УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.
Оценка 5

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

Оценка 5
Лекции
doc
воспитательная работа
3 кл
24.06.2019
УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.
Проблема повышения уровня психологической грамотности учителя в настоящее время чрезвычайно остра и важна, так как в последнее время растет число детей с трудностями в поведении, тревожных, эмоционально неустойчивых.В деле воспитания эмоциональной устойчивости школьников, как и вообще в воспитании, обучении и развитии детей, должно быть органическое единство действий школы и семьи. «Никогда, никакая семья не даст ребенку того, что может дать школа! Никакая самая лучшая школа не заменит ему семью!»
доклад УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО.doc
УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ. Подготовила учитель начальных классов Абдулкадирова З.Ш.                                                                              2018­2019г Сегодня   я   не   буду   говорить   о   стандартах   образования, кабинетов, о толерантности (хотя это, конечно, актуально, не буду спорить),   а   скажу   о   том,   с   чего  начинается   настоящая   школа, настоящий учитель, настоящий урок. Школа начинается с  учителя. Какой учитель, такие и ученики. Проблема   повышения   уровня   психологической   грамотности учителя в  настоящее время чрезвычайно остра и важна, так как в последнее время растет число детей с трудностями в поведении, тревожных,   эмоционально   неустойчивых.   Без   всесторонних   и глубоких   знаний   психологии   воспитания   и   обучения   учитель   не сможет выполнить свой профессиональный долг. Формирование эмоциональной устойчивости школьников ­ это одно из направлений в работе по осуществлению гуманистического подхода в воспитании и обучении. Как показывает практика, школа, по причине психологической безграмотности учителей зачастую не только   не   может   помочь   ребёнку   выйти   из   тупика   тревожного, эмоционально неустойчивого состояния, но иногда даже углубляет тот эмоциональный дискомфорт, который был создан в семье, чаще всего   лишь   выявляя   особенности   ребёнка,  нажитые   в   семье,   и служит   ситуацией   ­   стимулом,   провоцирующим   негативную эмоциональную реакцию. В деле воспитания эмоциональной устойчивости школьников, как и вообще в воспитании,  обучении и развитии  детей, должно быть органическое единство действий  школы и семьи. «Никогда, никакая   семья   не   даст   ребенку   того,   что   может   дать   школа! Никакая самая лучшая школа не заменит ему семью!» И в этом деле руководящая роль отводится школе, учителю. А для   этого   учитель  должен,   прежде   всего,   овладеть   знаниями психологии   личности   ребёнка   и   психологическими   приёмами воспитания,   а   затем  уже   обогатить   этими   знаниями   и  приёмами 1 родителей   ребёнка,   т.   е.   Учитель   может   (и   должен!)   стать   для ребёнка не только носителем знаний, воспитателем, но и в какой­ то мере психотерапевтом В   настоящее   время,   когда   идёт   активная   перестройка   всех сфер общества, остро ощущается потребность в людях, владеющих искусством   создавать   здоровый   психологический   климат   в коллективе,   и  доказывающих  личным  примером   свои  убеждения, способных аналитически мыслить, умеющих слушать и говорить с людьми Замечательный   советский   педагог   В.   А.   Сухомлинский писал   :   «Что   самое   главное,   самое   важное   в   педагогическом труде? Самое главное, дорогие друзья, ­ это   видеть в своём ученике живого человека. Умственный труд ребёнка, его успехи и неудачи  в учении ­ это его духовная жизнь, его внутренний мир,   игнорирование   которого   может   привести   к   печальным результатам». Плох   тот   учитель,   который   видит   в   учениках   только «существо», усваивающее какой­то пункт программы. Такой учитель не замечает главного воспитательного эффекта своего поведения. А воспитание в школе идёт, если можно выразиться, всем ходом событий ­  тоном разговора учителя, его манерой держаться, его оценками, отношением к разным ученикам. Для   подлинного   решения   многих   вопросов   воспитания, учителю   необходимо  полное   знание   о   ребёнке,   о   законах   его умственного   развития,   формирования   его   личности,  знания возрастных особенностей его психики. I. ПОНЯТИЕ   ОБ   ОПТИМАЛЬНОМ   ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КЛИМАТЕ. В   любом   деле   требуются   оптимальные   (благоприятные) условия, при которых предмет труда легче поддаётся рабочему воздействию. Применительно   к   уроку   это   означает   создание   такой психологической  атмосферы, при которой легче всего протекает учебная работа. Он означает создание у класса такого настроения, при котором все учащиеся охотно, энергично, даже весело, и в то же время спокойно и ровно работают на протяжении всего урока. Это   достигается,  прежде   всего,   тем,   что   мешает   учащемуся сосредоточиться,   отвлекает,   раздражает,   в   общей   ли   классной обстановке,   в   поведении   ли   товарищей   или   учителем,   или 2 собственной   работе  школьника.   Этому   способствует   хорошее рабочее настроение учителя, его благожелательное отношение к ребятам,   специальные   меры   психологической   зарядки   учащихся, своевременная помощь затрудняющимся и т. д. В   этой   связи   уместно   заметить   следующее:   если   в   классе никак   не   складывается  нормальная   рабочая   обстановка,   то причиной этого бывает сплошь и рядом сам учитель. Пришёл   в   класс   расстроенный   или   откровенно   злой.   Не   в состоянии скрыть  своего равнодушия к ребятам и к работе. Груб, придирчив,   несправедлив.   На   всё   это   ребята  очень   чутко реагируют.   В   результате   у   них   появляется   психологическое состояние   растерянности,   подавленности,   равнодушия   к   работе, возмущения протеста, т. е. Такое  состояние, когда каждый занят вот   этими   переживаниями   и   уже   не   может   сосредоточиться  на работе. Давайте скажем так: «Учитель, спрячь свои неприятности в карман, не срывай зло на детях, не обнаруживай дурных свойств своего характера на работе, чаще улыбайся детям». Кстати, молодые учителя портят рабочее настроение класса нередко не потому,  что характер плохой, а «по принципиальным соображениям». Они иногда почему­то  убеждены, что с ребятами надо всегда быть обязательно строгими (хотя строгость вовсе не в их характере). Получается нарочитость, искусственность, дети её замечают и соответственно  реагируют, но совсем не так, как рассчитывает учитель,   «не   боятся».   Взаимопонимания   сторон,   настоящего контакта с классом не получается, а значит и нужного рабочего настроения. Например.   В   одной   школе   был   такой   случай.   Учительница, проработавшая   5   лет,  вдруг   расплакалась   у   завуча,   что   у   неё ничего   на   уроках   не  получается.  Предмет   свой   любит,   учеников любит,   а   уроки   не   получаются.   Через   несколько   дней,   уже специально   посетив   уроки   учительницы,   заведующая   сказала: «Послушайте, дорогая, почему вы такая  разная? В учительской ­ весёлая, жизнерадостная, остроумная, добрая. А на уроках совсем другая   ­   строгая,   неулыбчивая,   недоступная.   Попробуйте   и   на уроках быть самой собой. Не бойтесь, ребята любят весёлых». Через   некоторое   время   ­   новая   встреча   с   завучем: «Спасибо, спасибо, вам, милая! Пошло ведь у меня дело!» 3 II.                 ИЗ   ЧЕГО   СКЛАДЫВАЕТСЯ   ОПТИМАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ. В   качестве   основных   характеристик   психологического климата психологи выделяют следующие показатели: общение   учителя   с   учащимися преобладающее настроение взаимопонимание, авторитет учителя и учащихся дисциплина   педагогическая   позиция   учителя   Психологи   выделяли основные   признаки   оптимального   психологического   климата среди учащихся: 1. Проявление   внутреннего,   уверенного   спокойствия, постоянная  бодрость,   готовность   к   дейстьию.   Наличие   чувства собственного достоинства у каждого  учащегося, гордость за свой коллектив. 2. Единство   коллектива,   дружба   между   детьми.   Во внутренних   отношениях   можно   критиковать   и   наказывать отдельных учащихся, но вне этих  специальных форм воздействия необходимо отдавать должное воспитаннику, защищать  его перед посторонними, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его. 3. Защищенность   всех   членов   коллектива.   Ни   один ученик, как бы он ни был мал, слабосилен, не должен чувствовать своего обособления или беззащитности. 4. Разумная   и   полезная   активность   всех   членов коллектива. 