Уроки 99-100 Правописание безударных гласных в корне слова

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуализировать и восстановить умение видеть орфограмму в корне слова; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки; развивать орфографическую зоркость; внимание, мышление, речь Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности проверочных слов и способы проверки; уметь применять правило правописания безударных гласных в корне слова, осуществлять проверку безударной гласной в корне. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): освоение способов учебного проектирования через решения проектных задач как прообразов будущей проектной деятельности старших подростков. Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человекаТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Иконка файла материала Уроки 99-100 Правописание безударных гласных в корне слова.doc
Уроки  99–100. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА Цель  деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательн ые  результаты Актуализировать и восстановить умение видеть орфограмму в корне слова;  уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах  проверки; развивать орфографическую зоркость; внимание, мышление, речь Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать  особенности проверочных слов и способы проверки; уметь применять  правило правописания безударных гласных в корне слова, осуществлять  проверку безударной гласной в корне. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного  опыта/приобретенная компетентность): освоение способов учебного  проектирования через решения проектных задач как прообразов будущей  проектной деятельности старших подростков. Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой  устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской  позиции человека Проектирование; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html http://www.uroki.net  http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru Методы и  формы  обучения Образователь ные  ресурсы Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная  Наглядно­ учителем или группой подготовленных обучающихся; карточки со словами;  демонстрацио схема с основными вопросами урока; алгоритм проверки безударной гласной;  нный  листы с изображенными на них корнями слов для работы в группах;  материал сигнальные карточки; карточки для самооценки Орфограмма­буква http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192  Основные  понятияОрганизационная  структура  (сценарий) урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Эмоцион альная,  психолог ическая и мотиваци онная  подготов ка  учащихся к  усвоению изучаемо го  материал а Этапы  урока 1.  Мотив ация  (самоо преде ление) к  учебн ой  деятел ь­ ности Деятельность учителя В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о . – Я хочу вам рассказать историю.  Дима написал своему другу Коле  записку: «Приходи сегодня  вечером с мечом, сыграем». Коля  записку прочитал и пообещал  прийти. Собрались ребята  вечером*.  «Мяч будет, – сказал товарищам  Дима. – Колька принесет».  Пришел Коля, а в руках у него  вместо мяча был деревянный меч.  Ребята расстроились, что не  придется поиграть в футбол Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Слушают  учителя,  участвуют в диалоге  с  учителем. Размещаю т учебные материал ы на  рабочем  месте,  демонстр ируют  готовност ь к уроку 2.  Актуа лизаци я и  пробн ое  Воспроиз ведение  ранее  изученно го,  установл – Почему так получилось?  – Как правильно записать это  слово?   На слайде: с м_чом – мяч – с  мячом Отвечают  на  вопросы.  Строят  понятные  для  Фрон тальн ая,  индив идуал ьная Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль Лист ы  обрат ной  связи Устн ые  ответ ы Познаватель ные: осознают учебно­ познавательну ю задачу.  Регулятивны е: планируют  необходимые  действия,  операции.  Коммуника тивные:  работают в  парах  (обмениваютс я мнениями,  учатся  понимать  позицию  партнера, в  том числе и  отличную от  своей) Познаватель ные:  осуществляют  для решения  учебных задач  операцииДеятельность учителя Этапы  урока учебн ое  действ ие Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия ение  преемств енных  связей  прежних  и новых  знаний и  применен ие их в  новых  ситуация х Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся партнера  высказыва ния Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль анализа,  синтеза,  сравнения,  классификаци и,  устанавливают причинно­ следственные  связи.  Регулятивны е: принимают  и сохраняют  учебную  задачуОбучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Обсужде ние  содержан ия  текста,  осмыслен ие Этапы  урока 3.  