Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"
Оценка 4.9

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература
5 кл
26.03.2017
Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"
Поразмышлять на уроках развития речи в 5 классе о назначении человека, тонкостях его души, о прекрасном и добром, ложном и низменном, несомненно, поможет занимательный текст небольшого рассказа-сказки детского американского писателя Шэля Сильверстейна “Щедрое дерево”, который вряд ли оставит равнодушным всякого, кто впервые его услышит.
Урок Щедрое дерево.doc
Уроки развития речи ­ уроки нравственности. Поразмышлять на уроках развития речи в 5 классе о назначении человека,  тонкостях его души, о прекрасном и добром, ложном и низменном,  несомненно, поможет занимательный текст небольшого рассказа­сказки  детского американского писателя Шэля Сильверстейна “Щедрое дерево”,  который вряд ли оставит равнодушным всякого, кто впервые его услышит. Текст рассказа “Щедрое дерево” является благодатным материалом для  понимания таких крупных философских проблем, как верность и бескорыстие в дружбе, мотивация и оценка поступков, умение сопереживать (эмпатия),  зависимость совершаемых поступков от собственного “Я”. А, главное, на его  примере можно поговорить, что основное назначение человека – не  потребительство, а созидание и служение людям и всему окружающему нас  живому. Тема: “ЩЕДРОЕ ДЕРЕВО” Задачи:  – закреплять умение и навыки комплексного анализа художественного текста  (выразительное чтение, усвоение психологического смысла читаемого, поиск  главного (тема­идея) с использованием языковых средств, опорных слов,  опорного цитатного материала как средства аргументации; – помогать формированию у школьников собственной позиции читателя и  критика, понимания образа автора. – использовать широкие воспитательные возможности текста, воздействие его содержания на мысли и чувства школьников; развивать понимание любви и  благодарности ко всему живому. Оформление и оборудование урока:  магнитофон, рисунки яблони, мальчика, сделанные заранее по заданию  учителя; у каждого учащегося в раздаточном материале ­ текст рассказа­ сказки Шэла Сильверстейна “Щедрое дерево”, 91 сонет Шекспира, цитаты и  крылатые выражения на тему урока. Записи на доске (открываются постепенно, в соответствии с этапами урока). 1.Эмоцонально­оценочная лексика: душа, щедрость, бескорыстие,  чувствовать, ощущать, эгоизм (СТ), желание, счастье, доброта, совесть, сочувствие, сострадание, взять, память, прощение, характер, осторожность,  нетерпеливость, терпеливость, одиночество, любовь, дружба, помощь, забота,  дать, верность, надежность. Щедрый: 1. Широко оказывающий помощь, охотно  тратящийся на других, не скупой на деньги и  чувства. 2. Ценный ,богатый. 3. Обильный, частый. Эпиграф к уроку Один индийский мудрец говорил: “Как мать бережет свое единственное  детище, ухаживает за ним, оберегает и воспитывает его, так и ты, всякий  человек, расти, воспитывай и оберегай в себе самое дорогое, что есть на свете: любовь к людям, ко всему живому”. Л. Толстой. 2.Памятки для учащихся (плакаты) Используй эмоционально­оценочную лексику при анализе художественных  произведений (текстов), учись выражать свои мысли. Оцени художественное произведение Мое любимое произведение… Самые яркие моменты (фрагменты)… Незабываемый эпизод… Читая его, я испытывал… Особенно меня тронуло… Вырази свое удивление  Меня особенно удивило (поразило)… Меня взволновало… Я недоумевал (поражался)… Постигаешь (улавливаешь) смысл… Никогда не забуду, как… Вырази свое мнение Мое отношение к… Мне думается (кажется), что… По­моему (на мой взгляд),… Мне показалось, что… Испытываю особые симпатии к… Приятные чувства от… Я представил себе, что… Порадовался тому, что… Ход занятия. Урок 1. 1.