Устный счёт как средство повышения интереса к уроку математики
Оценка 4.8

Устный счёт как средство повышения интереса к уроку математики

Оценка 4.8
docx
математика
31.07.2020
Устный счёт как средство повышения интереса к уроку математики
Устный счёт как средство повышения интереса к уроку математики.docx

ГБОУ СО «Школа – интернат АОП №3 г. Энгельса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Устный счёт как средство повышения интереса к уроку математики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель математики

                                                                          Журавлева И.В.

 

 

 

 

    Умственная нагрузка на уроках математики заставляет задуматься учителя над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построен урок. Необходимо, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно на уроке, т.к. это способствует развитию его умственных способностей, творческой активности и самостоятельности.                                                                                                    

     Поэтому учителю математики надо обращать внимание на устный счет с того момента, когда учащиеся приходят к нему из начальной школы. Именно в среднем звене мы закладываем основы обучения математике наших воспитанников, раскрываем ее притягательные стороны. Хорошо развитые у школьников навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах.

    Устная работа является одним из важнейших этапов урока. Она имеет большое значение, как для учителя, так и для учащихся. И это понятно почему:

1) во время устной работы можно выяснить, хорошо ли усвоен материал;

2) соответствующий подбор заданий позволяет подготовить к восприятию нового материала;

3) это одна из удобных форм организации повторения;

4) во время устной работы можно задействовать большое количество учеников, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным;

5) в зависимости от формы организации устной работы  можно отследить, как хорошо учащиеся владеют определенными навыками, насколько грамотно они строят свои предложения;

6) устный счет - это лакмусовая бумажка, которая показывает умение и качество работы ученика и учителя и дает учащемуся возможность реализовать себя;

7) упражнения устного счета с игровыми элементами активизируют внимание, вызывают дух соревнования и стремление одержать победу, правильно и быстрее выполнить задания;

8) упражнения устного счета позволяют учащимся довести навык выполнения до автоматизма, что необходимо при выполнении трудных, нестандартных заданий, когда мыслительная деятельность нацелена на обработку других – более серьезных упражнений.

Из всего вышесказанного следует, что устный счет – очень нужный этап урока. Именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный опрос украшает урок, делает его логически стройным и интересным, способствует лучшему усвоению программного материала.

Примеры устных упражнений.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ АНАГРАММА

Анаграммой называется слово, в котором поменяны местами все или несколько букв. Решить анаграмму – означает определить исходное слово. Математические анаграммы могут быть с успехом использованы в процессе усвоения математической терминологии. На уроке могут быть предложены задания следующего типа.

Решить анаграммы и исключить лишнее слово:

мапряя, чул, резоток, лпоащьд

ЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ

Эти логические тесты формируют навыки и умения сложения (вычитания), деления (умножения) любых чисел.

Вставьте недостающее число:

276    (15)     4140

28       (?)      1064

Вставьте пропущенное число:

0,25   (5)     0,05

(?)    2    4,2

 

 

Учитель показывает карточку с заданием и тут же громко прочитывает его. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы. Для более четкого контроля работы каждого ученика ответы могут записываться на ранее заготовленных карточках и остаются у учащегося. Таким образом, можно проверить работу ученика на устном счете в любой удобный момент урока.

РАВНЫЙ СЧЕТ

На доске записано упражнение с ответом. Ученики придумывают свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята на слух должны воспринимать название числа и определять, верно, ли составлен пример.

54,9 : 9 = 6,1 (пример учителя)

……. = 6,1

Это задание помогает не только повторению, но и отработке правил действия над числами.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА

На доске заранее написаны примеры в два столбика. Ученики делятся на две команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свои задания.

                                                               УМНАЯ ЛЕСЕНКА       

На каждой ступеньке записано задание в одно действие. Одновременно четыре ученика решают у доски каждый свой пример. И записывает ответ на своей «ступеньке». Побеждает тот, кто быстрее даст правильные ответы на всех ступеньках.

 

 

 

 

 

                     2×1/3

                                                    1/6×2                   1/5×5

                                      0,4:2                                               2:1/4

                         0,2×2                                                                        0,8×2                            

 

 


Немаловажная роль при подготовке устных упражнений, проводимых на уроках математике, отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Они  познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Ниже приведены примеры дидактических игр, которые можно проводить устно на уроках математики.

