Уроки 96-97 Корень слова Однокоренные слова. Изменения в составе слова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Формировать навыки морфемного анализа состава слова; умение различать однокоренные слова и формы слова; познакомить учащихся с историческими процессами в корне слова, непродуктивными приставками и корнями; развивать умения учащихся сопоставлять древний состав слова и значение со структурой и значением слов в современном русском языке; воспитывать интерес к внешней оболочке слова и его значению Урок объяснения нового материала Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение корня слова (в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов), понятие «однокоренные слова» (могут быть словами одной части речи и относиться к разным частям речи); уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни, находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образованияТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Уроки 96-97 Корень слова Однокоренные слова. Изменения в составе слова.doc
Уроки  96–97. КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОВА* Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательн ые  результаты Методы и  формы  обучения Образователь ные  ресурсы Формировать навыки морфемного анализа состава слова; умение различать  однокоренные слова и формы слова; познакомить учащихся с историческими  процессами в корне слова, непродуктивными приставками и корнями;  развивать умения учащихся сопоставлять древний состав слова и значение со  структурой и значением слов в современном русском языке; воспитывать  интерес к внешней оболочке слова и его значению Урок объяснения нового материала Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  определение корня слова (в корне заключено общее лексическое значение  всех однокоренных слов), понятие «однокоренные слова» (могут быть  словами одной части речи и относиться к разным частям речи); уметь  правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к  разным частям речи, разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но  различные по лексическому значению корни, находить и исправлять ошибки в  подборе однокоренных слов к указанным словам. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и  систематизации материала на определенную тему; умение вести  самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,  сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или  аудирования.  Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии  интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности,  его значения в процессе получения школьного образования Поисковый; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная http://www.uroki.net  http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html http://www.zavuch.info http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192  http://www.intergu.ru                                          http://festival.1september.ru/subjects                Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор,  раздаточный материал «Этимологический словарик»  М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная  учителем или группой подготовленных обучающихся Наглядно­ демонстрацио нныйматериал Основные  понятия  Лексическое значение слова, исторические изменения в корне слов Организационная  структура  (сценарий) урока Этапы  урока 1.  Мотив ация  (самоо предел ение) к учебно й  деятел ь­ ности Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Эмоцион альная,  психолог ическая  и  мотивац ионная  подготов ка  учащихс я к  усвоени ю  изучаемо го  материал а Деятельность учителя В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о . – Здравствуйте, ребята. Сегодня  у нас необычный урок. Обратите  внимание на эпиграф  к уроку. Усердней с каждым днем  гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры  чувства… …Нет, не словарь лежит  передо мной, А древняя рассыпанная  повесть.                                                    С.  Маршак  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Слушают  учителя,  участвую т в  диалоге с  учителем. Размещаю т учебные материал ы на  рабочем  месте,  демонстр ируют  готовност ь к уроку Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Листы обрат ной  связи Познаватель ные: осознают  учебно­ познавательну ю задачу.  Регулятивны е: планируют  необходимые  действия,  операции.  Коммуникат ивные:  работают в  парахФорм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая,  индив идуал ьная Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Отвечают на  вопросы.  Строят  понятные  для  партнера  высказыв ания Этапы  урока 2.  Актуал изация  и  пробно е  учебно е  действ ие Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Воспроиз ведение  ранее  изученно го,  установл ение  преемств енных  связей  прежних  и новых  знаний и  примене ние их в  новых  ситуация х.  