Условия и средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 04.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для реализации задач эстетического воспитания детей нужны определенные условия. Мы выделили четыре. Это: -Самостоятельная активная деятельность детей; -Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение); -Насыщенность быта произведениями искусства; -Осуществления индивидуального подхода к ребёнку. При выполнении выше перечисленных условий эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет более эффективной и результативной.Для реализации задач эстетического воспитания детей нужны определенные условия. Мы выделили четыре. Это: -Самостоятельная активная деятельность детей; -Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение); -Насыщенность быта произведениями искусства; -Осуществления индивидуального подхода к ребёнку. При выполнении выше перечисленных условий эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет эффективной.
Иконка файла материала Условия и средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста.docx
Условия и средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста Эстетическое   воспитание   детей   осуществляется   путем   ознакомления детей   с   эстетикой   быта,   с   прекрасным   в   труде,   в   природе,   общественных явлениях,   и   средствами   искусства.   Научить   ребенка   чувствовать, воспринимать и понимать красоту жизни ­ большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых.  Стены родного дома, вещи, окружающие ребенка с первых лет жизни, обладают   большой   силой   воздействия.   Удобная   мебель,   гармоничное сочетание   цветовых   пятен,   предметы   искусства,   общий   стиль   оформления помещения   —   все   это,   воспринимаемое   осязанием,   зрением,   находит отражение в памяти, сознании малыша. Для   реализации   задач   эстетического   воспитания   детей   нужны определенные условия:  Самостоятельная активная деятельность детей;  Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение);  Насыщенность быта произведениями искусства;   Осуществления индивидуального подхода к ребёнку.  Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей значимости и силе вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка красива, эстетична (совсем необязательно   ­   богата),   если   ребенок   видит   красивые   отношения   между людьми, слышит красивую речь и т.п., то он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от нормы будет вызывать   у   него   неприятие.   Эстетика   быта   включает   в   себя   множество деталей.   Это   эстетика   обстановки:   вещей,   которые   окружают   ребенка   и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн   помещений   и   т.д.   Красивые   вещи   «радуют   глаз»,   вызывают положительные   эмоции,   желание   их   сохранять.   Теория   «белой   скатерти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но имы   должны   исключить потребность   в   эстетическом   окружении, неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть светлых, спокойных тонов. Требования   к   оформлению   детского   сада   определяются   задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними. Главными среди них являются:  Чистота, простота, красота.  Целесообразность, практическая оправданность обстановки.  Правильное сочетание цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий   видимость   каждого   предмета.   Например,   бледно­ желтые   нарциссы   рядом   с   синей   водой   аквариума   усиливают красочность окружающего.  Все компоненты оформления должны составлять единый ансамбль. Особое   место   в   оформлении   группы   должно   принадлежать изобразительному   искусству:   картинам,   предметам   прикладного   искусства. Это расширяет эстетические представления детей, создает основу понимания произведений искусства, доставляет художественное наслаждение, вызывает желание   самому   нарисовать   цветок,   узор,   сделать   красивую   игрушку. Изображенные   на   картинах   сюжеты   должны   быть   доступными   пониманию детей. Это — пейзажи, натюрморты, труд людей, жизнь детского сада, жизнь животных и птиц, сказочный мир. Во всех группах могут быть использованы натюрморты,   картины   со   сказочной   тематикой.   Старшие   дошкольники проявляют большой интерес к репродукциям картин знаменитых художников: «Грачи прилетели» Саврасова, «Март», «Золотая осень», Левитана, пейзажи Шишкина,   «Царевна   и   серый   волк»,   «Аленушка»,   Васнецова,   «Девочка   с персиками» Серова, «Сирень» Кончаловского и др. В комнате следует иметь   не картин. Хорошо, когда есть одна большая картина, особо привлекающая внимание более   2—3детей, и две­три меньшего размера. Картины должны быть хорошо освещены, не мешать одна другой, поэтому не следует помещать их слишком близко. Менять картины следует с учетом времени года, задач воспитательной работы с   детьми.   Например,   хорошо   вывешивать   картины,   связанные   с   темой предстоящей   беседы,   чтением   художественного   произведения,игрой. Важное   место   в   оформлении   детского   сада   должно   принадлежать произведениям народного прикладного искусства. Во всех группах должна быть представлена хохлома (мебель в книжном уголке и один­два предмета, которые   меняются).   Хорошо   иметь   веселую   дымковскую   игрушку, керамики. жестовские произведения подносы, из         Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту,   беречь   ее,   ценить.   Поэтому   воспитатель   должен   обращать   их внимание на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, комнату. поощрять украсить попытки самих детей           Всему этому надо учить постепенно. Например, наблюдая вместе с детьми за работой няни, воспитатель подводит их к выводу, что она не только следит за чистотой,   но   и   создает   уют   в   комнате.   Хорошо   убранное,   сверкающее чистотой   помещение   становится   красивым.   И   дети   сами   постепенно привыкают поддерживать чистоту и порядок сначала при помощи взрослых, затем по их напоминанию, а к старшей группе уже самостоятельно. Понятие   «эстетика   быта»   включает   в   себя   и   красоту   каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь   он   слышит,  какие   интонации.  Необходимо   чтобы   она   была   образной, правильной, интонационно богатой и доброжелательной. Эстетика   быта   ­   это   и   внешний   вид   человека.   