"Уроки технологии для учащихся особыми образовательными потребностями"

  • doc
  • 01.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обухов В.В. Статья.doc

Обухов В.В.,

Учитель технологии

КГУ «Общеобразовательная школа №12»

Управления образования акимата                                                           Житикаринского района»

 

«уроки технологии для учащихся с ооп»

 

         При переходе образования на обновлённую модель первое, о чём я подумал: «Зачем всё это нужно на уроках технологии? Как то, что нам предлагают, можно применить в обучении детей с особыми образовательными потребностями?». Традиционная форма проведения урока в специальных классах - передача знаний от учителя ученику – остаётся одним из ключевых моментов. Это зависит от многих причин: нет специально - оборудованных кабинетов для проведения занятий профессионально-трудового обучения, нет материального оснащения школьных мастерских. Но ведь я не только беспокойный по своему характеру человек, я ещё и творческий учитель. Прежде всего, необходимо было перестроить своё отношение к проведению современного урока [1].   

         Для моих особенных детей очень важно чувствовать себя значимым, необходимым. Многие из них не умеют добывать знания самостоятельно, а тем более применять их на практике. Думаю, для того, чтобы не потеряться в нашем стремительно меняющемся мире, найти своё место в обществе и самого себя, детям жизненно необходимо уметь совершать действия без помощи других, контролировать и объективно оценивать результаты своей деятельности. Необходимо постепенно и постоянно развивать образное и логическое мышление учащихся. Для этого часто применяю приём «Коммуникативная атака». Например, в начале урока прослушав загадку, при помощи картинки дети угадывают ключевые слова, из которых затем все вместе мы составляем тему урока. Пробуем вместе определить критерии успеха, хотя бы один-два. Из пассивных слушателей и наблюдателей ученики становятся активными участниками урока. От занятия к занятию всё больше убеждаюсь, что необходимо вначале измениться самому, и  только потом пытаться изменить своих учеников и их отношение к обучению [2].

         Для успешной социализации выпускников специальных классов необходимо развивать у них коммуникативные качества. Внедрение в учебный процесс диалогового обучения для развития коммуникативных качеств, формирования правильной речи, воспитания уверенности в себе на практике оказалось очень сложным, потому, что мои дети не только боятся выступать перед одноклассниками, но и просто элементарно не умеют грамотно выразить свои мысли, построить простое предложение. Выступление даётся им с большим трудом. На начальном этапе ребята принимали участие в проблемном диалоге только отвечая на вопросы учителя, с подсказкой, с применением наводящих вопросов: «Приведи пример?», «Объясни». Урок за уроком учащиеся учатся преодолевать скованность в общении, отстаивать свою точку зрения, объяснять свои решения. Постепенно дети «раскрываются», преодолевая самих себя. Пропадает страх перед выступлением. Обучение через диалог даёт хорошие результаты: дети учатся думать, рассуждать, делать выводы, не бояться выражать своё мнение, толерантности, находить компромисс в выборе решения. Думаю, что в дальнейшей жизни эти умения им пригодятся для того, чтобы самоутвердиться [3].

         В обновлённом содержании образования особое место отведено оцениванию. Моих ребят научить оцениванию оказалось сложной задачей. До сих пор оценивание сводилось к «взаимооценке» знаний учащихся по алгоритму. Например, при оценивании результатов выполненного конечного изделия. Самым трудным было научить детей быть объективными при оценивании самих себя. Всем хотелось получить только самую хорошую оценку своего труда, и сложно было признаваться в ошибках и недочётах. Иногда это проходит очень болезненно. Пробовал применить «листы оценивания», где по разработанным критериям ученики выставляли себе итоговую оценку, но для моих учащихся 5 класса это оказалось сложно. Поэтому буду пробовать применять «листы оценивания», в старших классах.    Для закрепления теоретического материала учащимся требуются постоянные практические упражнения. Не всегда я имею возможность показать приёмы работы с инструментом и оборудованием на практике просто из-за их отсутствия. Поэтому выручает интерактивное оборудование. Просмотрев обучающее видео, дети получают наглядное представление о технологической операции. Применяю компьютерные технологии и на этапе объяснения нового материала, и при закреплении изученного. Также использую презентации по теме, применяю интерактивные задания: кроссворды, загадки, тесты с различными шумовыми и зрительными эффектами. Эти приёмы позволяют активизировать мыслительную деятельность обучаемых, развивать внимание и память, улучшить настроение и психологическую обстановку урока, дают возможность учащимся с ООП усвоить определённый объём информации.