Эвристи ческая  беседа Деятельность учителя – Почему С. Маршак сравнил  словарь с повестью? (Каждое  слово имеет свой особый  смысл, историю.) – А почему эта повесть  «древняя» и «рассыпанная»?  (Смысл многих слов для нас  непонятен сейчас, а люди в  древности знали, почему так  или иначе назван каждый  предмет.) – Верно, ребята! Мы изучили  морфемный состав слова,  который не является  сложившимся, постоянным. На  протяжении столетий состав  многих слов изменялся в связи с  изменением жизни об­щества.  Как ствол и ветви дерева растут  из корня, так и родственные  слова появляются из од­ного  корня Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Устны е  ответ ы Познаватель ные:  осуществляют  для решения  учебных задач  операции анали за, синтеза,  сравнения,  классификации ,  устанавливают  причинно­ следственные  связи.  Регулятивны е: принимают и сохраняют  учебную  задачу.  Коммуникат ивные: задают  вопросы,  отвечают на  вопросы  другихЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Просмот р  мультим едийной  презента ции,  сопрово ждающей ход  урока Словесн о­ иллюстр ативный  рассказ 3.  Выявле ние  места  и  причин ы  затруд нения Деятельность учителя – Мы не можем представить нашу жизнь без солнца, а у этого слова  – интересная история. Обратимся к слайду. Что здесь изображено?  (Здесь изображено солнышко и  показан его древний и  современный корень.) – Выделите современный корень  в слове солнце, опираясь на  схему. Для этого подберите  однокоренные слова. У вас  получился корень ­солн­. Так и  разберет это слово современный  ученик  (слайд). А теперь посмотрите на  следующий слайд, где изображен  мальчик – житель Древней Руси.  В древности солнце обозначалось словом «сол». Как видим, в  истории языка произошли  изменения – Во многих словах корни  спрятаны, как и в дереве, мы их  не видим. А знать эти древние  корни очень важно. Помогает нам в этом наука  этимология. Она изучает  происхождение слова. Сегодня на уроке мы обратимся к истории  некоторых слов, связанных с  понятием «Родина», и  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Смотрят  презентац ию,  восприни мают на  слух  информац ию,  осваиваю т  лингвисти ческие  термины Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Устны е  ответ ы Познаватель ные: могут  осознавать  учебно­ познавательну ю задачу;  читать и  слушать,  извлекая  нужную  информацию, а  также  самостоятельн о находить ее в материалах  учебников,  рабочих  тетрадей Вопро сы для уточ­ нения  инфор мации Инди видуа льная ,  групп овая Обдумыв ают  ответы на вопросы и осознают, что  имеют  недостато чно  знаний  Личностные:  осознают свои  трудности и  стремятся к их  преодолению;  проявляют  способность к  самооценке  своих  действий,Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся для  полных  ответов Фрон тальн ая Формули руют цель учебной  деятельно сти в  диалоге с  учителем. Знакомят ся  с  учебными пособиям и Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия 4.  Целепо лагани е и  постро ­ ение  про­ екта  выхо­ да из  затруд нения Раскрыт ие  сущност и новых  понятий,  усвоение новых  способов учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихс я. Работа с  этимолог ическим  словарем Деятельность учителя сопоставим их древний состав и  значение со структурой и  значением в современном языке.  А помогут нам в этом наши  верные друзья – этимологический (показывает) и  словообразовательный словарь  (показывает) Формулирует цель учебной  деятельности вместе с  учащимися, принимающими ее  на себя.  – Давайте начертим такую  таблицу, в которой отразим  древнее значение слова,  современное значение и те  исторические изменения,  которые произошли в составе  наших примеров. Заполнять ее  мы будем на уроке, работая с  этимологическими словариками  (раздаточный материал). Этимологический словарик. 1. Кремль – от древнего «крома»  –  край, рубеж, граница,  огороженное место, безопасное  пространство. 2. Мешок – от древнего «мех», в  нем хранили продукты и  жидкость. 3. Москва – от древнего «москы» Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Листы обрат ной  связи поступков.  Познаватель ные:  устанавливают  причинно­ следственные  связи Личностные:  осознают свои  возможности в  учении;  способны  адекватно  рассуждать о  причинах  своего успеха  или неуспеха в  учении,  связывая  успехи с  усилиями,  трудолюбием.  Познаватель ные:  извлекают  необходимую  информацию из прослушанного объяснения  учителя,Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя – низкое, влажное место, река  Москы, отсюда название селения: москы – Московия – Москва. 4. Народ – от древней основы  «род» – все люди, которые  народились, люди одного  племени. 