Уроки 101-102 Суффикс-значимая часть слова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуализировать и восстановить знания о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение суффикса, смысловое значение суффикса; уметь правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения, выражаемые суффиксами; группировать слова по значению суффиксов; понимать механизм образования слов с помощью суффиксов. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Уроки 101-102 Суффикс-значимая часть слова.doc

Уроки 101–102. Суффикс – значимая часть слова*

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение суффикса, смысловое значение суффикса; уметь правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения, выражаемые суффиксами; группировать слова по значению суффиксов; понимать механизм образования слов с помощью суффиксов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net              http://www.intergu.ru                                       http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info                     http://festival.1september.ru/subjects                http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Словообразовательная роль суффикса

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые
умения (универ-сальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Мотивация (самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

– Тема нашего урока: «Суффикс – значимая часть
слова».

– Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.

– Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы приведет к успеху всего класса

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную
задачу.

Регулятивные:
планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают
в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе
и отличную
от своей)

Листы обратной

связи

2. Актуализация
и пробное учебное действие.

 

3. Выявление места
и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа по теме урока

– Заполните своеобразный маршрутный лист, на котором обозначены станции будущего путешествия.

Рядом с каждым вопросом поставьте условные обозначения:

 – знаю; 

 – знаю, но хотелось бы узнать больше;

 – не знаю

Заполняют маршрутные листы.

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для партнера высказывания. Осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что имеют недостаточно знаний для полных ответов

Групповая

Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные:
выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы. Марш-рутные листы. Вопросы для уточнения информации

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

А теперь все дружно сели

И работать захотели

Выполняют физические упражнения

Фронтальная

Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье

 

4. Целеполагание

и постро-ение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с зада-нием

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием «Морфемика». Куда же мы отправимся сегодня? Заглянем в «маршрутный лист». Анализируя увиденную картину, придем к выводу, над чем же сегодня мы будем работать. Сформулируйте и запишите тему урока. Какие задачи нам необходимо решить на сегодняшнем уроке?

Возможные варианты ответов – задачи урока:

1. Какие суффиксы называются суффиксами оценки?

2. На какие группы по значению делятся суффиксы?

3. Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же части речи?

4. Что образуют суффиксы?

В ходе урока мы будем составлять таблицу «Суффиксы и их значения» (слайд).

Итоговый вид таблицы.

СУФФИКСЫ

ЗНАЧЕНИЯ

-ик-, -ушк-, -к-, -онк-,
-еньк-, -ок-, -очк-

уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки

-чик-, -щик-, -ист-, -тель-

название лица по роду занятий, по профессии

-ик-, -ушк-, -к-, -онк-,
-еньк-, -ок-, -очк-

уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки

-оват-, -еват-

признак предмета

-ан-, -ян-, -анин-, -янин-,
-ец-, -ск-

название лица по месту жительства

-ец-

принадлежность действия лицу

-ищ-

увеличительное значение

-ищ-

место

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руковод-ством педагога составляют план работы на уроке

Индивидуальная, групповая

Личностные:
осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или не успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных
задач

Вопросы для уточнения информации

5. твор-ческая практическая
деятельность по реализации построенного про-екта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных
нормах.

Письменная работа по группам

– Итак, отправляемся в путешествие. На одной из станций нас поджидает животное (показ картинки с изображением ежа).

– Кто это? (Еж, ежик.)

Запись слов в тетрадях и на доске.

Обозначьте орфограммы в этих словах.

– Что общего в составе этих слов?

– О чем нам говорит корень? (Животное, спинка и бока покрыты иголками.)

– Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как? (Ласково называем, указываем на маленькие
размеры.)

– Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит? (Имеет уменьшительно-ласкательное значение.)

– Вспомните известные вам уменьшительно-ласкательные суффиксы, приведите примеры слов с ними.

– Заполним первый пункт таблицы.

Организует и сопровождает деятельность учащихся,

контролирует правильность выполнения заданий

Работают с заданием.

Заполняют первый пункт таб-
лицы

Фронтальная,

индивидуальная

Личностные:
приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных
задач

Устные ответы.

Выполнение письменной
работы

6. Первичное закрепление с комментированием

Обобщение
и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа

– Можно ли оценить отношение к ежу, выраженное с помощью суффикса -ик-? (Доброе, ласковое.)

– Так что же мы можем оценить с помощью суффикса?
(Размеры животного, отношение к нему.)

– Можно ли поставить знак равенства между выражениями «уменьшительно-ласкательные суффиксы» и «суффиксы оценки»? (Ответ фиксируется в таблице.)

– Какие же еще значения имеют суффиксы? Ответ на этот вопрос мы найдем на следующей станции, где нас ожидает текст

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явле-
ниями

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познаватель-ные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Листы обратной

связи

7. Самостоятельная работа с самопро-веркой

по эта-
лону

Обобщение
и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа. Беседа

Текст на слайде.

На город напали полчища из царства Неграмотности. Летчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты-десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города.

Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.

– Самостоятельно поработаем с текстом (результат – заполнение таблицы).

1-я группа (задания репродуктивного уровня): выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-,
-оват-, -еват-
и определите их значение.

2-я группа (задания конструктивного уровня): вспомните и запишите суффиксы со значением «житель какой-либо страны, города, края». Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. (Слованец, ошибконосец.)

– Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти
слова? (Разные: название лица по месту жительства и принадлежность действия лицу.)

3-я группа (задания творческого уровня): выпишите слова с суффиксом -ищ-, определите значение (полчища, убежище).

– Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место.)

– Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами -ец-,-ищ-? (Слова одной и той же части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное
значение.)

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий

Работают в группах, заполняют таблицу, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с одноклассниками делают вывод

Индивидуальная, групповая

Личностные: оценивают содержание усваиваемого материала с нравственно-этической точки зрения.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации
(из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения

Письменные работы

8. Включение в систему знаний и повторение

Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание выполненных работ

– Только ли новые слова образуют суффиксы? Чтобы узнать это, мы продолжаем путешествие. Давайте подумаем, как мы можем назвать эти суффиксы? Какой термин нам для этого понадобится?

На слайде появляется запись:

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

– Обозначьте орфограммы-гласные в данном слове. Сколько здесь суффиксов? Какой вывод можно сделать?

(Вывод: в слове может быть несколько суффиксов.)

– А какие еще бывают суффиксы? Ответ на этот вопрос найдите самостоятельно, открыв учебник.

– Как называются суффиксы, образующие форму слова?

На слайде появляется запись:

ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

– Найдите в тексте и выпишите слова с формообразовательными суффиксами.

– Произведите морфемный разбор слова сеять.

– Почему -ть- не входит в основу? (Как и окончание, он образует только форму слова.)

– Вот мы и прибыли на конечную станцию нашего
путешествия. Достаточно ли вы были внимательны?
С этой целью я предлагаю вам выполнить следующие задания.

1-я группа: выписать из текста словосочетания, включающие слова с суффиксами оценки.

2-я группа: придумать и записать 2–3 предложения о том, как дальше развивались события в городе Слованске. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.

3-я группа: написать 2–3 предложения о том, каким стал Слованск через пять лет. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым  учебным  материалом непосредственно на уроке

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, выполняют задания

Фронтальная, групповая

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения

Письменные работы. Оценивание работы учащихся
на уроке

 


Скачано с www.znanio.ru