ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
1. ФИО 2. Место работы 3. Должность 4. Предмет 5. Класс 6. Тема и номер урока в теме 7. Базовый учебник |
Сахокия Дильбар Абдумавлоновна Гимназия №1 г. Ярославля учитель математики математика 5 Решение задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности С.М. Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин.- 11-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 2012.- 272 с.:ил. – (МГУ – школе) |
8. Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности и умение применять их при решении реальных жизненных задач
9. Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать навыки решения основных задач на нахождение двух чисел по их сумме через уравнивание
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
10. Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение способа при решении задач на нахождение двух чисел по их сумме; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на нахождение двух чисел по их сумме; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении текстовых задач
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
11. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
12. Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
13. Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, карточки самооценивания.
14. Структура и ход урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Время (в мин) |
Формируемые УУД |
1. Организационный этап |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. |
Включаются в деловой ритм урока. |
2 |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. |
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. |
7 |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. |
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. |
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. |
3 |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации |
Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. |
Организация и контроль за процессом решения задач. |
Работают в парах над поставленными задачами. |
26 |
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка |
Смена деятельности. |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
1 |
|
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. |
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. |
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. |
2 |
Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Дать количественную оценку работы учащихся |
Подводит итоги работы групп и класса в целом. |
Учащиеся сдают карточки самооценивания. |
1 |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания |
Дает комментарий к домашнему заданию |
Учащиеся записывают в дневники задание. |
3 |
|
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
1. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу по 10 бальной системе «9-10» - справился самостоятельно с задачей без затруднений, «7-8»- справился с задачей, с помощью наводящих вопросов, «5-6» - справился с задачей, но возникали сложности, «3-4»- решил задачу с ошибкой, но исправил ее «1-2» справился только после обсуждения решения "0" - не справился с задачей. |
Учащиеся слушают учителя, оформляют карточки. |
|
2. Актуализация знаний Устный счет: · Вычислите: а) 28 · 2 + 4; б) 28 · (2 + 4); в) 100 : 4 + 6; г) 100 : (4 + 6);
Вспомним алгоритм решения задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности: 1) Условие задачи можно записать в виде схемы. 2) Вычесть из общей суммы «лишнее» (уравнять количество). 3) Разделить количество поровну. 4) Ответить на вопрос задачи.
|
Учащиеся устно выполняют предложенные задания.
Учащиеся формулируют алгоритм решения задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности. |
|
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Рассмотрим следующую задачу: Задача 1. В первой пачке на 30 тетрадей больше, чем во второй. Сколько тетрадей надо переложить из первой пачки во вторую, чтобы уравнять число тетрадей в пачках? - Приходилось ли вам встречаться с подобными задачами? Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с такими задачами. Где мы встречаемся с такими вопросами? Тема нашего урока: Решение задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности Наша цель на уроке - обобщить знания по теме «Решение текстовых задач» и уметь применить эти знания при решении реальных жизненных задач. |
Учащиеся предлагают свои решения.
Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе) Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока. |
|
4. Применение знаний и умений в новой ситуации Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. Решение задачи №1 · Оформим краткое условие с помощью схемы:
Iпачка II пачка поровну ?
30 тетрадей 1. Чтобы количество тетрадей в пачках было равным, нужно переложить половину «лишних» тетрадей: 2. 30 : 2 = 15. Ответ: 15 тетрадей.
Решить в классе: №284(б),288(а), №288(б) У доски задачу №284(а) решает 1 ученик, затем сверяется с классом Ответ: на 5, 170,180.
№288(а),(б) решают самостоятельно в парах Проверяем устно Дополнительное задание: №287(б),№291 |
Учащиеся записывают решение задачи в тетрадь.
По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.
Учащиеся решают задачу, затем сверяют свое решение с решением отвечающего у доски, корректируют, при необходимости, ход решения
Учащиеся в парах выполняют решение предложенной задачи. №288(а) Ответ: на 20 книг №288(в) Ответ: 5 руб. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. |
|
5. Физкультминутка Давайте немного передохнем. Поднимает руки класс –
это «раз». |
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
|
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? |
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. |
|
8. Рефлексия (подведение итогов урока) Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. |
Учащиеся сдают карточки самооценивания. |
|
8. Информация о домашнем задании №287(б), 289, 291 № 289 Бутылка масла весит 900 г. Масло на 100 г тяжелее бутылки. Сколько весит пустая бутылка? Указание. Если вес масла и вес пустой бутылки рассматривать как два числа, то сумма этих чисел равна 900, а их разность равна 100. Если из суммы двух чисел вычесть их разность и результат разделить пополам, то получится меньшее из этих чисел. Вычтите из общего веса бутылки с маслом 100 г. Разделите получившуюся массу на 2 и узнаете, сколько весит пустая бутылка.
|
Учащиеся получают домашнее задание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.