Уроки семейного воспитания в содержании курса самопознания.
Оценка 5
Работа с родителями
docx
классное руководство
Взрослым
27.11.2018
В материале говорится о том, что очень важную роль играет воспитание детей в семье. Воспитывая детей необходимо учить познавать мир через себя. Ребенок познает мир и впитывает в себя всё его окружает. Семья самая ценная и важная ячейка, где созревает самое дорогое и важное - ребенок. Самопознание открывает двери в мир доброту, уважения,понимания. Понимания других через себя.
самопознание.docx
Уроки семейного воспитания в содержании курса самопознания
Одной из важных задач казахстанского общества на современном этапе является
формирование гражданского общества. Семья главная и основная школа, в которой
формируются нравственные, патриотические, гражданские качества подрастающей
личности. Семья – важнейший и первый институт социализации личности. Современные
школьники, как и мы, взрослые, испытывают дефицит любви к окружающему миру, к
ближнему, к себе со стороны общества. Эмоциональная недостаточность проблема нашего
времени.
Наиболее остро это ощущают дети. Озабоченность большинства семей проблемами
материального и социального выживания, самоустранение многих родителей от проблем
нравственного и личностного развития ребенка негативно сказываются на воспитании
детей. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда оказывается, что главную
роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.
Проблемы семьи волнуют и самих детей. При выявлении ценностных ориентаций на первых
уроках самопознания мною выявлено, что 40% учащихся 59 классов на одно из первых
мест ставят спокойную обстановку в семье и недостающую любовь и внимание родителей.
Меня озаботил данный факт: как же избежать проявления дальнейшей дезорганизации
семьи как социального института? Каким образом повернуть родителей лицом к
собственным детям? Как организовать учебный процесс так, чтобы из нынешних детей
выросли в будущем хорошие родители?
Решению ряда перечисленных выше проблем успешно будет способствовать и способствует
курс «Самопознание», в рамках которого целенаправленно осуществляется духовно
нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие личностных качеств ребенка.
Следующий акцент я сделала на вовлечение семьи, на оказание педагогического влияния
на семейные отношения, на специальную работу с родителями и их детьми, при выполнении
которых необходимы сотрудничество ребенка с родителями и родительская помощь в
осмыслении и закреплении нравственных норм. Так у меня появилась идея разработки и
создания дополнительных материалов, в состав которых входит:
• методическое пособие для учителей самопознания «Уроки семейного воспитания»
(комплекс методических разработок уроков);
• методическое пособие «Клуб молодой семьи» (комплекс методических разработок для
работы с родителями);
• дидактические материалы «Картотека творческих игр и заданий для уроков
самопознания».
Целью методического пособия «Уроки семейного воспитания» является:
формирование системы семейных ценностей;
улучшение взаимоотношений в семьях учащихся;
воспитание в детях ответственного отношения к созданию своей семьи;
возрождение нравственно этических норм и традиций семейного уклада и др. Пособие состоит из 14 подробно разработанных занятий на темы: «Моя семья», «Солнце
семьи», «Дружба в семье», «Древо семьи», «Уважение в семье», «Воспитание в казахской
семье», «Берегите родителей», «Доверие в семье», «Нужно ли баловать детей в семье»,
«Счастливая семья», «Школа семьи», «Красота души», «Моя будущая семья», «Трудэто
праздник».
Материалы данных занятий рекомендуется использовать в качестве дополнительных
материалов для проведения уроков самопознания в 59 классах общеобразовательной
школы или как разработки самостоятельных уроков. Предлагаемое пособие «Уроки
семейного воспитания» предназначено для учителей самопознания в проведении занятий по
таким разделам программы, как «Быть человеком», «Учимся общению», «Человек и
общество», «Мир человечества» и др. и призвано помочь детям и взрослым в осознании
важности семейного воспитания.
Структура занятий составлена в соответствии с требованиями к структурным элементам
уроков самопознания, т.е. включает такие элементы
круг радости, работа по осмыслению цитаты урока, чтение и обсуждение рассказов,
сказок, отрывков из художественных произведений по темам занятий, проведение бесед,
выполнение упражнений, творческих игр и заданий, минутка тишины, инсценирование и
др.
В ходе занятий используются материалы, над которыми работают не только дети, но и
члены их семей. Для этого предлагается предварительно или после занятий написать
сочинения, письма благодарности, нарисовать рисунки, составить те или иные документы
планы, сценарии, интервью, обращения, адресованные взрослым.
Большое внимание в материалах к занятиям уделяется формированию позитивного имиджа
семьи, развитию и пропаганде семейных ценностей и традиций, повышению социального
статуса семьи.
Материалы пособия предназначены для учителей самопознания, классных руководителей,
воспитателей и родителей. Рассмотрим содержание и форму проведения занятия на
примере темы «Воспитание в казахской семье». В начале занятия после проведения круга
радости, беседы по цитате урока «Семья – колыбель духовного рождения человека.
