырский словарь»

С помощью текстов известных вам былин составьте небольшой «Богатырский словарь»

Но различия между богатырями есть, и не только в имени

Но различия между богатырями есть, и не только в имени

Древнейший период в истории былин

Древнейший период в истории былин

Вертят могучие дружинники соху, а справиться с ней не могут

Вертят могучие дружинники соху, а справиться с ней не могут

Со временем в былине стёрлись приметы некогда актуальной политической областной ориентации

Со временем в былине стёрлись приметы некогда актуальной политической областной ориентации

Сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам

Сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам

Главной целью былин было… а)

Главной целью былин было… а)

Урок 4. Р/р. Устное сочинение по картине

Урок 4. Р/р. Устное сочинение по картине

Какую идею содержит сюжет картины «Богатыри»? (Патриотизм, бескорыстное служение народу, прославление героического прошлого народа)

Какую идею содержит сюжет картины «Богатыри»? (Патриотизм, бескорыстное служение народу, прославление героического прошлого народа)

Урок 5. Русские пословицы и поговорки

Урок 5. Русские пословицы и поговорки

Красна изба углами, а стол – пирогами

Красна изба углами, а стол – пирогами

Родина, родная земля. 2. Труд, работа

Родина, родная земля. 2. Труд, работа

Ничего не делая, мы учимся дурным делам

Ничего не делая, мы учимся дурным делам

Уроки литературы по разделу "Устное народное творчество" (7 класс)

Уроки литературы по разделу "Устное народное творчество" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2020