Уроки 101–102. Суффикс – значимая часть слова*
Цель деятельности учителя |
Актуализировать и восстановить знания о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение суффикса, смысловое значение суффикса; уметь правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения, выражаемые суффиксами; группировать слова по значению суффиксов; понимать механизм образования слов с помощью суффиксов. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования |
методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Словообразовательная роль суффикса |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность |
Формы |
Формируемые |
Промежуточный контроль |
||||||||||||||||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель- ности |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово. – Тема нашего урока: «Суффикс –
значимая часть – Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас. – Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы приведет к успеху всего класса |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: осознают
учебно-познавательную Регулятивные: Коммуникативные: работают |
Листы обратной связи |
||||||||||||||||||
2. Актуализация
3. Выявление места |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа по теме урока |
– Заполните своеобразный маршрутный лист, на котором обозначены станции будущего путешествия. Рядом с каждым вопросом поставьте условные обозначения:
|
Заполняют маршрутные листы. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что имеют недостаточно знаний для полных ответов |
Групповая |
Личностные: Познавательные: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Устные ответы. Марш-рутные листы. Вопросы для уточнения информации |
||||||||||||||||||
Физкультминутка |
Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их разведем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей! А теперь все дружно сели И работать захотели |
Выполняют физические упражнения |
Фронтальная |
Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье |
|
|||||||||||||||||||
4. Целеполагание и постро-ение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с зада-нием |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием «Морфемика». Куда же мы отправимся сегодня? Заглянем в «маршрутный лист». Анализируя увиденную картину, придем к выводу, над чем же сегодня мы будем работать. Сформулируйте и запишите тему урока. Какие задачи нам необходимо решить на сегодняшнем уроке? Возможные варианты ответов – задачи урока: 1. Какие суффиксы называются суффиксами оценки? 2. На какие группы по значению делятся суффиксы? 3. Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же части речи? 4. Что образуют суффиксы? – В ходе урока мы будем составлять таблицу «Суффиксы и их значения» (слайд). Итоговый вид таблицы.
|
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руковод-ством педагога составляют план работы на уроке |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие
монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и
рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных |
Вопросы для уточнения информации |
||||||||||||||||||
5. твор-ческая
практическая |
Раскрытие сущности новых понятий,
усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор
своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,
составление связных рассказов об изученных Письменная работа по группам |
– Итак, отправляемся в путешествие. На одной из станций нас поджидает животное (показ картинки с изображением ежа). – Кто это? (Еж, ежик.) Запись слов в тетрадях и на доске. – Обозначьте орфограммы в этих словах. – Что общего в составе этих слов? – О чем нам говорит корень? (Животное, спинка и бока покрыты иголками.) – Меняется ли значение слова с
добавлением суффикса? Как? (Ласково называем, указываем на маленькие – Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит? (Имеет уменьшительно-ласкательное значение.) – Вспомните известные вам уменьшительно-ласкательные суффиксы, приведите примеры слов с ними. – Заполним первый пункт таблицы. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий |
Работают с заданием. Заполняют первый пункт таб- |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют
совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных |
Устные ответы. Выполнение письменной |
||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление с комментированием |
Обобщение |
– Можно ли оценить отношение к ежу, выраженное с помощью суффикса -ик-? (Доброе, ласковое.) – Так что же мы можем оценить с
помощью суффикса? – Можно ли поставить знак равенства между выражениями «уменьшительно-ласкательные суффиксы» и «суффиксы оценки»? (Ответ фиксируется в таблице.) – Какие же еще значения имеют суффиксы? Ответ на этот вопрос мы найдем на следующей станции, где нас ожидает текст |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и
одноклассниками делают вывод. Выделяют главное, устанавливают
причинно-следственные связи между отдельными языковыми явле- |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познаватель-ные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы |
Листы обратной связи |
||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопро-веркой по эта- |
Обобщение |
Текст на слайде. На город напали полчища из царства Неграмотности. Летчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты-десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки. – Самостоятельно поработаем с текстом (результат – заполнение таблицы). 1-я группа (задания репродуктивного уровня): выпишите слова
с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, 2-я группа (задания конструктивного уровня): вспомните и запишите суффиксы со значением «житель какой-либо страны, города, края». Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. (Слованец, ошибконосец.) – Одинаковое ли значение вносит
суффикс в эти 3-я группа (задания творческого уровня): выпишите слова с суффиксом -ищ-, определите значение (полчища, убежище). – Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место.) – Какой можно сделать вывод,
анализируя слова с суффиксами -ец-,-ищ-? (Слова одной и той же
части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий |
Работают в группах, заполняют таблицу, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с одноклассниками делают вывод |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: оценивают содержание усваиваемого материала с нравственно-этической точки зрения. Познавательные: самостоятельно
выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют
собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку |
Письменные работы |
||||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение |
Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание выполненных работ |
– Только ли новые слова образуют суффиксы? Чтобы узнать это, мы продолжаем путешествие. Давайте подумаем, как мы можем назвать эти суффиксы? Какой термин нам для этого понадобится? На слайде появляется запись: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – Обозначьте орфограммы-гласные в данном слове. Сколько здесь суффиксов? Какой вывод можно сделать? (Вывод: в слове может быть несколько суффиксов.) – А какие еще бывают суффиксы? Ответ на этот вопрос найдите самостоятельно, открыв учебник. – Как называются суффиксы, образующие форму слова? На слайде появляется запись: ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – Найдите в тексте и выпишите слова с формообразовательными суффиксами. – Произведите морфемный разбор слова сеять. – Почему -ть- не входит в основу? (Как и окончание, он образует только форму слова.) – Вот мы и прибыли на конечную
станцию нашего 1-я группа: выписать из текста словосочетания, включающие слова с суффиксами оценки. 2-я группа: придумать и записать 2–3 предложения о том, как дальше развивались события в городе Слованске. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение. 3-я группа: написать 2–3 предложения о том, каким стал Слованск через пять лет. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке |
Формулируют собственные мысли,
высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Фронтальная, групповая |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют
собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку |
Письменные работы. Оценивание
работы учащихся |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.