Уроки 11-12 Правописание гласных в приставках Раздельное написание предлогов
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
27.02.2017
Восстановить в памяти учащихся сведения о предлоге как отдельном слове (слове, которое всегда пишется раздельно с другими словами); познакомить с графическим обозначением орфограммы
Урок систематизации ЗУН
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать случаи совпадения по звучанию в устной речи и на письме предлогов и приставок, различие понятий «предлог» – слово и «приставка» – часть слова, правила раздельного написания предлогов со словами, дефисного написания предлогов из-за, из-под; падеж, с которым употребляются указанные предлоги; уметь разграничивать предлоги и приставки на письме, находить орфограмму – слитное и раздельное написание; писать предлоги отдельно с другими словами; графически обозначать условия выбора раздельного написания, писать через дефис предлоги из-за, из-под и обозначать орфограмму-дефис; употреблять предлоги в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Уроки 11-12 Правописание гласных в приставках Раздельное написание предлогов.doc
Уроки 11–12. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ.
РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ С ДРУГИМИ СЛОВАМИ
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательн
ые
результаты
Методы и
формы
обучения
Образователь
ные
ресурсы
Восстановить в памяти учащихся сведения о предлоге как отдельном слове
(слове, которое всегда пишется раздельно с другими словами); познакомить с
графическим обозначением орфограммы
Урок систематизации ЗУН
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
случаи совпадения по звучанию в устной речи и на письме предлогов и
приставок, различие понятий «предлог» – слово и «приставка» – часть слова,
правила раздельного написания предлогов со словами, дефисного написания
предлогов изза, изпод; падеж, с которым употребляются указанные
предлоги; уметь разграничивать предлоги и приставки на письме, находить
орфограмму – слитное и раздельное написание; писать предлоги отдельно с
другими словами; графически обозначать условия выбора раздельного
написания, писать через дефис предлоги изза, изпод и обозначать
орфограммудефис; употреблять предлоги в речи.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию
из различных источников, включая средства массовой информации, компакт
диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию
Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
http://www.uroki.net
http://www.intergu.ru
http://www.zavuch.info
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
http://akademius.narod.ru/viborrus.html
http://festival.1september.ru/subjects
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно
демонстрацио
нный
материал
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или
группой подготовленных обучающихся Основные
понятия
Морфема, приставка, предлог
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
1.
Мотив
ация
(самоо
предел
ение)
к
учебно
й
деятел
ь
ности
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эмоцион
альная,
психоло
гическая
и
мотивац
ионная
подгото
вка
учащихс
я к
усвоени
ю
изучаем
ого
материа
ла
Деятельность учителя
Осуществ
ляемая
деятельн
ость
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальны
е
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
Фронт
альная
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о :
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в
порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку…
(дети хором)
«пять».
– Покажите, какое у вас сегодня
настроение. (Дети показывают
карточкупиктограмму.)
– Я очень рада, что у вас хорошее
настроение, и надеюсь, что в течение
урока оно будет только улучшаться.
А урок у нас сегодня необычный.
Наш давний друг Старичок
Лесовичок приглашает всех ребят в
свой сказочный лес*
Слушаю
т
учителя,
участву
ют в
диалоге
с
учителе
м.
Размеща
ют
учебные
материа
лы на
рабочем
месте,
демонст
рируют
готовнос
ть
к уроку
Лист
ы
обрат
ной
связи
Личностны
е:
положительн
о относятся к
учению,
познавательн
ой
деятельности
,
приобретают
новые
знания,
умения,
совершенств
уют
имеющиеся.
Познавател
ьные:
осознают
учебно
познавательн
ую
задачу.
Коммуника
тивные:
работают в Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
2.
Актуал
изация
и
пробно
е
учебно
е
действ
ие
Воспрои
зведение
ранее
изученн
ого,
установ
ление
преемст
венных
связей
прежних
и новых
знаний и
примене
ние их в
новых
ситуаци
ях.