Беседа с классом. Учитель:  Устами Льва Николаевича Толстого глаголет индийская мудрость. (Учитель  читает эпиграф к уроку, предлагает детям выразительно прочитать эти слова  и вдуматься в их смысл)  Обратите внимание, дети, на слова “всякий человек”. (Открывается плакат ­ памятка, детям предлагается при ответах на вопросы  пользоваться данными рекомендациями) В. – Как вы думаете, что значит обращение писателя “всякий”? Я, ты, он, она,  они, люди всех стран, люди всей Земли? В. – С чем же он к нам обращается? В. – Каким надо быть, чтобы уметь любить людей и все живое? Поможет ли  нам в этом такое качество как щедрость? И почему? Задание. Обратите внимание на эти записи и объясните значение каждого  сочетания слов: Щедрая рука (не скупой человек) Щедрые подарки (ценный, богатый) Щедрая душа (умеющий любить) Щедрый человек (отдающий все другим) Щедрое дерево (плодоносное) В. – Можно ли к слову “дерево” применить выражение “не скупое, отдающее  все”? В. – А что же может отдать нам дерево? Вывод. В буквальном, житейском смысле, мы можем безвозмездно  получить от дерева многое: плоды, цветы, древесину, чистый воздух, тень  в жаркий летний день, лекарство. Что же нам поведал о щедром дереве английский детский писатель Шэл  Сильверстейн? Сейчас мы об этом узнаем. (Учитель ставит перед детьми задачу урока и открывает запись на доске). Задача урока: мало услышать шорох, треск, музыку, слово, надо уметь  слышать, уметь чувствовать, излагать свои ощущения. 2.Чтение рассказа­сказки Шэла Сильверстейна “Щедрое дерево” (перевод с  английского) под звуки музыкального сопровождения, создающего  определенную тональность, эмоционально­эстетическую атмосферу. Щедрое дерево Жила в лесу дикая яблоня… И любила яблоня маленького мальчика. И  мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с нее листья, плел из них венок, надевал его, как корону и играл в лесного короля. Он взбирался  по стволу яблони и качался на ее ветках. А потом они играли в прятки, и  когда мальчик уставал, он засыпал в тени ее ветвей. И яблоня была  счастлива… Но шло время и мальчик подрастал, и все чаще яблоня коротала дни в  одиночестве. Как­то раз пришел мальчик к яблоне. И яблоня сказала: – Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй  со мной, и нам будет хорошо! – Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям, – ответил мальчик. – Мне  хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь  мне дать их? – Я бы рада, – вздохнула яблоня, – но у меня нет денег, одни только листья и  яблоки. Возьми мои яблоки и продай их в городе, тогда у тебя будут деньги.  И ты будешь счастлив! И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унес их с собой. И яблоня  была счастлива. После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. И когда  однажды мальчик пришел, яблоня так и задрожала от радости. – Иди скорей сюда, малыш! – воскликнула она. – Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо! – У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, – ответил мальчик.  Мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у  меня нет дома. Ты можешь дать мне дом? – Я бы рада, – вздохнула яблоня, – но у меня нет дома. Мой дом – вот мой  лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь  счастлив. И мальчик срубил ее ветки и унес их с собой, и построил себе дом. И яблоня  была счастлива. После этого мальчик долго­долго не приходил. А когда  явился, яблоня чуть не онемела от радости. – Иди сюда, мальчик, – прошептала она, – поиграй со мной. – Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, – ответил мальчик. – Я хотел  бы построить лодку и уплыть на ней далеко­далеко. Но разве ты можешь мне  дать лодку?  – Спили мой ствол и сделай себе лодку, – сказала яблоня, – и ты сможешь  уплыть на ней далеко­далеко. И ты будешь счастливым. И тогда мальчик спилил ствол, и сделал из него лодку, И уплыл далеко­ далеко. И яблоня была счастлива. …Хоть в это и нелегко поверить. Прошло много времени. И мальчик снова пришел к яблоне. – Прости, мальчик, – вздохнула яблоня, – но я больше ничего не могу тебе  дать. Нет у меня яблок… – На что мне яблоки? – ответил мальчик. – У меня почти не осталось зубов. – У меня не осталось ветвей, – сказала – яблоня. – Ты не сможешь посидеть на них. – Я слишком стар, чтобы качаться на ветках, – ответил мальчик. – У меня не осталось ствола, – сказала яблоня. – И тебе не по чему больше  взбираться вверх. – Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, – ответил мальчик. – Прости, – вздохнула яблоня, – мне бы очень хотелось дать тебе хоть что­ нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости… – А мне теперь много и не нужно, – ответил мальчик. – Мне бы теперь только  тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал. – Ну что ж, – сказала яблоня, – старый пень для этого как раз и годится. Иди  сюда, мальчик, садись и отдыхай. Так мальчик и сделал. И яблоня была  счастлива. В. – Какие чувства и мысли у вас возникли при прослушивании? Коротко  опишите их, используя эмоционально­оценочную лексику. (Дети выполняют письменное задание, используя предложенную на доске  лексику. Так рождаются первые детские отзывы­размышления о  прослушанном рассказе). 5. – Зачитайте свои отзывы­размышления. Оцени художественное  произведение устно. (Вновь обращается внимание на плакаты­памятки) Отзывы – размышления (примеры). “Возникает большое чувство жалости к яблоне­матери. На мой взгляд, яблоня – это мама, которая ничего не жалеет для своих детей, а дети покидают ее,  когда становятся взрослыми. Она ждет, волнуется, переживает и надеется. И  только тогда, когда нам нужна помощь, мы вспоминаем и возвращаемся к  ней”. “Чувства от услышанного самые разные, скорее печальные и грустные. По­ моему, мальчик во всей своей жизни забывал о чем­то главном” и др. В. – Чей отзыв вас больше всего затронул? В. – Назовите героев рассказа­сказки. Кто из них вызывает у вас особые  симпатии? Почему? В. – В чем заключается щедрость яблони?  (Она отдала все, чем владела.) В. – С чем осталась яблоня? Была ли она счастлива? И чем это можно  подтвердить? (Автор постоянно на протяжении рассказа говорит об этом: “И яблоня была  счастлива”…) В. – А стал ли человек счастливым? Почему не стал? В.– Совпадает ли точка зрения автора и яблони на ее счастье? В чем же  богатство яблони? (Да. Она была счастлива своей заботой о человеке.) Может быть 91 сонет английского писателя У. Шекспира поможет вам. Кто хвалится родством со знатью, Кто силой, кто богатым галуном, Кто кошельком, кто пряжками на платье, Кто соколом, собакой, скакуном. Есть у людей различные пристрастья, Но каждому милее лишь одно. А у меня особенное счастье, –  В нем остальное все заключено. Твоя любовь, мой друг, дороже клада, Почетнее короны королей, Наряднее богатого наряда, Охоты соколиной веселей. Ты можешь все отнять, чем я владею, И в этот миг я сразу обеднею. В. – Что же является в этом лирическом произведении богатством для  многих? А что же является богатством для самого героя? (Для многих – деньги, наряды, знатность… Для лирического героя – любовь.) В. – Совпадает ли представление о счастье и богатстве у яблони и у героя  Шекспира? (Оба они видят счастье и богатство в любви к человеку и душевной щедрости) Урок 2. Задача: обучение детей умению находить художественно­изобразительные  средства, развивать чувство слова, видению за словом образа, душевного  движения. 1.Как слова становятся текстом.  Учитель. Вернемся к нашему рассказу­сказке. Выберем из нее два основных слова­ магнита, к которым будут притягиваться другие слова по принципу: доброе к  доброму, т.е. “+” к “+”, а плохое к плохому – “­” к “­”. В. – Какие слова будет к себе притягивать яблоня, а какие человек? Какие слова объединяют и яблоню и человека? Докажите. Задание. Допишите любые слова, которые притягивает слово­магнит  “Яблоня” и слово­магнит “Человек”. Человек  Характер (взять все)     желание дружба  Яблоня  Душа (отдать все)  Эгоизм  Взять        Забота Сострадание Доброта Любовь  Дать Щедрость Верность Терпеливость Прощение  (Всю жизнь)  одиночество Счастье (Когда не было рядом  мальчика)  (Вспоминал, когда заставляла  нужда)  память  (Помнила всегда)  (Одинок, несчастен)  Молодость старость  (Рада мальчику­старику)  Счастлива  Отличается ли характер, желание, одиночество, память, молодость, старость  яблони и человека? В. – Какие определения мы можем дать яблоне и человеку? (Яблоня: щедрая, добрая, заботливая, ласковая яблонька, сладкие плоды,  любовь, солнце… Человек: эгоистичный, жестокий, недобрый, равнодушный.) В. – Будет ли этот подбор слов являться текстом? Почему нет? В. – Что характерно для текста? (Текст – это группа предложений, имеющих определенную  последовательность, смысловую связанность). 