Уроки родной (русской) литературы (творчество писателей и поэтов Югры) (с использованием приемов ТРКМ)
Оценка 4.8

Уроки родной (русской) литературы (творчество писателей и поэтов Югры) (с использованием приемов ТРКМ)

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература
СCУЗ, ВУЗ
02.10.2023
Уроки родной (русской) литературы (творчество писателей и поэтов Югры) (с использованием приемов ТРКМ)
На уроках родной (русской) литературы на примере произведений писателей Югры используются приемы ТРКМ
Уроки родной (русской) литературы.docx

 

Уроки родной (русской) литературы (творчество писателей и поэтов Югры)

(с использованием приемов ТРКМ)

 

Пуртова Людмила Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

г.Ханты-Мансийск

 

Знакомство с циклом рассказов М.К. Анисимковой «Невероятные приключения вогула Ерофея Анямова».

В апреле 2023 года Маргарите Кузьминичне, нижневартовской писательнице, исполнилось 95 лет со дня рождения. Мне посчастливилось с ученицами в конце 2000-х годов совершить поездку в Нижневартовск, встретиться с ней, побывать у нее дома, в ее рабочем кабинете. Встреча с Маргаритой Кузьминичной, ее рассказ о творческих замыслах, работе над своими произведениями – всеми этими впечатлениями  я поделилась с обучающимися.

Сборник рассказов «Невероятные приключения вогула Ерофея Анямова» был создан Анисимковой М.К. в Нижневартовске, где она жила последние годы.

Герой рассказов, манси Ерофей Анямов, не молодой и не старый, жил на реке Манье. Имел чум, сшитый из оленьих шкур, в стойбище, легкий чум из березовой коры ставил на берегу речки. В лесу у него была срублена охотничья избушка.

Летом рыбачил, зимой охотился на пушного зверя: соболя, белки, куницы, горностая, за которыми сначала приезжали и вели торги купцы, позднее – заготовители пушнины.

К чуму Ерофея подъезжали многие упряжки еще и потому, что Ерофейка умел рассказывать разные истории из своей жизни, о своих приключениях. Слушали его внимательно, верили и не верили, но смеялись много.  В них очень трудно отличить правду от вымысла.

На стадии вызова ТРКМ использовала прием «Прогнозирование по рисунку (названию)». Данный прием развивает психологическую зоркость, погружает во внутренний мир другого человека, помогает соотнести свое личное представление о герое и авторское.

Задание: Что вы можете сказать об этом герое по его портрету на обложке книги или по названию произведения?  (1 группа).

Прием «Ассоциация».

Задание: Какие ассоциации у вас возникают при слове «невероятные»? (2 группа).

(Необычайные, захватывающие увлекательные, удивительные). (2 группа).

На стадии реализации смысла ТРКМ использовала прием «Толстые» и «Тонкие» вопросы». Каждый обучающийся до урока прочитал выбранный рассказ и на уроке составил таблицу «Толстые и тонкие вопросы», причем нужно было еще записать ответ на «тонкий» вопрос.

 

«Тонкие» вопросы

 

«Толстые» вопросы

*В какое время года происходят события в рассказе «Как гуси чум перетаскивали»? (Весной). В рассказе «Золотая цепь, спущенная с неба»? (Осенью).

*Объясните, почему все, кто заходил в избушку Ерофея, не смог выйти обратно? («Наконечники для стрел»).

*Кто плясал в рассказе «Выводок утят»? (Стерлядки).

*Предположите, что будет, если Ерофей перестанет выдумывать свои байки?

*Где происходит действие в рассказе «Встреча с осетром»? (На реке Обь).

*Как вы объясните высказывания о Ерофее: «Да врет он всё»? 

*Кто главный герой рассказа «Резиновое горло»? (Савка Самбиндалов).

*Что было бы, если бы Ерофей не опоздал на парад? («Красная площадь»).

Кто такой Торум? (Небесный Бог).

 

*В чем разница между клюквой и брусникой?

Какой фразой Ерофея Анямова заканчиваются почти все рассказы? («Ну, прямо, систый смех!»).

*Как вы думаете, почему Ерофей, испугавшись, согласился пить чай у Сталина?

(«Красная площадь»).

Как звали собаку в рассказе «Как гуси чум перетаскивали»? (Лайка).

*Почему от героя сбежали олени? («Золотая цепь, спущенная с неба»).

 

 

 

 

 

На стадии рефлексии ТРКМ применяла прием «Да» - Нет» (цифровой диктант в форме приема «Тонкие вопросы»). Это упрощает проверку и вызывает интерес обучающихся. За ответ «да» ставится «1», за ответ «нет» - «0».

