УСПЕШНЫЙ ЛИДЕР – УСПЕШНАЯ ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
(на примере объединения по интересам «Лидер» ГУО «Центр творчества детей и молодежи Центрального района г. Гомеля», руководитель –Шаповалова Ю.А.)
Разрезова Надежда Викторовна,
методист ГУО «Центр творчества
детей и молодежи Центрального
района г. Гомеля»
Участие лидеров в формировании и реализации национальной молодежной политики - один из главных приоритетов современного общества. Белорусское общество и государство заинтересованы в выявлении и обучении лидеров, ориентированных на моральные ценности, занимающих активную гражданскую позицию, способных вести детей, подростков и молодежь к достижению личностно и социально значимых целей деятельности и общения. Лидеры - организаторы детских и юношеских гражданских инициатив, социально значимых мероприятий детей, подростков, молодежи.
Сотрудничество образовательных учреждений и общественных объединений детей и юношества является актуальной проблемой и важным условием эффективной реализации основных направлений Концепции непрерывного образования детей и студентов.
Общественные объединения детей и молодежи - наиболее эффективный механизм проявления и развития качеств лидера, активной гражданственности молодежи. Они создают условия для формирования разноплановой и нравственно зрелой творческой личности через включение своих участников в общественно значимые мероприятия, общение, организацию досуга, трудоустройство и занятость детей, подростков, молодежи.
Сегодня белорусское государство задается вопросом, что нужно молодому человеку на жизненном пути и с каким багажом каждому из них придется идти по жизненному пути.
Молодежь - главный ресурс общества, это его будущее. Успешная государственная реформа возможна только при активном участии молодежи, что требует новых подходов к разработке и реализации молодежной политики.
Молодежная политика – это часть государственной политики. Ее реализация является одним из приоритетных направлений деятельности белорусского государства, поскольку молодое поколение воспроизводит общество не только биологически, но и социально.
Обучение лидерству – одно из основных направлений взаимодействия образовательных учреждений, детских и молодежных общественных объединений. У них есть лидеры, которые вовлекают своих сверстников в общественно значимые мероприятия и позитивное общение в детских и молодежных группах.
Согласно Закону Республики Беларусь «Об общественных объединениях» общественное объединение – это добровольное объединение граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и других прав.
В настоящее время существует множество разных форм детских и молодежных объединений: союз, федерация, ассоциация, содружество, коммуна, отбор, организация, компания, клуб, отбор, ссылка, группа, команда и т.
Объединения по интересам, действующие на базе образовательных учреждений, могут считаться элементом детско-юношеского движения Республики Беларусь. Наиболее распространенные формы объединения детей и подростков - кружок, клуб, секция, мастерская, лаборатория, студия.
Кружок – это традиционная основная форма объединения по интересам. В его предметные и практические задачи входит освоение определенного профиля деятельности, обычно один педагог работает с группой.
Клуб - это группа по интересам, которая решает широкий круг образовательных задач. В задачи клуба входит как освоение учащимися содержания определенной предметной области, так и организация досуга, свободное общение детей, подростков и молодежи. Для клуба характерно наличие названия и символов. В жизни есть определенный ритм, в правилах и традициях клуба. Клуб может иметь структурную разбивку по годам обучения (возраст и опыт работы в клубе), по интересам (творческие группы, ассоциации, сектора и т. д.).
На сегодняшний день в нашей стране широко распространена деятельность детских и молодежных общественных объединений. У этих общественных объединений разные цели и задачи, но их объединяет одно – воспитание лидеров. Деятельность ассоциаций и общественных организаций во многом способствует формированию и воспитанию молодого поколения в духе гражданственности и патриотизма, способствует социализации и адаптации юных граждан в обществе, учит детей работать сплоченным коллективом.
В понятие лидерства входит три элемента: влияние, группа и цель. Во-первых, лидеры – это люди, которые влияют на поведение других. Во-вторых, лидерство возможно только в одной группе (именно группа делает влиятельного члена лидером). В-третьих, лидерство – это процесс, в котором человек влияет на других членов группы для достижения общих целей.
Лидер – это человек, который ведет за собой людей, предлагает инициативы и несет ответственность за их реализацию в практике. Лидер лучше, чем другие члены группы (ассоциации), представляет ценности и цели совместной деятельности, которые позволяют ему направлять и организовывать других для реализации ценностей и достижения целей. Лидер направляет своих последователей для достижения общих целей, а последователи добровольно следуют за лидером, поскольку они разделяют общие ценности и интересы. Лидер обладает инициативными, организаторскими и коммуникативными способностями, которые позволяют ему выдвигать инициативы и организовывать совместные действия членов коллектива для их реализации.
Лидер – это член группы, который имеет наибольшее влияние на формирование своих интересов и который выделяется посредством группового взаимодействия при разграничении ролей и который реализует свой собственный организационный и коммуникативный потенциал.