Выявл ение  места  и  причи ны  затруд нения Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Создает проблемную ситуацию, в которой уча­ щиеся обнаруживают  недостаток своих знаний  и желание активно преодолевать возникающие противоречия в  процессе учебной деятельности  (самостоятельно или при  незначительной помощи  учителя). – Какое правило не знал Дима?  – Вспомним алгоритм проверки  безударной  гласной.  Алгоритм •  Прочитай слово. •  Поставь ударение. •  Выдели корень. •  Определи безударную гласную. •  Подбери проверочное слово. Организует и сопровождает  деятельность учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Инди видуа льная ,  групп овая Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль Устн ые  ответ ы Личностные : осознают  свои  трудности и  стремятся к  их  преодолению;  проявляют  способность к  самооценке  своих  действий,  поступков.  Познаватель ные:  устанавливают причинно­ следственные  связи, делают  выводы.  Регулятивны е: осознают  недостаточнос ть своих  знанийЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Физкульт минутка Деятельность учителя Вот мы руки развели, Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились,  выпрямились, Наклонились,  выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись Беседа  по  вопросам .  Ознаком ление  с  заданием 4.  Целеп олаган ие и  постр о­ение про­ екта  выход а из  затруд нения Формулирует цель учебной  деятельности вместе с  учащимися, принимающими ее на себя.  – Исходя из проблемы, назовите  тему нашего урока. (Тема нашего  урока – «Правописание  безударных гласных в корне  слова».)  – Какие цели поставите перед  собой? (Продолжать учиться  правильно писать слова с  безударной гласной в корне.)  – В течение урока будем отвечать  на вопросы Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Фрон тальн ая Инди видуа льная ,  групп овая Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Выполняю т  элементар ные  физическ ие  упражнен ия Работают  с  заданием.  Отвечают  на  вопросы,  выделяют  главное,  устанавли вают  причинно­ следствен ные связи  между  отдельны ми  языковым и  явлениям и Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль Устн ые  ответ ы Личностные : осознают  необходимост ь заботы о  здоровье Познаватель ные:  извлекают  необходимую  информацию  из  прослушанног о объяснения  учителя,  высказываний  одноклассник ов,  систематизиру ют  собственные  знания.  Регулятивны е: планируют  необходимые  действия 5.  Раскрыти – Ответим на первый вопрос: что  Выделяют Груп Личностные УстнЭтапы  урока Твор­ ческая практ ическа я  деятел ьность по  реализ ации  постр оенног о  проек та Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия е  сущности новых  понятий,  усвоение  новых  способов  учебной  и  умственн ой  деятельн ости  учащихся .  Составле ние  плана,  осмыслен ие  содержан ия текста по  микроте мам Деятельность учителя надо проверять? (Гласные а, о, и,  е, я – в слабой позиции.)  – Где надо проверять? (Надо  проверять в корне  слова.)  – Как надо проверять? (Надо  подобрать однокоренные  проверочные слова.)  – Чем надо проверять?  (Безударная гласная проверяется ударением.)  Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность  учащихся. Составление схемы по итогам  обсуждения (подсказка на  слайде). Чт о Где Ка к Че м а, о, и, е, я в корне подбирать  однокоренные слова ударения надо проверя ть? Форм ы орган изаци и взаим одейс твия повая ,  индив идуал ьная Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся главное,  устанавли вают  причинно­ следствен ные связи  между  отдельны ми  языковым и  явлениям и Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль ые  ответ ы :  приобретают  новые знания,  умения,  совершенству ют  имеющиеся.  Познаватель ные:  читают и  слушают,  извлекая  нужную  информацию,  а также  самостоятельн о находят ее в  материалах  учебников,  рабочих  тетрадей.  Регулятивны е:  контролируют учебные  действия,  замечают  допущенные  ошибки;  осознают  правилоЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль Инди видуа льная ,  групп овая Работают  с  заданием  в парах и  группах.  Выполняю т  письменн ые  задания 6.  Перви чное  закреп ление  с  комме нтиро вание м Обобщен ие  и  системат изация  знаний  и  формиро вание  рационал ьных  способов  применен ия их  на  практике .  Беседа 1) На слайде слова: Слезать, перелезать, слез. Слежка, следить,  наследие. Летит, слетать, долететь. – Внимательно прочитайте слова и  определите, в какой строчке все  слова с безударной гласной в  корне. Запишите эти слова  в тетрадь. Поработайте в парах. (В третьей строчке нет  проверочного слова. Проверочное  слово – «полет».)  – Подчеркните в первых двух  строчках проверочные слова.  (Слез, наследие.) Пись менна я ра­ бота контроля и  успешно  используют  его в решении  учебной  задачи Личностные : осваивают  новые виды  деятельности,  участвуют в  творческом  созидательном процессе.  Познаватель ные:  выполняют  учебно­ познавательны е действия в  материализова нной и  умственнойОбучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Письмен ная  работа.  Обучающ ая игра Этапы  урока 7.  Самос тоятел ьная  работа с  самоп ро­ верко й  по  эта­ лону Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Инди видуа льная Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Выполняю т  взаимопро верку.  Формулир уют  собственн ые мысли, высказыва ют и  обосновы вают свою точку  зрения Деятельность учителя – Почему эти слова являются  проверочными?  (В этих словах на проверяемую  гласную в корне падает  ударение.)  2) Чтобы проверочные слова  можно было быстро подобрать в  уме, надо почаще собирать гнезда  родственных слов. Поработайте в  группах. На листочке записан  «корень», вам нужно найти его  «родственников» и записать. ­лед­, ­ход­, ­бел­, ­свист­, ­боль­ Проверка (зачитываются слова от  каждой группы) 8.  Включ ение в  Обобщен ие  полученн – Подчеркните те из них, которые  могут быть проверочными.  – Почему вы выбрали эти слова?  Формулир уют  собственн Фрон тальн ая Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль форме;  осуществляют  для решения  учебных задач  операции  анализа,  синтеза,  сравнения,  классификаци и,  устанавливают причинно­ следственные  связи, делают  обобщения,  выводы.  Регулятивны е: адекватно  оценивают  свои  достижения,  осознают  возникающие  трудности,  ищут их  причины и  пути  преодоления Личностные : понимают, в  чем значениеОбучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия ых  на уроке  сведений, оцениван ие Этапы  урока систе му  знаний и  повто рение Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся ые мысли, высказыва ют и  обосновы вают свою точку  зрения Деятельность учителя (В этих словах на проверяемую  гласную в корне падает  ударение.)  3) Работа с сигнальными  карточками.  Дети должны обосновать  правильность выбора. И г р а  «Будь внимательным». – Я буду называть слова с  безударной гласной в корне, а вы  показываете сигнальную карточку  с необходимой буквой и называете  проверочное слово. Ночевка, беда, дела, цветок,  мелок, бегун, листочек, горевать. Карточки – Молодцы! Проверьте Димин  словарный диктант. Найдите,  исправьте ошибку, запишите  правильно слово и в уме подберите проверочное. Сенева, вада, бижать, трова,  свистеть. Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы –  трава, свист – свистеть.)  – Сколько слов Дима написал  правильно? (Одно.)  – Какое? (Свистеть.)  Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль знаний для  человека.  Познаватель ные:  приобретают  умения  использовать  полученные  знания и  умения в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни.  Регулятивны е: оценивают  свою работу;  исправляют и  объясняют  ошибки.  Коммуника тивные:  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и обосновывают  свою точку  зренияЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Заключит ельная  беседа по вопросам 9.  Рефле ксия  учебн ой  деятел ьности на  уроке  (итог  урока) Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль – Что вы посоветуете Диме?  (Выучить правило правописания  безударной гласной в корне  слова.) Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения  новым  учебным  материалом – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас  появлялись в процессе работы?  – Как вы их преодолевали?  – Понравилось ли вам на уроке?  Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе:  выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите  мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет –  карточку с грустным лицом. Инди видуа льная ,  групп овая Определя ют свое  эмоциона льное  состояние на уроке.  Заполняю т  дневники  достижен ий Лист ы  обрат ной  связи Личностные : понимают, в  чем значение  знаний для  человека;  осваивают  новые виды  деятельности,  участвуют в  творческом  созидательном процессе. Регулятивны е: оценивают  свою работу,  планируют  необходимые  действия,  операции;  осознают  правило  контроля;  исправляют и  объясняютЭтапы  урока Обучающ ие  и развиваю щие компонен ты, задания  и упражнен ия Деятельность учителя Осуществл яемая деятельнос ть  учащихся Форм ы орган изаци и взаим одейс твия Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Проме жуточ ный контр оль ошибки