Просмот
р
мультим
Деятельность учителя
Осуществ
ляемая
деятельн
ость
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальны
е
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
Устн
ые
ответ
ы
парах
(обменивают
ся мнениями,
учатся
понимать
позицию
партнера, в
том числе и
отличную от
своей)
Личностны
е:
имеют
мотивацию к
учебной
деятельности
.
Познавател
ьные:
выполняют
учебно
познавательн
ые действия
в
материализов
анной и
умственной
форме;
осуществляю
т для
решения
К сказочному лесу нас приведут вот
эти следы…
(Изображение на экране.)
– Прочитайте буквы и сочетания
букв, написанных на следах.
Индив
идуаль
ная,
фронт
альная
Отвечаю
т на
вопросы.
Строят
понятны
е для
партнера
высказы
вания.
– Что они вам напоминают?
(Приставки, предлоги.)
– Чтобы добраться до леса, надо
списать буквы и сочетания букв,
записанные на следах.
– Среди приставок есть много
таких, которые присоединяются к
Один
ученик
записыва
ет
приставк Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
едийной
презента
ции
«Правоп
исание
гласных
в
пристав
ках,
пристав
ки и
предлог
и»
Деятельность учителя
Осуществ
ляемая
деятельн
ость
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальны
е
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
словам различных частей речи, но их
написание определяется общими
правилами.
Всегда одинаково, независимо от
произношения, пишутся согласные и
гласные в большинстве приставок:
На конце приставок может быть
беглый гласный о: обвить –
обозначить, отбирать – обобрать,
надписать – надорвать, входить –
ворваться, сбить –
сорвать и др.
и на
доске,
а
остальн
ые
в
тетрадях
: от,
обо, в,
про,
под,
по, над,
на, за,
во.
Смотрят
презента
цию,
восприн
имают
на слух
информа
цию,
осваива
ют
лингвист
ические
термины
.
Обдумы
вают
ответы
на
учебных
задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификац
ии,
устанавливаю
т причинно
следственные
связи.
Регулятивн
ые:
принимают и
сохраняют
учебную
задачу.
Коммуника
тивные:
задают
вопросы,
отвечают на
вопросы
других,
формулирую
т
собственные
мысли,
высказывают Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эвристи
ческая
беседа,
ответы
на
вопросы
3.
Выявле
ние
места
и
причин
ы
затруд
нения
Деятельность учителя
Осуществ
ляемая
деятельн
ость
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальны
е
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
Индив
идуаль
ная,
групп
овая
вопросы
и
осознают
, что
знаний
недостат
очно для
полных
ответов
Формули
руют
собствен
ные
мысли,
высказы
вают и
обоснов
ывают
свою
точку
зрения;
выполня
ют
элемента
рные
физичес
кие
упражне
ния
Устн
ые
ответ
ы
и
обосновываю
т свою точку
зрения
Личностны
е: осознают
свои
трудности и
стремятся к
их
преодолению
; проявляют
способность
к самооценке
своих
действий,
поступков.
Познавател
ьные:
устанавливаю
т причинно
следствен
ные связи,
делают
выводы.
Регулятивн
– Вот мы и пришли к лесу.
Смотрите, здесь, на поляне, растут
цветы, которые очень нравятся
СтаричкуЛесовичку. Как вы
думаете, мы правильно поступим,
если сорвем эти цветы для нашего
друга? (Нет. Мы нарушим правила
поведения в природе.)
– А давайте перенесем цветы в
волшебный лес. Но сделать это
непросто. Для того чтобы цветы
пересадить, вы должны называть
слова с приставкой пере.
(Учащиеся называют слова с
приставкой пере, и цветы
исчезают с проекционного экрана.)
– СтаричокЛесовичок благодарит
вас за такой подарок и приглашает
посетить его сказочный лес, а он
полон чудес! Но чтобы войти в него,
надо знать пароль Этапы
урока
4.