5. Умение быть сдержанным в движениях, словах. Среди учащихся тон воспитания должен выражаться не только   во   взаимных   отношениях   и   внутреннем   сочувствии каждого, но и во внешнем их виде, что является немаловажным признаком общей атмосферы. Самочувствие   ребенка   в   школе   определяется,   прежде всего,   взаимоотношением   в   семье.   Поэтому   учителю   важно уметь регулировать отношения ребенка с другими учениками в классе, учитывая семейную обстановку. Коллектив   становится   могучим   средством   формирования личности только тогда,  когда он характеризуется положительным психологическим климатом. И этому способствует: хорошее настроение учителя; его благожелательное отношение к учащимся; его готовность прийти на помощь нуждающимся в помощи. 4 III  УСЛОВИЯ   СОЗДАНИЯ   ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА А) Атмосфера урока. Атмосфера радостных, приподнятых отношений, возникающих в   процессе   успешной   учебной   деятельности   на   уроке   ­ отличительное   свойство   школы   будущего.   Характер   занятий определяется продуманным во всех черточках и спланированным учителем хода урока. Выполнение поставленных задач, требований постоянно  контролируется   и   осуществляется   последовательно. Оценка   учебных   успехов   и   поведения  учащихся   должны   быть понятны, справедливы и объективны. В   спокойном,   дружеском   тоне   учитель   обращается   ко   всем ученикам.  Выслушивает   их   мнения,   вопросы,   предложения   и старается   по   возможности,   не   отодвигая   их   далеко,   учесть   на следующих   уроках.   Даже   если   они   не   представляют непосредственной   пользы   для   организации   урока   и   касаются вопросов порядка, учитель относится к ним с  интересом и может уделить после урока им больше внимания. Дружеская,   но   деловая   атмосфера   урока   создается   и эмоциональным состоянием учителя и учащихся: к месту и в нужной ситуации   высказанная   шутка   учителя,   его   улыбка  оказываются иногда   лучшим   стимулом   в   работе,   снимают   напряжение, усталость. Создать   деловую   атмосферу   учителю   помогает   четко оформленная речь на уроке:  ясно   и   просто высказанные требования,  понятно поставленные задания, решительный  замечаниях дисциплинарного характера. Б) Идеальный порядок кабинета. и         тон в вопросах Идеальный порядок классного помещения, который создает для глаз всех учащихся приятный, успокаивающий вид. Идеальный порядок классного помещения ­ это и важное средство воспитания дисциплины. В   классе   каждый   предмет   должен   иметь   свое   место,   не должно   быть   предметов,  отвлекающих   внимание   детей.   Задача 5 учителя   ­   не   только   сохранить   самому   порядок   в   классе,   но   и приучить   учащихся   к   этому   (здесь   же   осуществляется   и эстетическое воспитание детей): классное дежурство, проветривание класса, его чистота, соблюдение   порядка   во   время перемены,    В) Точные,   уверенные дисциплинарные требования. Успешно   работающий   учитель   отличается   умением   ставить высокие требования и добиваться их. Практика показывает, что не так уж просто ставить учащимся требования.   Нельзя   впадать   ни   в   командирский   тон,   ни   в упрашивающий   тон.   Очень   много   значат   стиль   и   тон   обращения учителя,   бережно   относящегося   к   личности   ученика.   Учитель обладает   самыми   разными   возможностями   будить   учащихся   к выполнению   требований.   Например:   поднять   с   пола   упавшую бумажку.   Здесь   может   быть   достаточно   взгляда   или   движения руки,  учитель  может обратиться  со словами: «Пожалуйста, будь так добр, подними бумажку, чтобы в классе был порядок» ­ или потребовать категорически: «Подними сейчас же бумажку!» Нужно умело   использовать   соответствующую   ситуацию   и,  исходя   из педагогической   целесообразности,   попробовать   сформулировать требования типа:            побуждение, приказ, стимулирование, совет, указание просьба, косвенное требование, прямое требование, распоряжение угроза, распоряжение.  Избегайте   бесполезных,   необдуманных,   спонтанных   и импульсивных  требований, которые выпадают из системы единых педагогических требований, а поэтому  неохотно выполняются или совсем   игнорируются   учащимися;   нужно   стараться   не  отменять своих требований. 