5. Площадь – от древнего  «плоске» – плоский, широкий,  путем прибавления суффикса  ­адь­. 6. Подушка – от древнего «ухо».  Современные слова: наушники,  наушничать, ушной. 7. Солнце – от древнего «сол»  ( солнце) путем прибавления  суффикса. 8. Столица – от древнего «стол» ( престол ), стольный город. 9. Страна – общий корень со  словом «сторона», близко по  значению к словам  «пространство», «простор»,  «простирать» Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль высказываний  однокласснико в,  систематизиру ют  собственные  знания.  Регулятивны е: пла­нируют  (в  сотрудничестве с учителем  и  одноклассника ми или  самостоятельн о)  необходимые  действия,  операции,  действуют по  плану. Коммуникат ивные: строят  монологически е  высказывания,  осуществляют  совместную  деятельность  в парахЭтапы  урока 5.  Твор­ ческая  практи ческая  деятел ьность  по  реализ ации  постро енного  проект а Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Раскрыт ие  сущност и новых  понятий,  усвоение новых  способов учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихс я. Работа в  группах.  Письмен ная  работа Деятельность учителя Организует и сопровождает  деятельность детей по  заполнению таблицы,  контролирует правильность  выполнения задания. О б р а з е ц   т а б л и ц ы . Древн Совреме ее слово сол нное слово солнце род народ Что изменилось? суффикс слился  с корнем приставка на­  слилась  с корнем Москы Москва фонетические  измене­ ния – появилась  буква в чередование  м//мл суффикс слился  с корнем изменения крома Кремль столица стол +  иц плоске площадь фонетические  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Групп овая,  ин­ дивид уальн ая Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Работа с  заданиям и.  Формули руют  собственн ые мысли, высказыв ают и  обосновы вают  свою  точку  зрения. В  сотрудни честве с  учителем  и  одноклас сниками  делают  выводы Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Устны е  ответ ы. Письм енная  работа Личностные:  приобретают  новые знания,  умения,  совершенствую т имеющиеся.  Познаватель ные:  читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию, а  также  самостоятельн о находят ее в  материалах  учебников,  рабочих  тетрадей.  Регулятивны е:  контролируют  учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознают  правило  контроля иЭтапы  урока 6.  Первич ­ное  закреп ление с комме нтиров анием Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Обобщен ие  и  системат изация  знаний и  формиро вание  рационал ьных  способов примене ния их  на  практике . Эвристи ческая  беседа,  ответы  на  вопросы Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся – Итак, мы видим, что  исторические изменения  касаются смысла слов (Москва),  структуры (народ), происходят  чередования звуков (Кремль). А  теперь попробуйте  самостоятельно определить, как  изменились некоторые бытовые  слова, что с ними произошло. – Докажите, что слова мешок и  мех (I вариант); подушка и ухо (II вариант) являются словами  одного корня. В о з м о ж н ы е   о т в е т ы . I вариант В древности мешки делали из  меха. В процессе исторического  развития произошло чередование  х//ш. Зная об исторических  изменениях в составе слова  «мешок», можно сделать вывод  о том, что данные слова – слова  одного корня. II вариант Подушка – то, что подкладывают под ухо. В процессе  исторического развития  Формули руют  собственн ые мысли, высказыв ают и  обосновы вают  свою  точку  зрения.  В  сотрудни честве с  учителем  и  одноклас сниками  делают  выводы.  Выделяют главное,  устанавли вают  причинно ­ следствен Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Инди видуа льная ,  групп овая Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль Листы обрат ной  связи успешно  используют его в решении  учебной задачи Личностные:  осваивают  новые виды  деятельности,  участвуют в  творческом  созидательном  процессе.  Познаватель ные: выполняют  учебно­ познавательные действия в  материализова нной и  умственной  форме;  осуществляют  для решения  учебных задач  операции  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификации ,Этапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся ные связи  между  отдельны ми  языковым и  явлениям и Деятельность учителя произошло слияние приставки и  корня. Но если знать этимологию слова, то можно сделать вывод о  том, что данные слова – слова  одного корня. – Таким образом, мы узнали  много интересного об изменении  значений слов в процессе  исторического развития нашей  страны, познакомились с  некоторыми древними корнями.  Какие это корни? (Это древние  корни сол, род, Москы, крома,  стол и плоске.) 7.  Само­ стояте льная  работа  Обобщен ие  и  системат изация  – Знать их бывает очень важно.  Они могут определить  правописание современных слов.  