Целепо
лагани
е
и
постро
ение
проект
а выхо
да из
затруд
нения
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Деятельность учителя
Осуществ
ляемая
деятельн
ость
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальны
е
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
Индив
идуаль
ная,
групп
овая
Раскрыт
ие
сущност
и новых
понятий,
усвоени
е новых
способо
в
учебной
и
умствен
ной
деятельн
ости
учащихс
я.
Подбор
примеро
в,
иллюстр
ирующи
х
природу
изучаем
ого
языково
Формулирует цель учебной
деятельности вместе с
учащимися, принимающими ее на
себя.
– Паролем является тема нашего
урока. Чтобы ее определить, мы
выполним вот это задание.
Н а д о с к е : (до)ехал (до)деревни
(про)читал (про)завод
(по)бежал (по)дороге
(под)полз (под)машину
– Внимательно прочитайте
написанные словосочетания.
– На какие две группы можно
разделить находящиеся в скобках
слова? (На приставки и предлоги.)
– Назовите слова с приставками.
(Доехал, побежал, прочитал,
подполз.)
– Как надо писать приставки с
корнем? (Приставка с корнем
пишется слитно.)
– Молодцы! А теперь назовите слова
с предлогами.
(До деревни, по дороге, про завод,
под машину.)
– Как надо писать предлоги со
Отвечаю
т на
вопросы,
выполня
ют
упражне
ния;
задают
вопросы
для
уточнен
ия
информа
ции.
Записыв
ают
словосоч
етания
на доске
и в
тетрадях
.
Называю
т
правила
поведен
ия
Письм
енная
ра
бота
ые: осознают
недостаточно
сть своих
знаний
Личностны
е: осознают
свои
возможности
в учении;
способны
адекватно
рассуждать о
причинах
своего
успеха или
неуспеха в
учении,
связывая
успехи с
усилиями,
трудолюбием
.
Познавател
ьные:
извлекают
необходимую
информацию
из
прослушанно
го
объяснения Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
го
явления,
составле
ние
связных
рассказо
в об
изученн
ых
нормах;
письмен
ная
работа.
Сообще
ние
темы
урока
Деятельность учителя
Осуществ
ляемая
деятельн
ость
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальны
е
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
в лесу
словами? (Предлоги со словами
пишутся раздельно.)
– Спишите словосочетания,
раскрывая скобки.
– Кто уже догадался, какова тема
нашего урока? (Предлоги и
приставки.)
– Правильно. Сегодня мы будем
упражняться в правописании
предлогов и приставок. Нами
разгадан пароль, и теперь мы можем
войти в сказочный лес.
– Но прежде давайте повторим
правила поведения в лесу
учителя,
высказывани
й
одноклассни
ков,
систематизир
уют
собственные
знания.
Регулятивн
ые:
планируют (в
сотрудничест
ве с учителем
и
одноклассни
ками или
самостоятель
но)
необходимые
действия,
операции,
действуют по
плану.
Коммуника
тивные:
строят
небольшие
монологичес
кие
высказывани
я, Этапы
урока
5.
Твор
ческая
практи
ческая
деятел
ьность
по
реализа
ции по
строен
ного
проект
а,
первич
ное
закреп
ление
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Подбор
примеро
в,
иллюстр
ирующи
х
природу
изучаем
ого
языково
го
явления,
составле
ние
связных
рассказо
в
об
изученн
ых
нормах.
Письмен
ная
работа,
игра
Деятельность учителя
Осуществ
ляемая
деятельн
ость
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальны
е
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
Устн
ые
ответ
ы,
письм
енные
упраж
нения
осуществляю
т совместную
деятельность
в парах и
рабочих
группах
Личностны
е:
приобретают
новые
знания,
умения,
совершенств
уют
имеющиеся.
Познавател
ьные: читают
и слушают,
извлекая
нужную
информацию,
а также
самостоятель
но находят ее
в материалах
учебников,
рабочих
тетрадей.
Регулятивн
ые:
контролирую
Фронт
альная
,
индив
идуаль
ная
– Я записала предложение. Но из
него исчезли предлоги и приставки.
Кто поможет мне вернуть их на
место?