6 Требования   должны   быть   точными,   уверенными,   без утомительного постоянного морализования. Г)   Рациональный,   относительно   устойчивый порядок на уроке. Точно начатый урок должен быть так же закончен. Еще живет неверное   представление,   что   перемена   дается   только   учителю. Нужно   запомнить   педагогическую  мудрость:   «Точным   началом урока учитель заслуживает уважение, точным окончанием ­любовь своих учеников!» Необходимые наглядные и технические средства обучения должны быть  подготовлены заранее и лежать перед началом урока на своих местах. Холостой ход урока (приводить в порядок доску, развешивать карты,   искать  наглядность,   и   т.   д.)   создает   опасность возникновения недисциплинированности.           Научить учащихся отчитываться в выполненных поручениях. Чистота   и   эстетическое   оформление   класса   создают благоприятную атмосферу на уроке. Д) Стиль и тон общения учителя с учащимися. Определяющие   особенности   стиля   и   тона   педагога, учителя ­ деловитость, приветливость, сдержанность. В   каждой   ситуации   учитель   стремится   сохранить доброжелательное   отношение  к   каждому   ученику.   В   случае критики   учитель   выбирает   слова,   убеждающие   и   нацеливающие ребенка на конкретные изменения в его поведении. Учителю   нужно   сдерживать   свою   вспыльчивость,   найти спокойный   и   ровный   тон,   не   допускать   грубости,   крика. Самообладание, выдержка помогают учителю найти  спокойный и ровный тон, необходимый при какой ­ то ситуации. Е) Оценивающая деятельность учителя. Индивидуальный  подход к ребенку, его  конкретность  особо проявляются в ситуациях оценивания со стороны учителя. Именно оценивающая   деятельность   учителя  является   одним   из   важных элементов, определяющих психологический климат урока. В.А.   Сухомлинский   считал   оценку   исходной,   первичной,   а интерес к учению ­вторичным, зависимым от оценки явлением. Оценочная система у Сухомлинского складывается из двух педагогических идей: 1   .Во   ­   первых,   необходим   личностный   подход   к   ребенку   в противовес функциональному. «Тот, кого я учу, ­ это, прежде всего живой   человек,   ребенок.   А   потом   ­ученик.   Оценка,   которую   я 7 ставлю ему, ­ это не только  измеритель  его знаний, но, прежде всего мое отношение к нему как к человеку». 2.Во ­ вторых, оценку нужно рассматривать с точки зрения ее оптимистического  начала.   В.А.   Сухомлинский   писал:   «И   самое главное,   что,   на   мой   взгляд,   требуется   от   отметки   это   ее оптимистическое, жизнерадостное начало. Отметка   должна   вознаграждать   трудолюбие,   а   не   карать лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке и единице кнут, которым можно подстегивать ленивую лошадь, а в четверке и пятерке   пряник,   то   вскоре   дети   возненавидят   и   кнут   и   пряник. Двойка и единица ­ это очень тонкий и острый инструмент, который у   мудрого,   опытного   учителя,   преподавателя   всегда   лежит   в запасе, и он им никогда не пользуется. Педагогическая мудрость воспитателя в том и заключается, чтобы ребенок никогда не терял веры   в   свои   силы,  никогда   не   чувствовал,  что   у  него  ничего   не получается.   Каждая   работа   должна   быть   для   ученика   хотя   бы маленьким продвижением вперед. Но нельзя допускать того, чтобы оценка баловала учащихся, как это нередко бывает в школах. Сказал ребенок слово ­ ему уже ставят   пятерку.   Нередко   бывает,   что  один   и   тот   же   вопрос ставится нескольким ученикам, и каждый из них получает оценку. В результате   у   детей   складывается   легкомысленное   отношение   к учению. Ребёнок всегда должен осознавать оценку как результат умственных усилий. А если ему что ­ то не удалось сегодня, то не нужно оглушать ребенка «двойкой». Ж) Потребность детей в общении. Одна   из   первых   социальных   потребностей   ребенка   ­   это потребность  в общении.  От  того.  Как   сложится  опыт  общения   в детстве,   зависит   способность   человека   оценивать   себя   и регулировать свое поведение. Английский психиатр Джон Боулби полагает, что недостаток  доброты   ведет   к   снижению   интеллекта, ласки,   внимания, аномалиям социального поведения, усилению агрессивности. Американский   врач   Бенджамин   Спок   утверждает,   что каждому   ребенку   жизненно   необходимо,   чтобы   его   ласкали, улыбались   ему,   разговаривали   с   ним,   любили  его,   были   с   ним нежны. Ребенок , которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. В  школе,   на  своем   опыте,   я   убедилась,   что   если   у   учителя хорошее настроение, на лице улыбка, то и урок бывает интересней, и в классе бывает «светлее». Дети любят, чтобы с ними общались, 8 любя г рассказывать о своих родителях, друзьях. И лицо учителя, его голос, жесты, реплики должны выражать интерес, одобрение, удивление. Учитель должен быть сдержанным в проявлении своего неудовольствия, гнева, досады.  