         К сожалению, в школьных мастерских нет возможности использования Интернет ресурсов, интерактивной доски. Но я нашёл выход из этой ситуации: использую личный ноутбук для показа презентаций PowerPoint, работы с программой «Флипчарт», проведения интерактивных физминуток, позволяющих эффективно снять напряжение и без лишних усилий перейти к следующему этапу урока. Для коррекционной поддержки использую видеосюжеты по теме урока, так как для запуска психомоторики важно, чтобы в работу включалась зрительная память

Вместе с приобретением трудовых умений, не менее значимо, по моему мнению, развитие и творческих способностей детей. Для этого сегодня много возможностей: дистанционные олимпиады, творческие конкурсы различных форматов. Определённые успехи уже есть: призовые места в дистанционных викторинах, на ежегодных творческих выставках поделок (школьных, городских). Необходимо не только выявить одарённость ребёнка, но и поддерживать, развивать его способности, не «растерять» талант. Мои ученики преуспели во многом: кто-то замечательно выполняет изделия в технике квиллинг, кому-то удаётся выжигание и резьба по дереву. А это, согласитесь, непросто! Чтобы развивать творческие способности учащихся, подбираю задания каждому ребёнку согласно уровню знаний и индивидуальных практических умений.

В одном коррекционном классе часто обучаются дети разного возраста, разных диагнозов, психологических особенностей, поэтому необходимы коррективы в планирование уроков. Работая с особенными детьми и предлагая им творческие задания, я опасался, что мои слабые дети не смогут их выполнить. Поэтому я разработал задания таким образом, чтобы учитывались возрастные и личностные особенности учеников. При этом ученики знают, что они всегда могут рассчитывать на мою поддержку, а вместе мы всё преодолеем!

         В каждом классе есть лидер, которого назначаю бригадиром. Бригадир - главный помощник на уроке, ответственный за организацию работы каждого внутри группы. От продуктивного выполнения индивидуального задания зависит общий успех. Ребята осознают важность своего вклада в общее дело. Каждый ученик понимает, как важен его личный вклад для успеха всего коллектива. Бригадная форма работы позволяет не только направить совместные усилия всех учеников на достижение конечного результата. Ребята учатся диалогу, открыто выражают своё мнение, предлагают свои решения для устранения возникающих проблем, укрепляют коммуникативные навыки. Это, несомненно, оказывает положительную роль в социализации учащихся с особыми образовательными потребностями [4].

         Много сил и времени потрачено на планирование и проведение уроков в новом формате. Анализируя свои уроки, проведённые по-новому, пришёл к выводу, что они интересны не только детям. Это интересно мне, в первую очередь. Я думаю, что уроки изменили не только меня и моих учеников. Изменилось наше отношение к обучению: ребята почувствовали себя увереннее, а это очень важно для желания не только учиться, но и для социальной адаптации. Положительные сдвиги есть, пусть пока незначительные, но продуктивные: мои ученики с интересом участвуют в коллективном обсуждении, развивая свои коммуникативные качества, пробуют свои силы при подготовке творческих проектов на заданную тему, участвуют в тематических выставках поделок [5].

         На уроках трудового обучения дети приобретают трудовые умения, которые пригодятся им не только в быту, но и в профессиональном становлении. Первые шаги для достижения цели сделаны: это общее чувство удовлетворённости результатами своего труда. Конечно, были ошибки и недочёты. Не всё получилось с первого раза. Но, самое главное – мои ученики стали более уверенными в себе, а это очень важно для жизни и работы в социуме.

         Каковы мои дальнейшие планы? Идти в ногу со временем, самосовершенствоваться, развиваться самому и развивать своих учеников.

 

Литература:

 

1.                 Шацкий С. Т. Школа для детей или дети для школы// Избр. пед.соч.: В 2т. — М.: 1980 — Т. 2.

2.                 Агавелян О. К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1974. - № 1.

3.                 Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка.//Дефектология. - 1976. - № 6.

4.                 Макаренко А. С. Книга для родителей. Сочинения, т. IV, М.: АПН РСФСР, 1957–1958.

5.                 Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология. -1990. - № 3.


6.                

Посмотрите также