В данной работе представлены условия развития компетентного выпускника современной школы. Современный выпускник должен уметь формировать свой образ и стиль жизни, быть способным интегрироваться в окружающем мире, и, самое главное, должен обладать общечеловеческими и национальными ценностями, быть культурным, воспитанным, толерантным к другим.
            
        
        
        
                    
                
                    «Модель компетентного выпускника современной образовательной
организации»
Беркес Инна Александровна, директор
Лисиченской   ОШ  IIIIступеней,   учитель
математики,
категории
  высшей   квалификационной
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА
СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Аннотация:  В данной  работе  представлены  условия   развития  компетентного
выпускника современной школы.
Ключевые   слова:   компетентный   выпускник,   компетентное   управление,
мониторинг, мобильный, коммуникативный, саморазвитие, самореализация.
Современная общественная жизнь, глобальный мир требует от учреждений
образования,  в   первую   очередь,  от   школы   формирование   нового   человека,   с
глубокими интеллектуальными способностями и знаниями.
Выпускник современной школы должен быть конкурентноспособным на
рынке труда, уметь быстро реагировать на перемены цивилизации и экономики.
Образ   выпускника   должен   соответствовать   запросам   населения:
грамотный, активный, мобильный, коммуникативный, открытый для инноваций и
технологий.
Современный выпускник должен уметь формировать свой образ и стиль
жизни, быть способным интегрироваться в окружающем мире, и, самое главное,
должен   обладать   общечеловеческими   и   национальными   ценностями,   быть
культурным, воспитанным, толерантным к другим.
В   продолжении   жизни   должен   уметь   учиться,   саморазвиваться,
самореализовываться.
Однако современная школа сегодня переживает упадок.Молодежь, учащиеся школ остаются пассивными, инертными, проявляют
явное нежелание учиться.
Остается низким уровень познавательной и творческой активности. А с
таким потенциалом развитие вперед невозможно.
Поэтому   следует   переориентировать   учебновоспитательный   процесс   в
школе,   создать   компетентное   его   управление,   чтобы   из   стен   школы   вышел
компетентный выпускник.
А   управлять   этим   процессом   в   школе   должны   все:   от   директора   до
ученика. Директор школы в нем должен играть главную скрипку по организации
работы по формированию жизненной компетентности учащегося и готовности
педагогов к этой деятельности. Изучает степень готовности каждого учителя по
организации   самообразования   учащихся,
выясняет затруднения.
Обязательно
руководство
усовершенствования
 
 
 
осуществляет
мониторингом
образовательных
достижений на основе самообразовательной
деятельности   учителя   и   учащегося.
Директор   как   управленец   распределяет
обязанности   между   членами   коллектива,
обеспечивает   общее   руководство   и
координирует деятельность всех участников.
Следующим   звеном   в   управлении   по
форморованию компетентного выпускника должен быть заместитель директора
по   учебновоспитательной   работе,   который,   вопервых,   изучает   уровень
теоретических знаний по проблеме самообразования и методической подготовки
каждого учителя; 
вовторых,   планирует   работу   по   ученическому   и   педагогическому
самообразованию;втретих,   проводит   индивидуальные   консультации   для   учителей
предметников.
Обязательным   для   замдиректора   в   работе   каждой   проблемы   является
организация   работы   факультативов,   спецкурсов,   подбирает,   изучает   и
рекомендует   учителям,   учащихся   литературу;   отслеживает   результаты
  контролирует   процесс   коррекционной
мониторинговых   исследований,
деятельности учителя с учащимся.
Обеспечивает   развитие   интеллектуальных   и   творческихспособностей,
развивает ученическое абстрактное и логическое мышление.
Главным в цепи управления по формированию компетентности ученика
является   учитель.   Именно   учитель   непосредственно   работает   с   учеником,
контактирует   с   ним.   Развивает   ребенка   как   компетентную   личность   путем
включения   его   в   различные   виды   ценностной   человеческой   деятельности:
учебной,   познавательной,   коммуникативной,   влияет   на   профессионально
трудовой выбор, на поиск смыслов жизнедеятельности.
С   этих   позиций   обучение   рассматривается   как   процесс   овладения   не
только   определенной   суммой   знаний   и   системой   соответствующих   умений   и
навыков на уроках, но и как процесс овладения компетенциями.
Учитель   должен   развивать   и   совершенствовать   коммуникативные,
интеллектуальные,  информационные,  организационные  учебные  умения,  учить
овладевать   нормами   литературного   языка,   свободно   выражать   свои   мысли   и
чувства, соблюдать этические нормы обучения.
В   данном   управлении   учитель   постоянно   проводит   диагностику
  анализирует
формирования   самообразовательных   умений   школьников,
результаты, проводит коррекцию.
Классный руководитель и практический психолог тоже являются звеном в
целой   цепи   управления.   Они   планируют   и   проводят   мероприятия,   которые
  саморазвития,
стимулируют   процесс   самопознания,
  самореализации,
самообразования учащихся. Классный руководитель проводит мониторинг всехдостижений   учащихся,   постоянно   поддерживает   связь   с   учителями
предметниками и родителями.
Немаловажное   место   в   управлении   имеет   библиотекарь.   Который
подбирает литературу и другие источники информации относительно проблем
самообразования   учащихся,
справочниками, энциклопедиями, словарями.
  учит   учащихся   работать   с   каталогами,
Родители,   как   никто   другой,   заинтерисованы   в   формировании   и
воспитании компетентного выпускника. Они должны постоянно поддерживать
связь с участниками учебновоспитательного процесса, оказывать помощь детям
дома по разрешению какихлибо жизненных проблем.
Учащиеся – завершающее звено в управлении, они являются результатом
всей   деятельности,   поэтому   в   процессе   мониторинга   изучает   личные
  уровень   собственных   учебных   достижений.
особенности   развития,
Самостоятельно или с помощью классного руководителя, психолога составляет
индивидуальный   план   самообразования,   прогнозирует   результат   всех   видов
достижений. Работает над совершенствованием  своей личности, активизирует
самостоятельную познавательную деятельность.
Выпускник переосмысливает собственные ценности с ценностями других
людей,общества в целом.
По   итогам   работы  
  были   созданы   модели   выпускников   начальной,
средней , старшей школы, которые представлены в следующем виде:Литература
1. И.В. Родыгина "Компетентностно ориентированный подход к обучению"
2. Т.Б. Волобуева "Методологическая компетентность учителя"
"Современные образовательные инновационные системы"
3. Н. Бухлова "Как научить учиться"
4.  
 Региональная   программа   "Внедрение   компетентностно
ориентированного подхода в учебно- воспитательный процесс"