1.      «Вогул» означает «манси»? (1)

2.      Пауль – это чум? (0)

3.      Манья – это река? (1)

4.      Тынзян – аркан для ловли оленей? (1)

5.       В цикле 27 рассказов? (0)

6.       Осётр таскал героя на своей спине по Оби? (1)

7.       Вода из 40 мухоморов отобрала ум у героя? (1)

8.       Вогулы часто носят шапки? (0)

Ответ: 10110110

На стадии рефлексии ТРКМ использовала известный прием «Синквейн».

Ерофей

смекалистый, болтливый

веселит, выдумывает, озорует

«Да врет он всё!»

выдумщик 

Для лучшего восприятия содержания рассказов мы посмотрели мультфильм, созданный детской студией мультипликации «Шелкопряд» по рассказам Маргариты Анисимковой.

Также познакомились с буктрейлером Елены Лисицыной по книге Анисимковой «Невероятные приключения вогула Ерофея Анямова».

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буктрейлер – это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.  

По рассказам М.К.Анисимковой театр обско-угорских народов «Солнце» поставил спектакль.

 

https://www.news-hm.ru/upload/iblock/a7d/a7d44c59d1e7256c7fb8364e7dca12ce.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После прочтения рассказов, их анализа, выполнения заданий обучающиеся поочередно представляли прочитанный рассказ, определяли тему, идею, проблему, остальные заполняли таблицу по содержанию рассказов.

На стадии осмысления ТРКМ использовался прием «Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ).

 

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

1. В цикле рассказов М.К. Анисимковой  «Невероятные приключения вогула Ерофея Анямова» присутствуют религиозные традиции коренных малочисленных народов Севера.     

Рассказ «Повернутые горы» знакомит с обрядами шаманов: «Монорага  с бубном и колотушкой  забрался на вершину горы, поближе к Торуму и закричал мне: «Чо стоишь? Помогай горы поворачивать!» 

- Какое значение имеет слово «шаман»? («Знахарь, совершающий обряд ворожбы»).

В рассказе «Вода из сорока мухоморов» описан шаманский обряд в: «В пауле давно ждали приезда шамана Прокопки, верили, что он сможет исцелить охотника Михея, у которого что-то оторвалось внутри после схватки со стаей волков… Прокопка сразу велел разжечь посередине пауля костер и стал доставать из кожаного мешка бубен и колотушку…Прокопка достал из мешка и небольшой берестяной туесок. Когда он деловито развешивал оленью шкуру на жердь между двумя лиственницами, я, крадучись, достал этот туесок и приоткрыл крышку. В нос ударил такой запах, что я отлетел на окраину пауля. Догадался – это вода из сорока мухоморов, испив которую Прокопка дуреет и, танцуя, вызывает разных духов».

2. Ханты и манси жили по берегам Оби, Иртыша и их притоков, занимались рыболовством.

В рассказах «Встреча с осетром»«Пляшущие стерлядки» говорится о том, что «рыбы в Оби великое множество», притом белой рыбы:  «Вижу: по середине реки плывет большущий осетр»,  «…среди множества рыб я приметил красивеньких рыбок, без чешуек, с остренькими носами»,  «…а там резвились стерлядки, кувыркались, плескались, ныряли, показывая белые брюшки».  

Лодки для рыбной ловли  ханты и манси выдалбливали из ствола дерева, назывались они обласами. «Беззаботно плыву на своем обласке по реке Манье. Жарко. Рыба в воде играет, плещется, только чешуйки сверкают серебром».

3. В лесах водилось много дичи,  Ерофей хвалился в рассказе «Вывод утят»: «Но сами знаете, сколько уток прилетает в наши края вить гнезда! И сколько гаму от них! Не стреляя, палкой я мог сшибить их несчетное число, но побоялся, что не дотащу их до чума, чтобы ощипать». В рассказе «Лайка»: «У меня много охотничьих собак: и на белку, и на соболя, и на птицу, но больше всех я любил белую лайку – медвежатницу». В рассказе «Лисья шапка» автор пишет, что зима – «самая пора добывать зверя: шкурки поспели, ворс  густой».

4. Северные жители питаются рыбой и мясом: «горели костры, варилась в котлах свежая оленина».

Сбор дикоросов – еще одно занятие северных жителей и возможность заготовки их на зиму. В рассказе «Паутинные крылья»  Ерофейка рассказывает: «Ягод уродилось в этот год видимо-невидимо: на болотах – морошка да клюква, в борах – брусника, черника да голубика. Ну прямо ногу поставить некуда, а топтать ягоды жалко. Сел возле куста смородины…, а ветки от ягод к земле клонятся».

5. Олень для народов ханты и манси  – это всё: и пища, и жилище, и одежда, и круглогодичное средство передвижения. В рассказе «Золотая цепь, спущенная с неба: «Думаю: поймаю оленей, запрягу упряжку и домой помчусь. Устал шибко, бродни порвались, на ногах мозоли натер. Ищу оленей и ни одного следа увидеть не могу… Без оленя человек – сирота».