Например: безударная гласная в  корне (столица, Москва),  Выполня ют  творческо е задание, работают  Инди видуа льная ,  групп Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль устанавливают  причинно­ следственные  связи, делают  обобщения,  выводы.  Регулятивны е: адекватно  оценивают свои достижения,  осознают  возникающие  трудности,  ищут их  причины и пути преодоления.  Коммуникат ивные:  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения . Личностные:  оценивают  содержание  усваиваемого  Вопро сы для уточ­ нения  инфорЭтапы  урока с само­ провер кой по  эталон у Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия знаний и  формиро вание  рационал ьных  способов примене ния их  на  практике . Написан ие мини­ сочи­ нений Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся с  учебным  пособием Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль мации. Письм енные  ра­ боты овая материала с  нравственно­ этической  точки зрения.  Познаватель ные:  самостоятельн о выделяют и  формулируют  цель;  осуществляют  поиск  необходимой  информации  (из материалов  учебника и  рассказа  учителя, по  воспроизведени ю в памяти). Регулятивны е:  самостоятельн о планируют  необходимые  действия,  операции,  работают по  плану.  Коммуникат Деятельность учителя непроизносимая согласная в  корне (солнце). Не только в  корне происходят изменения.  Они коснулись и других морфем: приставки и суффикса.  Например, как будет называться  мама вашей бабушки?  (Прабабушка.) – Что вы добавите? (Правнук,  праязык, праро­ дина.) – Теперь приставка слилась с  корнем и стала непродуктивной,  новые слова с ее помощью уже не образуются. А какие еще  непродуктивные приставки вы  знаете? (Подсказка на слайде:  СУ (суглинок) и ПА (пасынок).) – Очень интересен древний  суффикс ­р­. Попробуйте с его  помощью образовать  существительное от глагола  дать (подсказка на слайде).  (Дар.) – А вы, наверное, не знаете о том, как появилось слово «мир»? Это  одно из самых употребляемых  слов, связанных с понятием  «родина» (подсказка на слайде). – К слову «милый» (то есть  дорогой, важный) добавили  суффикс ­р­. Сегодня на урокеЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия 8.  Включ ение в  систем у  знаний  и  повтор ение Обобщен ие  полученн ых  на уроке  сведений ,  оцениван ие  результа тов  Деятельность учителя мы вспомнили слова, связанные с  темой «Родина», и  познакомились с теми  историческими процессами,  которые происходили в них на  протяжении долгой истории  нашего государства. – Попробуйте, пользуясь  материалом «Этимологического  словаря», написать мини­ сочинение «История одного  слова» (по упр. 396–397 или  выберите самостоятельно слово,  история которого вас  заинтересовала). Создает условия для  устранения перегрузки  учащихся и овладения новым   учебным  материалом  непосредственно на уроке – Ребята, что нового вы узнали на этом уроке?  (Мы узнали, что многие слова  русского языка за долгую  историю претерпели изменения. Они коснулись разных частей  слова. Знать эти изменения  важно, чтобы грамотно писать слова.) – Какие именно исторические  изменения произошли в русском  Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль ивные:  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения Фрон тальн ая Подводят итоги  урока под руководс твом  учителя,  оцениваю т себя  и  товарище й.  Оцени вание  работ ы  учащи хся  на  уроке Личностные:  понимают, в  чем значение  знаний для  человека.  Познаватель ные:  приобретают  умения  использовать  полученныеЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия работы Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Отвечают на  вопросы Формируемые умения  Проме жуточн (универсальные  ый учебные действия) контро ль знания и  умения в  практической  деятельности и повседневной  жизни.  Регулятивны е: оценивают  свою работу;  исправляют и  объясняют  ошибки.  Коммуникат ивные:  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и  обосновывают  свою точку  зрения Деятельность учителя языке? (Произошли слияния  суффиксов и корней, приставок  и корней, а также чередования  и фонетические изменения.)  – Какой словарь оказал нам на  уроке большую помощь?  (Этимологический.) – А история какого слова  показалась вам наиболее  интересной? Ответы учащихся. – В течение многих веков  русский народ хранил этот  великий дар – русский язык. И  наш долг – беречь его, заботиться о нем. Ведь только тот, кто умеет правильно и красиво говорить и  писать, только тот, кто бережно  обращается со словами русского  языка, может считать себя  образованным человеком.  Вспоминаются слова Анны  Ахматовой, сказанные в трудном  1942 году: И мы сохраним тебя, русская  речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя  пронесем, И внукам дадим, и от плена  спасем. Навеки