3) Роль учителя на уроке. Обычно считается, что учитель преподаёт, ученики учатся. На самом деле всё обстоит гораздо сложнее: учитель не только учит, ученики   не   просто   запоминают   материал.   В   учебном   процессе  как   организатор   и учитель   выступает, руководитель  познавательной   деятельности   детей.   Учитель создаёт   условия,   при   которых   учащиеся   могут   наиболее рационально  и   продуктивно   учиться.  Это   касается  и   правильной организации   как   классной,   так   и   домашней   работы   учащихся,   и учебной дисциплины, и нормальной психологической обстановки на уроках.   При   отсутствии   этих   условий   нормального   учебного процесса быть не может.   прежде   всего, Учитель   играет   роль   важнейшего  источника   знаний   и умений.  Он   является   в  глазах   детей   высшим  авторитетом  в вопросах науки, практики, примером для подражания. Учитель является надёжным  помощником  учащихся во всех случаях,   когда   у  них   возникают   затруднения.   В   такие   моменты очень важно заметить затруднение, вовремя  помочь, поддержать угасающую активность школьника. Учитель   выступает   в   качестве  воспитателя.  Созданием должной рабочей атмосферы, смыслом слов, заботой о дисциплине, личным примером доброжелательного и справедливого отношения к   детям   и   т.   д.   ­   учитель   воспитывает   у   детей   научное мировоззрение, интерес к окружающему миру, волю и характер. Учитель выступает в роли официального лица, представителя государственной  власти,   осуществляющего   контроль   и   оценку учебной работы школьников. В   целом,   как   видим,   роль   учителя   в   учебном   процессе  него   целенаправленное,   рационально   поставленное   планомерное,   что   без настолько   велика, организованное, обучение вообще невозможно. И)   Творческий   подход.  Одним   из   условий   создания оптимального   психологического   климата   является   творческий подход   учителя   к   уроку.   На   практике   я   убедилась,   что   если   не подходить   к   урокам   творчески,   то   детям   неинтересно,   они буквально «спят» на уроках. На уроках должна быть наглядность, они   должны   быть   насыщенны   играми,   загадками,   стихами, 9 пословицами   и   поговорками.   И   тогда   дети   с   удовольствием работают, не отвлекаются. Учитель   на   уроках   должен   быть   немного   ребёнком, «чудаком»,   работать   с   любовью   к  детям,   к   работе,   работать творчески. К)   Игра   ­   как   условие   создания   оптимального психологического климата. Умение создавать игровые ситуации и входить в них является обязательным компонентом деятельности учителя. Игра на уроке ­ это особый стиль отношений между детьми и учителем, это один из важнейших путей воспитания. Учитель должен быть «чудаком», а для этого надо вызвать в себе состояние детства, вызвать в себе ощущение детской легкости, сбросить с себя «всё взрослое». Талантливый   педагог   обязательно   использует   игровую позицию, даже если это происходит неосознанно. Он учит детей отстаивать своё мнение, спорить на уроке с учителем. Порой это делается   так.   Учитель   принимает   вполне   серьёзный   вид   и убеждённым тоном развивает какую­нибудь неправильную мысль, пока   школьники   не   опровергнут   её   более   вескими   доводами   и суждениями, и тогда педагог, «поняв», что «ошибался», благодарит учащихся   за   помощь.   «Господи,   до   чего   все   школы   разные!   Я приехала во Францию, когда мой внук уже два месяца проучился в таком же 6 ­ ом классе,  что и в Англии (то есть это наш     5­й ) и застала  его ...  счастливым.  Он был  влюблен   в  школу,  готов был пропадать детям до вечера, с неохотой шел домой. Причина очень простая:  его   встретили   с   любовью,   с   ликованием,   обнимали   ­   и дети, и учителя. Он не знал ни единого слова, никто не обращал на это внимания, его просто обнимали. И самое смешное ­ в первый же день назначили казначеем класса (хоть он во французских деньгах не разбирался). Позже я пойму, что эти маленькие «чины» ­ одна из форм поощрения ребенка, давно найденная или в этой школе, или вообще   во   Франции.   