Многообразие отношений между её членами создаёт благоприятную среду для
эмоционального и нравственного формирования человека» по вопросам, какие семейные
традиции вы знаете, важно ли следовать семейным традициям, провожу беседу об
особенностях взаимоотношений в казахской семье между ее членами, о традициях и
семейном укладе. Родственная связь для казаха особенная составляющая в его семейной
жизни. Все мы комуто родственники. Ни один настоящий казах или казашка не может
представить свою жизнь без общения с родственниками. Трудно вообще найти другой
такой народ, где родственным узам придавалась бы такое громадное значение. «Отбасы»,
«семья» для казаха понятия святые. Рождаясь и воспитываясь в семье, ребенок впитывает
все, что присуще этому дому. Повзрослев, человек создает семью и передает полученное
им воспитание своим детям. Именно поэтому воспитанию детей в казахских семьях
уделялось большое значение. Особые взаимоотношения внутри членов семьи были
выработаны вековыми традициями народа. Эти традиции позволили казахскому народу
пережить века и сохраниться как единому национальному образованию.
«Бауырым» — так казахи называют родного человека. Казахи считают, что за родственные
чувства «отвечает» в организме человека именно печень. Именно она, якобы, «переживает»
и болит за родственников. Отцовский «шанырак» символ родового очага, доставался
обычно самому достойному из братьев. Старшему или младшему, конкретных правил здесь нет. Он доставался тому из них, кто с ранних лет проявит себя основательным,
степенным и добропорядочным членом семьи.
Владеть отцовским «шаныраком» высокая честь. Это означало, что данный дом самый
главный среди домов, семей данного рода. Балалар» (дети) в казахской семье
воспитывались в атмосфере любви и уважения, им внушалось проявлять уважение к
родителям и другим членам семьи.
«Жаксы бала әкесінің басын төрге сүйрейді, жаман бала – босагаға сүйрейді» (хороший
ребенок отца возвышает, плохой – принижает) говорит казахская пословица. И
действительно, как бы не был плох родитель, ребенок должен чтить и уважать его, в
противном случае, плох будет сам ребенок. «Ул» (сын) традиционно считался
продолжателем рода. Поэтому мальчиков отцы традиционно ценили больше дочерей.
«Кыз» (дочь) считалась гостьей в доме отца, которая со временем обретя семью, уйдет в
другой дом.
Далее учащиеся самостоятельно читают японскую притчу «Гора Обасутэ», делятся
впечатлениями о прочитанном. Обязательный компонент структуры урока самопознания
разминка, конкурс на самую древнюю, старинную вещь, которая имеется в их доме. Это
занятие позволяет снять усталость, напряжение, активизирует внимание, расширяет
кругозор. Особый акцент мы делаем на предметах быта, утвари казахского прикладного
искусства. Все принесенные детьми предметы оформляются как выставка и оборудование
к уроку, на фоне которой я фотографирую детей. Следующим этапом урока являются
выступления детей с интервью, которые они подготовили к занятию. Суть интервью
рассказать о самых интересных обычаях, традициях казахской семьи, которые стали
общепринятыми нормами в нашей повседневной жизни. Заканчивается занятие
проведением круга «От сердца к сердцу» и чтением стихотворения:
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Даже не стул за столом, это не дом
Дом – это там, куда готов ты
Возвращаться вновь и вновь,
Яростным, нежным, добрым и злым,
Еле живым…
Дом это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом!
Особенностью следующего материала комплекса методических разработок для
проведения занятий с родителями в «Клубе молодой семьи» является то, что наряду с
воспитательной направленностью, большое внимание в ней уделяется творческому
развитию личности ребенка, формированию способности к восприятию добра,
справедливости и красоты окружающего мира.
Целевое назначение методического пособия:
организация сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в
интересах творческого и свободного развития личности ребенка.
Данная цель реализуется посредством решения ряда задач: ∙ Обеспечение взаимодействия школы и родителей для функционирования
образовательного и воспитательного пространства школы;
∙ развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей и др.
Материалы, используемые на заседаниях, помогут детям и родителям лучше понимать друг
друга, расскажут родителям, как можно верить в своих детей и доверять им. В материалах
к занятиям имеются рассказы, стихи и диалоги, к работе с которыми будут привлечены не
только родители, но и дети. Литературный материал, творческие задания и философские
диалоги помогут родителям и детям в молодой семье объяснят детям, что им необходимо
учиться, понимать своих родителей и беречь их, дружить и понимать друг друга, сохранять
любовь и уважение в семье. Занятия в клубе воспитывают у детей и их родителей
терпение, милосердие, доверие.
Совместная деятельность родителей и ребенка, общие увлечения, участие в делах приводят
к истинной духовной близости. Совместный поиск решений, домашних и семейных
проблем, решение и выполнение творческих заданий, создание семейных ритуалов,
совместные прогулки, семейные праздники помогут родителям передать свою систему
ценностей и нравственных убеждений.
Уроки семейного воспитания в содержании курса самопознания.
Уроки семейного воспитания в содержании курса самопознания.
Уроки семейного воспитания в содержании курса самопознания.
Уроки семейного воспитания в содержании курса самопознания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.