Н а д о с к е : Ребята ____весили
____ лесу кормушки ____ птиц.
– Как вы думаете, правильно ли
поступили ребята?
(Правильно. Птицам надо
помогать.)
– Произведите разбор этого
предложения по членам и по частям
речи.
Игра «Исключи лишнее слово».
– СтаричокЛесовичок хочет
познакомить нас
с одним из своих друзей. Отгадайте
ребус и узнайте, о ком идет речь.
Отвечаю
т на
вопросы,
под
руковод
ством
педагога
составля
ют план
работы
над
задания
ми.
Выполня
ют
письмен
ные
упражне
ния
(Заяц.)
– Правильно, ребята, это зайчик. И
он просит у нас помощи. Волк велел
ему из каждой цепочки слов по Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Деятельность учителя
Осуществ
ляемая
деятельн
ость
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальны
е
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
какомулибо признаку исключить
лишнее. А зайчик не умеет этого
делать. Давайте поможем ему.
Н а д о с к е : по линейке, по
квартире, побежал
зашел, задел, за садом
до вечера, до зимы,
дочитал
на земле, на траве,
написал
– Посмотрите внимательно на слова
с предлогами.
С какими словами чаще всего
употребляются предлоги? (С
именами существительными.)
– Перед какими словами никогда не
стоят предлоги?
(Предлоги не стоят перед
словами, обозначающими действие
предмета, то есть перед
глаголами.)
т учебные
действия,
замечают
допущенные
ошибки;
осознают
правило
контроля и
успешно
используют
его
в решении
учебной
задачи.
Коммуника
тивные:
осуществляю
т совместную
деятельность
в парах и
рабочих
группах с
учетом
конкретных
учебно
позна
вательных
задач, умеют
задавать
вопросы для
уточнения
последовател Этапы
урока
6.
Самост
оятель
ная
работа
с
самопр
оверко
й по
эталон
у
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Обобще
ние
и
система
тизация
знаний и
формир
ование
рациона
льных
способо
в
примене
ния их
на
практик
е.
Беседа
по
вопроса
м;
письмен
ная
работа,
игра.
Письмо
по
памяти с
проверк
Деятельность учителя
Осуществ
ляемая
деятельн
ость
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальны
е
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
1. Игра «Колесо приставок».
– Отгадайте ребус и скажите, кто
еще живет в сказочном лесу?
(Белка.)
Индив
идуаль
ная,
групп
овая
Принима
ют
участие
в работе,
выполня
ют
упражне
ния.
– Правильно, ребята, это белка.
Решила она поиграть с вами в игру
«Колесо приставок». За минуту вы
должны приписать как можно
больше приставок к слову бежать.
2. Письмо по памяти.
а) Чтение стихотворения.
– В сказочном лесу живет медведь.
Прочитайте о том, какой случай с
ним однажды произошел.
(За)ревел медве_ь (со)сна, и в
густом л_су,
Вздрогнув, стукнула с_сна,
ш_шкою л_су.
б) Работа над изученными
орфограммами.
– От медвежьего рева буквы в
словах выпали. Вставьте
пропущенные буквы, раскройте
Читают,
заучиваю
т
стихотво
рение
наизусть
,
записыва
ют по
памяти
Вопро
сы
для
уточн
ения
инфор
мации
ьности
работы
Личностны
е: имеют
желание
осваивать
новые виды
деятельности
, участвовать
в творческом
созидательно
м процессе.
Познавател
ьные:
выполняют
учебно
познавательн
ые действия
в
материализов
анной и
умственной
форме;
осуществляю
т
для решения
учебных
задач
операции
анализа,
синтеза, Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
ой
записи
путем
сличени
я с
образцо
м
скобки. Обоснуйте свое решение.
в) Заучивание стихотворения
наизусть.
г) Запись стихотворения по памяти
(слабым учащимся учитель
раздает карточки, на которых
написаны первые буквы каждой
строки).
д) Проверка записи путем сличения
с образцом.