«Смотри, не ошибись»

Например, после изучения темы «Тождества сокращённого умножения» (7 класс) для закрепления и проверки знаний, учащихся можно предложить эту игру. Для проведения игры необходимы предварительные записи на доске. На доске записываются 6-10 формул и примеров по данной теме.

Например:

1.   ◊² - в² = (а-◊) (а +◊)

2.   (а +◊ )²= ◊ ²+2◊в+в²

3.   (◊ + в)²= а² + 2ав +◊ ²

4.   )m – ◊)²= m² - 2◊m +◊²

5.   (5 + ◊)²= ◊ + ◊ + 81

6.   47² - 37²= (47-◊) (◊ + 37)

7.   (◊ – 3) (◊ + 3)= a² - ◊

8.   61²= 360 + ◊ +1

9.   71² + 29² + 2·71·29 = (◊  +◊)² = ◊²

Правила игры. Учитель вызывает поочерёдно по одному ученику из каждой команды и просит вместо квадратика написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство. После окончания этой работы предлагается всем внимательно посмотреть и проверить записи.

 «Кто быстрее достигнет флажка»

Тема: «Арифметические действия с обыкновенными дробями»

На доску проецируется набор примеров на четыре действия с обыкновенными дробями и с таблицей ответов. В таблице один или два примера неправильные. Из каждой команды вызывается к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх к заветному флажку. Соревнуются две команды. Учащиеся на местах устно проверяют результаты своих игроков. При неправильном ответе к доске выходит другой член команды, который продолжает решение заданий. Вызывают для работы у доски учеников капитаны команд. Выигрывает та команда, которая при наименьшем количестве учащихся первой достигнет флажка.

 


4

 

     6

    3

   5

     7

   8

    7

  9

   4

 

                             2;  8;  6;  2;  3;  13;  9;  3;  1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Числовая мельница»

Тема: «Арифметические действия с рациональными числами».

В кружках мельницы записаны рациональные числа. На стрелках, соединяющие кружки, указаны действия. Задание состоит в том, чтобы выполнить последовательно действия, продвигаясь по стрелке от центра к внешней окружности. Выполняя последовательно действия по указанному маршруту, ученик найдёт ответ в одном из кружков внизу.

 

 

 «Молчанка»

Сигнальные карточки (красная, зеленая) очень помогают учителю дисциплинировать учеников и одновременно получать информацию об усвоении материала. Например, при устном опросе: если ученик за партой согласен с отвечающим, то он поднимает зелёную карточку, а если нет – красную. Таким образом, каждый ученик имеет возможность высказаться.

 Желательно, чтобы условие предлагаемых устных задач в той или иной форме было представлено ученикам  зрительно. С этой целью я использую ряд «тренажеров» (таблиц устных упражнений) по некоторым основным темам курса математики. Работа с тренажерами значительно экономит время на уроке, учителю не нужно заранее, на перемене устные упражнения выписывать на доску. Учащиеся с тренажерами работают с удовольствием и интересом, в результате овладевают умениями и навыками, необходимыми для успешного изучения той или иной темы. Тренажеры также можно использовать при проведении зачетов по математике.

С помощью различных видов устных упражнений, вызывая  интерес и прививая любовь к предмету, обучающиеся  активно работают с учебным материалом, который пробуждает у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала при подготовке к сдаче Государственного экзамена.

 


ГБОУ СО «Школа – интернат АОП №3 г

ГБОУ СО «Школа – интернат АОП №3 г

Умственная нагрузка на уроках математики заставляет задуматься учителя над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока

Умственная нагрузка на уроках математики заставляет задуматься учителя над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока

ЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ Эти логические тесты формируют навыки и умения сложения (вычитания), деления (умножения) любых чисел

ЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ Эти логические тесты формируют навыки и умения сложения (вычитания), деления (умножения) любых чисел

Немаловажная роль при подготовке устных упражнений, проводимых на уроках математике, отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и…

Немаловажная роль при подготовке устных упражнений, проводимых на уроках математике, отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и…

Из каждой команды вызывается к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки

Из каждой команды вызывается к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки

Молчанка» Сигнальные карточки (красная, зеленая) очень помогают учителю дисциплинировать учеников и одновременно получать информацию об усвоении материала

Молчанка» Сигнальные карточки (красная, зеленая) очень помогают учителю дисциплинировать учеников и одновременно получать информацию об усвоении материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2020