Это   было   первое   его   потрясение   после радушно ­ никакого отношения к нему в английской школе. Каждое утро возле нашей двери стояли дети ­ от одного до трех человек, они ждали Тему. До школы было  5­7  минут ходу, и вся компания замедляла шаг, чтобы «гулять» вместе. Так же его приводили обратно и сдавали нам с рук на руки. 10 ­ летний Тема, уставший без «друга» в Москве, потом в Лондоне, просто летал от радости, только и  слышно  было: «Мой друг Гийом  сказал...  Мой друг Бернар считает...» Вторым   потрясением   было   то,   что   его   сразу   объявили 10 «первым номером» в классе по английскому и математике. На уроках   к   нему   подсаживали   учительницу   английского,   и   она переводила ему с французского и обратно. Но   учеба   была   совсем   другая,   ближе   к   нашей   московской, даже  еще   более  напряженная. Я  увидела   его густо  исписанные (корявым   почерком,   но   по­французски)   тетради   с   множеством вклеек ­ схемы, таблицы, диаграммы, графики, рисунки ­ по всем предметам. Здесь была и биология (анатомия), которой не было в Англии. Математика была почти нашего уровня, а не как в Англии. С ним отдельно  занимались  языком ­бесплатно. На дом и здесь задавали только в пятницу и так же держали в школе до 4­х часов ­ со спортивным уроком и часовым перерывом на обед и игру во дворе... ...   .Через   месяц   Тема   начал   трещать   по­французски   с друзьями   и   стал   понимать   учительницу.   Но   тут   консульство отказалось продлить дочери визу («другим русским тоже ­из­   за войны в Чечне», так объяснили). Мои дети засобирались обратно в Англию. Друзья трогательно прощались с Темой, давали адреса. «Я бы   хотел  всегда  учиться   в этой  школе»,  ­  тихо  твердил Тема всю обратную дорогу». ( Газета «Моя семья», №8) Еще одна проблема создания школы будущего: это частичная компьютеризация  школ.   Даже   на   семинаре   директоров   школ   г. Хасавюрта было сказано том, что учащиеся, под видом того, что идут в школу, пропадают в компьютерных залах. А почему бы нам в школах не открыть свои бесплатные компьютерные залы (за счет Министерства Образования), но где игры будут не жестокими или бесполезными, а развивающими и обучающими? В первом туре нашего конкурса вы вкратце были ознакомлены с   моей   творческой   работой   под   названием   «Программно   ­ методическая   система   КИД/Малыш».   В   ней   я   рассматриваю возможность обучения (даже грамоте) с помощью компьютерных программ уже с начальных классов, взаимосвязь традиционных и компьютерных   игр,   серии   игр   «Живая   математика», «Конструирование»,   «Комбинаторика»,   «Режиссерские   игры», «Мир   природы»   и   так   далее.   В   своей   работе   «...КИД/Малыш»   я предлагаю   комплексы   игр   для   начальных   классов   и   даже   для старшего   дошкольного   возраста.   Учебный   материал   дан  в   более открытой форме: он как бы менее спрятан в игровые задачи. По педагогической   направленности   такие   игры   условно   можно разделить на две  группы: обучающие («Азбука», «Архитектор») и развивающие («Витраж», «Сложи узор», «Куб»). 11 Не надо «вкладывать» знания в головы детей. Надо делать так,   чтобы   дети   «пытались   отнять»   их   у   учителя,   приобретали знания   путём   неутомимых   поисков.   Игра   ­средство   обучения   и воспитания.   Способность   создавать   и   включаться   в   игровые ситуации,  ­ одно   из   существенных   проявлений   мастерства педагога. Л) Педагогическая позиция. Педагогическая   позиция   ­   это   совокупность   отношений учителя к ученику, к самому себе, к целостному педагогическому процессу, к уроку. Оптимальный  психологический климат в классе также зависит от позиции педагога, учителя, от стиля его работы. Выделяют 4 типа позиций: ­ УЧИТЕЛЯ ­ «ТЕОРИСТЫ». У них теория, идея преобладает в ущерб практике. У «теористов» на первом плане стоит отвлечённая мысль,   которая   заслоняет   иногда   реальность.   