6. Медведь – священное животное для обских угров, они считают зверя сыном великих божеств и хозяином тайги. По легенде Бог спустил сына на Землю и запретил опустошать селения и есть оленей. Зверь же нарушил наказ отца. Торум рассердился, сделал его смертным и за ослушание разрешил охотникам его убивать. Добыча медведя была настоящим праздником, автор называет медведя Хозяином леса, тем самым показывая уважительное отношение мансийского народа к священному животному.

7. Чум – традиционное жилище ханты и манси. В рассказе «Как гуси чум перетаскивали»: «Весна пришла ранняя: вода затопила всю округу, реки вышли из берегов. Мой березовый чум волны готовы были сорвать с места».

8. Одежда народов ханты и манси упоминается во многих рассказах.

Традиционная мужская одежда – малица (мольщах) – шьется мехом внутрь. Она надежно защищает человека от мороза, снега и ветра. Капюшон и рукавицы пришивают к малице. Мех на капюшоне защищает лицо от холода.

Летняя мужская одежда по покрою не отличается от зимней. В качестве летней одежды служат старые малицы или суконные гуси.

Зимняя обувь хантов – кисы (вай), с меховым чулком из шкуры оленя. Шкуру для кисов берут с оленьих ног. Расшивают различными узорами.

Летняя обувь – (нюки вай) – шьется из кожи (замши из шкуры оленя).

В рассказе «Лисья шапка»: «Мы, вогулы, редко шапки носим. У нас к малице башлыки пришивают. А я в прошлую осень из красивой лисьей шкурки шапку сшил. В ней на охоту и поехал». Из обуви упоминаются бродни.

В конце работы по рассказам, на стадии рефлексии, использовала прием «Письмо по кругу»: обучающимся было предложено поразмышлять над вопросом, заданным читателям самой Маргаритой Кузьминичной «Можно ли назвать Ерофейку самым смекалистым, добрым, находчивым человеком на Югорской земле»?

Все ребята были поделены на группы по 4 человека, у каждого члена группы был листочек и ручка. Каждый обучающийся записал ответ (несколько предложений) на заданный вопрос (можно тему), потом он согласовал свое мнение с другими членами группы. Затем каждый передал листок соседу, который продолжил его размышления. Листочки передавались до тех пор, пока каждый листочек снова не вернулся к своему хозяину. Желающие познакомили нас с записями на своих листочках.

Обучающиеся 7 класса встретились с Аллой Иштимировой-Посоховой, югорской поэтессой, познакомившей ребят со своим творчеством.

Продолжением встречи стала работа на уроке родной (русской) литературы со стихотворением «Загляну в свою ладонь».

Достоинством этого стихотворения является то, что оно переведено на 16 финно-угорских языков. В сборнике к каждому переводу сделаны иллюстрации художников с финно-угорских территорий.

На стадии вызова ТРКМ попросила ребят разбить предложение (название стихотворения) на слова и записать его со знаками препинания, меняя, где необходимо, строчные буквы на прописные буквы:

ЗАГЛЯНУВСВОЮЛАДОНЬ

Затем обучающиеся выделили ключевое слово: «ладонь».

Задание: выберите иллюстрацию и объясните, почему именно ее вы выделили?

Задание: определите, какие художественные средства использовала поэтесса в стихотворении?

Для проверки читательской грамотности обучающихся берутся тексты 2 типов:

- сплошной (описание, повествование, инструкция, аргументация);

- не сплошной (в тексты включены различные изображения: иллюстрации, таблицы, графики, карты).  

Чаще всего для диагностики я использую тексты повествования и описания.

Для диагностики читательской грамотности обучающихся 7 классов использую и электронный банк заданий на платформе «Российская электронная школа» (РЭШ).


 

Скачано с www.znanio.ru

Уроки родной (русской) литературы (творчество писателей и поэтов

Уроки родной (русской) литературы (творчество писателей и поэтов

В какое время года происходят события в рассказе «Как гуси чум перетаскивали»? (Весной)

В какое время года происходят события в рассказе «Как гуси чум перетаскивали»? (Весной)

Для лучшего восприятия содержания рассказов мы посмотрели мультфильм, созданный д етской студией мультипликации «Шелкопряд» по рассказам

Для лучшего восприятия содержания рассказов мы посмотрели мультфильм, созданный д етской студией мультипликации «Шелкопряд» по рассказам

Рассказ «Повернутые горы» знакомит с обрядами шаманов: «Монорага с бубном и колотушкой забрался на вершину горы, поближе к

Рассказ «Повернутые горы» знакомит с обрядами шаманов: «Монорага с бубном и колотушкой забрался на вершину горы, поближе к

Летняя мужская одежда по покрою не отличается от зимней

Летняя мужская одежда по покрою не отличается от зимней
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2023