Неопрятность небрежность   в   одежде,   несуразность   в   подборе   цветовой   гаммы,   неумение найти свой стиль ­ все это противоречит законом красоты. Эстетика   быта   является   непременным   условием   для   эстетического воспитания   ребенка,   тем   фоном,   который   закрепляет   или   разрушает складывающиеся у него представления о красоте.С первых лет жизни детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. В этом отношении одним из сильнейших средств   воздействия   является   пример   самого   воспитателя,   единство   его внутренней и внешней культуры.  Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно   глубоко   и   ярко   воспринимается   ее   красота   в   детстве   и, запечатленная в мыслях и чувствах, проносится через всю жизнь человека. Воспитатель   раскрывает   детям   мир   природы,   помогает   им   увидеть   ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката... Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка.   Неоценимую   помощь   в   этом   ему   окажут   художественные произведения   о   природе,   которые   он   должен   хорошо   знать   и   умело использовать. Три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать   красоту вокруг   себя   ­   делают   эстетику   быта   средством эстетического воспитания ребенка. Именно в ней можно увидеть гармонию ­ основу красоты: разнообразие форм, красок, звуков в их сочетании. Сама по себе природа ­ это условие для всестороннего   воспитания   и   развития   ребенка.   Средством   она   становится, когда   взрослый   целенаправленно   использует   ее   «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на бутоне, и в переплетении трав, и в красках заката… Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка.   Неоценимую   помощь   в   этом   ему   окажут   художественные произведения   о   природе,   которые   он   должен   хорошо   знать   и   умело использовать.   В   воспитании   средствами   природы   необходимо   не   только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).Общественная   жизнь,   труд   людей,   с   которыми   ребенок   постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный   труд   строителей   вызывает   у   детей   желание   создать   хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с   этими   профессиями,   но   и   вызывают   желание   подражать   им.   Все   это отражается   в   их   играх,   способствует   воспитанию   нравственных   и эстетических чувств. Поэтому воспитатель основательно готовится к проведению экскурсий, в   процессе   которых   дети   получают   и   накапливают   необходимый   им чувственный   опыт.   Экскурсии   при   правильной   подготовке   и   проведении расширяют кругозор дошкольников, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что   составляет   основу   для   развития   творческого   воображения   и способностей. Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство:   изобразительное,   музыка,   литература,   архитектура, театр, кино.  Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине,   к   ее   честным,   добрым,   мужественным   людям.   Произведения искусства   являются   богатым   источником   радости,   эстетического наслаждения,   духовного   обогащения.   Каждый   вид   искусства   своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению   в   детской   душе   поистине   эстетического   восприятия действительности.     Волнуя   и   радуя,   искусство   раскрывает   перед   детьми смысл   жизненных   явлений,   заставляет   их   пристальнее   всматриваться   в окружающий мир, побуждает к сопереживанию. Каждый вид искусства ценен для развития личности. Ученые отмечают, что   один   и   тот   же   вид   искусства   ребенок   на   разных   возрастных   этапах воспринимает   по­разному.   Л.С.   Выготский   в   работе   «Воображение   и творчество в детском возрасте» указывает, что в дошкольном возрасте детиболее всего склонны к восприятию музыки, им свойственны желание лепить, рисовать,   они   овладевают   речью.   Воздействие   каждого   вида   искусства   в программах   эстетического   воспитания   и   развития   ребенка   изучается отдельно.  А   между   тем   любое   искусство   синтезирует   в   себе   возможности гармонического  сочетания разных  искусств  при  решении одной задачи. На восприятие   произведений   изобразительного   искусства,   например,   могут оказывать влияние музыка, художественное слово. Именно благодаря синтезу искусств   может   развиваться   «полифоническое   воображение»   (Б.П.   Юсов). Программа эстетического развития, построенная на основе не изолированных, а   взаимосвязанных   искусств,   более   соответствует   природе   маленького ребенка (Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская). С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка. Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. Музыка обостряет эмоциональную   отзывчивость.   Она   необходима   ребенку.   «Детство   так   же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» ­ в этом был убежден В.А.Сухомлинский. Педагогическим   условием   и   средством   эстетического   воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная   Изобразительное   искусство воспитателем,   так   и   самостоятельная. необходимо   ребенку.   Оно   дает   ему   богатые   зрительные   образы.   В изобразительной деятельности дети приобретают навыки и умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, всматриваться в них, видеть как   общие   свойства,   присущие   многим   объектам,   так   и   характерные, индивидуальные,   что   помогает   им   потом   при   изображении   наблюдаемого. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать   их   содержание   и   выразительные   средства,   различать   жанры. Детей   учат   понимать,  что   хотел  рассказать   художник   своей   картиной   или скульптурой, какое передать настроение, а также выражать свое отношение.В   художественной   деятельности,   присутствуют воспроизводящий  (репродуктивный)  фактор   и  творческий.  И   тот   и  другой   как   правило, необходимы   и   взаимосвязаны   ­   ребенок   не   может   творить,   не   научившись репродуцировать , воспроизводит. Все   названные   выше   средства   эстетического   воспитания  ­  искусство, быт,   природа,   деятельность   ­   эффективны   как   сами   по   себе,   так   и   во взаимосвязи, но перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.   При отборе средств воспитатель опирается на специфику   самого   средства,   на   его   потенциальные   педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую   середину.   Перенасыщение   так   же   вредно   для   развития,   как   и недостаток эмоционального воздействия.

Посмотрите также