Использование ИКТ на уроках в начальной школе. Материал предназначен для учителей начальной школы. Эффективные средства обучения.
Ребенок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формы работы на уроке.
ИКТ в образовании.doc
Использование ИКТ в начальной школе.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
Древняя мудрость
Ребенок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит
открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах
деятельности.
XXI век–век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире
электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать
координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть
современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном
языке с ребенком.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования:
одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей
к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать
полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Организация учебного
процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной
сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому
развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную
функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем
случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать, как вспомогательный элемент учебного
процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с
использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 14 классов
имеют нагляднообразное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как
можно больше качественного или иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия
нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится
яркость и занимательность компьютерных слайдов и анимации. Наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются:
Игровая деятельность;
Создание положительных эмоциональных ситуаций;
Работа в парах;
Проблемное обучение.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
• На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
• Обеспечивает наглядность.
• Привлекает большое количество дидактического материала.
• Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,52 раза.
• Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к
ученику, применяя разноуровневые задания).
Применение ИКТ способствует
повышению качества образования.
Цель применения ИКТ:
1. Развитие мышления.
2. Формирование приемов мыслительной деятельности.
В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и
комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
Развитие нагляднообразного, нагляднодейственного, теоретического, интуитивного,
творческого видов мышления;
Эстетическое воспитание за счет технологии мультимедиа;
Формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку
информации;
Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку
возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким
образом подготовить его к комфортной жизни в условиях современного общества.
Научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.
Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность
сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению
изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор,
прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно
внедрение этих средств в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний,
пробудился интерес у детей к познанию нового.
Применение мультимедийных презентаций, особенно на уроках окружающего мира,
позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и
слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную
информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни.
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии
дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются
неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
При использовании ИКТ мне стало легче осуществлять личностноориентированный подход к
обучению, появилась возможность рациональнее организовать учебный процесс.
В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа,
практическая работа, работа в группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное
домашнее задание. Дети активно работают на уроке.
С какой целью я создаю и использую презентации?
• Вопервых, презентация это представление чеголибо нового, она представляет сочетание
компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в
единую систему, организованную для удобного восприятия информации.
• Вовторых, презентация презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную
активность. Я думаю, что ребёнок не только воспринимает информацию, но и запоминает,
когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица.
Как писал великий педагог К.Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно
добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…»
Со времен Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Да, и мы с
вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные, электронной энциклопедии
вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных.
Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с
классом.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из
важных задач обучения – повышение уровня знаний.
ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
• Повышает качество знаний
• Продвигает ребёнка в общем развитии
• Помогает преодолеть трудности • Вносит радость в жизнь ребёнка
• Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
• Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их
сотрудничества в учебном процессе
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ
• Владеть основами работы на компьютере
• Иметь навыки работы с мультимедийными программами
• Владеть основами работы в Интернет
Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных
задач обучения – повышение уровня знаний.
Применение компьютера для обучения школьников — это большая область
проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может
понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя.
В заключение хочу сделать такой вывод:
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной
техникой, так же, как он использует сегодня авторучку, или мел для работы на
уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные
знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер
это уже не роскошь – это необходимость.
Литература
1. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах.//Начальная школа плюс До и
После. 2007, №7
2. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии.
«Начальная школа». №9, 2009г 3. Ефимов В.Ф. Использование информационно коммуникативных технологий в начальном
образовании школьников. «Начальная школа» . №2, 2009г
4. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших
школьников. «Начальная школа». №11, 2008г.
5. Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное
образование №1 2003.г
6. Научнометодический журнал «Педагогический вестник ВКО» № 1, 2006г
7. Научнометодический журнал «Педагогический вестник ВКО» № 3, 2010г
8. Научнометодический журнал «Педагогический вестник ВКО» № 4, 2010г
9. Научнометодический журнал «Педагогический вестник ВКО» № 1, 2011г
10. Научнометодический журнал «Педагогический вестник ВКО» № 2, 2012г
11. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и
После. №7, 2007.
12. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационнокоммуникационных
средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.
13. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование».
– 1998. – С. 114 – 119.
Уроки с использованием ИКТ
Уроки с использованием ИКТ
Уроки с использованием ИКТ
Уроки с использованием ИКТ
Уроки с использованием ИКТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.