Контролирует правильность
работы
7.
Включе
Обобще
ние
– Ребята, мы хорошо провели время
в гостях у СтаричкаЛесовичка.
Решают
тест.
Индив
идуаль
Деятельность учителя
Осуществ
ляемая
деятельн
ость
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальны
е
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
сравнения,
классификац
ии,
устанавливаю
т причинно
следственные
связи, делают
обобщения,
выводы.
Регулятивн
ые:
адекватно
оценивают
свои
достижения,
осознают
возникающие
трудности,
ищут их
причины и
пути
преодоления.
Коммуника
тивные:
высказывают
и
обосновываю
т свою точку
зрения
Личностны
е: понимают,
Вопро
сы Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
получен
ных
на уроке
сведени
й,
выполне
ние
тестовы
х
заданий
Этапы
урока
ние в
систем
у
знаний
и
повтор
ение
Деятельность учителя
Осуществ
ляемая
деятельн
ость
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальны
е
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
ная,
групп
овая
Выделяю
т
главное,
устанавл
ивают
причинн
о
следстве
нные
связи
между
отдельн
ыми
языковы
ми
явления
ми
Пора нам отправиться домой. Но
выйти из леса вы сможете, только
предъявив пропуск – результаты
грамматического теста. За 7 минут
вы должны выполнить задания,
предложенные в тесте.
Т е с т п о т е м е «Правописание
приставок и предлогов».
1. Вставь в предложение слова
предлог и приставка.
Между ___________ и словом
можно вставить еще какоенибудь
слово, а между ___________ и
словом нельзя. (2 балла.)
2. Заполни пропуски.
Предлоги со словами пишутся
__________________, а приставки
________________. (2 балла.)
3. Подчеркни одной чертой
предлоги, а двумя – приставки.
1) Мальчик сбился с дороги.
2) Витя надел на руки варежки.
3) Малыш подравнял свой кустик
под остальные.
(6 баллов.)
4. Напиши в клеточках подходящие
предлоги.
Слезть … крыши.
Полезный …
здоровья.
Автобус …
кондуктора.
для
уточн
ения
инфор
мации
в чем
значение
знаний для
человека.
Познавател
ьные:
приобретают
умения
использовать
новые знания
и умения в
практической
деятельности
и
повседневной
жизни.
Регулятивн
ые:
оценивают
свою
работу;
исправляют и
объясняют
ошибки.
Коммуника
тивные:
формулирую
т
собственные
мысли, Этапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Деятельность учителя
Осуществ
ляемая
деятельн
ость
учащихся
Формы
органи
зации
взаимо
действ
ия
Формируемые
умения
(универсальны
е
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
(5 баллов.)
Отрывок …
рассказа.
Смеяться …
клоуном.
5. Подчеркни слова с приставкой
от.
Отцовский, отрезать, отпилить,
отколоть, отужинать, оттаять,
отдыхать. (5 баллов.)
высказывают
и
обосновываю
т свою точку
зрения
Уроки 11-12 Правописание гласных в приставках Раздельное написание предлогов
Уроки 11-12 Правописание гласных в приставках Раздельное написание предлогов
Уроки 11-12 Правописание гласных в приставках Раздельное написание предлогов
Уроки 11-12 Правописание гласных в приставках Раздельное написание предлогов
Уроки 11-12 Правописание гласных в приставках Раздельное написание предлогов
Уроки 11-12 Правописание гласных в приставках Раздельное написание предлогов
Уроки 11-12 Правописание гласных в приставках Раздельное написание предлогов
Уроки 11-12 Правописание гласных в приставках Раздельное написание предлогов
Уроки 11-12 Правописание гласных в приставках Раздельное написание предлогов
Уроки 11-12 Правописание гласных в приставках Раздельное написание предлогов
Уроки 11-12 Правописание гласных в приставках Раздельное написание предлогов
Уроки 11-12 Правописание гласных в приставках Раздельное написание предлогов
Уроки 11-12 Правописание гласных в приставках Раздельное написание предлогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.