ГБОУ СО «Школа – интернат АОП №3 г. Энгельса»
«Устный счёт как средство повышения интереса к уроку математики»
Учитель математики
Журавлева И.В.
Умственная нагрузка на уроках математики заставляет задуматься учителя над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построен урок. Необходимо, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно на уроке, т.к. это способствует развитию его умственных способностей, творческой активности и самостоятельности.
Поэтому учителю математики надо обращать внимание на устный счет с того момента, когда учащиеся приходят к нему из начальной школы. Именно в среднем звене мы закладываем основы обучения математике наших воспитанников, раскрываем ее притягательные стороны. Хорошо развитые у школьников навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах.
Устная работа является одним из важнейших этапов урока. Она имеет большое значение, как для учителя, так и для учащихся. И это понятно почему:
1) во время устной работы можно выяснить, хорошо ли усвоен материал;
2) соответствующий подбор заданий позволяет подготовить к восприятию нового материала;
3) это одна из удобных форм организации повторения;
4) во время устной работы можно задействовать большое количество учеников, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным;
5) в зависимости от формы организации устной работы можно отследить, как хорошо учащиеся владеют определенными навыками, насколько грамотно они строят свои предложения;
6) устный счет - это лакмусовая бумажка, которая показывает умение и качество работы ученика и учителя и дает учащемуся возможность реализовать себя;
7) упражнения устного счета с игровыми элементами активизируют внимание, вызывают дух соревнования и стремление одержать победу, правильно и быстрее выполнить задания;
8) упражнения устного счета позволяют учащимся довести навык выполнения до автоматизма, что необходимо при выполнении трудных, нестандартных заданий, когда мыслительная деятельность нацелена на обработку других – более серьезных упражнений.
Из всего вышесказанного следует, что устный счет – очень нужный этап урока. Именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный опрос украшает урок, делает его логически стройным и интересным, способствует лучшему усвоению программного материала.
Примеры устных упражнений.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ АНАГРАММА
Анаграммой называется слово, в котором поменяны местами все или несколько букв. Решить анаграмму – означает определить исходное слово. Математические анаграммы могут быть с успехом использованы в процессе усвоения математической терминологии. На уроке могут быть предложены задания следующего типа.
Решить анаграммы и исключить лишнее слово: мапряя, чул, резоток, лпоащьд |
ЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ
Эти логические тесты формируют навыки и умения сложения (вычитания), деления (умножения) любых чисел.
|
|
||
|
|
Учитель показывает карточку с заданием и тут же громко прочитывает его. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы. Для более четкого контроля работы каждого ученика ответы могут записываться на ранее заготовленных карточках и остаются у учащегося. Таким образом, можно проверить работу ученика на устном счете в любой удобный момент урока.
РАВНЫЙ СЧЕТ
На доске записано упражнение с ответом. Ученики придумывают свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята на слух должны воспринимать название числа и определять, верно, ли составлен пример.
54,9 : 9 = 6,1 (пример учителя)
……. = 6,1
Это задание помогает не только повторению, но и отработке правил действия над числами.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА
На доске заранее написаны примеры в два столбика. Ученики делятся на две команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену команды. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свои задания.
УМНАЯ ЛЕСЕНКА
На каждой ступеньке записано задание в одно действие. Одновременно четыре ученика решают у доски каждый свой пример. И записывает ответ на своей «ступеньке». Побеждает тот, кто быстрее даст правильные ответы на всех ступеньках.
2×1/3
1/6×2 1/5×5
0,4:2 2:1/4
0,2×2 0,8×2
Немаловажная роль при подготовке устных упражнений, проводимых на уроках математике, отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Ниже приведены примеры дидактических игр, которые можно проводить устно на уроках математики.
«Смотри, не ошибись»
Например, после изучения темы «Тождества сокращённого умножения» (7 класс) для закрепления и проверки знаний, учащихся можно предложить эту игру. Для проведения игры необходимы предварительные записи на доске. На доске записываются 6-10 формул и примеров по данной теме.
Например:
1. ◊² - в² = (а-◊) (а +◊)
2. (а +◊ )²= ◊ ²+2◊в+в²
3. (◊ + в)²= а² + 2ав +◊ ²
4. )m – ◊)²= m² - 2◊m +◊²
5. (5 + ◊)²= ◊ + ◊ + 81
6. 47² - 37²= (47-◊) (◊ + 37)
7. (◊ – 3) (◊ + 3)= a² - ◊
8. 61²= 360 + ◊ +1
9. 71² + 29² + 2·71·29 = (◊ +◊)² = ◊²
Правила игры. Учитель вызывает поочерёдно по одному ученику из каждой команды и просит вместо квадратика написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство. После окончания этой работы предлагается всем внимательно посмотреть и проверить записи.
«Кто быстрее достигнет флажка»
Тема: «Арифметические действия с обыкновенными дробями»
На доску проецируется набор примеров на четыре действия с обыкновенными дробями и с таблицей ответов. В таблице один или два примера неправильные. Из каждой команды вызывается к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх к заветному флажку. Соревнуются две команды. Учащиеся на местах устно проверяют результаты своих игроков. При неправильном ответе к доске выходит другой член команды, который продолжает решение заданий. Вызывают для работы у доски учеников капитаны команд. Выигрывает та команда, которая при наименьшем количестве учащихся первой достигнет флажка.
4
|
6 |
3 |
5 |
7 |
8 |
7 |
9 |
4 |
2; 8; 6; 2; 3; 13; 9; 3; 1 |
|
«Числовая мельница»
Тема: «Арифметические действия с рациональными числами».
В кружках мельницы записаны рациональные числа. На стрелках, соединяющие кружки, указаны действия. Задание состоит в том, чтобы выполнить последовательно действия, продвигаясь по стрелке от центра к внешней окружности. Выполняя последовательно действия по указанному маршруту, ученик найдёт ответ в одном из кружков внизу.
«Молчанка»
Сигнальные карточки (красная, зеленая) очень помогают учителю дисциплинировать учеников и одновременно получать информацию об усвоении материала. Например, при устном опросе: если ученик за партой согласен с отвечающим, то он поднимает зелёную карточку, а если нет – красную. Таким образом, каждый ученик имеет возможность высказаться.
Желательно, чтобы условие предлагаемых устных задач в той или иной форме было представлено ученикам зрительно. С этой целью я использую ряд «тренажеров» (таблиц устных упражнений) по некоторым основным темам курса математики. Работа с тренажерами значительно экономит время на уроке, учителю не нужно заранее, на перемене устные упражнения выписывать на доску. Учащиеся с тренажерами работают с удовольствием и интересом, в результате овладевают умениями и навыками, необходимыми для успешного изучения той или иной темы. Тренажеры также можно использовать при проведении зачетов по математике.
С помощью различных видов устных упражнений, вызывая интерес и прививая любовь к предмету, обучающиеся активно работают с учебным материалом, который пробуждает у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала при подготовке к сдаче Государственного экзамена.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.