Сильная   сторона таких   преподавателей   ­   хорошее   знание   теории,   методики преподавания, постоянная работа по своей специальности. Но,   будучи   сильны   в   теории,   в   знании   методических приёмов,   такие   учителя   часто   бывают   слабы   в   практике,   они плохо чувствуют своих учеников, запоминая лишь успевающих и отстающих. ­ УЧИТЕЛЯ ­ «РЕАЛИСТЫ». Такие учителя тонко чувствуют настроение ребят, умеют вместе с ними и радоваться, и горевать, и жить интересами каждого из них. В теории учитель ­ «реалист» не силён:   ведь   у   него   методика   вытекает   главным   образом   из практики,   а   не   из   книг,   а   потому   он   обычно   затрудняется методически   обосновать   свои  приёмы.   На   уроке   им   лучше   всего удаётся не объяснение нового материала ­ тут они лишь толково передают своими словами содержание учебника, а опрос: их такт, чувство меры и  знание особенностей каждого ученика позволяют взять   от   каждого   по   его   способностям   и  дать   каждому   по   его возможностям.   Очень   хороши   такие   педагоги   в   работе   с отстающими детьми, дисциплина у них строится на сознательности ребят. ­ УЧИТЕЛЯ ­ «УЛИТАРИСТЫ». Для них весь мир ­ лишь материал и учащиеся. Его конёк ­ не объяснение нового материала ­ здесь такой учитель   перескажет   дословно   весь   текст   учебника,   и   не   опрос, который у него превращается в допрос. Его конёк ­ всякого рода тренировка в закреплении и повторении пройденного  материала путём различных упражнений. 12 «Улитаристы»   ­   мастера   всякого   рода   оформления.   Своих воспитанников   они  знают   очень   хорошо,   дисциплина   на   уроках хорошая. Нередко они бывают неплохими «актерами». ­   УЧИТЕЛЯ   ­   «АРТИСТЫ».   Это   учителя   ­   вдохновители. Главное их свойство ­ действовать по вдохновению, по интуиции. В большинстве случаев, это инфантильные взрослые люди, до седых волос   сохраняющие   чисто   детскую  непосредственность.   Они хорошо   привлекают   симпатии   детей.   На   их   уроках   появляются импровизация, они работают творчески. Но есть в их работе и отрицательные стороны. Это, прежде всего   зависимость   такого   учителя   от   его   настроения,   и   отсюда наряду с высококачественными бывают и очень посредственные, а иногда   и   просто   неряшливые   уроки.   Учителям   этого   типа   надо пройти   суровую   и   длительную   школу   самовоспитания, самодисциплины   и   постоянного   настороженно   ­   критического   к себе отношения. Каждый   из   описанных   типов   имеет   свои   достоинства   и недостатки.   Главное,   чтобы   каждый   педагог   был   личностью, человеком с собственным стилем деятельности. К какому типу отнести себя, я пока не знаю. Есть понемногу от каждого типа:  что ­ то и от реалистов, что ­ то и от артистов, но чего ­ то не хватает. Но я надеюсь, что дальнейшая моя работа поможет мне найти себя. Итак,   психологический   климат   ­   это   эмоционально   ­ психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне   отражаются   личные   и   деловые   взаимоотношения   членов коллектива,   определяемые   их   ценностными   ориентациями, моральными нормами и интересами. IV.       ИТОГ. Оптимальный психологический климат...? В   педагогических   Вузах,   колледжах   студенты   получают огромные  теоретические   знания,   методические   рекомендации; студенты   дают   уроки.   Но   как   создать   оптимальный   климат   на уроке, как сделать так, чтобы дети имели желание учиться, имели жажду знаний, чтобы был стимул к знаниям ­ это главная задача учителя. Ознакомившись   с   литературой   по   теме,   пронаблюдав   на практике,   как   те   или   иные   условия   влияют   на   создание оптимального   климата   в   классе,   я   выделила   несколько  правил, которые и сама использую в работе, и другим рекомендую в помощь 13 для создания оптимального психологического климата в классе: создавать   на   своих   уроках   доброжелательные   и сохранять на уроках рациональный, относительно деловые отношения; устойчивый порядок;        соблюдать верный стиль и тон своего общения  с детьми,  следить   за   своими   манерами,   поведением, внешностью; работать творчески; ставить точные, уверенные требования; создавать доброжелательную атмосферу; не сводить духовный мир ребенка только к учению;  быть гуманным; уметь прощать детей.   Детство   ­   важнейший   период   человеческой   жизни,   не подготовка   к   будущей  жизни,   а   настоящая,   яркая,   самобытная, неповторимая   жизнь.   И   от   того,   как   прошло  детство,   кто   вел ребенка, что вошло в его разум и сердце из окружающего его мира ­ от  этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний подросток. 14

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2019