2) Работа над планом рассказа ­ сказки.  Задание 1. Выразительно прочитать текст повторно. Задание 2.Читая, определить границы каждой части, подчеркивая слова ­  ключи, определяющие смысл каждой части. Выделить в тексте основные части и составить план. Варианты плана 1. Яблоня и маленький мальчик любят друг друга. Счастливые друзья.  2. Мальчик рос и хотел развлечений. Нужны деньги. Яблоня отдала все свои  яблоки и счастлива.  3. Прошло время. Возвратился взрослым мужчиной. Новое желание – завести  семью, дом. Яблоня отдала свои ветки и счастлива. 4. Возвращение к яблоне мальчика – пожилого человека. Желание побыть в  одиночестве: уплыть далеко­далеко. Яблоня жертвует своим стволом и  счастлива.  5. Прошло много времени. Возвращение к яблоне­пню мальчика­старика.  Последнее желание – сесть и отдохнуть. Яблоня пригодилась: сослужила  добрую службу и в этот раз. И тем была счастлива.  3) Тема рассказа ­ сказки или “В чем же оно, настоящее счастье?” В. – Какова же тема этого рассказа? (т.е. о чем рассказывается). (Тема бескорыстной любви яблони к человеку и эгоистичного отношения, его  к ней.) В. – Каковы же основные мысли (идеи) текста? (т.е. что автор хотел сказать  этим рассказом?) В. – Поможет ли в определении идеи нам само заглавие “Щедрое дерево”? (Это своеобразная “входная дверь” текста, в котором выражается главная  мысль ­ щедрое дерево) В. – “Щедрое”… значит какое? (Отдающее все, чем владеет.) Задание. Придумайте свои варианты заголовков. (“Жизнь дана на добрые дела”) В. – Кто же истинный счастливец в этом рассказе? Чье счастье оказалось  сиюминутным, а чье было постоянным? Помогут вам ответить на эти вопросы мудрые цитаты­высказывания, которые  есть у вас в раздаточном материале. Дети читают наиболее отвечающие, на их взгляд, выражения.  “Счастье… заключается не во всяком удовольствии, а только в честном и  благоразумном”. Т. Мор.  “У счастливого есть нужда в друзьях”. Аристотель.  “Любовь есть не что иное, как желание счастья”. Аристотель “Наслаждаться  счастьем – величайшее благо, обладать возможностью дать его другим – еще  большее”. Ф. Бэкон 4) “Учимся чувствовать и понимать автора, художественное слово” В. – Чем отличается речь героев рассказа? Какой тип речи мы отметим в  данном тексте? (Динамическая речь, повествование­рассуждение.) В. – Почему автор использовал диалог? Как диалог помогает раскрыть  характер героев? (Динамическая речь для того, чтобы ярче представить впрямую каждого  героя. Если яблоня готова во всем услужить мальчику, осчастливить его, то  он, в свою очередь, как бы отталкивает щедрое дерево.) Задание. Пусть будут девочки – яблоньками, а мальчики – мальчиком. В. – С чем обращается яблоня к мальчику? Как он реагирует? – Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй  со мной, и нам будет хорошо  ­ Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям В. – С какой просьбой обращается мальчик к яблоне?  ­ Мне… нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их? ­ Возьми мои яблоки, продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты  будешь счастлив В. – К чему же опять призывает яблоня? А он? ­ Иди скорей сюда, малыш! Покатайся на моих ветках, и нам будет хорошо ­ У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям В. – Какое очередное желание возникло у юноши? ­ …Ты можешь дать мне дом? ­ У меня нет дома. …Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом.  И ты будешь счастлив В. Каково же желание яблони? ­ Иди сюда, мальчик, поиграй со мной ­ Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр В. Что еще нужно мальчику? ­ Ты можешь мне дать лодку?  ­ Пили мой ствол и сделай себе лодку, и ты сможешь уплыть на ней далеко­ далеко. И ты будешь счастлив  В. – Каково же последнее желание мальчика­старика? А что же яблоня? Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть Прости, – вздохнула яблоня, – мне бы очень хотелось дать тебе хоть что­ нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь старый пень Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай… Так мальчик и сделал. И яблоня  была счастлива В. – Как диалог характеризует каждого (яблоню и мальчика)? В. – Как повествование­рассуждение помогает нам почувствовать внутреннее  состояние яблони? Какие художественные средства автор использует? (Текст рассказа­сказки “Щедрое дерево” основан на олицетворении. На доске  открывается запись: олицетворение ­ это художественный прием, перенесение  свойств одушевленных предметов на неодушевленные.  Жила в лесу яблоня. Яблоня была счастлива. Вздохнула яблоня. Яблоня опять загрустила. Яблоня так задрожала от радости…)  В. – К какому стилю можно отнести этот рассказ? И почему? Докажите. (К художественному, так как перед нами текст­рассказ, в котором автором  (писателем) изображаются события и состояние героев с целью воздействия  на чувства читателей. И эта цель достигается благодаря определенным  языковым средствам: вопросительным и восклицательным предложениям,  эмоционально­оценочной лексике, словам­обращениям, повторам и т.д..) 5) Вывод “Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его  душу, увидеть в глазах его радость, беду, счастье, горе”. В. – Какие чувства вызвали в вас яблоня, а какие мальчик? (Досады, горечи, обиды, жалости, грусти, печали.) В. – Был ли мальчик счастлив, когда навещал в детстве яблоню каждый день? В. – Почему автор не говорит, что мальчик был счастлив, а указывает только  на счастье яблони? В. – Используя крылатые выражения, пословицы, поговорки, какое бы  мальчику дали наставление в первой части рассказа? “Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в  глазах его радость, беду, счастье, горе” В.А. Сухомлинский В. – Прочитайте 2 и 3­ю части. Что можно здесь посоветовать мальчику?  Замечал ли он, как огорчается яблоня? (Необходимо уметь думать не только о себе, но и обо всем окружающем тебя, чаще самого себя спрашивать: зачем и как я живу? Что дал другому? Что  доброго оставлю после себя? Помни юноша: жизнь дана на добрые дела.) В. – Обращаясь к 4 части, что вы посоветуете уже не мальчику, но пожилому  человеку. (Одному человеку трудно. Ему нужен настоящий друг: добрый, верный,  готовый на все ради другого. Если у тебя есть такой друг, береги, защищай  его. На добро отвечай добром. Учись быть щедрым и бескорыстным.) Вдвоем легче, чем в одиночку. Доброе братство – дороже богатства. Дружбу водить – себя не щадить. Русские пословицы и поговорки В. – Что же бы вы сказали мальчику­старику в конце рассказа? (Надо уметь быть благодарным и помнить о тех, кто делал тебе добро.  Спасибо тем, что поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб­соль помнит.) В. – Умеет ли герой рассказа любить людей и все что его окружает? Почему он остался в старости одиноким? Я думаю, что можно этому мальчику­старцу в качестве совета предложить  слова Л. Толстого: “Наживи себе такое богатство, чтобы никто не мог отнять  его от тебя, чтобы оно и после смерти осталось за тобой и никогда не  убавлялось и не тлело. Богатство это – твоя душа”. Герой так и остался беден, потому что в течение жизни никого не любил, ни о  ком не заботился. Он не вырастил в своем сердце любовь. Домашнее задание: 1. Рассказ заканчивается на грустной ноте. Предлагаю изменить конец  рассказа или написать письма (письмо­прощение, письмо­совет, письмо­ пожелание мальчику ­ на выбор) с использованием высказываний великих  людей, пословиц и поговорок.

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"

Уроки развития речи - уроки нравственности "Щедрое дерево"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017