Лидерство – это выражение, формирование и регулирование неформальных межгрупповых межличностных отношений. Лидер олицетворяет систему целей и ценностей, предпочитаемых группой, является ее носителем и активным лидером в жизни. В этом контексте лидер рассматривается как человек, чьи взгляды и ориентации становятся ориентиром, первой моделью для всех или большинства членов группы при оценке важных аспектов их жизни. Лидер возглавляет группу, планирует, организует и управляет ее деятельностью, демонстрируя при этом более высокий уровень активности, чем все остальные члены группы.
Лидерство – это способность влиять на отдельных людей и группы людей, чтобы мотивировать их работать над достижением цели.
Лидерские способности— система личностных характеристик, качеств (социальная активность, инициативность, целеустремленность, решительность, сила воли, энергичность, уверенность в себе, самообладание, смелость, любознательность, компетентность, трудолюбие, мудрость, коммуникативные и организаторские качества и т. д.), благодаря которым человек может повести людей за собой, может принимать решения за группу людей и умеет убедить других в правильности выбранного решения.
Сегодня каждое общественное объединение построило свою индивидуальную систему обучения лидерству.
Объединение по интересам «Лидер» может успешно функционировать только тогда, когда молодые люди чувствуют себя хозяевами школы, города, региона, несут ответственность за происходящие в них события, проявляют инициативу и творческий потенциал в улучшении собственной жизни, стремятся к личному успеху, к успеху.
В ГУО «Центр творчества детей и молодежи Центрального района г. Гомеля» с декабря 2016 г. функционирует объединение по интересам «Лидер», руководителем которого является педагог дополнительного образования Шаповалова Юлия Александровна.
Вся работа объединения по интересам основана на самоуправлении, добровольности и детской инициативе, без какого-либо принуждения детей и подростков, навязывания им содержания или форм работы.
Каждый ребенок работает самостоятельно по-своему, у каждого свой характер, свой талант, свои способности. Используя разработанные принципы, правила, психологические аспекты в своей работе, ребята поставили перед собой цель создать в школе, городе, в учреждении дополнительного образования сильный и дружный коллектив, который будет действовать в духе взаимопомощи.
Объединение по интересам «Лидер» предлагает разнообразные мероприятия для большинства учащихся; раскрывает их возможности и дает возможность формировать мировоззренческую позицию и социальное развитие.
Каждый учащийся в объединении по интересам «Лидер» должен чувствовать себя лидером и уметь расширять сферу своих навыков. Многие нуждаются в творчестве, в постоянном развитии своих творческих задатков. Есть много людей, которые хотят организовывать мероприятия, но не все могут справиться со сценарием. Даже если им удастся чего-то добиться, они не смогут полностью раскрыть свои навыки.
Любая поставленная задача будет успешно решена, если деятельность членов объединения «Лидер» будет иметь общественно полезную направленность, а результаты работы будут иметь практическое применение.
В формировании взглядов лидеров самоуправления учреждения дополнительного образования оказывают помощь дела объединения по интересам «Лидер» - это социальные проекты, акции, конкурсы, встречи и тематические квесты, эвристические дискуссии, фестивали лидерских команд, путешествия, оздоровительные лагеря и многое другое, а также индивидуальные и групповые консультации руководителя объединения и психолога Центра творчества.
Ребята строго придерживаются придуманных ими правил обсуждения или условий конкурса.
Лидеры объединения по интересам «Лидер» на всех мероприятиях очень активны, потому что им доверяют взрослые. Подростки и молодые люди открыты для новых впечатлений, не боятся быть собой, проявляют сдержанность, умеют формировать собственные мысли. Этому способствует многолетняя деловая активность объединения по интересам. Ничто не может заменить детскую организацию или ассоциацию, способную научить ребенка первым навыкам поведения в обществе, взаимоотношений с людьми; демонстрирует качества лидера или умение совместно и самостоятельно разрабатывать решения.
Лидеры объединений по интересам постоянно совершенствуются. Они что-то изучают, что-то меняют, их беспокоит роль молодежи в формировании государства, нравственных качеств, общечеловеческой культуры, социальной, правовой и коммуникативной компетентности выпускников; В детском сообществе не раз вспыхивали эмоции, пересекались противоположные взгляды, шел поиск истины, путь к успеху.
Выведена формула успешного коллективного самоуправления учащихся, когда воспитание детей и молодежи, их социальное развитие в объединении по интересам нацелены на самореализацию и самосовершенствование личности, открытие, расширение, совершенствование организационных и управленческих навыков и способностей. Учащиеся на практике осваивают навыки использования и защиты своих прав, принятия решений и ответственности за результаты своей деятельности.
Объединение по интересам «Лидер» сегодня – это механизм сотрудничества в едином коллективе детей, молодежи и взрослых, направленный на решение проблем и вопросов, возникающих в коллективе школьников; это способ обнаружения, расширения, улучшения организационных и управленческих компетенций и навыков; это форма деятельности, посредством которой происходит самореализация и самосовершенствование человека; они успешные лидеры, которые знают, что они должны быть видимыми, что в переводе на практический язык означает «вас должны видеть, вы должны быть услышаны, ваше присутствие должно ощущаться»; они - активные лидеры, которые живут инициативой и предлагают только то и то, что вызывает поддержку и энтузиазм, гарантируя успех.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.